Универсальная лабораторная репро- — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Универсальная лабораторная репро-

2021-10-05 190
Универсальная лабораторная репро- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


дукционная установка «Уларус» предназначена в криминалистичес­кой фотографии для получения копий с документов и фотоснимков; для макро- и микрофотографирования предметов — вещественных доказательств, следов и других объектов; для выявления слабовиди­мых записей, трудноразличимых следов, вдавленных текстов и т.п. Она позволяет вести съемку криминалистических объектов (предме­тов и следов) как малоформатной (24 * 36 мм), так и крупноформат­ной (9 х 12 см) камерами. При необходимости можно использовать фотокамеры большего формата, например 13 х 18 или 18 х 24 см.

Для макрофотографирования и репродукционной съемки уста­новка комплектуется объективами «Индустар-50-2» (3,5/50 мм), «Ин-дустар-55У» и «Индустар-69М» (2,8/28 мм), которые позволяют полу­чать масштабы изображений от 1:18 до 20:1.

Система освещения установки позволяет фотографировать как в отраженном, так и в проходящем свете; исследовать объекты в уль­трафиолетовой и инфракрасной зонах спектра, выявлять слабовиди­мые записи, следы и др.

Установка «Уларус» разработана на базе СБ-2. Их основные узлы похожи, однако для криминалистических целей отдельные детали модернизированы, добавлен ряд приспособлений.

Расположение основных узлов установки показано на рис. 39. К столу 9 крепятся направляющая штанга 1, справа — пульт управ­ления 6; на задней торцевой части — стойки с софитами дневного света 2 и гибкие стойки с лампами накаливания 3 для работы в инфракрасной области спектра. Блок питания 8 размещен на нижней полке стола, на задней торцевой части которого имеются розетки для подключения микроосветителей ОЙ-19 и разъемы для подсоедине­ния к блоку питания других осветительных приборов. Высота поло­жения софитов дневного света изменяется путем перемещения стоек с последующей их фиксацией стяжными хомутами.

В центре стола размещена шахта с четырьмя лампами дневного света и донный осветитель 7. Сверху шахту закрывают сменными (матовым или прозрачным) стеклами.

На направляющей штанге крепятся фотокамера 10, поворотный кронштейн 4, а также предметный стол 5, на котором во время работы устанавливают различные приспособления или объекты.

Широкоформатная камера (рис. 40) состоит из металлической плиты 10 и объективного кронштейна 9, соединенных между собой светонепроницаемым мехом с механизмом изменения его растяже­ния. Плиту фотокамеры устанавливают на подвижном кронштейне 3 и крепят к нему винтами. Перемещение камеры вверх и вниз по


251


250


 


штанге осуществляют вра­щением штурвала 4, а во время съемки ее закрепляют неподвижно винтом 5.

На плите фотокамеры имеется гнездо под кассету 9x12 см, в котором можно ус­тановить оборачивающую камеру 1 или визирное уст­ройство 11. С помощью за­жима 2 на плите крепится по­движная штанга 6, по кото­рой за счет вращения рукоя­ток 7 фрикционной переда­чи перемещается объектив­ный кронштейн 9.

Рис. 39. Общий вид установки «Уларус»

Объективный крон­штейн — это металлический полый корпус с электромаг­нитным затвором внутри. Подключают затвор через специальный разъем, уста­новленный в нижней плос­кости подвижного крон­штейна 3. Для крепления сменных объективов по­движной кронштейн имеет фиксатор 8.

Фотоустановка «Уларус-2» предназначена для технической фото­графии. Ее конструкция отлична от конструкции предыдущих фото­установок и представляет собой модульную систему приспособлений и осветителей, позволяющих выполнять разнообразные работы. Она позволяет использовать малоформатные, среднеформатные и круп­ноформатные фотоаппараты, кинокамеры и телевизионные при­ставки; проводить визуальные и фотографические исследования ве­щественных доказательств, репродуцировать документы, осущест­влять макро- и микросъемку различных объектов; выявлять слабови­димые малоконтрастные записи и вытравленные тексты в видимой и невидимой зонах спектра.

