Коррекционной деятельности учителя-дефектолога — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Коррекционной деятельности учителя-дефектолога

2021-10-05 40
Коррекционной деятельности учителя-дефектолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ИРБИТ

 «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5»

                                                                                                                                                                                                                         

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы от __________ № ____

в редакции 2019 года

 

СОГЛАСОВАНА с заместителем директора по УВР___________ (Пищало Е.В.   РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол №___от_________ 2019

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционной деятельности учителя-дефектолога

«КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

 

Ирбит 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка..................................................................................3

2. Общая характеристика программы...............................................................10

3. Условия реализации программы...................................................................11

4. Ценностные ориентирысодержания курса......................................................14

5. Содержание курса.................................................................................................14

6. Планируемые результаты.....................................................................................20

7. Учебно - тематическое планирование................................................................25

8. Тематическое планирование 

коррекции и развития высших психических функций....................................41

9. Критерии оценки результативности работы реализации программы...........................................................................................................52

9. Рекомендации к материально-техническому обеспечению........................53

Источники...........................................................................................................55

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач образовательной деятельности школы. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья обучающихся в образовательной организации, учитель -дефектолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает продуктивные взаимоотношения со всеми участниками образовательного пространства.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» (далее – Программа) разработана и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра (далее РАС). Программа представляет собой целостную, систематизированную модель для организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих дефекты в развитии. Программа обеспечивает выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии, осуществление индивидуально-ориентированной дефектологической помощи,  создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра посредством персонификации образовательного процесса. Разработана на основе Основной адаптированной образовательной программы МБОУ «Школа № 5», методических материалов по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Необходимость и актуальность разработки данной программы обусловлена потребностью преодоления негативизма при общении и установлении контакта с ребенком РАС; смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения, организации предметно-развивающей среды для психологического стимулирования процесса развития когнитивной и коммуникативной сфер обучающихся, ликвидации знаниевых пробелов в обучении, развития высших психических функций (ВПФ), создания ситуации успешности.

Целью реализации рабочей программы является выявление особенностей психического развития у учащихся с РАС, оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи с целью освоения АООП НОО, развитие академических и жизненных компетенций, социальной адаптации и интеграции учащихся с РАС.

Рабочая программа учителя-дефектолога направлена на:

- компенсацию дефицита, возникшего вследствие специфики развития обучающихся;

- реализацию потребностей детей с РАС в развитии и адаптации в социуме;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- создание условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся с РАС, разностороннего  их развития с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям дефектологического сопровождения;

- своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с РАС, формирование полноценного базиса для получения начального общего образования,

 - создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы будет достигнута через решение следующих задач:

- осуществление дефектологического обследования, определение путей профилактики и коррекции ВПФ, знаниевых пробелов;

- подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным материалом;

- всестороннее развитие ВПФ с учетом возможностей, потребностей и интересов обучающихся;

- обеспечение условий для социализации обучающихся, формированию жизненных компетенций;

- устранение нежелательных форм поведения детей с РАС;

- развитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации;

- выработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися;

- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей учащихся с РАС;

- обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления знаниевых пробелов, оптимального включения семьи в коррекционно-развивающий процесс.

Категория обучающихся:дети с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста.

Продолжительность обучения: 5 лет.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2-3 раза в неделю

Продолжительность занятий: 20-30 минут.

Особенности проведения занятий: обучение строится с учетом зоны ближайшего развития с использованием навыков, находящихся в зоне актуального развития обучающихся с РАС.

Деятельность учителя - дефектолога при реализации программы проводится по основным направлениям:

Диагностическое направление

Диагностическое направление ориентировано на всестороннее изучение психолого-педагогических особенностей ребенка: 

- первичное обследование и мониторинг специалистами ПМПк;

- диагностические занятия с детьми в начале учебного года (1 мес.) для определения уровня психического развития, индивидуальных особенностях, особых образовательных потребностях ребенка для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ и АОП;

- диагностические срезы в течение работы по индивидуальным программам для их корректировки, а также в конце учебного года для определения динамики развития детей.

Наблюдение за ребенком с РАС (следящая диагностика) – один из основных инструментов учителя-дефектолога в ОУ. Важно ориентироваться на следующие параметры: - более приемлемая для ребенка дистанция общения;

-излюбленные занятия, стереотипы действий в условиях, когда ребенок предоставлен сам себе;

- способы обследования окружающих предметов;

- наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;

 - используется ли речь, и в каких целях; - особенности поведение в ситуациях дискомфорта, страха;

- отношение ребенка к включению других людей в его занятия.

