Таким образом, в России существуют два вида прививок - Профилактические прививки и прививки по эпидемическим показаниям. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таким образом, в России существуют два вида прививок - Профилактические прививки и прививки по эпидемическим показаниям.

2021-10-05 18
Таким образом, в России существуют два вида прививок - Профилактические прививки и прививки по эпидемическим показаниям. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона №157-ФЗ государство гарантирует, а следовательно граждане Российской Федерации имеют право, на бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Календари прививок закреплены в Приказе Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Необходимо подчеркнуть, что указанные в национальным календаре профилактических прививок прививки являются обязательными, только для лиц, выполняющих работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825.

 

Однако вакцинация является одним из видов медицинских вмешательств (п. 5 ст. 2 Закона N 323-ФЗ, ст. 1 Закона N 157-ФЗ). Поэтому вакцинацию можно провести только с согласия работников (п. 2 ст. 11 Закона N 157-ФЗ).

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок (п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (ч. 7 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, п. 3 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином (п.7).

 

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (п. 3 ст. 11 Закона N 157-ФЗ, таблица 1 "Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок" МУ 3.3.1.1095-02 "3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания", утвержденных Главным государственным санитарным врачом 09.01.2002).

 

Согласно ч.2 ст.5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В случае если работник отказался от прохождения вакцинации, а по состоянию здоровья противопоказаний у него нет, то отстранить можно только тех сотрудников, которые непосредственно выполняют работы, связанные с риском заражения инфекциями.

В свою очередь, Постановления санитарных врачей приняты по проведению профилактической прививки от коронавируса именно по эпидемическим показаниям, т.е. санитарные врачи субъектов воспользовались своим правом, предоставленным им статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Таким образом, санитарные врачи действовали в рамках закона.

Однако, конкретизация возможных правомочий санитарных врачей при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, дана в ч.1 п.6 ст.51 Федеральный закон № 52-ФЗ, где сказано следующее:

 

Санитарные врачи имеют право выносить мотивированные постановления о:

-госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

-проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

-временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с

-особенностями выполняемых ими работ или производства;

-проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

-введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объекта.

Исходя из Постановлений Санитарных врачей на данный момент они воспользовались только одним своим правомочием - проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Иным возможным правомочием, предоставленным им ч.1, п.6 ст.51 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ, а именно - временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с -особенностями выполняемых ими работ или производства, Санитарный(е) врач(и) не воспользовался так как прямо в Постановлениях этого нет.

 

Хочу обратить пристальное внимание на то правомочие, которым не воспользовались Санитарные врачи. Толковать необходимо его в том аспекте, что Санитарные врачи имеют право отстранять от работы лиц, которые уже являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний, т.е. заболевших, а также лиц, которые могут заболеть в будущем в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства, т.е. потенциальных переносчиков инфекции - такое толкование будет являться содержательным. В свою очередь, при первом прочтении данного положения может сложиться неправильное мнение, что Санитарный врач имеет право отстранять от работы только заболевших лиц - такое толкование явно не будет отвечать целям законодательного регулирования.

Конечно же, в данном положении после союза "и" напрашивается пояснение - "лиц, которые" могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний, однако с данным дефектом юридической техники ничего не поделаешь.

Таким образом, можно сделать вывод, что работодатели до момента прямого указания Санитарного врача в нормативном акте на возможность отстранения работников, (подпадающих под действия Постановлений) отказавшихся от обязательной вакцинации, не могут их отстранить, в противном случае это будет нарушением трудовых прав работников и нарушением ст.76 ТК РФ.

Исходя из толкования любых публичных правовых актов направленных на возложение обязанностей на лиц, то любая обязанность для ее исполнения должны быть четко и прямо прописана в таком акте, нормативные акты такого характера никакому расширительному толкованию не подлежат, что позволяет говорить о неверном толковании Постановлений в СМИ.

 

В Постановлении КС РФ от 5 марта 2020 г. № 11-П суд отметил, что «неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения».

 

 

Как, показывает судебная практика:

Судебный прецедент: Торговая организация не обязана вакцинировать своих сотрудников - новости сегодня..stoppanika.ru

- РЖД (Оксана Дивисенко (Вендель) выиграла 3 суд против принудительной вакцинации против COVID -19;

- Ритейл успешно оспорил предписание Роспотребнадзора "обеспечить вакцинацию всех сотрудников против гриппа в эпидсезон 2020/2021.

