Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-10-05 | 405 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исследование поступающих на экспертизу объектов начинают с фотографирования их общего вида. Дополняя словесное описание, эти снимки дают общее представление о свойствах объектов. В необходимых случаях по фотоснимку определяются истинные размеры предмета и его деталей, их взаимное расположение, устанавливается тождественность предмета, изъятого с места происшествия и поступившего на экспертизу.
Типичные объекты и их характеристики. Объектами экспертного исследования нередко бывают орудия взлома и инструменты, замки, холодное и огнестрельное оружие, документы и другие предметы, имеющие самые различные свойства, в частности по тональности. Однако градация тональности у таких объектов, как правило, невелика, поэтому съемка не вызывает особых затруднений. В то же время холодное и огнестрельное оружие, замки и другие объекты имеют хромированные и полированные поверхности, которые бли-куют, а интервал яркостей при использовании направленного освещения доходит до 1:10 000 и более.
В число криминалистических объектов входят объекты с самыми различными пространственными свойствами: объемные и плоские; с четко выраженным и очень незначительным рельефом.
Для фотографирования объектов со столь разными свойствами необходимы и различные условия съемки, предусматривающие выбор оптимальных условий освещения, экспонирования и лабораторной обработки подходящих фотоматериалов, учет ряда других факторов. Так, на фотоснимках общего вида исследуемого объекта должно быть передано реальное соотношение тонов и цветовых от-тенков, пространственные размеры, особенности строения, фактура поверхности. Помимо этого, на снимках должны воспроизводиться важные в криминалистическом отношении особенности, возникновение которых связано с событием преступления: следы, пятна крови и т.п. Чтобы не искажались пространственные размеры объектов, фотографирование выполняется по правилам масштабной съемки с соблюдением нейтральности фона. Обрезание краев предмета границами кадра не допускается.
|
Размещение объектов при съемке. Оптимально такое положение, при котором наиболее удачно воспроизводятся форма и характерные особенности объекта. Располагают его перед камерой в положении, привычном для наблюдения. Небольшие предметы размещают на предметном стекле стационарных фотоустановок в горизонтальном положении, более крупные, например ружья, требуют однородного фона.
При нарушении целостности упаковки сначала фотографируют состояние последней, а затем и сам предмет. Необходимо запечатлеть такие особенности, как видимые дефекты, повреждения, надписи, клейма, следы (например, бутылку обычно фотографируют со стороны этикетки, а огнестрельное оружие со стороны номера). Если важные для объекта особенности имеются на его противоположных сторонах, то съемку общего вида производят дважды.
194 |
195 |
Разные по размерам предметы объединяют для съемки в однородные группы. Так, пули и гильзы группируются для одного снимка, а пистолет и обойма — для другого. Чтобы запечатлеть крупногабаритные предметы (фомку, лом) в крупном масштабе, целесообразно изготовить фотопанораму либо воспроизвести их отдельные части с необходимым увеличением. Сложные объекты, состоящие из нескольких частей, фотографируют в том состоянии, в каком они поступили на исследование. При необходимости запечатлевают их внутреннее устройство, фотографируя в разобранном виде.
Размещая в кадре объект и масштабную линейку, следует соблюдать композицию будущего изображения. Предметы располагаются в центре кадра симметрично его границам, а протяженные — вдоль длинной стороны. Вспомогательные элементы (масштабная линейка, стрелки-указатели) устанавливаются в свободном пространстве кадра, не нарушая его симметрии. Линейку размещают параллельно одной из сторон предмета, как правило, большей.
|
При фотосъемке тонких предметов, в частности документов, линейку кладут в одной плоскости с объектом. Когда фотографируют объемные предметы, она находится либо на уровне плоскости с наиболее характерными деталями, либо в плоскости, где объект имеет максимальные размеры. Возле цилиндрических предметов (бутылок, пуль, гильз и т.п.) масштабная линейка располагается на уровне центральной оси, а при фотографировании холодного оружия — в плоскости клинка.