Сопутствующими способами получения объективной информации при психодиагностическом обследовании являются: психологические тесты и интервью; экспериментальные методы; изучение продуктов деятельности детей; анализ опросников и бесед с родителями.

Диагностические методики

Методика Цель, планируемый результат
1.Психодиагностический комплект (Стребелева Е.С. «Диагностика психического развития детей») Определение уровня психического развития
2. Психодиагностический комплект (авторы М.М. Семаго, Н.Я. Семаго) Определение уровня познавательного развития
3. Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» (автор С.М. Забрамная) Определение уровня психического развития с детьми с ОВЗ
4.Методический комплект психоречевой диагностики детей 3-7 лет (авторы Е.П. Кольцова,  О.А.Романович) Определение уровня психоречевого развития детей  
5.Исследование восприятия Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия
б.Четвёртый лишний Исследование уровня развития мышления/классификация, обобщение.
7.Последовательность событий Исследование словесно-логического мышления
8.Десять слов Определение объема вербальной памяти
9.Диагностика и коррекция задержки психического развития (автор С.Г.Шевченко) Определение уровня познавательного и психического развития

Методическое направление

Цель: изучение новинок методической литературы, оснащение кабинета инновационно-коррекционной методической литературой; участие в методических объединениях; насыщение предметно-развивающей среды вкабинете дефектолога.

Реализация рабочей программы учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательного процесса и коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся с РАС, установления продуктивного взаимодействия с семьей школьника для максимального преодоления отставания в познавательном, речевом и социальном развитии.

Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных технологий, методов и приемов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области изучения. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Система педагогических мер, направленных на исправление, ослаб­ление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с РАС в данной программе планируется через:

- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимся с РАС с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для  обучающегося с РАС;

- профилактику и коррекцию социокультурной и школьной дезадаптации;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающегося, уровня и динамики его психофизического развития;

- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с РАС, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- постоянное стимулирование речевой и познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- постоянную актуализацию знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- развитие и отработку средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

- педагогическую поддержка, направленную на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

-обеспечение взаимодействия семьи и школы (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

- использование современных педагогических технологий: игровой технологии, технологии сотрудничества, педагогической поддержки, деятельностного подхода, проектной технологии и приёмов коррекционно - развивающего обучения.

Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития:

- наблюдение в ходе занятий;

- проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (слуховой диктант, тестовые задания, использование ИКТ);

- диагностические работы: первичная, промежуточная, итоговая.

Принципы коррекционно-развивающей деятельности по реализации рабочей программы - Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающегося. - Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений носит медико-психолого-педагогический характер, т.е. опирается на взаимосвязь всех специалистов образовательной организации. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех субъектов образовательного взаимодействия.- Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу осуществления коррекционной работы обязательно предшествует этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. - Принцип доступности предполагает построение обучения школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих средств в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами образовательной организации. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, учителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа  строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления обучающихся.- Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.- Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решать проблемы за ребенка, а научить его справляться с проблемами самостоятельно.

Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Планируемые результаты оканчивающих начальную школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Вводная часть

- Организационный момент. Педагог настраивает детей на занятие (2-3 мин.).

- Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов (приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа).

Основная часть

- Проверка домашнего задания. (2 мин.)

- Повторение пройденного на предыдущем занятии. (5 мин.)

- Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:

- сообщение новых знаний;

- закрепление полученных знаний. (25 мин.)

- физкультминутка. Проводится 1 -3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. Она может включать:

- гимнастику для глаз;

- гимнастику для пальцев рук;

- психогимнастику;

- динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности. (5-7мин.)

- домашнее задание. Объяснение и разбор домашнего задания. (3-5 мин.)

Заключительная часть.

- Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки.

- Свободная игровая деятельность ребёнка под сопровождением педагога, направленная на развитие творческого потенциала.

- Итог. Обсуждение результатов работы на занятии.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.

Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности. Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Программой предусмотрено:

-выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;

-организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей;

-поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетных круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;

-стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;

-формирование у детей умения организовать совместные игры со сверстниками и детьми разных возрастов;

-участие педагога в детских играх как равного партнера по игре; Поощрение содержательных игровых диалогов как проявлений размышлений детей о действительности;

-формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;

-расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр.

 

Ценностные ориентиры

 Концептуальной особенностью реализации программы учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» является непосредственная связь с программным материалом   учебного курса «Русский язык», так как русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Реализация данной программы способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе проведения занятий по  предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся начальной школы сформируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому язык,  стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

 

Содержание курса

Содержание Программы выстроено в соответствии с актуальными интересами детей с РАС и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей с РАС в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- психомоторное  развитие.

