Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-10-05 | 190 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
дукционная установка «Уларус» предназначена в криминалистической фотографии для получения копий с документов и фотоснимков; для макро- и микрофотографирования предметов — вещественных доказательств, следов и других объектов; для выявления слабовидимых записей, трудноразличимых следов, вдавленных текстов и т.п. Она позволяет вести съемку криминалистических объектов (предметов и следов) как малоформатной (24 * 36 мм), так и крупноформатной (9 х 12 см) камерами. При необходимости можно использовать фотокамеры большего формата, например 13 х 18 или 18 х 24 см.
Для макрофотографирования и репродукционной съемки установка комплектуется объективами «Индустар-50-2» (3,5/50 мм), «Ин-дустар-55У» и «Индустар-69М» (2,8/28 мм), которые позволяют получать масштабы изображений от 1:18 до 20:1.
Система освещения установки позволяет фотографировать как в отраженном, так и в проходящем свете; исследовать объекты в ультрафиолетовой и инфракрасной зонах спектра, выявлять слабовидимые записи, следы и др.
Установка «Уларус» разработана на базе СБ-2. Их основные узлы похожи, однако для криминалистических целей отдельные детали модернизированы, добавлен ряд приспособлений.
Расположение основных узлов установки показано на рис. 39. К столу 9 крепятся направляющая штанга 1, справа — пульт управления 6; на задней торцевой части — стойки с софитами дневного света 2 и гибкие стойки с лампами накаливания 3 для работы в инфракрасной области спектра. Блок питания 8 размещен на нижней полке стола, на задней торцевой части которого имеются розетки для подключения микроосветителей ОЙ-19 и разъемы для подсоединения к блоку питания других осветительных приборов. Высота положения софитов дневного света изменяется путем перемещения стоек с последующей их фиксацией стяжными хомутами.
|
В центре стола размещена шахта с четырьмя лампами дневного света и донный осветитель 7. Сверху шахту закрывают сменными (матовым или прозрачным) стеклами.
На направляющей штанге крепятся фотокамера 10, поворотный кронштейн 4, а также предметный стол 5, на котором во время работы устанавливают различные приспособления или объекты.
Широкоформатная камера (рис. 40) состоит из металлической плиты 10 и объективного кронштейна 9, соединенных между собой светонепроницаемым мехом с механизмом изменения его растяжения. Плиту фотокамеры устанавливают на подвижном кронштейне 3 и крепят к нему винтами. Перемещение камеры вверх и вниз по
251 |
250 |
штанге осуществляют вращением штурвала 4, а во время съемки ее закрепляют неподвижно винтом 5.
На плите фотокамеры имеется гнездо под кассету 9x12 см, в котором можно установить оборачивающую камеру 1 или визирное устройство 11. С помощью зажима 2 на плите крепится подвижная штанга 6, по которой за счет вращения рукояток 7 фрикционной передачи перемещается объективный кронштейн 9.
Рис. 39. Общий вид установки «Уларус» |
Объективный кронштейн — это металлический полый корпус с электромагнитным затвором внутри. Подключают затвор через специальный разъем, установленный в нижней плоскости подвижного кронштейна 3. Для крепления сменных объективов подвижной кронштейн имеет фиксатор 8.
Фотоустановка «Уларус-2» предназначена для технической фотографии. Ее конструкция отлична от конструкции предыдущих фотоустановок и представляет собой модульную систему приспособлений и осветителей, позволяющих выполнять разнообразные работы. Она позволяет использовать малоформатные, среднеформатные и крупноформатные фотоаппараты, кинокамеры и телевизионные приставки; проводить визуальные и фотографические исследования вещественных доказательств, репродуцировать документы, осуществлять макро- и микросъемку различных объектов; выявлять слабовидимые малоконтрастные записи и вытравленные тексты в видимой и невидимой зонах спектра.
|
Система установки позволяет использовать для съемки 35-мм и 62,5-мм фотопленки, фотопластинки и плоские пленки форматом 9 х 12 и 13 х 18 см. В комплект установки входят объективы «Индус-252
тар-55У», «Индустар-58У», «Индустар-50-2» и «Индустар-104У» (2,8/28), позволяющие при съемке на рулонные пленки изменять масштаб изображения от 1:18 до 20:1, а при съемке на плоские пленки и фотопластинки от 1:5 до 16:1. Пределы получаемых увеличений могут быть расширены за счет объективов с иной посадочной резьбой, например от установки ФМН-2.