Чтобы установить линейку на необходимой высоте, в качестве подставок используют различные мелкие предметы (коробки, бруски и проч.). Линейка должна полностью маскировать подставку, чтобы она не просматривалась на снимке. Чтобы масштабная линейка не закрывала часть фотографируемого объекта, ее устанавливают на расстоянии 2—5 мм от него.
Тональность линейки должна соответствовать тону объекта и не контрастировать с ним. Деления ее шкалы должны быть обращены к предмету и согласованы с его размерами: для съемки мелких предметов берут линейку с миллиметровыми делениями, для средних — с сантиметровыми, а для крупных — с дециметровыми.
Особенности фотографирования общего вида объектов. Эти особенности включают в себя правильный выбор съемочной аппаратуры, освещения, фона и фотоматериалов. Съемка небольших предметов (пуль, гильз, пломб, следов пальцев и т.п.) производится на установках СБ-2 и Уларус. При фотографировании сложных по конфигурации предметов отображения их свойств оценивают по мато-
196
вому стеклу визира, дающего плоскостное изображение. Крупноформатные камеры названных фотоустановок с двойным и тройным растяжением меха позволяют получать изображения в масштабе, достаточном для изучения особенностей предмета на матовом стекле визира. Малоформатные камеры здесь менее удобны, поэтому их используют при съемке крупных объектов — предметов одежды с огнестрельными повреждениями, слепков следов транспортных средств, ружей и т.п.
Необходимый масштаб съемки определяют размеры самого объекта: на фотоснимках общего вида его изображение должно занимать весь кадр. При больших увеличениях искажается форма предмета, при малых снижается разрешение деталей.
|
Фотографирование проводят с соблюдением правил масштабной съемки: оптическая ось объектива перпендикулярна предметной плоскости и проходит через центр объекта; в кадре обязательно присутствует масштабная линейка.
Освещение. При съемке общего вида объектов используются все виды освещения: рассеянное, направленное и смешанное. Съемка может проводиться в отраженном свете, а также в проходящих лучах, характерные особенности выявляются за счет оптимального распределения светотени по поверхности объекта.
Рассеянное освещение создает изображение без резких теней со слабо выраженным объемом. Оно наиболее пригодно для фотографирования огнестрельного и холодного оружия, других объектов с широким интервалом яркостей, поскольку не создает бликов на металлических и полированных поверхностях. Например, мелкие шарообразные предметы (дробь, картечь) фотографируют в отраженном свете с малыми кольцевыми осветителями, а металлические объекты средней величины — с большим кольцевым осветителем, размещая их на матовом экране внутри шахты вблизи ламп донного осветителя.
Направленное освещение создает на объекте контрастный светотеневой рисунок, передавая его объем и особенности рельефа. Используется вертикальное (опаковое), лобовое, боковое и косона-правленное освещение. При съемке крупногабаритных объектов применяют осветительные приборы «Свет-500», «Свет-1000», импульсные лампы и другие источники. При смешанном варианте недостатки одного вида освещения ослабляются или устраняются другим.
Оптимальное освещение при фотографировании даже несложных по конфигурации объектов можно получить только с помощью
197
нескольких источников. Например, при съемке документов применяют равномерное освещение от двух источников, устанавливаемых с противоположных сторон. Для фотографирования более сложных предметов необходимы такие виды освещения, которые позволяют создать необходимый световой баланс между освещенными и теневыми участками объекта. Это основной направленный (рисующий), выравнивающий и моделирующий виды освещения.
|
Основной направленный свет необходим для получения общей светотеневой картины поверхности предмета, выявления его объема и особенностей рельефа. На макрофотографических установках его создают софиты общего света, направленные под углом 30—70° к предметной плоскости.
Выравнивающий свет, подсвечивая теневые участки объекта, обеспечивает необходимый интервал яркостей и исключает потерю существенных деталей. Источники этого света устанавливают со стороны, противоположной основному.
Моделирующий свет позволяет выявлять особенности отдельных участков объекта, номерные знаки, следы, рельеф поверхности и т.п. Функции этого вида освещения выполняют, как правило, микроосветители ОЙ-19.
