Основные положения техники киносъемки и видеозаписи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные положения техники киносъемки и видеозаписи

2021-10-05 158
Основные положения техники киносъемки и видеозаписи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципиальное отличие киносъемки от фотографии состоит в том, что кинокамера производит последовательную фиксацию фаз дви­жения (изменения) объекта съемки на скачкообразно движущуюся пленку, при просмотре которой с помощью кинопроекционного ап­парата создается иллюзия наблюдения движения.

Современная киносъемочная камера — сложный и точный опти­ко-механический прибор, состоящий из следующих основных узлов: оптической части, лентопротяжного тракта, приводного механизма и регулятора экспозиции.

Оптическая часть включает киносъемочный объектив (объекти­вы), визир и различные специальные насадки. В лентопротяжный тракт входит все, что связано с зарядкой и ходом кинопленки: заряд­ной отсек (кассеты, бобины), направляющие ролики, фильмовый канал, счетчик метража пленки. Приводной механизм состоит из привода (пружинного механизма или электродвигателя), системы зубчатых колесиков, регулятора частоты кадросмен, грейферного механизма, обтюратора, переключателя режимов работы (нормаль­ного спуска, покадровой съемки). К регулятору экспозиции относят­ся те узлы в аппарате, которые служат для определения и установки

правильной экспозиции при киносъемке (фотоэлемент или фотосо­противление), гальванометр с подвижной стрелкой, экспонометри-ческий механизм.

Принципиальное устройство кинокамеры показано на рис. 5.

Кинокамера работает следующим образом. Неэкспонированная кинопленка при помощи зубчатого барабана 7 равномерно вытяги­вается из подающей кассеты 9 и направляется в фильмовый канал 6, предназначенный для пропускания пленки в плоскости, удаленной на строго определенное расстояние от съемочного объектива 1. В фильмовом канале имеется экспозиционное окно, где светочувст­вительный слой кинопленки подвергается экспозиции, т.е. на нем запечатлевается изображение объекта съемки.

По фильмовому каналу кинопленка движется прерывисто, с оста­новками на время экспонирования. Для этого служит грейферный механизм 5 (грейфер), работающий в четыре такта: первый такт — зуб грейфера входит в перфорационное отверстие пленки, второй — зуб грейфера перемещается вниз и передвигает кинопленку на вели­чину, равную высоте одного кадра, третий — зуб грейфера выходит из перфорационного отверстия кинопленки и четвертый такт — грейфер поднимается в исходное положение.

Работа грейферного механизма согласована с вращением щеле­вого фотозатвора — обтюратора. Когда грейфер перемещает кино­пленку в фильмовом канале, обтюратор преграждает доступ свету,

Рис. 5. Принципиальное устройство кинокамеры:

1 — объектив; 2 — корпус; 3 — визир; 4 — обтюратор;

5 — грейфер;

6 — фильмовый канал;

7 — тянущий зубчатый барабан]

8 — задерживающий зубчатый барабан;

9 — подающая кассета;

10 — принимающая кассета

идущему от объектива к экспозиционному окну. Когда грейфер останавливает пленку против кадрового окна, обтюратор пропус­кает свет на ее эмульсионный слой. Затем грейфер передвигает кинопленку дальше на один кадр и устанавливает в экспозиционном окне новый ее участок. Таким образом, киносъемка — это цикли­ческий процесс, в котором каждое действие повторяется через рав­ные промежутки времени.

По выходе из фильмового канала кинопленка сматывается на ролик принимающей кассеты специальным устройством — наматы-вателем. Количество неэкспонированной (реже — экспонирован­ной) пленки в метрах учитывает счетчик.

По способу зарядки кинокамеры подразделяются на кассетные и катушечные. Кассета служит для зарядки кинокамеры пленкой на свету. Она представляет собой металлическую светонепроницаемую коробку с крышкой, где размещаются подающая и приемная бобины с кинопленкой.