Рис. 40. Широкоформатная камера установки «Уларус» |
Софиты общего света, просветный экран, осветители ДС, кольцевой и щелевой, микроосветители ОЙ-19, фотовспышки ФИЛ-107 позволяют получать нужное освещение при исследовании различных криминалистических объектов.
Система модулей включает каркас фотоустановки и набор принадлежностей для фотографирования различных следов и предметов в зависимости от их свойств и задач исследования. Для удобства сборки модули и принадлежности маркированы цифровыми индексами.
К основанию прибора 1 (рис. 41) крепятся стол 2 и штанга 7 с подвижной кареткой 8 и фотокамерой 6. Положение стола относительно штанги регулируют с помощью четырех винтов у основания. На столе размещены блоки питания 3 и управления 9, выносной пульт 10 и другие принадлежности для фотографирования. На краях стола имеется шесть фланцев для крепления стоек 4 с осветителями 5, а в его центре находится отверстие, через которое присоединяют шланг пылесоса к вакуум-экрану. Обычно отверстие закрыто крышкой.
Каретка 8 (рис. 41 а) предназначена для изменения положения фотокамеры относительно стола установки. Она уравновешена противовесом и перемещается по штанге на шариковых подшипниках при давлении на рукоятку с фрикционным фиксатором 5 или на
253
IP |
рукоятку 9, а более плавно — за счет вращения рукоятки привода 6. Положение каретки фиксируют поворотом рукоятки 5 по часовой стрелке.
На оси каретки имеется кронштейн 1, фиксируемый в четырех положениях через 90° путем поворота вокруг оси. Его можно установить и в промежуточных положениях, закрепив рукояткой 4.
|
Рис. 41. Общий вид установки «Уларус-2» |
Поворотный кронштейн 1 изготовлен в виде полого короба, внутри которого размещен механизм выдвижения кронштейна 7, укрепленного на
штангах 8. Механизм перемещения связан с рукояткой 3 и со стопорным устройством 10, расположенными соответственно с правой и с левой сторон кронштейна.
Рис. 41 а. Каретка установки «Уларус-2» |
Сверху и снизу на поворотном и выдвижном кронштейнах имеются парные гнезда 11 под съемные модули, на которых устанавливают меха фотокамеры, корпус затвора и изменяют растяжение меха фотокамеры, перемещая нижний кронштейн. Необходимый вариант фотокамеры (рис. 42) составляют из комплекса модулей в зависимости от требуемого масштаба изображения и формата кадра. Каждый из модулей имеет уни-
254
фицированное основание или гнездо, которые устанавливают одно в другое и закрепляют защелками.
Рис. 42. Один из вариантов фотокамеры установки "Уларус-2": 1 — визир; 2 — гнездо; 3 — каретка; 4 — кронштейн модульный; 5 — мех; 6 — затвор; 7 — раздвижной тубус; 8 — объектив |
Кронштейн модульный (рис. 43) служит основным конструктивным элементом для сборки необходимого варианта фотокамеры форматом 9x12 см, крепления ее затвора и других принадлежностей. Модульный кронштейн представляет собой рамочный корпус 2 с двумя унифицированными гнездами, которые снабжены защелками 3, выдвигаемыми вперед до упора, а после размещения в гнезде сменного модуля возвращаемыми в исходное положение. Корпус кронштейна имеет два пальца 1, которые устанавливают в гнездах поворотного или выдвижного кронштейнов.
Мех является одним из элементов, формирующих фотокамеру установки. Это раздвижной кожух 2 (рис. 44), соединяющий два унифицированных основания 1. Мех крепят в гнезда модульных кронштейнов или других приспособлений. Два меха из комплекта, установленные между модульными кронштейнами и затвором на поворотном и выдвижном кронштейнах, дают растяжение, равное 400 мм.
Затвор — центральный четырехлепестковый механизм, который позволяет устанавливать нужную выдержку в автоматическом или неавтоматическом режимах.
|
Корпус затвора 2 (рис. 45) установлен в гнезде модульного кронштейна 1. Внутри корпуса размещены лепестки затвора с приводом от линейного электродвигателя, закрытого кожухом 5. На нижней поверхности корпуса закреплены также фланец 4 с резьбой под объективы и промежуточные кольца, механизм синхроконтакта 3. Работой затвора камеры управляют посредством электродвигателя, подключаемого к специальному блоку, либо вручную с помощью пальца 6.
