История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-10-05 | 54 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цветная фотосъемка и видеозапись не имеют принципиальных отличий от техники съемки на черно-белые материалы. Вместе с тем полностью отождествлять технику черно-белой и цветной съемки нельзя, ибо их особенности необходимо учитывать для получения качественного изображения.
К фотографированию и видеозаписи на цветные материалы целесообразно допускать только тех студентов, которые хорошо освоили черно-белые процессы.
Имеющиеся на кафедрах криминалистики фотоаппараты марки «Зенит» вполне подходят для съемки на цветные материалы, так как позволяют получить хорошие по качеству негативы и позитивы инсценированного места происшествия в целом, его отдельных узлов и деталей, мелких вещественных доказательств. Они пригодны для съемки людей, вещей и прочих объектов, предъявляемых для опознания; точного запечатления повреждений на манекене при «освидетельствовании», наружном осмотре «трупа» и т.п.
Анализ возможностей цветной фотосъемки и видеозаписи на современном этапе свидетельствует, что во всех случаях, когда цвет объекта важен для решения конкретной криминалистической задачи, целесообразнее пользоваться обратимым процессом, имеющим следующие преимущества:
1) он экономически выгоден, так как по затратам приближается к изготовлению черно-белых аналогов;
2) дает выигрыш во времени даже при работе по стандартному режиму, тем более — по экспресс-режимам;
3) не требует цветной корректировки;
4) не нуждается в дополнительном оборудовании;
5) позволяет получить более высокое качество фото-, видеоизображения.
Применяя при выполнении практических заданий многослойные цветные материалы, студент должен стремиться к получению правильного соотношения цветов объекта съемки и готового изображения. Для получения изображения с хорошей цветопередачей необходимо соблюдать следующие условия:
|
употреблять при съемках пленку, спектральная чувствительность которой сбалансирована для используемого в данном случае освещения, т.е. тип пленки должен соответствовать спектральному составу применяемого света;
уделять особое внимание освещению снимаемых объектов — оно должно быть однородным (дневным или искусственным) и равномерным, без резких контрастов;
точно определять экспозицию, осуществляя фиксацию на цветные многослойные пленки.
Чтобы начинающие криминалисты скорее овладели приемами съемки на цветные обратимые материалы, мы рекомендуем определять экспозицию по табл. 3, составленной для отечественной пленки ЦО-64.
Таблица 3
Вид съемки
| Значение диафрагмы при различном освещении
| ||
Безоблачно | Легкая облачность | Пасмурно | |
Обзорные и узловые съемки места происшествия и др. виды съемок на открытой местности
| 11 | 8 8(11)
| 5,6 5,6(8)
|
11(16) | |||
Люди под открытым небом, вещественные доказательства, следы и проч.
| 11 | 5,6 8(11)
| 4 5,6(8)
|
11(16) | |||
Съемка в тени
| 5,6 | 4 4(16)
| |
5,6(8) |
Примечание. В числителе — для фотопленки, в знаменателе — для кинопленки, соответственно в скобках — в летнее и зимнее время.
Определяя значение диафрагмы по данной таблице, нужно ставить выдержку 1/125 с. Для киносъемки на цветные обратимые пленки указанных типов значения диафрагмы поставлены для частоты
92
кадросмен 24 кадр./с. Верхнее значение диафрагмы указано для киносъемки в зимние месяцы, нижнее — для съемки летом. Таблица рассчитана на съемку с 9 до 17ч.
Безусловно, выдержка 1/125 с не универсальна, а в некоторых случаях и вообще невозможна, так как затрудняет решение конкретной криминалистической задачи, поставленной перед студентом. Например, необходимо произвести съемку инсценированного места происшествия при легкой облачности. Таблица рекомендует пользоваться диафрагмой 5,6 при выдержке 1/125 с. Такая экспозиция неприемлема потому, что фотографическое изображение будет иметь малую глубину резкости, хотя его плотность получится нормальной. Для обеспечения необходимой глубины резкости в данном случае больше подходит диафрагма 11. Определить выдержку при тех же условиях освещения, но с измененным значением диафрагмы позволяет следующая закономерность:
|
при диафрагме 5,6 выдержка будет............ 1/125
• 8....................... 1/60
11....................... 1/30
Любое из этих трех сочетаний дает одинаковую плотность изображения, но глубина резкости будет разной.