Система установки позволяет использовать для съемки 35-мм и 62,5-мм фотопленки, фотопластинки и плоские пленки форматом 9 х 12 и 13 х 18 см. В комплект установки входят объективы «Индус-252


тар-55У», «Индустар-58У», «Индустар-50-2» и «Индустар-104У» (2,8/28), позволяющие при съемке на рулонные пленки из­менять масштаб изобра­жения от 1:18 до 20:1, а при съемке на плоские пленки и фотопластинки от 1:5 до 16:1. Пределы по­лучаемых увеличений могут быть расширены за счет объективов с иной посадочной резьбой, на­пример от установки ФМН-2.

Рис. 40. Широкоформатная камера установки «Уларус»

Софиты общего света, просветный экран, осве­тители ДС, кольцевой и щелевой, микроосветите­ли ОЙ-19, фотовспышки ФИЛ-107 позволяют по­лучать нужное освещение при исследовании раз­личных криминалистических объектов.

Система модулей включает каркас фотоустановки и набор при­надлежностей для фотографирования различных следов и предметов в зависимости от их свойств и задач исследования. Для удобства сборки модули и принадлежности маркированы цифровыми индек­сами.

К основанию прибора 1 (рис. 41) крепятся стол 2 и штанга 7 с подвижной кареткой 8 и фотокамерой 6. Положение стола относи­тельно штанги регулируют с помощью четырех винтов у основания. На столе размещены блоки питания 3 и управления 9, выносной пульт 10 и другие принадлежности для фотографирования. На краях стола имеется шесть фланцев для крепления стоек 4 с осветителями 5, а в его центре находится отверстие, через которое присоединяют шланг пы­лесоса к вакуум-экрану. Обычно отверстие закрыто крышкой.

Каретка 8 (рис. 41 а) предназначена для изменения положения фотокамеры относительно стола установки. Она уравновешена про­тивовесом и перемещается по штанге на шариковых подшипниках при давлении на рукоятку с фрикционным фиксатором 5 или на

253


IP


 


рукоятку 9, а более плавно — за счет вра­щения рукоятки при­вода 6. Положение ка­ретки фиксируют по­воротом рукоятки 5 по часовой стрелке.

На оси каретки имеется кронштейн 1, фиксируемый в четы­рех положениях через 90° путем поворота во­круг оси. Его можно установить и в про­межуточных положе­ниях, закрепив рукоят­кой 4.

Рис. 41. Общий вид установки «Уларус-2»

Поворотный крон­штейн 1 изготовлен в виде полого короба, внутри которого раз­мещен механизм вы­движения кронштейна 7, укрепленного на

штангах 8. Механизм перемещения связан с рукояткой 3 и со стопор­ным устройством 10, расположенными соответственно с правой и с левой сторон кронштейна.

Рис. 41 а. Каретка установки «Уларус-2»

Сверху и снизу на поворот­ном и выдвижном кронштейнах имеются парные гнезда 11 под съемные модули, на которых ус­танавливают меха фотокамеры, корпус затвора и изменяют рас­тяжение меха фотокамеры, перемещая нижний кронштейн. Необходимый вариант фо­токамеры (рис. 42) составляют из комплекса модулей в зависи­мости от требуемого масштаба изображения и формата кадра. Каждый из модулей имеет уни-

254


 

фицированное основание или гнездо, которые устанавливают одно в другое и закрепляют защел­ками.