8 июля 2021

 
 

Работодатель (сфера – ритейл) успешно оспорил предписание Роспотребнадзора "обеспечить вакцинацию всех сотрудников против гриппа в эпидсезон 2020/2021. При оформлении отказов от вакцинации оформлять их в соответствии с требованиями нормативной документации".

Роспотребнадзор опирался на следующие аргументы:

· постановлением главного санитарного врача области, принятым в соответствии со ст. 51 Закона № 52-ФЗ, ст. 9 Закона об иммунопрофилактике, предусмотрено проведение профилактических прививок против гриппа населению области в предэпидемический период 2020/2021;

· п. 2.3. указанного постановления санврача требует обеспечить охват прививками взрослых, работающих по отдельным профессиям и должностям (работники торговли, общественное питание и т.д.);

· следовательно, у адресата предписания как организации предоставления услуг населению есть обязанность по обеспечению вакцинации.

· Однако суды не согласились с санитарным ведомством:

· в соответствии со ст. 35 Закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

· согласно п. 9.1 СП 3.1.2.3117-13 в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ заинтересованными федеральными органами власти, МСУ и организациями реализуются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по разработанным и утвержденным региональным планам профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с гриппом и ОРВИ в субъектах РФ. В соответствии с п. 9.8 СП 3.1.2.3117-13 руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). При этом пунктом 11.6 СП 3.1.2.3117-13 предусмотрено, что профилактические прививки проводятся лицам, не имеющим противопоказаний, с их согласия;

· постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 определен Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок. Между тем, деятельность в области торговли в данном Перечне отсутствует;

· на основании п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями – при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, – выносить мотивированные постановления, в частности о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;

· в силу п. 2 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике решения о проведении профилактических прививок по эпидпоказаниям принимают главный государственный санврач РФ, главные государственные санврачи регионов;

· 9 августа 2020 года вступило в силу постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2020 г. № 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 – 2021 годов", в котором предусмотрены мероприятия, реализация которых адресована руководителям региональных органов в сфере охраны здоровья, в том числе, вакцинация населения против гриппа с охватом не менее 60% численности населения субъекта РФ, лиц, относящихся к группам риска, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, – не менее 75%. В указанном постановлении также руководителям организаций рекомендовано обеспечить иммунизацию работников против гриппа (п. 5.2 Постановления от 13 июля 2020 г. № 20);

· Постановлением главного санитарного врача области от 14.08.2020 N 05-24/6 "О проведении профилактических прививок против гриппа", принятым в соответствии со ст. 51 Закона о санэпидблагополучии, ст. 9 Закона об иммунопрофилактике, Календарем профилактических прививок по эпидпоказаниям, утверждены сроки прививочной кампании против гриппа, а именно контингентам, подлежащим иммунизации против гриппа для обеспечения эпидемиологического благополучия (работники торговли и общественного питания и т.д.) необходимо привиться в период с 1 сентября 2020 г. по 1 ноября 2020 г.;

· при этом все вышеперечисленные нормы устанавливают, по сути, цель проведения профилактических прививок, порядок и условия их проведения, но не возлагают обязанности на работодателей по обязательной иммунизации сотрудников от гриппа;

· учитывая изложенное, в силу ч. 2 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике отсутствие профпрививок может повлечь только отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;

· кроме того, из содержания приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. №125н следует, что профпрививки проводятся гражданам в медорганизациях при наличии у таких организаций специальной лицензии; вакцинацию осуществляют медработники, прошедшие специальное обучение; перед проведением профпрививки лицу, подлежащему вакцинации, разъясняется необходимость иммунопрофилактики, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

· учитывая изложенное, суд считает необоснованным возложение на работодателя обязанности осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками против гриппа;

· также у работодателя нет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок (ч. 2 ст. 11 Закона об иммунопрофилактике). При этом по смыслу названного закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медорганизации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медорганизации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов;

· при таких обстоятельствах возложение обязанностей на работодателя по выполнению требований санитарного законодательства по вакцинации сотрудников путем проведения профилактических прививок либо оформления отказа не соответствует закону.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.