255
Рис. 44. Мех фотокамеры |
Рис. 43. Кронштейн модульный |
Вместе с модульным кронштейном затвор устанавливают в гнездах выдвижного или поворотного кронштейнов в зависимости от задач съемки (рис. 42).
Каретка (рис. 46) ускоряет процессы визирования и фотографирования объекта. Она состоит из унифицированного основания 1, на котором расположено перемещающееся по полозкам плато 2 с двумя унифицированными гнездами: 3 —для визирного устройства и 5 — для кассеты. Положения каретки «визирование» или «съемка» фиксирует защелка 4, помещенная между гнездами.
В гнезде (рис. 47) крепится кассета форматом 9x2 см. С одной стороны оно имеет унифицированное гнездо, а с другой — такое же
основание. Гнездо устанавливают в одном из модулей фотокамеры: затворе, удлинителе, каретке, модульном кронштейне.
Рис. 45. Затвор фотокамеры |
Визирное устройство (рис. 48) предназначено для кадрирования и визирования изображения. Его корпус, жестко закрепленный на основании 1, имеет форму шахты 2, где находится матовое стекло 3. При работе с фотокамерой наблюдают изображение на матовом стекле визира, изменяя положение и угол наклона поворотной крышки 4 с зеркалом
256
Рис. 46. Каретка фотокамеры
и фиксируя ее двумя винтами 5. Визирное устройство можно установить в унифицированные гнезда модульного кронштейна, каретки, удлинителя, оборачивающей камеры.
Удлинитель позволяет увеличить растяжение меха фотокамеры (рис. 49) и представляет собой металлический корпус в виде шахты 2 с унифицированными основанием 1 и гнездом 3. Его основание устанавливают в гнезда модульного кронштейна или затвора.
Рис. 47. Гнездо фотокамеры Рис. 48. Визирное устройство |
Раздвижной тубус по назначению аналогичен удлинителю. Он состоит из внешней и внутренней втулок, которые перемещаются относительно друг друга по резьбе. Кольцо с наружной резьбой вворачивают в объективный фланец на корпусе затвора (рис. 42), а во внутреннюю — объектив.
257
17-171 |
Фотоустановка ФМН-2 предназначена для макро- и микрофотографирования прозрачных и непрозрачных объектов, а также для репродуцирования различных документов на плоские пленки и фотопластинки форматом 9 х 12 см. В ее комплекте имеются четыре объектива-микроанастигма-та: «Корректор» (6/150) и три микропланара (4,5/100, 4,5/65, 4,5/40), дающих увеличения от 1:2 до 20:1.
|
Рис. 49. Удлинитель фотокамеры |
В сочетании с микроскопами биологического типа ФМН-2 пригодна и для фотографирования
микрообъектов со специальными окулярами-гомалями, позволяющими выравнивать кривизну поля изображения, компенсировать хроматическую разность увеличений, т.е. улучшать качество изображения.
ФМН-2 укомплектована набором осветителей, одни из которых дают рассеянное освещение, другие — направленное, третьи— исключающее появление теней от объекта на фоне.
Основные узлы фотоустановки показаны на рис. 50. На основании 1 крепится кронштейн 8 со штангой 6 и осветительное устройство 9, направляющее посредством линз и зеркал лучи в объектив фотокамеры 3, что создает мощный поток проходящего света. Объекты размещаются на двух специальных осветительных столах — малом или большом (рис. 51) на верхней плите основания прибора.
Нижнее (объективное) 2 и верхнее (кассетное) 4 плато фотокамеры перемещают по штанге 6, обеспечивая тем самым необходимое для макросъемки растяжение меха. Верхнее плато фотокамеры имеет посадочное гнездо под кассету 9 х 12 см или зеркальную приставку 5 для фокусирования изображения. Внутри приставки размещено зеркало, которое рукояткой 7 устанавливают под углом 45° к оптической оси фотокамеры, чтобы направить лучи света на матовое стекло. Во время экспонирования фотоматериалов зеркало убирают с пути световых лучей. На объективной доске нижнего плато смонтированы центральный затвор и раздвижной тубус для объектива.