Рис. 42. Один из вариантов фотокамеры установки "Уларус-2": 1 — визир; 2 — гнездо; 3 — каретка; 4 — кронштейн модульный; 5 — мех; 6 — затвор; 7 — раздвижной тубус; 8 — объектив

Кронштейн модульный (рис. 43) служит основным кон­структивным элементом для сбор­ки необходимого варианта фотока­меры форматом 9x12 см, крепле­ния ее затвора и других принадлеж­ностей. Модульный кронштейн представляет собой рамочный кор­пус 2 с двумя унифицированными гнездами, которые снабжены за­щелками 3, выдвигаемыми вперед до упора, а после размещения в гнезде сменного модуля возвраща­емыми в исходное положение. Кор­пус кронштейна имеет два пальца 1, которые устанавливают в гнез­дах поворотного или выдвижного кронштейнов.

Мех является одним из элемен­тов, формирующих фотокамеру установки. Это раздвижной кожух 2 (рис. 44), соединяющий два унифицированных основания 1. Мех крепят в гнезда модульных кронштейнов или других приспособле­ний. Два меха из комплекта, установленные между модульными кронштейнами и затвором на поворотном и выдвижном кронштей­нах, дают растяжение, равное 400 мм.

Затвор — центральный четырехлепестковый механизм, который позволяет устанавливать нужную выдержку в автоматическом или неавтоматическом режимах.

Корпус затвора 2 (рис. 45) установлен в гнезде модульного крон­штейна 1. Внутри корпуса размещены лепестки затвора с приводом от линейного электродвигателя, закрытого кожухом 5. На нижней поверхности корпуса закреплены также фланец 4 с резьбой под объективы и промежуточные кольца, механизм синхроконтакта 3. Работой затвора камеры управляют посредством электродвигателя, подключаемого к специальному блоку, либо вручную с помощью пальца 6.

255




Рис. 44. Мех фотокамеры


Рис. 43. Кронштейн модульный


 


Вместе с модульным кронштейном затвор устанавливают в гнез­дах выдвижного или поворотного кронштейнов в зависимости от задач съемки (рис. 42).

Каретка (рис. 46) ускоряет процессы визирования и фотографи­рования объекта. Она состоит из унифицированного основания 1, на котором расположено перемещающееся по полозкам плато 2 с двумя унифицированными гнездами: 3 —для визирного устройства и 5 — для кассеты. Положения каретки «визирование» или «съемка» фикси­рует защелка 4, помещенная между гнездами.

В гнезде (рис. 47) крепится кассета форматом 9x2 см. С одной стороны оно имеет унифицированное гнездо, а с другой — такое же

основание. Гнездо устанав­ливают в одном из модулей фотокамеры: затворе, удли­нителе, каретке, модульном кронштейне.

Рис. 45. Затвор фотокамеры

Визирное устройство (рис. 48) предназначено для кадрирования и визирова­ния изображения. Его кор­пус, жестко закрепленный на основании 1, имеет форму шахты 2, где находится мато­вое стекло 3. При работе с фотокамерой наблюдают изображение на матовом стекле визира, изменяя поло­жение и угол наклона пово­ротной крышки 4 с зеркалом

256


Рис. 46. Каретка фотокамеры

и фиксируя ее двумя винтами 5. Визирное устройство можно устано­вить в унифицированные гнезда модульного кронштейна, каретки, удлинителя, оборачивающей камеры.

Удлинитель позволяет увеличить растяжение меха фотокамеры (рис. 49) и представляет собой металлический корпус в виде шахты 2 с унифицированными основанием 1 и гнездом 3. Его основание уста­навливают в гнезда модульного кронштейна или затвора.

Рис. 47. Гнездо фотокамеры                  Рис. 48. Визирное устройство


Раздвижной тубус по назначению аналогичен удлинителю. Он состоит из внешней и внутренней втулок, которые перемещаются относительно друг друга по резьбе. Кольцо с наружной резьбой вво­рачивают в объективный фланец на корпусе затвора (рис. 42), а во внутреннюю — объектив.

257


17-171


 


Фотоустановка ФМН-2 предна­значена для макро- и микрофото­графирования прозрачных и не­прозрачных объектов, а также для репродуцирования различных до­кументов на плоские пленки и фотопластинки форматом 9 х 12 см. В ее комплекте имеются че­тыре объектива-микроанастигма-та: «Корректор» (6/150) и три микропланара (4,5/100, 4,5/65, 4,5/40), дающих увеличения от 1:2 до 20:1.

