Отношение к многодетной семьи в обществе — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Отношение к многодетной семьи в обществе

2021-10-05 29
Отношение к многодетной семьи в обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В обывательских представлениях многодетная семья - это ненормально. Многодетные - безответственные люди, не имеющие устойчивых навыков контрацепции и прерывания беременности, хотят жить за счет государства, плодят нищету.

Социальный статус женщины-матери зависит от того, насколько соответствует выбранная ее семьей модель репродуктивного поведения общепринятым нормам. А какова она сегодня? Один - два ребенка. Естественно, что до тех пор, пока общепринятая норма такова, многодетные семьи будут восприниматься обществом скорее как исключение из правил, как явление из ряда вон выходящее, и отношение к ним будет складываться соответствующее.

Вокруг многодетных матерей и их детей возникала и возникает до сих пор зона социального неодобрения, и даже отторжения. Многодетные семьи часто расцениваются как "социальные иждивенцы", хотя на практике льготы у них очень скромные, именно многодетные семьи имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни. Нередко о многодетной семье и детях говорится в негативном плане: это сплошные проблемы, трудности и неприятности. Вряд ли такая однозначная точка зрения справедлива: не стоит идеализировать многодетные семьи, как не следует видеть в них только негатив. Многодетная семья - это само по себе ни хорошо и ни плохо, это просто особый мир, со своими плюсами и минусами, своими радостями и проблемами, как и мир любой семьи. По наблюдениям психологов и социологов, стереотип многодетной семьи начал меняться всего лишь несколько лет назад. Это уже не только семьи безответственных, социально неблагополучных людей, требующих поддержки от государства. Многодетность становится модной в материально благополучной среде. А это значит, что у многодетных семей есть будущее.

Судя по результатам Всероссийского опроса многодетных семей с появлением 3-го и 4-го ребенка половина респондентов чувствуют к себе ухудшение отношения. С появлением первого, второго, пятого и последующих детей большинство чувствуют изменение к ним отношения в лучшую сторону. Чем объяснить повышение уровня недоброжелательности именно к семьям, имеющим трех - четырех детей? Вероятно, где-то больше влияют на отношение к многодетной семье установки и личностные конфликты недоброжелателей, а где-то особенности поведения самих многодетных родителей, ждущих от окружения неприязни и, тем самым, притягивающих ее к себе. Отрадно, что родители, решившиеся на рождение пятого ребенка, редко чувствуют неприязнь окружающих. Видимо, эти люди все-таки нашли способ за счет своего личного обаяния, умения ладить с людьми или чего-то еще, избежать негатива и настороженности по отношению к большому числу детей в своей семье, и именно поэтому решились его родить.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

 

Методы воспитания в семье

Методы воспитания – это способы педагогически целесообразного взаимодействия между родителями и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

 

Выбор методов воспитания определяется:

 

-целями воспитания;

 

-ведущим типом деятельности (трудовая, игровая, учебная, художественная и пр.);

 

-содержанием воспитания (нравственное, умственное, экологическое, трудовое, физическое и пр.);

 

-возрастными, индивидуальными, половыми особенностями ребенка.

 

Классификацию методов воспитания в семье можно представить следующим образом.

1.Методы формирования сознания – методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. К ним относятся беседы, рассказы, обсуждение фильмов, прочитанных книг и т.д. Эти методы успешно реализуется в процессе рассказывания житейских историй, сказок, басен, притч.

2.Методы стимулирования деятельности и поведения – пути побуждения детей к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. К методам этой группы относятся:

 

Требование – педагогическое воздействие с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды деятельности детей. Требования бывают прямыми (приказ, запрет, указание) и косвенными (совет, просьба, намек, условие).

Поощрение – стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами).

Наказание – торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.

Дети, пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок. Тогда одним из них начинает казаться, что они глупые и неудачники, а другие изобретают способы скрыть свои ошибки. Вот для чего и нужен специальный педагогический метод.

В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» объясняет слово «наказывать» как «дать наказ», т.е. совет, в некоторых случаях – повеление, взыскание. В этом объяснении смысла слова «наказание» точно прослеживается его педагогический механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.

Понимая наказание так, родители будут добиваться не послушания детей любой ценой, а их личностной активности, работы по преодолению себя. Это, конечно, труднее, чем репрессивными мерами добиваться дисциплины и порядка. Здесь своевременными окажутся «семь правил наказания» известного психотерапевта В. Леви.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеются в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и четыре отвечающих им типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество.

Диктат в семье обнаруживает себя в систематическом проявлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и подавления чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказыватся сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях, так и в относительно устроенных, богатых и благополучных семьях.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Авторитет – это особая позиция родителей, определяющая влияние на детей, дающая право принимать оценку, давать советы. Подлинный авторитет опирается не на власть, а на личностные особенности родителей: эмпатию (способность к сопереживанию), способность к открытому общению, эрудированность, справедливость, доброту, любовь, чувство юмора, общую культуру. В педагогике выделено несколько видов ложного авторитета.