258
Рис. 50. Установка ФМН-2 для макро-и микросъемки |
Рис.. 51. Большой микростол установки
ФМН-2:1 — подвижная линза;
2 — винты для крепления
Макросъемка малоформатными фотокамерами. Для съемки предпочтительнее использовать зеркальные фотоаппараты типа «Зенит», обеспечивающие удобное кадрирование и фокусирование объекта. Дополнительное выдвижение объектива достигается с помощью удлинительных колец и макроприставок с мехом.
Макроприставки, как и удлинительные кольца, это приспособления для дополнительного выдвижения объектива. Они устанавливаются между корпусом фотокамеры и объективом и позволяют плавно изменять масштаб изображения. Применение сменных объективов расширяет диапазон увеличений.
Освещение при макросъемке
В макрофотографии применяют как естественное, так и искусственное освещение. В лабораторных условиях обычно используют софиты с обычными лампами накаливания, а также специальные осветители: кинопроекционные, ртутные, дуговые, люминесцентные, импульсные.
Все осветители можно подразделить на три группы: направленного света, рассеянного света и кольцевые.
259
17*
Осветители направленного света предназначены для получения мощного и узкого пучка лучей от ламп накаливания. На фотоустановках СБ-2, «Уларус-2» направленное освещение создают софиты бокового света. Уровень освещенности, создаваемой каждым источником, можно регулировать изменением напряжения на нити накала. На установке СБ-2 регулировку осуществляют изменением расстояния между софитами и объектом или заменой в них ламп.
Небольшие по размерам объекты освещают микроосветителями ОЙ-19, которые представляют собой цилиндрический фонарь, перемещаемый вверх и вниз по колонке штатива (рис. 52).
Осветители рассеянного света создают пучок в пределах от 60° до 180° и представляют собой лампы накаливания с матовой колбой, софиты с лампами накаливания, закрытые матовыми или молочными стеклами, а также осветители дневного света. К числу осветителей рассеянного света относятся просветный экран, донный осветитель, которые в сочетании с осветителями ДС образуют «световую шахту» для получения бестеневого освещения при съемке общего вида объектов криминалистических экспертиз.
Рис. 53. Кольцевой осветитель с люминесцентной лампой |
Рис. 52. Микроосветитель ОЙ-19: 1 — оправа под светофильтры; 2 — рукоятка диафрагмы; 3 — зажимные винты; 4 — штатив; 5 — корпус; 6 — патрон с лампой |
Кольцевой осветитель составляют несколько ламп одинаковой мощности либо одна кольцевая люминесцентная лампа (рис. 53). Объект размещают в центральной части, и он оказывается равномерно освещенным со всех сторон.
Освещение при макросъемке обеспечивает получение изображения оптимальной плотности и является основным изобразительным средством, позволяющим выявить форму, объем, рельеф поверхности (рис. 54).
Рис. 54. Освещение при макросъемке: а — лобовое; б — боковое; в — косонаправленное; г — проходящее; д — комбинированное
В зависимости от того, каким образом свет взаимодействует с объектом, различают:
Освещение для фотографирования в проходящем свете. При
таком освещении обычно фотографируют бутылки, пузырьки, стаканы, осколки оконного и фарного стекла и следы пальцев рук на них. Проходящее освещение формируют встречным световым потоком, падающим на объект со стороны, противоположной от объектива. Проходя через объект, лучи преломляются, поглощаются, рассеиваются и затем формируют изображение. Для получения такого освещения используются различные источники: донные осветители, просветные экраны, разные варианты «световых шахт», со-фитных столов. Более мелкие предметы освещают микроосветителями типа ОЙ-19.
261 |
260 |
Освещение для фотографирования в отраженном свете. Непрозрачные объекты: замки, холодное и огнестрельное оружие, орудия взлома и инструменты, а также их следы фотографируют, как правило, в отраженном свете, когда световой поток падает на объект сверху. На установках СБ-2, «Уларус» для этой цели используются софиты бокового света, а мелкие предметы освещаются микроосветителями типа ОЙ-19. Для подсветки применяют отражающие экраны.
Комбинированное освещение. При фотографировании непрозрачных предметов проходящее освещение является вспомогательным. Чаще всего его применяют в сочетании с отраженным светом и получают комбинированное освещение, позволяющее подчеркнуть форму предмета, выявить характер переплетения нитей, конфигурацию сквозных повреждений на тканях и др.