Рис. 49. Удлинитель фотокамеры

В сочетании с микроскопами биологического типа ФМН-2 при­годна и для фотографирования

микрообъектов со специальными окулярами-гомалями, позволяю­щими выравнивать кривизну поля изображения, компенсировать хроматическую разность увеличений, т.е. улучшать качество изо­бражения.

ФМН-2 укомплектована набором осветителей, одни из которых дают рассеянное освещение, другие — направленное, третьи— ис­ключающее появление теней от объекта на фоне.

Основные узлы фотоустановки показаны на рис. 50. На осно­вании 1 крепится кронштейн 8 со штангой 6 и осветительное уст­ройство 9, направляющее посредством линз и зеркал лучи в объ­ектив фотокамеры 3, что создает мощный поток проходящего света. Объекты размещаются на двух специальных осветительных сто­лах — малом или большом (рис. 51) на верхней плите основания прибора.

Нижнее (объективное) 2 и верхнее (кассетное) 4 плато фотока­меры перемещают по штанге 6, обеспечивая тем самым необходимое для макросъемки растяжение меха. Верхнее плато фотокамеры имеет посадочное гнездо под кассету 9 х 12 см или зеркальную приставку 5 для фокусирования изображения. Внутри приставки размещено зеркало, которое рукояткой 7 устанавливают под углом 45° к оптической оси фотокамеры, чтобы направить лучи света на матовое стекло. Во время экспонирования фотоматериалов зеркало убирают с пути световых лучей. На объективной доске нижнего плато смонтированы центральный затвор и раздвижной тубус для объектива.

258


Рис. 50. Установка ФМН-2 для макро-и микросъемки

Рис.. 51. Большой микростол установки

ФМН-2:1 — подвижная линза;

2 — винты для крепления

Макросъемка малоформатными фотокамерами. Для съемки предпочтительнее использовать зеркальные фотоаппараты типа «Зенит», обеспечивающие удобное кадрирование и фокусирование объекта. Дополнительное выдвижение объектива достигается с помо­щью удлинительных колец и макроприставок с мехом.

Макроприставки, как и удлинительные кольца, это приспособле­ния для дополнительного выдвижения объектива. Они устанавлива­ются между корпусом фотокамеры и объективом и позволяют плав­но изменять масштаб изображения. Применение сменных объекти­вов расширяет диапазон увеличений.

Освещение при макросъемке

В макрофотографии применяют как естественное, так и искусствен­ное освещение. В лабораторных условиях обычно используют софи­ты с обычными лампами накаливания, а также специальные освети­тели: кинопроекционные, ртутные, дуговые, люминесцентные, им­пульсные.

Все осветители можно подразделить на три группы: направленно­го света, рассеянного света и кольцевые.

259

17*


Осветители направленного света предназначены для получения мощного и узкого пучка лучей от ламп накаливания. На фотоуста­новках СБ-2, «Уларус-2» направленное освещение создают софиты бокового света. Уровень освещенности, создаваемой каждым источ­ником, можно регулировать изменением напряжения на нити накала. На установке СБ-2 регулировку осуществляют изменением расстоя­ния между софитами и объектом или заменой в них ламп.

Небольшие по размерам объекты освещают микроосветителями ОЙ-19, которые представляют собой цилиндрический фонарь, пере­мещаемый вверх и вниз по колонке штатива (рис. 52).

Осветители рассеянного света создают пучок в пределах от 60° до 180° и представляют собой лампы накаливания с матовой колбой, софиты с лампами накаливания, закрытые матовыми или молочны­ми стеклами, а также осветители дневного света. К числу осветителей рассеянного света относятся просветный экран, донный осветитель, которые в сочетании с осветителями ДС образуют «световую шахту» для получения бестеневого освещения при съемке общего вида объ­ектов криминалистических экспертиз.