Конкретное содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности – как сквозных механизмах развития ребенк

«Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с РАС в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

-формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

-формирование навыков самообслуживания;

-формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

-формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициями общечеловеческим ценностям;

-формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с РАС формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с РАС общественного опыта будет значимо при системном формировании специалистом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с РАС занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников. Так как тематическое планирование по областям социально-коммуникативное развитие и речевое развитие идентично в разделе развитие речи на основе ознакомления с окружающим объем, и содержание так же совпадают.

Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».

Учитель - дефектолог поддерживает:

- самостоятельность и уверенность детей в выполнении действий;

- стремление детей выражать  свои желания, чувства и мысли, к самостоятельному познанию пространств;

- поощряет самостоятельность в действиях с предметами;

- предоставляет возможность детям проявлять самостоятельность в быту: выполнение гигиенических процедур, умение есть,одеваться; самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Учитель - дефектолог поддерживает инициативу в разных видах деятельности:

- предоставляет возможность выбора игрушек, действий, занятий, партнеров по игре и совместным действиям;

- помогает ребенку осознать собственные цели, предоставляет возможность реализовать задуманное;

- поощряет стремление ребенка к речевому общению всеми доступными средствами (пение, движение, мимика, жесты, слова) со взрослыми и сверстниками;

- поддерживает инициативу ребенка в движении, в стремлении преодолевать препятствия;

- поощряет инициативу в обследовании новых предметов, стремлении освоить действия с ними.

Учитель - дефектолог способствует развитию предпосылок творчества:

- поощряет перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия, использование в игре предметов-заместителей;

- поддерживает вокализацию звуков и импровизацию движений под музыку;

- поддерживает любознательность детей, позволяя исследовать предметы и материалы, наблюдать за явлениями и событиями окружающей действительности; интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, предметов и объектов ближайшего окружения;

- помогает осознавать и называть способы получения информации (увидел, услышал, потрогал, нашел и пр.);

- поддерживает активный характер поиска и использования детьми информации;

- поощряет общение друг с другом (рассказы друг друга о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и пр.);

- предоставляет право сомневаться, обращаться за разъяснениями к взрослому и другим детям.

«Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности школьников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

- формирование и совершенствование персептивных действий;

- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

- развитие внимания, памяти;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченным возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов:

отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций.

При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Познавательное  развитие».

Учитель - дефектолог поощряет самостоятельную познавательную деятельность детей:

- поощряет самостоятельное использование детьми познавательного опыта в разных видах деятельности;

- предоставляет возможность самостоятельно планировать познавательную деятельность  (обозначение, удержание или изменение цели, определение последовательности действий, фиксация и оценка конечного результата, стремление достичь хорошего качества); право выбора различных средств (материалов, деталей и пр.) для удовлетворения собственных познавательных интересов;

- поддерживает в стремлении находить различные способы решения проблем с помощью самостоятельных действий;

- уважительно относятся к детским желаниям и высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям, гипотезам).

Учитель - дефектолог поощряет познавательную инициативу ребенка с РАС:

- поощряет инициативу ребенка в познании (проявление интереса к новым предметам, стремление обследовать предметы, высказывание гипотез, вопросы и др.);

- поддерживает инициативу в организации совместных познавательных действий со сверстниками (играть, конструировать, экспериментировать, решать задачи и пр.).

Учитель - дефектолог поддерживает развитие творческих способностей детей в познавательной и речевой деятельности:

- поощряет поиск вариантов решения проблемных ситуаций, придумывание необычных идей;

- поддерживает стремление использовать предметы окружающей обстановки оригинальным способом;

- предоставляет возможность обмениваться информацией;

- поощряет детей использовать и называть источники информации, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям.

«Речевое развитие»

Основная цель — обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

- формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи младших школьников.

Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).

Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

б) Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога. умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Речевое развитие».

Учитель - дефектолог поощряет самостоятельную речевую деятельность детей:

- поддерживает в стремлении пользоваться речью, находить различные способов решения проблем с помощью самостоятельных действий;

- уважительно относятся к детским высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям, гипотезам).

Учитель - дефектолог поощряет познавательную инициативу ребенка:

- поощряет инициативу ребенка в познании (проявление интереса к новым предметам, стремление обследовать предметы, высказывание гипотез, вопросы и др.), интерес к познавательной литературе и символическим языкам (энциклопедии, графические схемы, письмо и пр.).

Учитель - дефектолог поддерживает развитие творческих способностей детей в речевой деятельности:

- поощряет поиск вариантов решения проблемных ситуаций, придум


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.