Такое освещение получают с помощью источников, применяемых при съемке как в проходящих, так и в отраженных лучах. При этом яркость источника проходящего света не должна быть преобладающей, иначе выявляемые детали предмета потеряют на негативе свою форму и очертания.
Интервал яркостей объекта и распределение светотени на нем предопределяет структура светового потока, состояние отражающей поверхности и угол, под которым световые лучи направлены на объект.
По структуре светового потока освещение подразделяют на: диффузное, или рассеянное, и направленное.
Диффузное (рассеянное) освещение создает на объекте невысокий интервал яркостей. Светотеневой рисунок мягкий, без плотных теней. Объемные предметы выглядят плоскими, а мелкие детали, равномерно освещенные со всех сторон, не воспроизводятся. Такое освещение применяют в основном при фотографировании сложных по конфигурации предметов, имеющих полированные бликующие поверхности.
Диффузное освещение получают от люминесцентных ламп светильников дневного света (ДС), кольцевых осветителей и за счет применения различных приспособлений к лампам накаливания. Это могут быть рассеивающие молочные фильтры, матовые стекла, листы белой полупрозрачной бумаги или цилиндры из нее. Если предмет поместить внутрь такого цилиндра и освещать по периметру несколькими источниками, то получаемое освещение окажется рас-сянным и равномерно распределится по поверхности предмета.
Направленное освещение создает на объекте широкий интервал яркостей. Элементы рельефа, расположенные перпендикулярно на-
262
правлению света, имеют с одной стороны максимальные яркости, а с другой — глубокие тени. На изображении тогда запечатлевается четкий светотеневой рисунок. Если элементы рельефа расположены параллельно световому потоку, то они оказываются освещенными равномерно и на изображении имеют невысокий светотеневой контраст. Таким образом, направленное освещение, с одной стороны, позволяет подчеркнуть объемность предмета, выявить элементы его рельефа, а с другой — дает светотеневые эффекты, близкие к диффузному.
Распределение светотени на объекте от источников направленного света зависит и от угла, под которым световые потоки направлены к его поверхности. По видам направления светового потока освещение подразделяется на лобовое, вертикальное, боковое, косонаправ-ленное, контровое и фоновое.
Лобовое освещение применяются при фотографировании объемных предметов и глубоких следов с четко выраженным рельефом. Его получают от светового потока, направляемого от фотокамеры под углом 75—80° к поверхности объекта. Это освещение создает минимальные тени, четко прорисовывает контуры предмета, хорошо передает его крупные детали. Для фотографирования глубоких объектов, например несквозных следов сверления, лобовое освещение непригодно, так как не позволяет высветить всю фотографируемую
поверхность.
В подобных случаях применяют вертикальное освещение, образующее световой поток под углом 90° к поверхности предмета. Светотеневой контраст при этом не высок; на изображении наиболее заметны лишь крупные детали, мелкие же не воспроизводятся. Вертикальное освещение получают с помощью специальных приспособлений — опак-иллюминаторов. Таким иллюминатором служит плоскопараллельная стеклянная пластинка, установленная под углом 45° к освещаемой поверхности. Пучок света направляют параллельно предмету со стороны острого угла (рис. 55) так, чтобы лучи света не скользили по его поверхности. В комплект криминалистических фотоустановок «Уларус» и «Уларус-2» входят большой и малый опак-иллюминаторы (рис. 56). Их применяют для фотографирования довольно крупных предметов и следов. С увеличением масштаба предметное расстояние сокращается, и эти приспособления не помещаются между объективом и объектом. Тогда при съемке используют предметное стекло или полоску стеклянной фотопластинки, очищенной от эмульсии. Обычно их устанавливают над объектом на штативе.
263
Поскольку большая часть светового потока рассеивается, освещенность, создаваемая опак-иллюминаторами, низка. Поэтому источник света размещают как можно ближе к объекту, а пучок света фокусируют почти до размеров площади фотографируемого участка.
Рис. 55. Схема получения вертикального («опакового») освещения |
При боковом освещении лучи света направляют под углом от 30 до 60°. Используют боковое освещение чаще всего при фотографировании объемных предметов, на поверхности которых создается наиболее оптимальный светотеневой контраст, лучше, чем при лобовом, передающем мелкие детали и фактуру поверхности.