В большинстве используемых в криминалистических целях лю­бительских кинокамер применяется бескассетная зарядка пленки. При этом кинопленка, плотно намотанная на катушку со сплошными светонепроницаемыми краями, не засвечивается, так как имеет предохраняющий противоореольный подслой. Засвечиваются лишь начальные концы пленки длиной примерно по полметра. Полезный метраж пленки несколько сокращается, но отпадает необходимость в предварительной зарядке пленки в кассету в полной темноте, что упрощает пользование кинокамерой.

Обтюратор, выполняющий в кинокамере роль фотозатвора, как правило, устроен в виде вращающегося позади объектива диска с секторным вырезом, через который пучок света от снимаемого объ­екта попадает на светочувствительный слой пленки.

В современных условиях лентопротяжный механизм обслужива­ет пружинный или электрический привод, который обеспечивает работу всех элементов механизма кинокамеры. Источником энергии механического привода служит ленточная спиральная пружина, по­мещенная в заводном барабане. При съемке камерой с таким приво­дом необходим регулярный подзавод пружины, что делает ее менее удобной, чем аппарат с электроприводом, где все механизмы работа­ют с помощью миниатюрного электродвигателя, питаемого от акку­мулятора или батарей. Это создает и другие преимущества: такая камера легче, более равномерен ход механизма, так как у некоторых аппаратов с механическим приводом в конце завода пружины снижа­ются обороты, а следовательно, и частота съемки.

Регулятор частоты кадросмен дает возможность изменять этот параметр в широких пределах. Наиболее распространены частоты съемки 8,16 (18), 24, 32 и 64 кадр./с. Частота кадросмен 16 (18) кадр./с является нормальной для любительских кинокамер, остальные уско­ряют либо замедляют запечатлеваемое движение. Различные частоты съемки соответствуют разным выдержкам, например: 12 кадр./с — 1/24 с; 16 кадр./с— 1/32 с; 24 кадр./с— 1/48 с и т.д. В отдельных типах кинокамер предусмотрена возможность покадровой съемки.

Объектив является важнейшей частью любого киносъемочного аппарата. Как и фотографический, он характеризуется такими пока­зателями, как главное фокусное расстояние, светосила, угол поля изображения и др. Некоторые современные модели кинокамер снаб­жаются объективами с плавно изменяющимся фокусным расстояни­ем — так называемым панкратическим. Их преимущества очевидны: один такой объектив заменяет набор объективов, дает возможность получать промежуточное значение фокусного расстояния и очень удобен в эксплуатации.

Снимая камерой с панкратическим объективом, можно менять угол поля зрения, что создает эффект кажущегося передвижения снимаемого предмета — его приближения и удаления. Однако необ­ходимо иметь в виду, что существует принципиальное различие между съемкой обычным объективом с приближением или удалени­ем относительно снимаемого объекта и съемкой панкратическим объективом с изменением угла поля изображения. Причина этого различия в перспективе. При съемке объективом с переменным фо­кусным расстоянием изменяется лишь размер изображений передне­го и заднего планов запечатлеваемого объекта, а соотношение между ними, определяющее пространственную перспективу, неизменно. Перспектива, таким образом, постоянна. При съемке с приближени­ем к объекту или удалением от него меняется как размер, так и соотношение между обоими планами, т.е. перспектива в этом случае переменна. Важно помнить также, что с переходом на большее фо­кусное расстояние на панкратическом объективе глубина резкости пространства на киноизображении уменьшается.

Результаты киносъемки в значительной степени определяются особенностями визирного устройства. Современная кинокамера чаще всего оснащена визиром с зеркальным обтюратором, который относится к наиболее совершенным. Такой визир позволяет осущест­влять наводку на резкость, зрительно контролируя четкость изобра­жения в кадре, широко использовать сменную оптику. При этой системе визирования исключен съемочный параллакс. Недостатками

являются мелькание изображения и его переменная яркость, завися­щая от установленной диафрагмы.