Рис. 53. Кольцевой осветитель с люминесцентной лампой


Рис. 52. Микроосветитель ОЙ-19: 1 — оправа под светофильтры;

2 — рукоятка диафрагмы;

3 — зажимные винты; 4 — штатив;

5 — корпус; 6 — патрон с лампой


Кольцевой осветитель составляют несколько ламп одинаковой мощности либо одна кольцевая люминесцентная лампа (рис. 53). Объект размещают в центральной части, и он оказывается равномер­но освещенным со всех сторон.


Освещение при макросъемке обеспечивает получение изображе­ния оптимальной плотности и является основным изобразительным средством, позволяющим выявить форму, объем, рельеф поверхнос­ти (рис. 54).

Рис. 54. Освещение при макросъемке: а — лобовое; б — боковое; в — косонаправленное; г — проходящее; д — комбинированное

В зависимости от того, каким образом свет взаимодействует с объектом, различают:

Освещение для фотографирования в проходящем свете. При

таком освещении обычно фотографируют бутылки, пузырьки, ста­каны, осколки оконного и фарного стекла и следы пальцев рук на них. Проходящее освещение формируют встречным световым по­током, падающим на объект со стороны, противоположной от объ­ектива. Проходя через объект, лучи преломляются, поглощаются, рассеиваются и затем формируют изображение. Для получения та­кого освещения используются различные источники: донные осве­тители, просветные экраны, разные варианты «световых шахт», со-фитных столов. Более мелкие предметы освещают микроосветите­лями типа ОЙ-19.


261


260


 


Освещение для фотографирования в отраженном свете. Непро­зрачные объекты: замки, холодное и огнестрельное оружие, орудия взлома и инструменты, а также их следы фотографируют, как прави­ло, в отраженном свете, когда световой поток падает на объект сверху. На установках СБ-2, «Уларус» для этой цели используются софиты бокового света, а мелкие предметы освещаются микроосветителями типа ОЙ-19. Для подсветки применяют отражающие экраны.

Комбинированное освещение. При фотографировании непро­зрачных предметов проходящее освещение является вспомогатель­ным. Чаще всего его применяют в сочетании с отраженным светом и получают комбинированное освещение, позволяющее подчеркнуть форму предмета, выявить характер переплетения нитей, конфигура­цию сквозных повреждений на тканях и др.

Такое освещение получают с помощью источников, применяе­мых при съемке как в проходящих, так и в отраженных лучах. При этом яркость источника проходящего света не должна быть преобла­дающей, иначе выявляемые детали предмета потеряют на негативе свою форму и очертания.

Интервал яркостей объекта и распределение светотени на нем предопределяет структура светового потока, состояние отражающей поверхности и угол, под которым световые лучи направлены на объект.

По структуре светового потока освещение подразделяют на: диф­фузное, или рассеянное, и направленное.

Диффузное (рассеянное) освещение создает на объекте невысо­кий интервал яркостей. Светотеневой рисунок мягкий, без плотных теней. Объемные предметы выглядят плоскими, а мелкие детали, равномерно освещенные со всех сторон, не воспроизводятся. Такое освещение применяют в основном при фотографировании сложных по конфигурации предметов, имеющих полированные бликующие поверхности.

Диффузное освещение получают от люминесцентных ламп све­тильников дневного света (ДС), кольцевых осветителей и за счет применения различных приспособлений к лампам накаливания. Это могут быть рассеивающие молочные фильтры, матовые стекла, листы белой полупрозрачной бумаги или цилиндры из нее. Если предмет поместить внутрь такого цилиндра и освещать по периметру несколькими источниками, то получаемое освещение окажется рас-сянным и равномерно распределится по поверхности предмета.