Любое освещение, кроме опакового и кольцевого, дает при фотографировании в отраженных лучах тени. На изображении общего вида они будут помехами, затрудняющими восприятие элементов формы. Поэтому при съемке общего вида непрозрачных объектов освещение должно сочетать в себе свет, отраженный от предмета и прошедший через фон. Такая комбинация устраняет тени и очерчивает контуры объекта.
Бестеневое освещение помимо основных видов включает в себя фоновой и контровой свет. Они необходимы для выявления формы предмета и получения требуемой плотности фона. Размещение источников контрового и фонового света показано соответственно на рис. 18 и 19.
Выбор фона. Фон на фотоснимках общего вида служит важным композиционным элементом. От его тональности зависит четкость передачи формы предмета и линий его контура. Фон должен быть однородным (без отвлекающих деталей) и нейтральным по отношению к объекту. В этом качестве используют листы чистой ровной бумаги, белой или черной.
Однородность фона достигается его равномерным освещением, применением бестеневой съемки. Нейтральным считается фон, то-
нальность которого отличается от периферийных участков предмета, что обеспечивает различимость его контуров. Темные объекты фотографируют на светлом фоне, а светлые — на темном. Для объектов с широким интервалом яркостей фон должен быть темнее самого светлого участка и светлее самого темного.
Фотоматериалы. Для запечатления общего вида исследуемых объектов подбирают мягкие или нормальные фотоматериалы, позволяющие воспроизводить широкие интервалы яркостей. Ахроматические объекты снимают на фототехнические пленки ФТ-10, ФТ-11, ФТ-20; хроматические — на ФТ-12, ФТ-22, ФН-64. При работе с малоформатными камерами применяют 35-мм фотопленки ФН-32, ФН-64, ФН-125 или кинопленки НК-1, НК-2, НК-3. Для передачи тонкой структуры объектов используют мелкозернистые фотокинопленки с высокой разрешающей способностью ФН-32, НК-1, обрабатывая последние в мелкозернистых выравнивающих проявителях.
|
Особенности фотографирования общего вида изделий из стекла. Изделия из стекла (бутылки, пузырьки, стаканы, электрические лампочки и проч.) размещают на предметном стекле шахты или прижимном экране параллельно большей стороне кадра. Если конфигурация объекта не обеспечивает горизонтального размещения, то в нужном положении его устанавливают с помощью соответствую-
199 |
198 |
щих средств крепления. Последние размещают под такими участками объектов, из-под которых они на снимке не просматриваются.
На фотоснимках общего вида стеклянного объекта важно передать его объемность и прозрачность. Эту задачу можно решить, если в качестве основного направленного света использовать контровое освещение, например от донного осветителя фотоустановки «Ула-рус». Эффект объемности дает боковое рассеянное освещение. Источники света устанавливают против длинной стороны предмета, направляя световой поток перпендикулярно его оси под углом 35— 50°. Небольшие предметы удобнее фотографировать, когда один источник освещает фон, а другой — объект. Когда отдельные части изделия сливаются с фоном, то их выделяют посредством моделирующего света, направляемого в торцевую часть объекта, например со стороны горлышка или дна бутылки.
Общий вид осколков прозрачного стекла (хрусталя, фарных рас-сеивателей и т.п.) фотографируют с темнопольным освещением. Объект на предметном стекле устанавливают на штативе и освещают снизу микроосветителем ОЙ-19. Световой поток направляют под углом 30—40° к оптической оси объектива (рис. 20). Из-за прозрачности стекол получаемый контраст недостаточно высок. Для его увеличения фотографируемый осколок располагают на стекле с матовой поверхностью, что способствует передаче характерных особенностей рельефа. Подсветку непрозрачных участков, например наклеек, номеров, а также масштабной линейки, осуществляют микроосветителями ОИ-19.