Косонаправленное освещение образует световой поток, идущий под углом
Рис. 56. Большой (а) и малый (б) опак-иллюминаторы |
от 3 до 15°. Чем мельче рельеф, тем под более острым углом освещают объект. Тогда даже от небольших выступов и впадин на поверхности предмета образуются четкие тени, а изображение выглядит очень контрастным. Это освещение позволяет выявлять мелкие детали рельефа и применяется при съемке плоских предметов со слабовыраженной фактурой поверхности, таких, как следы скольжения, разре-
за, перекуса и т.п. Лучи света рекомендуется направлять перпендикулярно трассам следа.
Контровое освещение применяют для получения четкого контура фотографируемого предмета, когда световой поток направлен параллельно оптической оси объектива. Проходя через прозрачное предметное стекло, лучи очерчивают контуры предмета, выявляют его форму, создают фон светлой тональности.
Фоновое освещение создает необходимый уровень освещенности фона. Как и контровое, оно способствует выявлению контуров предмета, отделению его от фона. Здесь обычно используются софиты из комплекта установки СБ-2. Объект находится на предметном стекле на расстоянии 15—20 см над столом фотоустановки. На стол под объектом кладут лист белой бумаги и освещают двумя софитами, направляя свет под углом 30—60°. Лучи, отразившиеся от него, освещают предмет снизу. Освещенность фона должна быть равномерной.
По характеру светотеневого рисунка hu изображении освещение может быть светлопольным и темнопольным.
В первом случае большая часть световых лучей, проходящих через объект или отраженных от него, попадает в объектив. Фон в этом случае будет светлым, а детали объекта более темными. При темнопольном освещении основной поток света не попадает в объектив фотокамеры. Изображение в этом случае формируют лучи, отклонившиеся от своего первоначального направления вследствие преломления или отражения света. Светлыми на изображении будут лишь те детали предмета, которые направили лучи света в объектив камеры, окружающие же окажутся более темными.
При макросъемке непрозрачных предметов чаще применяется светлопольное освещение, позволяющее выявлять характерные детали поверхности, передавать форму. При съемке поверхностных, плоских следов (например, следов скольжения на металле) рекомендуются использовать освещение по методу темного поля.
Оба типа освещения применяются и для увеличения контраста между фоном и деталями объекта. Например, слабовидимые следы пальцев рук на стекле усиливают с помощью проходящего темно-польного освещения, а слабовидимые записи в документе, залитые черными чернилами, выявляют посредством светлопольного освещения в отраженных лучах.
Установка освещения. Различные виды освещения дают разное распределение светотени на поверхности предмета. В зависимости от свойств объекта и задач исследования они могут использоваться как самостоятельно, так и в совокупности друг с другом. Например, рав-
265 |
264 |
номерное бестеневое освещение ослабляет интенсивность бликов на металлических предметах, но дает плоское «необъемное» изображение. Увеличение числа полутонов за счет направленного света позволяет передавать на снимке объем и рельеф поверхности.
Освещение от одного источника часто приводит к резкому делению изображения на светлые и темные участки. Поэтому обычно используют несколько источников света, каждый из которых имеет определенное назначение. По направлению и интенсивности светового потока различают источники основного направленного (рисующего), выравнивающего и моделирующего света.
Источник основного направленного света выявляет на поверхности предмета его характерные детали. Здесь применимы лобовое, боковое и даже косонаправленное освещение. Обычно свет направляют с левой стороны под углом 30—60°.
Источники выравнивающего света подсвечивают теневые участки и обеспечивают на объекте интервал яркостей, который может быть воспроизведен без существенных потерь. Осветители здесь устанавливают с противоположной стороны по отношению к основному источнику, а создаваемая ими освещенность должна быть примерно в 1,5—2,5 раза меньше, чем от основного направленного света.
Источники моделирующего света предназначены для выделения деталей на отдельных участках, например, номерных знаков, следов, рельефа поверхности и т.п. Их конструкция должна предусматривать изменение диаметра и интенсивности светового пучка.
Освещение, создаваемое каждым источником, устанавливают поочередно, подбирая угол, направление и интенсивность светового потока. Общее освещение, создаваемое всеми источниками, оценивают по распределению светотени на объекте, а при съемке мелких предметов и следов — по изображению на матовом стекле визира. В связи с падением освещенности источники света располагают как можно ближе к освещаемой поверхности, а свет концентрируют в пятно, которое по размерам немного превышает фотографируемый предмет.