Направленное освещение создает на объекте широкий интервал яркостей. Элементы рельефа, расположенные перпендикулярно на-

262


правлению света, имеют с одной стороны максимальные яркости, а с другой — глубокие тени. На изображении тогда запечатлевается четкий светотеневой рисунок. Если элементы рельефа расположены параллельно световому потоку, то они оказываются освещенными равномерно и на изображении имеют невысокий светотеневой кон­траст. Таким образом, направленное освещение, с одной стороны, позволяет подчеркнуть объемность предмета, выявить элементы его рельефа, а с другой — дает светотеневые эффекты, близкие к диффузному.

Распределение светотени на объекте от источников направленно­го света зависит и от угла, под которым световые потоки направлены к его поверхности. По видам направления светового потока освеще­ние подразделяется на лобовое, вертикальное, боковое, косонаправ-ленное, контровое и фоновое.

Лобовое освещение применяются при фотографировании объ­емных предметов и глубоких следов с четко выраженным рельефом. Его получают от светового потока, направляемого от фотокамеры под углом 75—80° к поверхности объекта. Это освещение создает минимальные тени, четко прорисовывает контуры предмета, хорошо передает его крупные детали. Для фотографирования глубоких объ­ектов, например несквозных следов сверления, лобовое освещение непригодно, так как не позволяет высветить всю фотографируемую

поверхность.

В подобных случаях применяют вертикальное освещение, об­разующее световой поток под углом 90° к поверхности предмета. Светотеневой контраст при этом не высок; на изображении наиболее заметны лишь крупные детали, мелкие же не воспроизводятся. Вер­тикальное освещение получают с помощью специальных приспо­соблений — опак-иллюминаторов. Таким иллюминатором служит плоскопараллельная стеклянная пластинка, установленная под углом 45° к освещаемой поверхности. Пучок света направляют па­раллельно предмету со стороны острого угла (рис. 55) так, чтобы лучи света не скользили по его поверхности. В комплект кримина­листических фотоустановок «Уларус» и «Уларус-2» входят большой и малый опак-иллюминаторы (рис. 56). Их применяют для фото­графирования довольно крупных предметов и следов. С увеличе­нием масштаба предметное расстояние сокращается, и эти приспо­собления не помещаются между объективом и объектом. Тогда при съемке используют предметное стекло или полоску стеклянной фо­топластинки, очищенной от эмульсии. Обычно их устанавливают над объектом на штативе.

263


Поскольку большая часть светового потока рассеивается, освещенность, со­здаваемая опак-иллюминаторами, низка. Поэтому источник света размещают как можно ближе к объекту, а пучок света фо­кусируют почти до размеров площади фотографируемого участка.

Рис. 55. Схема получения

вертикального («опакового»)

освещения

При боковом освещении лучи света направляют под углом от 30 до 60°. Ис­пользуют боковое освещение чаще всего при фотографировании объемных пред­метов, на поверхности которых создается наиболее оптимальный светотеневой контраст, лучше, чем при лобовом, пере­дающем мелкие детали и фактуру по­верхности.

Косонаправленное освещение обра­зует световой поток, идущий под углом


Рис. 56. Большой (а) и малый (б) опак-иллюминаторы


от 3 до 15°. Чем мельче рельеф, тем под более острым углом освещают объект. Тогда даже от небольших выступов и впадин на поверхности предмета образуются четкие тени, а изображение выглядит очень контрастным. Это освещение позволяет выявлять мелкие детали ре­льефа и применяется при съемке плоских предметов со слабовыра­женной фактурой поверхности, таких, как следы скольжения, разре-


за, перекуса и т.п. Лучи света рекомендуется направлять перпендику­лярно трассам следа.

Контровое освещение применяют для получения четкого конту­ра фотографируемого предмета, когда световой поток направлен па­раллельно оптической оси объектива. Проходя через прозрачное предметное стекло, лучи очерчивают контуры предмета, выявляют его форму, создают фон светлой тональности.