Большое значение для получения высококачественного изобра­жения имеет точная работа регулятора экспозиции. Известны две системы экспонометрии — инструментальная и визуальная. В совре­менных киноаппаратах нашли применение автоматические и полу­автоматические устройства, относящиеся к инструментальным.

Полуавтоматический регулятор экспозиции состоит из трех ос­новных частей: селенового фотоэлемента, гальванометра и блокиру­ющего кинематического механизма. Последний связывает между собой значения светочувствительности кинопленки, частоты кадро-смен и диафрагмы. Нужную диафрагму устанавливают совмещени­ем стрелки гальванометра, отклоняющейся под действием фототока, со стрелкой-индексом.

Более удобна автоматическая регулировка экспозиции от специ­ального фоторезистора. Здесь лепестки диафрагмы перемещает рамка гальванометра, которая поворачивается при падении света от объекта на фоторезистор и автоматически устанавливает диафрагму, требуемую условиями освещения. Кинофильм, снятый камерой с автоматической регулировкой экспозиции, получается ровным по оптической плотности даже при часто меняющихся световых усло­виях.

Видеомагнитофонная запись изображения принципиально от­личается от киносъемки. Если киноизображение объекта запечатле­вается на светочувствительной пленке, эмульсия которой содержит изменяющиеся под воздействием света галогениды серебра, то при видеозаписи изображение и звук фиксируются в виде электромагнит­ных сигналов на магнитной видеоленте. При этом звуковые колеба­ния преобразуются в электрические сигналы с помощью микрофона, а отраженный от объекта свет превращается в такие же сигналы телевизионной съемочной камерой.

Телевизионная камера имеет объектив, проецирующий изобра­жение снимаемого объекта на специальную плоскость внутри каме­ры, где происходит его преобразование в электрические сигналы определенной последовательности. Функцию преобразования опти­ческого изображения в телекамере выполняет передающая телевизи­онная трубка, схематически представленная на рис. 6.

Работает трубка следующим образом. Объектив камеры фокуси­рует на ее торцевую поверхность изображение снимаемого объекта. Изнутри торец трубки покрыт двумя слоями: полупрозрачным ме­таллическим слоем и слоем фотосопротивления, изменяющим под действием света электропроводность. На участках, где изображение

Рис. 6. Передающая телевизионная трубка:

1 — объект съемки; 2 — объектив телекамеры; 3 — стеклянный баллон трубки; 4 — тонкий металлический слой; 5 — слой фотосопротивления; 6 — электронный луч; 7 — источник электронов; 8 — сигнал изображения; 9 — источник питания; 10 — сопротивление

объекта съемки имеет большую освещенность, электропроводность слоя фотосопротивления выше, и наоборот.

С противоположного торца баллона на слой фотосопротивления действует электронный луч, представляющий собой пучок электро­нов. Специальные пластины электростатического и электромагнит­ного типа фокусируют данный пучок в виде электронного пятна на плоскость фотосопротивления. Так как внутри стеклянного баллона трубки вакуум, то электронный луч является проводником, последо-

вательно снимающим электросигналы со всех участков слоя фотосо­противления. Отводящим электродом служит металлический слой.

Вследствие различной освещенности элементов изображения, а значит, и различных значений электропроводности участков слоя фотосопротивления изменяется величина тока в цепи передающей телевизионной трубки, в результате в ней падает напряжение, что и служит видеосигналом.

Развертку кадра, т.е. перемещение электронного луча, при кото­ром он пробегает строку за строкой в передающей трубке и по окон­чании кадра возвращается в исходное положение, осуществляют от­клоняющие катушки. Питаются они от генератора развертки, их маг­нитное поле отклоняет электроны в нужном направлении. Телевизи­онное изображение обычно передается по полукадрам: каждому кадру соответствуют два полукадра с четными и нечетными строка­ми, следовательно, электронный луч обегает весь кадр дважды. Так как телевизионная частота передачи составляет 25 кадр./с, то луч за это время обегает кадр 50 раз.

