Концепция диффузии нововведений, полюсов роста и поляризации — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Концепция диффузии нововведений, полюсов роста и поляризации

2021-10-05 46
Концепция диффузии нововведений, полюсов роста и поляризации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Следующая группа теоретических идей принципиально нова для российской науки — не в смысле недостаточного знакомства с ней исследователей, а в плане практической неприменимости, и даже противоположности концепциям, характерным для административной экономики в силу ее стремления к единообразию и невосприимчивости к инновациям. Это концепция диффузии нововведений, полюсов роста и поляризации.

Исходным моментом рассматриваемых в данном разделе концепций считается идея Й. Шумпетера [144], предложенная в работе «Теория экономического развития» в 1912 г. Он ввел в экономическую науку понятие нововведение (innovation) для изменения причин и способов динамических нововведений в экономике.

В соответствии с теорией Шумпетера [144] экономическое развитие предполагает такое перераспределение ресурсов между различными вариантами их использования, которое позволяет предпринимателям создать и присвоить положительную экономическую прибыль, то есть прибыль, превышающую нормальную бухгалтерскую.

В отличие от изобретений (которые делают изобретатели, открывающие новое) нововведения как внедрение изобретений осуществляются предпринимателями, внедряющими достижения научно-технического прогресса в экономическое развитие. Й. Шумпетер [144] полагал, что из состояния хозяйственного кругооборота экономика может выходить только благодаря инновациям.

Предприниматель, осуществляющий нововведения, преодолевает сопротивление окружающей среды, тем самым преодолевая и препятствия, мешающие распространению новых форм организации производства, новых технологий производства известных товаров и услуг, созданию новых товаров и услуг, открытию новых рынков. Важнейшим условием реализации предпринимательской функции является развитый финансовый сектор экономики, обеспечивающий перелив капитала из одной отрасли в другую.

 

Концепция диффузии нововведений

 

Начало изучению диффузии нововведений положил Т. Хагерстранд [188]. Главным в его концепции является закон пространственной экспансии. Согласно этому закону нововведение, возникнув в какой-либо точке пространства, стремится к максимальному его заполнению. При этом старые элементы могут замещаться новыми (диффузия замещения) или сосуществовать с ними (диффузия совмещения).

Т. Хагерстранд разработал волновую модель диффузии нововведений и выделил четыре этапа развития этого процесса. В дальнейшем концепция стала широко использоваться на Западе, например при анализе динамики развития районов П. Хаггетом [140].

В российской региональной науке, подчиненной плановой системе, анализ диффузии нововведений как объективного процесса не получил развития, поскольку «нововведения» вводились директивно.

С развитием новых информационных технологий расширяется поле влияния нововведений, оно перестает быть привязанным к конкретной территории. Соответственно изменяется и механизм диффузии нововведений. Данная концепция в настоящее время представляет особый интерес, особенно для географически (геополитически) отдаленных территорий, например для Калининградской области.

 

Концепция полюсов роста

 

Суть концепции полюсов роста, основоположником которой считается Франсуа Перу [217], состоит в том, что экономическая система развивается неравномерно, импульсами, которые исходят из определенных областей экономики — точек роста. Если данная концепция верна, то туризм мог бы рассматриваться как одна из точек роста, продуцирующих позитивные побочные эффекты для смежных отраслей региональной экономики и, в конечном счете, для экономики в целом.

Отчасти эта идея напоминает концепцию мультипликатора, изложенную Дж.М. Кейнсом в работе «Общая теория занятости, процента и денег», поскольку изменения в одной части экономики приводят к результату, количественные характеристики которого больше, чем первоначальное изменение. Иными словами, возникает кумулятивный эффект, величина которого зависит от особенностей влияния сектора туристических услуг на смежные отрасли.

Ф. Перру [217] утверждает, что в любой стране рост и региональное развитие не происходят спонтанно. Это результат специальной политики. Он говорит, что рост наблюдается в некоторых специальных местах и распространяется соответственно в другие направления. Важно определить полюса роста и как эти полюса распространяют рост.

Рассматривая влияние конкретного полюса роста на развитие других территорий, Ф. Перру приводит примеры, когда (в зависимости от особенностей взаимодействия) находящиеся под влиянием полюса роста внешние территории также начинают развиваться, и другие примеры — когда в них начинается стагнация.

Существует два способа распространения влияния полюса роста:

1) поступательное движение: когда работает один вид деятельности, и это становится рынком для другого — Эффект «вход-выход»;

2) индуцированный эффект (в результате роста доходов), т. е. если какой-то один вид деятельности растет, то растет и благосостояние рабочих— развитие продолжается.

Разъясняя это кажущееся противоречие, М. Сторпер [237] рекомендует учитывать для объяснения конкретного механизма регионального развития под воздействием «полюсов роста» концепцию экономического пространства (в отличие от территории). Экономическое пространство определяется как плотные связи между различными видами деятельности в рамках разделения труда в форме трансакций «затраты-выпуск» или комбинированных требований к наличию ресурсов. В процессе взаимодействия по-разному развивающихся регионов происходит так называемая территориализация знания, то есть приобретение людьми специфических для соответствующей территории квалификаций.

При рыночной экономике конкуренция для регионов означает их способность создавать и распространять свои доходы. Это возможно при помощи собственных инвестиций и в результате привлечения внешнего капитала. Чем больше способность региона генерировать и увеличивать свои доходы, тем больше его влияние на различные фрагменты глобальной экономики. Новая региональная экономика базируется на глобальной экономике. Новая глобальная экономика базируется на глобальной интеграции торговли, производства и финансов, но к этим факторам необходимо добавить глобализацию современных ценностей, культур и социальных практик [144, c. 9].

Важнейший вклад в развитие концепции «полюсов роста» внес Ж. Будевилль [156; 157]. Он показал связь экономического пространства с географическим и выделил три вида пространства: гомогенное, поляризованное и плановое (подверженное воздействию управленческих решений). Тем самым была заложена основа зонирования территории по степени интенсивности протекания экономических процессов и типологии районов по этому показателю.

Развивая положения Ж. Будевилля, следует различать пространства, характерные для административно-командной, переходной и рыночной экономики. Попытка рассмотрения этих различий применительно к туризму осуществляется в нашем исследовании.

Различая вслед за Ж. Будевиллем полюс роста (набор отраслей) и центр роста (конкретный центр, город и, применительно к исследованиям макроуровня — как мы полагаем, регион), мы рассмотрим туризм как полюс роста для ряда российских регионов (включая Калининградскую область). А Калининградскую область — как центр роста туризма в России и отдельные части области — как центры роста туризма в регионе.

От полюсов и центров роста логично перейти к анализу поляризации территории и ее зонированию по интенсивности процессов.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.