Воспитательные функции семьи

Какую бы сторону развития личности мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семейное воспитание.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

К основным функциям семейного воспитания можно отнести.

1.Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована никакими другими воспитательными учреждениями.

2.Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее. Именно в семье идет процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) и фемининностью (женскими свойствами).

Исследователи доказали важное значение для гармоничного воспитания ребенка в семье и матери, и отца.

3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков к учебе и во многом определяет ее успешность. Образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека.

4.В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, проявляющиеся в социальных и межличностных отношениях, определяющих стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют то, насколько семья становится средой саморазвития и самореализации ее членов.

Заслуживают внимания последние исследования ученых, связанные с возможностями пренатального (дородового, внутриутробного) воспитания. 

Особенности развития семьи

Психология - Психология и педагогика

 

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – важнейший институт воспитания подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей и подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало – или многодетная).

Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический –имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен, что значительно усложняет семейную жизнь.

Этому способствуют следующие причины.

1.Большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться поддержкой и опытом предыдущих поколений, да и его применимость часто весьма проблематична. В связи с этим исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями-сестрами), дядьями и пр.

2.При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью.

3.Отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности к друг другу, что резко повышает их уровень ожиданий, реализовать который многие не могут в силу культурных традиций и индивидуальных особенностей.

4.Отношения родителей и детей стали сложнее и проблематичнее. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, имеют возможность большую часть времени проводить вне семьи., не всегда заботясь об одобрении со стороны родителей. Авторитет родительской власти не срабатывает – на смену ему должен прийти авторитет личности родителей.

 

Педагогическая теория Коменского.

Структура и содержание «Великой дидактики».

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

Полное название книги звучит следующими образом:

«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». [1, с. 242]

Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании, становилось своеобразным рекламным проспектом.

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». [1, с. 249]

В данном вступлении автор определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему» [1, с. 245]

При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

Педагогическая система Коменского представляет собой прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.

Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:

«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:

Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...» [1, с. 243]

Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой антроподицею (оправдание человека) в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [1, с. 260]

Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский тем не менее настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).

7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ. "... При образовании юношества применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов". [1, с. 301] Такой порядок должен быть переломлен, считает Коменский, и полагает, что "точный порядок для школы следует заимствовать от природы". [1, с. 260]

Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения

(гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. И в связи с этим слова Коменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно актуально для российской педагогики, покинутой государством в трудный момент. Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг" [1, с. 471]. Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей" [1, с. 472]. Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук". [1, с. 476]

Воспитание детей в многодетной семье

 

Воспитание детей в многодетной семье весьма непросто. Существует большое количество "за" и "против" многодетной семьи, и каждая семейная пара, тщательно проанализировав все возможные трудности, должна сама принять решение о рождении нескольких детей.

Многодетность является символом крепкой семьи. Но тем не менее рождение следующего малыша должно быть желанным и обдуманным шагом, поскольку ответственность, лежащая на плечах многодетных родителей, гораздо выше, чем у тех мам и пап, в семье которых только один ребенок. Можно выделить одни из важнейших "плюсов" многодетной семьи:Воспитание детей в многодетной семье может быть облегчено родителям благодаря помощи уже подросших ребят, старшие дети вполне могут взять на себя некоторые обязанности по уходу за младшими, освобождая родителей от массы хлопот.

Детям из многодетных семей проще налаживать контакты с окружающими, поскольку все время они находятся в обществе других детей. Они редко вырастают эгоистами имеют обостренное чувство ответственности за своих братьев и сестер, способность сострадать, и сочувствовать.

Тем не менее, существуют и "минусы", поскольку у ребенка из многодетной семьи могут появиться:

Чувство ревности по отношению к братьям и сестрам.

Заниженная самооценка вследствие ощущения себя частью большого коллектива, в котором кому-то могут уделять больше внимания и заботы, или отсутствии талантов, которые есть у других.

Желание уединения. Зачастую оно так и остается нереализованным, поскольку даже при наличии частного дома или большой квартиры и взрослым, и детям не хватает собственного пространства для отдыха.

 А также существует многие другие факторы, которые следует учитывать, решая вопрос о планировании рождения следующего ребенка. Главное, следует помнить, что воспитание детей в многодетной семье - дело хлопотное, но приносит чувство счастья и гармонии любящим родителям.

Специфика воспитания в многодетной семье

Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во - первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

Воспитание детей в многодетной семье: плюсы и минусы   

Позиция "за"

Люди, имеющие одного ребенка, часто жалуются, что устают от общения с ним, от забот и т.д. Им кажется, что родители, например, пятерых детей должны уставать в пять раз больше. Но это совсем не так.

Во-первых, старшие могут помогать родителям: лет с 5-6 ребенок вполне способен занять младшего братика или сестричку 2-4 лет. Многие взрослые устают не столько от взрослых забот, сколько от необходимости играть с детьми, родителям это нередко психологически трудно, но в семье, где один малыш, никуда не денешься - ребенку нужно с кем-то играть. А в многодетной семье дети "замкнуты" друг на друга: старшие играют с младшими, помогают им одеваться, делать уроки, гуляют с ними, освобождая мать от массы забот.