При воспроизведении видеозаписи на телевизионном экране ин­формация о снятом объекте получает обратное преобразование. Сиг­налы, запечатленные в виде изменений намагниченности видеолен­ты, превращаются в электрические колебания, которые усиливаются и передаются на электрод приемной трубки телеприемника. Видео­сигнал, поступающий на покрытый люминофором экран приемной трубки, изменяет интенсивность электронного луча, прочерчиваю­щего растр под действием отклоняющих катушек. В результате на экране телевизора возникает изображение снятого объекта, состоя­щее из точек, светящихся с различной яркостью. Продолжительность свечения каждой точки 0,01—0,02 с. Поскольку световая инерция человеческого глаза в 5—10 раз больше, экран воспринимается излу­чающим свет непрерывно.

Современные малогабаритные видеомагнитофоны, находящие применение в криминалистических целях, —г очень сложные аппара­ты. Основными из входящих в них электромеханических и электрон­ных систем и узлов являются блок магнитных видеоголовок, ленто­протяжный механизм, система автоматического регулирования, те­левизионный тракт и канал записи—воспроизведения звукового со­провождения.

Лентопротяжный механизм осуществляет перемещение видео­ленты около блока магнитных головок при записи и воспроизведе­нии информации. Кроме рабочего хода он позволяет производить обратную перемотку для возвращения ленты в исходное положение и ее ускоренное перемещение, необходимое, например, при поиске

нужного участка записи. По ходу движения ленты с левой стороны обычно располагается подающий узел механизма, а с правой — при­емный. Каждый из них состоит из подкатушника, на ось которого надевается катушка с видеолентой, и тормозного устройства, обеспе­чивающего плавную остановку видеоленты при выключении ленто­протяжного механизма или при его переводе с одного режима работы на другой без деформации ленты и ослабления ее намотки. Оно приводится в действие переключателем рода работ.

При рабочем ходе лента с подающего узла огибает цилиндричес­кую поверхность неподвижного барабана, входящего в блок магнит­ных видеоголовок, прижимается резиновым роликом к ведущему валу и поступает на приемный узел. В нужном положении на поверх­ности барабана видеолента удерживается направляющими. Функ­цию привода выполняет электродвигатель.

Магнитная видеолента для портативных видеомагнитофонов имеет специальные параметры: чувствительность, уровень шумов, выпадение сигнала, величина нелинейных искажений, поверхност­ное электрическое сопротивление и частотная характеристика.

Видеолента имеет большую прочность на разрыв, а ее рабочий слой — высокую механическую стойкость. Изготовляется она на полиэфирной основе, в рабочий слой включены частицы магнитного порошка игольчатой формы, сориентированные в продольном на­правлении. Чтобы уменьшить трение ленты о головки, выделение тепла и образование зарядов статического электричества, поверх­ность рабочего слоя делается зеркально гладкой.

Блок видеоголовок смонтирован на неподвижном барабане, ци­линдрическая поверхность которого служит направляющей для маг­нитной ленты. Барабан разделен на две части, в зазоре между кото­рыми вращается диск с двумя видеоголовками, используемыми при записи и воспроизведении видеосигнала. Магнитные видеоголовки предназначены для преобразования электрических сигналов, посту­пающих при записи изображения, в магнитные импульсы, намагни­чивающие движущуюся видеоленту, а также для обратного превра­щения импульсов в электросигналы.

Синхронная запись звукового сопровождения осуществляется специальной головкой, вмонтированной в лентопротяжный тракт видеомагнитофона между ведущим валом и направляющим бараба­ном. Головка, стирающая запись, находится между подающим узлом лентопротяжного тракта и неподвижным барабаном.