Рис. 20. Схема фотографирования осколков из прозрачного стекла |
Особенности фотографирова ния слепков со следов обуви. Слепки со следов обуви и протекторов автомашин обычно отливают из гипса, получая предметы со светлой матовой поверхностью. Важными параметрами служат не только размеры и форма подошвенной части обуви, но и признаки, индивидуализирующие сам объект. Рассеянное освещение создает
необходимый уровень освещеннос-
ти. Детали рельефа выявляют рисующим светом, направляемым обычно под углом 15—30° к поверхности слепка. В то же время, чем мельче выявляемые детали, тем под меньшим углом направляется свет. В глубоких участках рельефа тени ослабляются выравнивающим светом, источники которого размещают с противоположной стороны слепка под углом 30—50° к объекту. Отдельные участки слепка подсвечивают микроосветителями ОИ-19.
Гипсовые слепки снимают на черном фоне, размещая в центре прижимного экрана вдоль большей стороны кадра. Плоскости следа и фотоматериалы должны быть параллельны, на этом уровне располагают и масштабную линейку.
Особенности фотографирования общего вида объектов из ме талла. От направленного освещения на орудиях взлома, инструментах, замках и других металлических объектах часто образуются блики. В местах возникновения они маскируют детали, но одновременно являются важным композиционным элементом, подчеркивающим объемность объекта. Блики перед съемкой стараются ослабить различными способами, не исключая их совсем. Это достигается изменением положения источников света: находят такое направление светового потока, при котором наблюдаемые блики играют только положительную роль.
Однако на сферических и цилиндрических объектах изменение направления светового потока приводит только к перемещению бликов с одних участков на другие. В таких случаях подбирают положение осветителей, при котором блики перемещаются на участки, не имеющие криминалистических особенностей.
Исследуемые замки освещают несколькими источниками света, направляя с одной стороны рисующий свет, а с другой — выравнивающий. Если замок имеет дужку или цилиндрические наплывы на корпусе, то рисующий и выравнивающий свет ориентируют перпендикулярно к данным деталям. Наблюдая за изображением на матовом стекле визира, подбирают такое положение осветителей, при котором рельеф замка передается наиболее отчетливо. В некоторых случаях могут понадобиться и дополнительные источники света. Например, детали на замках — номерные знаки, царапины и т.п. освещают микроосветителями ОИ-19.
Перед съемкой замок располагают горизонтально на предметном стекле, соблюдая параллельность к фотоматериалу. В горизонтальном положении устанавливают и дужку навесного замка, если она не зафиксирована. Масштабную линейку помещают в любой свободной части кадра на различной высоте: при съемке навесных замков —
201 |
200 |
в плоскости оси дужки, а врезных и накладных — на уровне короба замка.
При фотографировании холодного оружия и инструментов типа отверток используют аналогичное освещение. Вместе с тем при направленном свете лезвие ножа и жало отвертки бликуют, тогда как рукоятки, изготовленные из древесины либо пластмассы, хорошо поглощают свет. Необходимый световой баланс тогда получают за счет дополнительной подсветки рукоятки вдоль ее оси. Объемность рукояток цилиндрической формы подчеркивает освещение, идущее перпендикулярно к их оси. Однако в данном случае труднее подобрать оптимальное соотношение светотени, поэтому для съемки таких объектов используют серый фон. Как и замки, отвертки и ножи располагают на предметном столе горизонтально, закрепляя в нужном положении пластилином. Масштабную линейку устанавливают симметрично на уровне клинка.
Особенности фотографирования общего вида пуль и гильз. Пули и гильзы обычно имеют цилиндрическую форму. Иногда на исследование поступают и деформированные пули. Перед съемкой их закрепляют на предметном стекле в горизонтальном положении, симметрично границам кадра. Для фотографирования выбирают положение, при котором видны следы, например от канала ствола. Масштабную линейку устанавливают рядом на уровне оси.
Для освещения используются микроосветители ОЙ-19. Чтобы ослабить блики, свет от одного из них направляют под углом 30—45° к предметной плоскости и оси пули или гильзы. Свет от другого, противоположного источника имеет направление, близкое к вертикальному. Интенсивность бликов снижают и с помощью рассеянного освещения. Форма пуль и гильз хорошо передается на светло-сером фоне.
