Организация повседневной жизни мусульман — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация повседневной жизни мусульман

2021-10-05 33
Организация повседневной жизни мусульман 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мусульманин, трудящийся ради обретения благословений Аллаха, должен организовать свою повседневную жизнь, повинуясь законам ислама. Сообразно с этими законами мусульманин должен рано вставать и рано ложиться спать. Он должен начинать свой день с самого рассвета или, по крайней мере, до восхода солнца, ибо такое раннее начало обеспечит ему утро, которое не будет затхлым от дыхания непокорных, которые поздно встают. Пророкﷺ сказал: «О Аллах, пусть будут благословенны ранние утра моего народа» (Ахмад и другие).

Одна из самых серьезных проблем для мусульман связана с бодрствованием всю ночь и поздним вставанием после пропуска утренней молитвы. Один из праведных предшественников сказал: «Любопытно, как можно совершать утренние молитвы после восхода солнца и при этом обретать милость Аллаха».

От Абу Хурайры переданы такие слова Пророкаﷺ: «Когда один из вас спит, шайтан вяжет три узла у него на затылке. Он (шайтан) молвит на каждый узел: пред тобой долгая ночь, а посему спи. Коль он (человек) просыпается и поминает Аллаха, один узел развязывается; коль он совершает омовение, развязывается другой узел; и коль он совершает молитву, развязывают все три уза, и он становится деятельным и добродушным, а иначе он становится скверным и ленивым» (Аль-Бухари).

Какая же огромная разница между тем мусульманином, который успешно распутывает узлы шайтана, и тем, который остается под влиянием его чар. Что касается первого, он активно начинает свой день, поминая Аллаха и совершая свои молитвы. Затем отправляется на борьбу за существование в отличном духовном и физическом самочувствии. Но последний продолжает спать все утро и просыпается с чувством тяжести и в душе, и в теле. Это чувство лености и сонливости не покидает его весь день.

Подытоживая этот момент, отметим, что мусульманин должен просыпаться рано и затем произносить известные ему обращения к Аллаху, которым учил Пророкﷺ. Вот некоторые из них:

«Мы встали утром, как и все царство Аллаха. Вся слава Аллаху, и нет Ему равных. Нет бога кроме Него, и к Нему возвращаемся».

«О Аллах! Все, к чему благоволю я, и с чем встает любое из Твоих созданий, только от Тебя, и нет Тебе равных, и потому хвала и благодарность положена Тебе».

«О Аллах! Я встаю с данными Тобой благодатями, благополучием и убежищем,, и потому нет для меня лучше Твоих благодатей, благополучия и убежища в этом мире и в будущей жизни».

После этого мусульманин может прочитать из Достославного Корана то, что соответствует его времени и силам, с покорностью, богобоязненностью и размышлением. Аллах Всемогущий говорит:

«Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Коран, 38: 29).

Затем мусульманин завтракает и отправляется на заработки. Будь он богат или беден, он все равно должен найти себе работу, даже если это управление его собственным имуществом. Это означает, что мусульманин будет работать при любых обстоятельствах, будь то ради заработка на жизнь или ради присмотра за своим имуществом. Для ислама является нормальным запрет риба (процентов), поскольку это система, которая противоречит его учениям. Ислам призывает людей много трудиться, зарабатывать на жизнь и вести целеустремленную жизнь. Риба же, наоборот, поощряет человека к ведению бесцельной жизни, сидению дома ничего не делая и ничем не рискуя, но при этом получая проценты с того, что он имеет. Таким образом, миссией человека является работа и заселение земли, как об этом сказано в Достославном Коране:

«Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь — Близкий, Отзывчивый» (Коран, 11: 61).

Таким образом, человек должен научиться отдавать назад то, что он берет, и он должен производить, дабы возместить то, что он потребляет. Он не должен жить впустую, даже под предлогом посвящения себя поклонению Аллаху, ибо в исламе нет монашества. Абдуллах Ибн Аз-Зубайр сказал, что жизнь впустую — это самое худшее, что есть в этом мире. Аль-Манави прокомментировал это высказывание так, что если человек ведет бессмысленную жизнь, ничего не делая для совершенствования своей веры, он станет легкой жертвой для шайтана. А если человек бесполезен для людей, он от этого ляжет дополнительным грузом им на плечи.

По этой причине Умар, каждый раз встречая человека с приятной внешностью, спрашивал, есть ли у того занятие. Если ответ был отрицательным, этот человек падал в его глазах. Помимо этого, один праведный человек сравнил суфия, у которого не было профессии, с совой, живущей в развалинах и совершенно бесполезной.