Дорожки записи изображения располагаются на ленте под не-°льшим углом (3—4° к ее краю). Ее ширина равняется длине рабо-

чего зазора магнитной видеоголовки и составляет от 0,1 до 0,25 мм. Для записи звукового сопровождения используется продольная до­рожка, находящаяся в верхней части видеоленты. В нижней ее части расположена продольная дорожка управляющего сигнала, выполня­ющего роль, аналогичную перфорационным отверстиям на кино­пленке.

Система автоматического регулирования предназначается для исключения возможных изменений скорости движения видеоленты в лентопротяжном механизме и угловой скорости вращения диска с видеоголовками в процессе работы видеомагнитофона. При съемке она регулирует положение диска с видеоголовками и запись управля­ющего сигнала, содержащего информацию о скорости и взаиморас­положении ленты и головки. При воспроизведении система согласу­ет скорости и взаимное положение ленты и диска так, что видеого­ловка точно следует по наклонной строке записи изображения и считывает видеосигнал со всей ширины.

Телевизионный тракт, иначе называемый каналом записи — воспроизведения изображения, состоит из модулятора, преобразу­ющего записываемый видеосигнал в сигнал для записи на магнитную видеоленту, демодулятора, осуществляющего его обратное преобра­зование в телевизионный сигнал, и усилителей записи и воспроизве­дения. Полоса записываемых им частот имеет интервал 2,5—3 МГц, что позволяет получить вполне удовлетворительную четкость на телеэкране.

Канал записи — воспроизведения звукового сопровождения со­стоит из универсальной магнитной головки, универсального усили­теля и ферритовой стирающей головки. Синхронное изображению звуковое сопровождение записывается неподвижной универсальной головкой по верхнему краю ленты на дорожке шириной 0,7 мм. Высокочастотный генератор для стирания записи и подмагничива-ния головок является общим для обоих каналов.

В следственной практике видеозапись начала применяться в семи­десятых годах, когда использовались далекие от совершенства сред­ства видеозаписи отечественного производства «Электроника-видео» ВМП-1, «Электроника» Л1-08, комплекс малогабаритной аппа­ратуры ВМ ЛОМО, а также японские видеомагнитофоны марок АКАЙ VTS-110, «Националы) NV-3082E и др. Приведем их основные характеристики, чтобы стало ясно, как далеко продвинулась с тех пор видеотехника.

Видеомагнитофон «Электроника-видео» ВМП-1 считался порта­тивным аппаратом, записывающим синхронно звук и изображение

на магнитную ленту шириной 12,7 мм не дольше 35 мин. Качество записи изображения контролировалось по черно-белому электрон­ному видеоискателю камеры, а звука — через наушники. Весил ви­деомагнитофон 9 кг. К нему подсоединялась телекамера «Электрони­ка-видео» с панкратическим объективом, изменяющим фокусное расстояние от 17 до 70 мм. Для записи звукового сопровождения в камеру был встроен чувствительный микрофон. Весила она около 3 кг. Автономный источник питания обеспечивал работу видеомаг­нитофона в течение 45 мин. В стационарных условиях аппарат рабо­тал от электросети. Воспроизведение отснятого материала осущест­влялось на телеприемнике, рекомендованном к этому видеомагнито­фону. Общий вес системы, без телевизора, превышал 20 кг.

«Электроника» Л1-08 считалась простым в эксплуатации малога­баритным видеомагнитофоном и обеспечивала продолжительность записи (воспроизведения) не менее 150 мин. Съемка производилась телекамерой «Волна-1» со встроенным микрофоном. Питалась аппа­ратура от электросети, автономного источника не было, что исклю­чало производство видеозаписи в полевых условиях. Весил видеомаг­нитофон около 12 кг. Запись осуществлялась на ленту шириной 12,7 мм, просмотреть ее можно было на экране телевизора типа «Электрон», использовав согласующее устройство либо специаль­ный высокочастотный адаптер.