Особенности фотографирования общего вида документов. Документы — плоские объекты, что облегчает запечатление их общего вида, поскольку не возникает затруднений ни с выбором освещения, ни с размещением масштаба. При съемке их располагают на предметном столе установки в одной плоскости с масштабной линейкой.
Вместе с тем на снимке должны быть отображены все значимые детали: текст, оттиски печати, защитная сетка или линовка, складки, разрывы, пятна загрязнений и т.п. Соотношение плотностей почернения на изображении должно соответствовать соотношению яркостей объекта.
Запечатление общего вида документов связано с соблюдением правил репродукционной съемки. Съемку преимущественно осу-
202
ществляют на нормальные по контрасту материалы, чувствительные к той зоне спектра, излучения которой отражают красители деталей документа. Документы, выполненные черными и синими красителя-ми, фотографируют на несенсибилизированные фотоматериалы; желтыми и зелеными — на изоортохроматические; фиолетовыми и красными — на изопанхроматические. Оптимальным является равномерное освещение, направленное или рассеянное. Источники света устанавливают с двух противоположных сторон. Свет направляют под углом 30—45° к плоскости документа. Чтобы запечатлеть внешний вид измятых документов, свет одного из источников направляют под меньшим углом. К фону предъявляются те же требования, что и при фотографировании других объектов, он должен подчеркнуть форму документа. Для этого его выбирают так, чтобы он контрастировал с документом.
Фотографирование следов рук
Высокое криминалистическое значение следов пальцев рук и участков ладоней объясняется особенностями морфологического строения кожного покрова рук человека, их индивидуальностью, высокой устойчивостью и частой встречаемостью на местах происшествия. Это побуждает к использованию данных следов для регистрации, розыска и отождествления личности преступников.
Объекты фотографирования и характеристика их свойств. Следы пальцев рук и других участков кожного покрова остаются в результате активных действий по подготовке, совершению и сокрытию преступлений. Они представляют собой узоры различной формы, образуемые неровностями на коже — папиллярными линиями, ширина которых у взрослого человека составляет 0,4—0,6 мм, а высота — 0,2—0,4 мм. На папиллярных линиях есть отверстия — поры, имеющие размеры от 0,08 до 0,25 мм.
При дактилоскопических исследованиях объектами фотографирования являются сами следы рук, обнаруженные на различных предметах-следоносителях, а также их копии на специальных пленках и слепках. Объектами-следоносителями могут быть стаканы, бутылки, столовая посуда, участки дверей, окон и проч., имеющие самые разнообразные свойства. Они могут быть прозрачными, непросвечивающими, полупрозрачными; плоскими, цилиндрическими, сферическими. Их окраска тоже может быть самой различной: однотонной или пестрой, одноцветной или полихромной, а фотографированию следов будут мешать всевозможные помехи: наклейки,
203
I |
этикетки, рельеф и проч. В зависимости от физических свойств предмет может быть термостойким и легкоплавким, твердым или пластичным. При съемке следов на пластичных, легкоплавких объектах следует проявлять известную осторожность, чтобы тепловым излучением не испортить следы рук.
По пространственным свойствам различают объемные и поверхностные следы рук. Объемные следы остаются на пластичных в момент следообразования веществах и материалах (воске, парафине, пластилине, замазке, масле и проч.). В этом случае следы имеют обратное отображение: папиллярные линии передаются углублениями, а бороздки между ними — возвышениями.
Поверхностные следы образуются в результате соприкосновения пальца или ладони с твердым предметом. При этом происходит наслоение потожирового вещества, которым покрыта кожа, вследствие чего образуется точная копия кожного рельефа соответствующего участка ладони.
По оптическим свойствам следы рук на различных предметах могут быть ахроматическими и цветными, видимыми, слабовидимыми и невидимыми. Их различаемость зависит от свойств потожирового вещества, материала, фактуры предмета, на котором они оставлены.