При фотографировании на цветные материалы следов и повреждений большое внимание следует уделить освещению. Оно должно быть равномерным, рассеянным, без плотных теней и ярких блику-ющих поверхностей. Такое освещение получается, если при съемках используются отражающие экраны, подсветки и другие вспомогательные средства.
Наличие вблизи снимаемых объектов больших ярко окрашенных поверхностей приводит к появлению на изображении цветных рефлексов и оттенков. Например, снятые при безоблачном небе хорошо укатанный гладкий асфальт, снеговые вершины гор и т.п. будут иметь на позитивах избыток синих тонов. Лицо человека, стоящего в тени деревьев, окажется с неприятным зеленоватым оттенком, а ярко-красные шторы вызовут на лице преобладание красных тонов. При съемке необходимо по возможности исключить влияние подобных факторов, чтобы избежать искажения цветопередачи.
Если фотографирование, киносъемка или видеозапись на цветные материалы производятся внутри помещения, рекомендуется выявить все бликующие окрашенные поверхности и при фиксации, например трупа, вещественных доказательств и других объектов, закрывать их белыми «экранами» (листами ватмана, газетами). Такой прием дает два положительных эффекта: устраняет блики и образует
93
мягкий, рассеянный свет, позволяющий получить цветное изображение высокого качества.
Если съемки на открытой местности не представляют особых трудностей, то экспонирование цветных материалов в помещении затруднено из-за их сравнительно невысокой светочувствительности и слабого освещения.
|
На технической стороне данного вопроса необходимо остановиться более подробно. На «месте происшествия», инсценированном внутри помещения, бывает значительное количество предметов, несущих не себе «следы преступления» и подлежащих запечатлению. На цветных материалах с достаточной четкостью должны быть зафиксированы «труп» и окружающая его обстановка, следы, оставленные «преступником», и т.д. Чтобы вся картина инсценированного места происшествия была резкой, следует производить съемку с максимальным использованием глубины резко изображаемого пространства. Для этого подходит съмка со штатива с длинными выдержками при сильно задиафрагмированном объективе. Тогда на кадрах будет хорошо проработан передний и задний планы, не получится нерезких, размытых деталей.
При фотографировании в помещении следователи (специалисты-криминалисты) пользуются электронной лампой-вспышкой или светосильными объективами. Однако тогда съемка ведется при значениях диафрагмы от 5,6 до 3,5, что обеспечивает весьма незначительную глубину резкости. Если освещенность объекта настолько мала, что экспонометр не дает показаний, можно использовать указанный способ съемки в сочетании с электронной лампой-вспышкой. Последняя позволяет получить отличную глубину резкости только при съемке с расстояний от 0,5 до 1,5 м (на пленках малой и средней чувствительности). При больших расстояниях обычно пользуются мало задиафрагмированными объективами, получая кадры с небольшой глубиной резкости, с серым, малоконтрастным задним планом и плотным, «забитым» светом изображением переднего плана. Съемка со вспышкой имеет и другой существенный недостаток — рядом со снимаемым объектом присутствует глубокая тень, ухудшающая качество изображения.
Избавиться от этих недостатков позволяет способ съемки с «блуждающим» светом, дающий возможность получать кадры с большой глубиной резкости независимо от расстояния до снимаемого объекта. Для этого аппарат укрепляют на штативе, наводят на резкость, диафрагмируют объектив, устанавливают выдержку «от руки». Синхро-
|
94
контакт вспышки к аппарату не подключают. Используя тросик, открывают затвор и дают несколько вспышек (количество которых определяется расстоянием до снимаемого объекта) с разных точек. Разряд конденсатора на лампу осуществляется нажатием кнопки. При этом хорошие результаты получают, когда лампа выносится вперед, ближе к снимаемому объекту. На объектив целесообразно насаживать бленду, которая предотвратит попадание прямых лучей света от вспышки на светочувствительный материал. Данный способ рекомендуем для случаев, когда освещенность объекта съемки настолько мала, что экспонометр не дает показаний, а фиксация ведется с расстояния 2 м и более.