Комплекс ВМ ЛОМО состоял из видеомагнитофона ВК 1/2, теле­приемника, съемочной камеры «Взор» и питающей аккумуляторной батареи, поэтому мог применяться в полевых условиях. Телекамера имела параллаксный объектив с фокусным расстоянием 22 мм. На ее верхней крышке крепился съемный микрофон, который мог исполь­зоваться как выносной. В качестве телеприемника был пригоден любой телевизор со встроенным в него согласующим устройством. Видеомагнитофон обеспечивал запись и воспроизведение звука и изображения с телевизора либо телекамеры через съемный записы­вающий узел в течение 60 мин. Видеомагнитофон работал от электро­сети, а узел записи и телекамера — от аккумуляторов. Весил комплекс около 20 кг.

Более качественными и надежными были японские видеомагни­тофоны. Так, АКАЙ VIS-ПО отличался простотой в обращении и •портативностью. Он обеспечивал запись на кассету емкостью до 25 мин, имел автоматическую регулировку и контроль качества запи-си> индикатор разряда батарей. По крепящемуся к видеомагнитофо-НУ монитору можно было контролировать качество получаемого изображения. Съемочная телекамера имела объектив с перекрытием

*

фокусного расстояния от 10 до 40 мм и диафрагмами 1,8 и 5,6, ниже которого помещался высокочувствительный микрофон. Наводка на резкость производилась вручную. При съемке в помещении вполне достаточное освещение обеспечивала одна лампа накаливания сред­ней мощности. При необходимости фиксации во весь кадр мелких объектов (пулевые пробоины, капли крови и т.п.) на объектив каме­ры надевалась насадочная линза +2 или +3 диоптрии. Блок питания обеспечивал работу видеомагнитофона в трех режимах: подзарядку батарей с одновременной записью или воспроизведением, функцио­нирование видеомагнитофона без подзарядки от аккумуляторов и подзарядку батарей. Для демонстрации видеозаписи на обычных бытовых телеприемниках использовалась конвертор-приставка.

Видеомагнитофон «Националь» NV-3082E обеспечивал продол­жительность видеозаписи до 40 мин. Качество фиксации изображе­ния контролировалось по экрану электронного видеоискателя теле­камеры. Видеомагнитофон имел счетчик времени и блок, отключаю­щий лентопротяжный механизм при окончании ленты. Телекамера WV-85E имела объектив с трансфокатором, позволяющим менять фокусное расстояние от 12,5 до 75 мм. Точная наводка на резкость, кадрирование изображения осуществлялись также через электрон­ный видоискатель. Камера имела чувствительный микрофон, обеспе­чивающий хорошее качество звукового сопровождения. Питание ап­паратуры осуществлялось через специальный блок от сети либо электросистемы автомобиля. Просмотреть видеозапись можно было на экране монитора или электронного видоискателя телекамеры либо подключив видеомагнитофон к телеприемнику.

В 1983 г. фирмы «Хитачи», «Филипс» и «Сони» согласовали между собой единый формат бытовой видеозаписи на магнитной ленте шириной 8 мм, определили размерные характеристики используе­мых видеокассет, номинальную скорость протяжки магнитной ленты в 2 см/с. Вскоре японская фирма «Сони» выпустила первую модель видеокамеры формата «видео 8» — ССД 8Е с записью звука и изобра­жения двумя вращающимися видеоголовками в течение нескольких часов. В этой и последующих камерах минимальное энергопотребле­ние достигается применением миниатюрных кинескопов типа «Три-нитрон», мониторов на жидких кристаллах и новых интегральных микросхем. Большинство функций камер автоматизировано, управ­ление ими выведено на несколько кнопок, обслуживаемых одной рукой.

Современные средства видеозаписи в отличие от рассмотренных выше гораздо более надежны, портативны и обеспечивают фикса-

цию цветного, а не черно-белого изображения. Для запечатления хода и результатов следственных действий применимы как профес­сиональные (VHS), так и любительские (видео 8) камеры. Поскольку первые имеют более значительные габариты и вес, а также дороже стоят, то в следственной практике они применяются весьма редко, когда приходится приглашать специалиста — профессионального оператора. Так как профессиональные камеры более сложны и менее доступны для непосредственного применения в ходе расследования преступлений, познакомимся с любительской (полупрофессиональ­ной) видеокамерой.