Видимые следы образуются, как правило, красящим веществом, покрывающим ладонь в момент следообразования (кровь, краска и проч.). Само потожировое вещество, с фотографической точки зрения, представляет собой бесцветную, диффузно рассеивающую свет среду. Образованные им следы на полированных и окрашенных масляной краской поверхностях слабовидимы, а на всех остальных поверхностях — невидимы. Невидимые и слабовидимые следы перед фотографированием окрашиваются (опыляются) порошками, контрастными к поверхности предмета-носителя.
Требования, предъявляемые к фотоснимкам следов рук. Выявление слабовидимых следов производится в первую очередь фотографическими методами, без их окрашивания, чтобы получить максимально полный объем информации об их особенностях, исключить возможность испортить детали следа или вообще утратить его. С этой целью используют контрастирующую, ультрафиолетовую, инфракрасную, макро-, микро- и репродукционную съемку.
Способ фотографирования следов зависит от оптических и пространственных свойств поверхностей, на которых они расположены, их формы, фактуры, цвета, от свойств самого следа. Так, дактилокар-ты фотографируют по правилам репродукционной фотографии. Фо-
204
тографирование следов рук на других объектах имеет свои особенности. Отличаются, например, съемка видимых и слабовидимых следов, плоских и объемных, расположенных на непрозрачных и прозрачных объектах, окрашенных в светлые и темные тона. И тем не менее фотосъемка любого контрастного следа должна дать результат, сопоставимый с оттисками пальцев на дактилокартах. Поэтому к фотоснимкам предъявляются довольно жесткие требования.
Основная задача фотографирования следов — четко передать на снимке отобразившиеся узоры кожного покрова и их детали. Вместе с тем необходимо передать папиллярные линии темными, а фон светлым независимо от окраски поверхности предмета и самого следа. Между папиллярными линиями и фоном должен быть контраст, достаточный для изучения особенностей строения следа.
Для сравнительного исследования съемку рекомендуется проводить в масштабе около 3:1, а при пороскопических исследованиях — 15:1—20:1.
Особенности фотографирования следов рук на прозрачных предметах. На поверхности оконного стекла, целлофана и других аналогичных предметов следы рук представляют собой неокрашенные, слабовидимые наслоения потожирового вещества. Они малоконтрастны, поэтому для их усиления применяют темнопольное освещение в проходящем свете.
При этом освещении изображение следа формируется лучами, рассеянными потожировым веществом. В этом случае папиллярные линии при фотографировании выглядят светлыми, а фон — темным. После лабораторной обработки фотоматериала получается обратное соотношение тонов. Съемка ведется непосредственно на фотобумагу, что ускоряет и удешевляет процесс/Зеркальность изображения при съемке следов на плоских предметах устраняется поворотом следа в сторону, противоположную объективу. Следы на объемных предметах фотографируются через оборачивающие системы (зеркала или призмы) (рис. 21).
Наиболее просто темнопольное освещение достигается с помощью осветительных приборов со сферическими и параболическими отражателями, конденсорными линзами и т.п., т.е. на любой криминалистической фотоустановке (рис. 22). В качестве осветителей используются микроосветители ОЙ-19 и осветительные системы проекционных аппаратов. Для равномерной освещенности устанавливают два источника с противоположных сторон объекта. Максимальный контраст изображения достигается при минимальном угле между направлением светового потока и оптической осью фотокамеры. Съемку целесообразно вести макрообъективами с большими фо-
205
Рис. 21. Схема расположения оборачивающих систем: а — зеркало перед объектом; б — зеркало перед объективом; в — зеркало перед фотоматериалом
кусными расстояниями, позволяющими уменьшить угол, под которым свет падает на объект.
Для усиления малоконтрастных следов на плоских прозрачных предметах используется специальный осветитель — конденсор темного поля (рис. 23). Лучи света, проходя через прозрачные участки объекта, не изменяют своего направления и отсекаются диафрагмой. Изображение следа формируется лучами, рассеянными потожиро-вым веществом. Конденсор темного поля входит в комплект фотоустановок «Уларус», «Уларус-2» и используется для фотографирования следов в масштабе 3:1 (рис. 24).