Далее приводится табл. 4, позволяющая определить количество вспышек в зависимости от расстояния до снимаемого объекта.
Таблица 4
Расстояние до объекта, м | Количество вспышек с расстояния 1 м |
2,0 | 3 |
2,5 | 4 |
3,0 | 5 |
3,5 | 6 |
4,0 | 7 |
4,5 | 8 |
5,0 | 9 |
Таблица рассчитана на фотопленку ЦО-64 и фотовспышку, работающую от сети. Оптимальная диафрагма — 11.
Применение в работе электронной лампы-вспышки намного расширяет возможность получения доброкачественных цветных фото-и кинопозитивов, так как цветовая температура излучения вспышки близка к солнечной.
Для съемки в условиях малой освещенности (в тени, в пасмурную погоду, в помещении, ранним утром и поздним вечером) целесообразно как можно чаще использовать вспышку и как основной источник света, и как подсветку для высвечивания объектов или их затемненных частей. Применяя вспышку в качестве подсветки, луч света от лампы направляют не на снимаемый объект, а на белый «экран» (стену, потолок и т.п.), отразившись от которого, он высвечивает затемненные места фиксируемого объекта.
95
Поскольку съемка следов, вещественных доказательств и других криминалистических объектов чаще всего осуществляется с расстояния в 1—3 м и большая глубина резкости в таких случаях не требуется, мы рекомендуем пользоваться фотовспышкой. Выдержка при работе со вспышкой всегда постоянна и равна 1/30 с (в противном случае экспонированной будет лишь часть кадра), диафрагма же зависит от расстояния до снимаемого объекта.
Будущие криминалисты должны уметь снимать при слабой освещенности и без лампы-вспышки. Для съемок в этих условиях, кроме аппарата, необходимы штатив, фотоэлектрический экспонометр и тросик.
В условиях слабой освещенности экспонометр дает большие погрешности. Для получения изображений нормальной плотности и контрастности выдержку, определенную с помощью экспонометра, следует подвергать корректировке. В этом поможет табл. 5.
|
Таблица 5
Выдержка | ||||||||||||
по экспоно- | 0,5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 10 | 15 | 20 | 30 |
метру, с | ||||||||||||
Выдержка, | ||||||||||||
при которой | ||||||||||||
должна про- | 0,8 | 1,5 | 3,5 | 6 | 8 | 10 | 13 | 15 | 22 | 33 | 45 | 75 |
изводиться | ||||||||||||
съемка, с |
2. Избегать таких сюжетов, интервал яркостей которых заведомо превышает полезный интервал яркостей используемого цветного материала.
3. Обеспечить более равномерное, чем при съемке на черно-белые материалы, освещение объекта.
4. Не применять съемочного освещения, спектральный состав которого значительно отличается от балансной нормы экспонируемой пленки.
5. Пользоваться выдержкой 1/60 с, работая с пленкой, рассчитанной на дневной свет, и 1/2 с — при экспонировании пленки типа ЛН, так как эти выдержки способствуют оптимальной цветопередаче. При этом на шкале экспонометра выбирается значение диафрагмы, стоящее против рекомендуемой выдержки.
6. Помнить, что недопустимо во избежание искажения цветов экспонировать пленку дневного света при искусственном освещении и наоборот, за исключением случаев, когда съемка ведется с применением конверсионных светофильтров.
Поясним пользование таблицей на примере. Экспонометр показывает выдержку 4 с при диафрагме 11. На объективе нужно установить данную диафрагму и с помощью тросика дать выдержку 8 с.
Для получения пригодного для криминалистических целей цветного изображения необходима документальная точность цветопередачи, субъективная оценка которой не может служить достаточной гарантией правильного воспроизведения тональной гаммы снятого криминалистического объекта. Поэтому в процессе учебных съемок студенты должны применять нейтрально-серую шкалу, которая может служить объективным критерием правильности цветопередачи. Применение такой шкалы намного повышает достоверность запечатленной информации, а значит, и ее доказательственную ценность.
Итак, для уменьшения искажений цветопередачи при съемке на цветные фото-, кинопленки и видеоленты необходимо:
1. Максимально точно и тщательно определять экспозицию.
96
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!