В настоящее время видеотехника представлена очень большим количеством портативных видеокамер, как правило, японского или европейского производства. Сбываемые на российском рынке видео­техники камеры весьма разнообразны и продолжают довольно бы­стро совершенствоваться, поэтому дать их общий обзор едва ли возможно.

Приведем основные рабочие характеристики видеокамеры марки ССД-TR 323Е фирмы «Сони», которая по многим параметрам пред­ставляется оптимальной для использования в криминалистических целях. Камера (рис. 7) оснащена цветным электронным видоискате­лем с диоптрийной регулировкой, одновременно служащим монито­ром для просмотра от­снятого материала. Объ­ектив камеры имеет переменное фокусное расстояние, обеспечи­вающее десятикратное приближение удален­ных объектов. Правда, передача перспективы при этом несколько сни­жается.

Рис. 7. Видеокамера

Камера имеет весьма чувствительный встро­енный микрофон, хоро­шо реагирующий как на близкие, так и на отда­ленные источники звуков. Можно использовать двухчасовые кассе­ты с 8-миллиметровой пленкой, однако штатная батарея питания позволяет в лучшем случае заснять 50-минутный видеосюжет, после чего требует замены или зарядки, на которую затрачивается несколь­ко часов. О том, что батарея села или пленка в кассете заканчивается,

на экране видоискателя появляется соответствующий предупреж­дающий сигнал.

Светосила объектива такова, что хорошее качество фиксации изо­бражения гарантировано даже в условиях весьма низкой освещен­ности. Для этого переключатель режимов съемки следует поставить в положение «полумесяц», что примерно соответствует выдержке 1/60 с. Предусмотрены и еще три режима съемки: портретная (мало­подвижные объекты, выдержка 1/200 с), быстропротекающие про­цессы (1/400 с) и спортивная (очень быстрые движения, выдержка 1/500 с).

На снимаемых эпизодах видеофильма отражается, при необходи­мости, дата и точное время съемки с учетом часового пояса. Преду­смотрена ручная фокусировка изображения при отключенной авто­матической, получение ряда специальных эффектов при съемке эпи­зодов фильма: затемнение, просветление, перевод в мозаику и др. Имеется указатель расхода пленки, предусмотрена защита от случай­ного стирания записи в кассете.

Камера может использоваться в качестве видеомагнитофона. Для этого отснятую пленку перематывают, аппарат переключают со съем­ки на воспроизведение и подсоединяют к телеприемнику через спе­циальный шнур. Камера комплектуется ИК-пультом дистанционно­го управления, сетевым адаптером, служащим также для зарядки батарей, и шнуром подключения камеры к видеоприемнику для пере­записи фильма на широкую ленту. Снимать камерой лучше, уперев правый локоть в корпус и отрегулировав ремешок на нем точно по ладони. Вес камеры около 0,5 кг.

Камера не лишена и некоторых недостатков. Трудно снимать против света, ибо он «забивает» изображение главного объекта, кото­рый выглядит темным, без деталей. При контрольном просмотре отснятого материала с последующей съемкой продолжения возмож­на нестыковка последнего плана с начальным и своеобразный «сбой» изображения.

Поскольку ни одна из любительских (полупрофессиональных) камер по своим характеристикам не является идеальной для исполь­зования в криминалистических целях, представляется необходимым дать перечень основных требований к видеокамере, чтобы при ее приобретении можно было выбрать ту, которая больше отвечает условиям использования в уголовном судопроизводстве.