Освещение с конденсором темного поля обеспечивает более высокий контраст, чем микроосветители ОЙ-19. Увеличение резкости и четкости изображения достигается также диафрагмированием объектива. Иногда используются также линзовые, зеркально-линзовые и зеркальные конденсоры. Схема получения темнопольного освещения с их помощью показана на рис. 25.
Темнопольное освещение можно получить и на установке ФМН-2. При фотографировании следов рук ее оптическая система настраивается по схемам, применяемым для работы с микроскопом или макростолами.
Такие прозрачные объекты, как бутылки, пузырьки, банки, стаканы, электролампочки, другие изделия из стекла либо их осколки
нередко представляют собой неоднородную, окрашенную в различные цвета оптическую среду с неровной поверхностью. Следы рук могут располагаться на плоских, цилиндрических, конических, сферических поверхностях и представлять собой малоконтрастные либо слабоокрашенные наслоения. Их фотографируют в проходящем свете, если съемке не препятствуют наклейки, этикетки, загрязнения и другие помехи.
Рис. 22. Схема получения темнопольного освещения с помощью осветителей с концентрируемым световым потоком |
Усиление контраста достигается темнопольным освещением. Причем на предметах сферической, цилиндрической или иной формы из рассмотренных выше применимо только освещение, создаваемое осветителями ОЙ-19, поскольку из-за неоднородного преломления лучей боковыми поверхностями, гранями осколков, внутренних элементов лампочек на отдельных участках изображения появляются блики, маскирующие детали следа. Ослабить их или устранить полностью можно лишь с помощью светового потока, распространяющегося вдоль оси стеклянных предметов цилиндрической и конической формы. Если с изменением угла направления лучей блики полностью не исчезают, то их экранируют масками из черной бумаги. Оптическая ось фотокамеры должна быть перпендикулярна к следу и проходить через его центр. Следы обычно снимают на фотобумагу.
На полупрозрачных предметах и изделиях из окрашенного стекла следы фотографируют в отраженном свете. Для съемки применяют лобовое или близкое к нему освещение от двух микроосветителей. При фотографировании следов на предметах цилиндрической или конической формы световой поток осветителя направляют по их оси. Проходя через стекло, большая часть светового потока поглощается, что приводит к появлению эффекта темного поля. Изображение следа формируется лучами, отраженными от папиллярных линий. Для усиления контраста под объектом, расположенным на высоте 10—15 см, в качестве фона кладут лист черной бумаги.
207 |
206 |
На предметах с выпуклыми или вогнутыми сферическими поверхностями следы окрашивают порошками на ферромагнитной основе и фотографируют их в отраженных ультрафиолетовых лучах. Для съемки необходима оптика из кварцевого или увиолевого стекла. Фотографирование в отраженных УФ-лучах дает положительные результаты и при съемке следов, которые расположены на противоположных сторонах оконного стекла и полностью или частично перекрывают друг друга, а также на поверхности зеркал. Следы обрабатывают люминесцирующим составом и фотографируют в УФ-зоне спектра.
Особенности фотографирования следов рук на непрозрачных объектах. Непрозрачные предметы со следами рук могут быть светлыми, темными, пестрыми, одноцветными или многоцветыми. Их фактура бывает гладкой, шероховатой и рельефной. Следы рук на них окрашиваются светлыми или темными порошками, причем на светлых поверхностях применяются темные порошки, а на темных — светлые. Указанные свойства определяют особенности фотографирования следов. Съемка ведется прямо с объекта. И лишь когда следы расположены на недоступных для съемки участках, они копируются на дактилоскопическую пленку.
208
Следы рук, окрашенные в темные тона, фотографируют на светлых одноцветных или однотонных поверхностях по правилам репродукционной съемки. Освещение устанавливают боковое, равномерное, применяют мягкие или нормальные по контрасту негативные материалы. Мешающий фон или помехи ослабляют, руководствуясь рекомендациями цве-торазличительной фотографии.