Фоновое освещение создает необходимый уровень освещеннос­ти фона. Как и контровое, оно способствует выявлению контуров предмета, отделению его от фона. Здесь обычно используются со­фиты из комплекта установки СБ-2. Объект находится на предмет­ном стекле на расстоянии 15—20 см над столом фотоустановки. На стол под объектом кладут лист белой бумаги и освещают двумя софитами, направляя свет под углом 30—60°. Лучи, отразившиеся от него, освещают предмет снизу. Освещенность фона должна быть равномерной.

По характеру светотеневого рисунка hu изображении освещение может быть светлопольным и темнопольным.

В первом случае большая часть световых лучей, проходящих через объект или отраженных от него, попадает в объектив. Фон в этом случае будет светлым, а детали объекта более темными. При темнопольном освещении основной поток света не попадает в объек­тив фотокамеры. Изображение в этом случае формируют лучи, от­клонившиеся от своего первоначального направления вследствие преломления или отражения света. Светлыми на изображении будут лишь те детали предмета, которые направили лучи света в объектив камеры, окружающие же окажутся более темными.

При макросъемке непрозрачных предметов чаще применяется светлопольное освещение, позволяющее выявлять характерные дета­ли поверхности, передавать форму. При съемке поверхностных, плоских следов (например, следов скольжения на металле) рекомен­дуются использовать освещение по методу темного поля.

Оба типа освещения применяются и для увеличения контраста между фоном и деталями объекта. Например, слабовидимые следы пальцев рук на стекле усиливают с помощью проходящего темно-польного освещения, а слабовидимые записи в документе, залитые черными чернилами, выявляют посредством светлопольного осве­щения в отраженных лучах.

Установка освещения. Различные виды освещения дают разное распределение светотени на поверхности предмета. В зависимости от свойств объекта и задач исследования они могут использоваться как самостоятельно, так и в совокупности друг с другом. Например, рав-


265


264


 



 


номерное бестеневое освещение ослабляет интенсивность бликов на металлических предметах, но дает плоское «необъемное» изображе­ние. Увеличение числа полутонов за счет направленного света позво­ляет передавать на снимке объем и рельеф поверхности.

Освещение от одного источника часто приводит к резкому деле­нию изображения на светлые и темные участки. Поэтому обычно используют несколько источников света, каждый из которых имеет определенное назначение. По направлению и интенсивности свето­вого потока различают источники основного направленного (рисую­щего), выравнивающего и моделирующего света.

Источник основного направленного света выявляет на поверх­ности предмета его характерные детали. Здесь применимы лобовое, боковое и даже косонаправленное освещение. Обычно свет направ­ляют с левой стороны под углом 30—60°.

Источники выравнивающего света подсвечивают теневые участки и обеспечивают на объекте интервал яркостей, который может быть воспроизведен без существенных потерь. Осветители здесь устанавливают с противоположной стороны по отношению к основному источнику, а создаваемая ими освещенность должна быть примерно в 1,5—2,5 раза меньше, чем от основного направленного света.

Источники моделирующего света предназначены для выделения деталей на отдельных участках, например, номерных знаков, следов, рельефа поверхности и т.п. Их конструкция должна предусматривать изменение диаметра и интенсивности светового пучка.

Освещение, создаваемое каждым источником, устанавливают по­очередно, подбирая угол, направление и интенсивность светового потока. Общее освещение, создаваемое всеми источниками, оценива­ют по распределению светотени на объекте, а при съемке мелких предметов и следов — по изображению на матовом стекле визира. В связи с падением освещенности источники света располагают как можно ближе к освещаемой поверхности, а свет концентрируют в пятно, которое по размерам немного превышает фотографируемый предмет.

Техника макрофотографии

Подготовка объектов к съемке. Качество получаемого при макро­съемке изображения в немалой степени зависит от размещения объ­екта относительно съемочной камеры. Запечатлеваемую поверх­ность устанавливают параллельно плоскости фотоматериала, а длин-


ную сторону объекта (следа) располагают вдоль большей стороны кадра. Это позволяет рационально использовать всю площадь кадра, фотографировать с большими увеличениями. Свободное простран­ство между краями объекта и границами кадра должно быть мини­мальным. Исключение составляют следы в виде трасс, занимающие 1/3—1/2 часть ширины кадра.