Объектив камеры должен иметь не менее чем 10-кратный транс­фокатор, позволяющий, не сходя с места, переходить от общих пла­нов съемки к средним и крупным, «наезжая» на наиболее значимые

80

объекты фиксации. В ряде случаев необходим широкоугольный объ­ектив, поскольку при съемке панорам с близкого расстояния объекты часто не помещаются в кадре. Камера, оснащенная обычным и широ­коугольным объективами, была бы, с этой точки зрения, оптималь­ной. Камера должна иметь цветной видоискатель (монитор), чтобы уже при съемке объекты воспринимались в натуральных цветах, а не в черно-белой гамме. Весьма желателен откидной экран монитора, позволяющий оперативно контролировать качество осуществляе­мой видеозаписи. Контроль по изображению в мониторе обычного видоискателя сложен из-за мелкого масштаба изображения.

Для обеспечения высокого качества фиксации звукового ряда нужен настольный радиомикрофон, имеющий круговой захват и входной радиоблок, либо выносной микрофон с проводом достаточ­ной длины. Только тогда следственные действия с участием несколь­ких лиц будут иметь понятное и хорошо воспринимаемое звуковое сопровождение.

Аккумуляторы, которыми комплектуется большинство видеока­мер, имеют небольшую емкость и постепенно саморазряжаются, поэ­тому держать их в рабочем состоянии нерационально. Однако в целом ряде случаев необходимость в видеофиксации возникает вне­запно, например, при экстренном выезде на место происшествия. Поэтому лучше приобрести так называемый пояс питания, вмещаю­щий много аккумуляторов и позволяющий вести непрерывную за­пись в течение многих часов. Хорошо, если камера имеет индикатор, показывающий не только количество отснятой пленки, но и время действия батареи до ее полной разрядки. К поясу питания (использу­ется профессиональными операторами телестудий) мог бы подклю­чаться 30—50-ваттный осветитель, что обеспечило бы более четкую проработку (высвечивание) деталей объектов, снимаемых в условиях слабой освещенности.

81

Сравнительный анализ кино- и видеосъемки. По сравнению с киносъемкой видеомагнитофонная запись имеет следующие основ­ные преимущества: изображение и звук записываются на один общий носитель, что обеспечивает их абсолютную синхронность, видеолента не требует обработки, она готова к воспроизведению записанной информации; уже в процессе видеозаписи возможен кон­троль за качеством записи изображения и звука; на одну и ту же ленту можно многократно записывать образную и звуковую информацию; в организационном и техническом отношении видеозапись осущест­вить проще, так как аппаратура для ее производства конструктивно более совершенна, нет необходимости в обработке и монтаже ленты.

6-171

В тактическом отношении применение видеомагнитофонной записи в криминалистических целях более оптимально, поскольку видеока­мера работает бесшумно, обслуживается одним специалистом. Регу­лировка яркости, контрастности и четкости изображения на экране телеприемника создает более благоприятные условия для изучения и оценки зафиксированной информации. Видеограмма легко переда­ется на большое расстояние по телевизионным каналам, что можно использовать в целях розыска, опознания, для массовой профилак­тической работы путем демонстрации видеозаписей по телевидению.

Однако наряду с существенными преимуществами видеоаппара­тура имеет и недостатки: она более капризна, сложна и дорога, имеет конструктивные недоработки. Разрешающая способность видеолен­ты ниже, чем кинопленки, от чего страдает качество изображения. Объектив телекамеры имеет ограниченное количество значений диа­фрагмы, что не позволяет получать большую глубину резкости даже при хорошем освещении, поэтому видеоизображение не имеет доста­точной пространственной перспективы и проработки в деталях. Трудно применять сменную оптику, поэтому в помещении с ограни­ченными размерами видеосъемка малоэффективна. Видеозапись может быть стерта с ленты магнитным полем. Помимо перечислен­ного, многие суды не оснащены телевизорами.

Логически следует вывод, что кино- и видеосъемка — взаимоне-заменяемые (пока) средства фиксации доказательственной информа­ции, представляющей криминалистический интерес, хотя видеоза­пись все более вытесняет киносъемку из криминалистической прак­тики.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.