Некоторые особенности отличают фотографирование следов на изделиях из фарфора, покрытых глазурью. Такое покрытие отра-
жает свет и внешней, и внутренней поверхностями. Это приводит к снижению резкости, особенно если съемка велась при боковом освещении. Максимальную резкость изображения обеспечивает освещение, близкое к вертикальному. Однако, на выпуклых или вогнутых участках оно нередко создает блики, поэтому осветители устанавливают с меньшим чем 90° углом наклона к поверхности предмета. Несмотря на некоторое снижение резкости получаются изображения с удовлетворительной передачей деталей на всех участках следа.
Светлые следы рук на светлом пластике фотографируют при ко-сонаправленном освещении, создающем эффект темного поля. Свет отражается от фона и рассеивается, а изображение следа формируется лучами, отраженными частичками порошка, прилипшими к следу. Съемку ведут на фотобумагу через оборачивающую систему. Аналогично, только при лобовом освещениии, фотографируют светлые следы на темном фоне.
Фотографированию следов рук на непрозрачных предметах с «пестрыми» поверхностями способствуют различия в характере рассеяния света фоном и деталями следа. Следы обычно фотографируют по методу светлого поля, применяя опаковое или односто-
209
Н-171
роннее освещение, максимально приближенное к вертикальному. Объект наклоняют под небольшим углом к предметной плоскости фотоустановки, чтобы лучи, отраженные от фона, попали в объектив и сформировали темное изображение папиллярных линий на светлом фоне. В таком положении объект закрепляют и фотографируют.
Немалую сложность представляет собой съемка следов на поверхности зеркал из-за сдвоенности изображения и появления в поле зрения объектива посторонних отражений. Проще всего удалить зеркальный слой при предварительной подготовке объекта к съемке и сфотографировать его в проходящем свете. Если это невозможно, то пространство над зеркалом экранируют с помощью диска, размеры которого обычно больше, чем у фотокамеры, а в центре имеется отверстие диаметром 10—15 мм, совпадающее с оптической осью объектива. При съемке светлых следов используют диск черного цвета, а при фотографировании следов, обработанных темными порошками, — белого. На фотографируемый участок рекомендуется накладывать маску из черной бумаги с отверстием в форме следа. Вывести из поля зрения объектива посторонние зеркальные отражения удается и небольшим наклоном зеркала к предметной плоскости фотоустановки. В обоих случаях используется боковое (под углом 30—40°) освещение.
На предметах с многокрасочной поверхностью, например на рисунках книг, журналов, на росписях столовой посуды, следы перед съемкой обрабатывают флюоресцирующими порошками. При освещении УФ-лучами регистрируется вызываемое ими свечение. Этот метод применим и для фотографирования следов, образованных минеральными маслами. Следы на многокрасочных поверхностях, флюоресцирующих под воздействием УФ-излучения, фотографируют в отраженных инфракрасных лучах, предварительно обработав их порошками графита, сажи, окиси меди, интенсивно поглощающими эти лучи.
Особенности фотографирования следов рук на предметах с рельефными поверхностями. Общие правила фотосъемки следов рук на непрозрачных объектах применимы и к следам, оставленным на предметах с рельефными поверхностями, картоне, неокрашенной древесине и т.п. Светлые следы на темных поверхностях фотографируют на фотобумагу, а для съемки темных следов на светлых поверхностях используют негативные материалы. Особенность съемки заключается в подборе освещения, скрадывающего рельеф и исключающего мешающие контрасты. Следы здесь фотографируют с бесте-
невым (кольцевым) или вертикальными (опаковым) освещением. Если рельеф имеет выраженную направленность, как, например, у граммофонной пластинки, неокрашенной доски, то освещение может быть и боковым, но совпадающим по направлению с направлением бороздок пластинки, волокон древесины.
Особенности фотографирования объемных следов рук. Такие следы встречаются на пластилине, оконной замазке, парафине, сливочном масле и других пластичных материалах. Одни из них непрозрачны, другие представляют собой прозрачную или полупрозрачную среду.
На непрозрачных материалах детали кожного рельефа выявляют
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!