Благодаря этой теории мусульманин должен понять, что, выполняя свои мирские дела, он трудится и потому исполняет часть своих обязанностей перед Аллахом — если только он преуспевает в том, что делает, и если ничто не препятствует ему поминать Аллаха.

Более того, каждый мусульманин должен добиваться совершенства в исполнении дел, ибо Пророкﷺ сказал: «Воистину, Аллах велел, дабы все делалось хорошо» (Муслим).

«Воистину, Аллах любит, когда если кто-то из вас делает какую-то работу, он должен делать ее совершенно» (Аль-Байхаки и другие).

Одной из ежедневных обязанностей, о которой мусульманин не должен забывать и не должен ею пренебрегать, является его обязанность по отношению к обществу.

Это означает, что Он должен помогать членам общества в решении дел и удовлетворении потребностей. Его вознаграждение за это будет равным его вознаграждению за совершение молитв или за благотворительность. Пророкﷺ сказал: «Каждый мусульманин должен давать пожертвование». Они (сподвижники) сказали: «О Посланник Аллаха! А что, коль он не найдет ничего (чтобы дать)?»

Он сказал: «Он может работать своими руками — так он приносит пользу себе и (затем) отдает (из этого) пожертвование». Они сказали: «А что, если он не может работать или этого не делает?» Пророк сказал: «Он может помочь остро нуждающемуся человеку». Они сказали: «А что, если он этого не делает?» Он сказал: «Пускай тогда внушает добро». Они сказали: «А что, если он и этого не делает?» Он сказал: «Пускай тогда держится подальше от (совершения) зла, ибо это благодеяние» (Аль-Бухари и Муслим).

Таким образом, такой вид благотворительности, как участие в общественных делах [социальная активность], является ежедневной обязанностью каждого мусульманина и даже более, если брать, например, обязанность каждой части его тела.

Следовательно, мусульманин будет подобен переполненному источнику мира и благодати для всех его окружающих, как сказал Пророкﷺ: «Каждая часть человеческого тела должна давать милостыню ежедневно с восходом солнца: справедливо рассудить двух людей — это милостыня; помочь человеку оседлать коня, подсадив его на него или подняв на него его пожитки — милостыня; доброе слово — милостыня, каждый ваш шаг к молитвам — милостыня, и устранение вредных предметов с дороги — милостыня» (Аль-Бухари и Муслим).

Поскольку Аллах создал человека в совершенном виде, человек должен каждой своей костью, суставом и каждой частью своего тела выражать благодарность Аллаху служением Ему и во благо Его рабов.

Когда наступает время для молитвы зухр, мусульмане спешат откликнуться на призыв Аллаха и торопятся совершать молитву сообща. Таким образом, своевременное совершение молитвы — это обязанность, предписанная Аллахом Всемогущим, а конгрегационная молитва играет важнейшую роль. Пророкﷺ был готов сжечь дома нескольких людей из-за их пренебрежения конгрегационной молитвой.

Поэтому тех, кто совершает молитву коллективно, Аллах облагодетельствовал в двадцать семь раз более, чем тех, кто совершает ее сам.

После этого мусульманин умеренно завтракает, употребляя ту пищу, которая поддержит его силы и позволит ему исполнять свои обязанности, как говорит Аллах Всемогущий:

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных. Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим». (Коран, 7: 31 - 32).

В жарких странах, особенно летом, некоторым людям может понадобиться короткий сон днем, чтобы смочь совершать молитву ночью и при этом рано встать.

Это показано в аяте:

«О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза. Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга. Так Аллах разъясняет вам знамения. Аллах — Знающий, Мудрый». (Коран, 24: 58).

Когда мусульманин слышит зов на молитву аср, он должен проснуться либо, если он занят работой, оставить ее. Иными словами, он должен отказаться от всего до тех пор, пока он не совершит свои молитвы. О такой преданности добропорядочного мусульманина молитве упомянуто в аяте:

«…мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры…» (Коран, 24: 37).

Мусульманину не полагается откладывать свою молитву до самого захода солнца, ибо таким способом молитву совершают лицемеры. Пророкﷺ сказал: «Это способ, которым совершает молитву лицемер, это способ, которым совершает молитву лицемер, это способ, которым совершает молитву лицемер; он наблюдает за очертанием солнца до тех пор, пока оно не [застрянет] между двумя рогами шайтана, (затем) он (лицемер) встает, дабы совершить ее (молитву аср) в четырех частях (ракятах) побыстрее, и лишь чуть-чуть поминая Аллаха»(Муслим).

А позже, когда садится солнце, мусульманин встает для своевременного совершения молитвы магриб, тем более что время для нее очень короткое. Когда он заканчивает обязательные и дополнительные молитвы, то произносит несколько вечерних обращений к Аллаху, например, «О Аллах! Это приближается Твоя ночь, уходит Твой день, и обращаются (к Тебе) Твои слуги, так что прости Меня».