Фотографируемые объекты размещают на устойчивых предмет­ных столиках, дающих возможность использовать различные виды освещения и быстро сменять тональность фона. Последний должен быть однородным, нейтральным и обязательно контрастным к объ­екту, чтобы наилучшим образом подчеркивать его форму.

На фотоустановках «Уларус», «Уларус-2» используются поворот­ный предметный стол 5 (рис. 39) или предметный столик (рис. 57) с набором сменных шайб и держателей для мелких предметов, позво­ляющие вести съемку на белом, черном или нейтрально-сером фоне.

Объект обычно располагают на чистом предметном стекле, что обеспечивает его устойчивость и возможность перемещения при кадрировании. В качестве фона под стеклом кладут лист белой, черной или серой бумаги. Рядом с объек­том на одном уровне с его поверх­ностью размещается масштабная линейка. Линейку располагают со стороны, противоположной к ис­точнику света, чтобы тени от нее не маскировали участки изобра­жения.

Рис. 57. Предметный столик с набором сменных шайб

Объективы для макросъемки. В макрофотографическом процес­се применяются как общефотогра­фические, так и специально разра­ботанные объективы-микроанас­тигматы.

Первые сориентированы для съемки предметов, расположенных не ближе 10—15 фокусных рас­стояний. При макросъемке это условие нарушается, вследствие чего изображение недостаточно качественно по всему полю кадра. Поэто­му приходится использовать лишь центральную часть объектива, Диафрагмируя его до значений 5,8—11. Микроанастигматы сконстру­ированы для съемок при малых предметных расстояниях, и при боль­ших увеличениях они дают резкое изображение по всему полю зре­ния. Их выпускают с фокусными расстояниями от 10 до 150 мм.


267


266


 


Фокусирование изображения. Одна из особенностей макросъем­ки — ограниченная глубина резко изображаемого пространства, вследствие чего необходимо определить оптимальное для заданного масштаба значение диафрагмы, а также правильно сфокусировать изображение.

Резкость зависит не только от величины резко изображаемого пространства, передаваемой объективом, но и от расположения плос­кости фокусирования при съемке. Максимальную резкость получа­ют, когда глубина резко изображаемого пространства совпадает с высотой объекта (глубиной следа), а плоскость фокусирования рас­положена на 1/3 вглубь него (рис. 58).

Рис. 58. Схема наводки на резкость при макросъемке

Определение выдержки. При макросъемке приходится иметь дело с различными объ­ектами: от слепков со следов обуви до следов бойка на капсю­ле гильзы. Фотографируя круп­ные объекты, применяют экспо­нометр: сначала замеряют ин­тегральную яркость объекта и определяют выдержку для обычной съемки, затем увели­чивают ее на поправочный ко­эффициент. При фотографиро­вании мелких объектов и сле­дов оптимальную выдержку подбирают с помощью проб.

Фотоматериалы. Объекта­ми макрофотографии обычно являются объемные предметы и следы. Направленное освещение на таких объектах создает высокий интервал яркостей, воспроизводи­мый только на мягких и нормальных по контрасту фотоматериалах. Для съемки используют фототехнические пленки ФТ-10, ФТ-20, плоские пленки ФН-64 либо полутоновые фотопластинки. Применя­ют также 35-мм фото- и кинопленки низкой и средней чувствитель­ности: ФН-32, ФН-64 (Фото-32, Фото-64), НК-1, НК-2. Объекты, не содержащие полутонов, например штриховые оригиналы, снимают на более контрастные материалы: ФТ-30, ФТ-31, ФТ-41 или фотоплен­ки типа «Микрат».

Съемку ахроматических объектов целесообразно вести на несен­сибилизированные фотоматериалы, а цветные — на фотоматериалы панхроматической или изопанхроматической сенсибилизации.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.