Техника макрофотографии
Подготовка объектов к съемке. Качество получаемого при макросъемке изображения в немалой степени зависит от размещения объекта относительно съемочной камеры. Запечатлеваемую поверхность устанавливают параллельно плоскости фотоматериала, а длин-
ную сторону объекта (следа) располагают вдоль большей стороны кадра. Это позволяет рационально использовать всю площадь кадра, фотографировать с большими увеличениями. Свободное пространство между краями объекта и границами кадра должно быть минимальным. Исключение составляют следы в виде трасс, занимающие 1/3—1/2 часть ширины кадра.
Фотографируемые объекты размещают на устойчивых предметных столиках, дающих возможность использовать различные виды освещения и быстро сменять тональность фона. Последний должен быть однородным, нейтральным и обязательно контрастным к объекту, чтобы наилучшим образом подчеркивать его форму.
На фотоустановках «Уларус», «Уларус-2» используются поворотный предметный стол 5 (рис. 39) или предметный столик (рис. 57) с набором сменных шайб и держателей для мелких предметов, позволяющие вести съемку на белом, черном или нейтрально-сером фоне.
Объект обычно располагают на чистом предметном стекле, что обеспечивает его устойчивость и возможность перемещения при кадрировании. В качестве фона под стеклом кладут лист белой, черной или серой бумаги. Рядом с объектом на одном уровне с его поверхностью размещается масштабная линейка. Линейку располагают со стороны, противоположной к источнику света, чтобы тени от нее не маскировали участки изображения.
Рис. 57. Предметный столик с набором сменных шайб |
Объективы для макросъемки. В макрофотографическом процессе применяются как общефотографические, так и специально разработанные объективы-микроанастигматы.
Первые сориентированы для съемки предметов, расположенных не ближе 10—15 фокусных расстояний. При макросъемке это условие нарушается, вследствие чего изображение недостаточно качественно по всему полю кадра. Поэтому приходится использовать лишь центральную часть объектива, Диафрагмируя его до значений 5,8—11. Микроанастигматы сконструированы для съемок при малых предметных расстояниях, и при больших увеличениях они дают резкое изображение по всему полю зрения. Их выпускают с фокусными расстояниями от 10 до 150 мм.
267 |
266 |
Фокусирование изображения. Одна из особенностей макросъемки — ограниченная глубина резко изображаемого пространства, вследствие чего необходимо определить оптимальное для заданного масштаба значение диафрагмы, а также правильно сфокусировать изображение.
Резкость зависит не только от величины резко изображаемого пространства, передаваемой объективом, но и от расположения плоскости фокусирования при съемке. Максимальную резкость получают, когда глубина резко изображаемого пространства совпадает с высотой объекта (глубиной следа), а плоскость фокусирования расположена на 1/3 вглубь него (рис. 58).
Рис. 58. Схема наводки на резкость при макросъемке |
Определение выдержки. При макросъемке приходится иметь дело с различными объектами: от слепков со следов обуви до следов бойка на капсюле гильзы. Фотографируя крупные объекты, применяют экспонометр: сначала замеряют интегральную яркость объекта и определяют выдержку для обычной съемки, затем увеличивают ее на поправочный коэффициент. При фотографировании мелких объектов и следов оптимальную выдержку подбирают с помощью проб.
Фотоматериалы. Объектами макрофотографии обычно являются объемные предметы и следы. Направленное освещение на таких объектах создает высокий интервал яркостей, воспроизводимый только на мягких и нормальных по контрасту фотоматериалах. Для съемки используют фототехнические пленки ФТ-10, ФТ-20, плоские пленки ФН-64 либо полутоновые фотопластинки. Применяют также 35-мм фото- и кинопленки низкой и средней чувствительности: ФН-32, ФН-64 (Фото-32, Фото-64), НК-1, НК-2. Объекты, не содержащие полутонов, например штриховые оригиналы, снимают на более контрастные материалы: ФТ-30, ФТ-31, ФТ-41 или фотопленки типа «Микрат».
Съемку ахроматических объектов целесообразно вести на несенсибилизированные фотоматериалы, а цветные — на фотоматериалы панхроматической или изопанхроматической сенсибилизации.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!