Помимо этого есть обращения, подобные упомянутым выше. Их произносят утром, но [если произносить их вечером,] нужно лишь поменять слова, относящиеся к утру, на другие слова, относящиеся к вечеру.

Затем мусульманин обедает и после этого встает для совершения молитвы иша и прилагаемых к ней добровольных молитв (сунна). Перед отходом ко сну он исполняет некоторые обязанности по отношению к родственникам, друзьям и знакомым, посещая их или просто звоня им.

Но это еще не все, поскольку мусульманин также обязан отвести регулярный период времени для чтения. То есть он должен искать такое знание, которое пойдет на пользу его жизни и религии. Аллах предписал Своему Посланнику:

«Превыше всего Аллах, истинный Царь! Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено, и говори: «Господи! Приумножь мои знания» (Коран, 20: 114).

Один мудрый человек сказал: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты такой».

Нет ничего плохого в том, что мусульманин время от времени развлекается в допустимых пределах и при одном условии: это не повлияет на успешность исполнения им своей жизненной миссии. Следовательно, он может развлекаться, но не нарушая право Аллаха на поклонение с его стороны, право своего тела на отдых, право своей семьи на заботу и право своей работы на отличное выполнение.

Он поэтому должен стараться достичь баланса между своими правами и обязанностями, как предписал Аллах Всемогущий:

«…чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (Коран, 55: 8, 9).

Мусульманин ни на один день не должен забывать о десяти правах, за которые Аллах сделал его ответственным, упускать их или пренебрегать ими. Аллах говорит:

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов…» (Коран, 4: 36).

Первое и важнейшее право — это право Аллаха, великого Творца, единственного Господина и Жизнедателя:

«Все блага, которые вы имеете, — от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь» (Коран, 16: 53).

Поэтому мусульманин не должен пренебрегать правами своего Господа, Аллаха. Самое очевидное ежедневное право Аллаха — это молитва. Он сделал смиренное состояние в ней первейшей чертой верующих. Аллах говорит:

«которые смиренны во время своих намазов…» (Коран, 23: 2).

А последней из этих черт Он, Всевышний, сделал четкое соблюдение молитвы.

Аллах Всемогущий говорит:

«которые регулярно совершают намаз» (Коран, 23: 9).

А тем, кто пропускает установленное для молитвы время, Аллах грозит, говоря:

«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам…» (Коран, 107: 4 - 5).

Второе право — это право родителей, ибо, как утверждает Достославный Коран, от доброты и послушания им прямо зависит таухид. Матери уделяется особое внимание, ибо она нуждается в гораздо большей заботе и внимании, чем отец, и больше страдает ради своего ребенка. В Достославном Коране сказано:

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я — один из мусульман». (Коран, 46: 15).

Именно поэтому ислам не одобряет посвящение матери лишь одного дня, который люди называют «днем матери», поскольку ислам хочет, чтобы каждый день матери был праздничным днем. После этого идут права родственников: братьев, сестер, дядей, тетей, двоюродных братьев и сестер, других родственников. Затем идет право сирот, нуждающихся, путников, а также право соседей и друзей.

И, наконец, есть право, которым обладает правая рука, а это означает, что человек обязан исполнять права по отношению к тому, чем он обладает. Например, в эпоху рабства человек должен был достойно обращаться со своим рабом. Теперь же человек обязан достойно обращаться со своими животными, машинами и со всем своим имуществом. Он должен ухаживать за ними и никогда ими не разбрасываться, ибо Аллах доверил ему такие благословения, за которые он понесет ответ в Судный День.

В конце дня, если мусульманин хочет идти спать, ему желательно совершить ритуальное омовение, затем совершить молитву, после чего он может пойти в постель, лечь на правый бок и произнести слова Пророка: «Во имя Тебя, о Господи, я улегся на бок, и во имя Тебя я встану с него. Коль Ты (во время сна) заберешь мою душу и коль вернешь ее (после сна), то защити ее, как защищаешь Своих праведных слуг».

Поэтому мусульманин должен узнать, что ему нужно делать и что говорить в каждой части дня. Эту информацию можно получить из книг мусульманских ученых. Вот некоторые из них: «Амаль аль-яум уа а-лайлах» Ан-Насаи, «A ль-азкар» Ан-Науауи, «A ль-калим ат-таййиб» Ибн Таймийя, «A ль-уабиль ас-саййиб» Ибн Аль-Каййима, «A ль-хизн аль-хасин» Ибн Аль-Джазри, «Тухфат аз-закирин» Аш-Шаукани и «A ль-азкар» имама Хасана Аль-Банна.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.