 

Во-вторых, дети любят подражать. Причем психологически им гораздо легче подражать не взрослым, до которых слишком трудно дотянуться, а ребятам постарше. Поэтому в многодетных семьях младшие быстрее приобретают бытовые навыки, навыки общения, очень многое усваивают походя, между делом. Многодетная семья - это мини-социум со своими внутренними законами: ребенок в ней оказывается и в роли старшего, и в роли младшего, он должен налаживать контакты с каждым членом семьи, общаться с детьми как своего, так и противоположного пола, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. А ответственность и самостоятельность - следствие бытовых проблем, с которыми сталкивается любая семья, где больше двух детей.

В-третьих, воспитание у детей чувства ответственности в многодетных семьях происходит совершенно естественно, в силу обстоятельств. Другие же семьи сталкиваются в данном вопросе с очень серьезными трудностями.

В-четвертых, на детей из многодетной семьи падает гораздо большая нагрузка. Но она - и это очень важно - оправдана в их глазах. В семье, где один ребенок, маме все гораздо легче сделать самой, отсюда нередко инфантилизм и неумение ребенка себя обслужить. А в многодетной семье серьезная помощь детей матери необходима, и дети включаются в домашние дела, причем для них это все психологически оправданно и, кроме того, совместные дела сплачивают семью. К тому же навыки, которые ребенок получает, помогая матери по хозяйству, пригодятся ему в дальнейшей жизни.

В-пятых, именно в большой семье есть все необходимые условия для преемственности поколений. У детей постепенно вырабатываются навыки общения с братьями и сестрами, затем у старших появляются свои дети, и маленькие дяди и тети учатся общаться с племянниками, разница в возрасте с которыми может быть не так уж велика. Так дети постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, сами дорастают до роли родителей. Вообще, дети из многодетных семей лучше подготовлены к браку. Они понимают различие мужской и женской психологии, умеют идти на компромисс, очень ответственны, мальчики не чураются "женской" работы по дому, умеют ухаживать за младенцами.

В подобных условиях ошибки предыдущего поколения родителей учитываются и поэтому сглаживаются. Такого не происходит в семье с одним ребенком, где родители не имеют возможность учитывать свои ошибки.

В-шестых, в многодетной семье существует эффект маленького коллектива. Если в семье один - два ребенка, то быстро происходит эмоциональное насыщение детей друг другом, родителям приходится что-то изобретать, гасить ссоры и конфликты - и это при усталости и наличии других дел. В многодетной же семье возникает система разновозрастного детского коллектива: в ней существует возрастная иерархия, старшие руководят младшими. Нужно только следить, чтобы старшие не угнетали младших.

Позиция "против"

Во-первых, в семье, где всего 1-2 ребенка, родители имеют возможность внимательно относиться к любому детскому проявлению и реагировать на него соответствующе. В многодетной же семье - почти постоянная невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком с глазу на глаз, а детям для нормального развития абсолютно необходимо пристальное внимание родителей.

Во-вторых, количество ответственности и домашних обязанностей, лежащих на ребенке в многодетной семье, может стать поводом для того, чтобы дети впоследствии упрекали родителей в том, что их "лишили детства".

В-третьих, состояние здоровья детей и уход за ними в таких семьях недостаточны. Каждая многодетная семья - это небольшой коллектив, и если, к примеру, заболевает один ребенок, то следом за ним могут заболеть и остальные.

В-четвертых, даже во многих семьях, где один - два ребенка, у детей складываются конкурентные отношения, они ревнуют родителей друг к другу, что уж говорить тогда о многодетной семье?

В-пятых, у детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего "я". В подростковом возрасте это может обернуться гиперкомпенсацией: ребенок начнет самоутверждаться всеми возможными и невозможными способами, доказывая свою уникальность и неповторимость.

В-шестых, даже при наличии очень большой квартиры в больших семьях и детям, и взрослым не хватает уединения, возможности тихо посидеть, остаться наедине со своими делами и мыслями.

Вывод. Исследования демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей. Существует отчетливая преемственность в вопросе о реальном количестве детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности. По данным анкетирования школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предполагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности. В результате этого опроса была выявлена и еще одна интересная закономерность: чем больше детей в родительской семье, то есть чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем позже они начинают задумываться о количестве своих будущих детей. Это свидетельствует о моральной удовлетворенности своим состоянием. А чем меньше детей в родительской семье (особенно если ребенок растет в семье один), тем чаще пребывание в детской среде (в детском саду или школе) и сравнение ситуации своей семьи с другими ведет к определенному дискомфорту. Единственному ребенку в семье не хватает партнеров для игр и общения в семье, что приводит к эмоциональным переживаниям.

Константин Феофанов

социолог, к. соц. н.

Воспитание детей в многодетной семье. Особенности воспитания позднего ребенка

В современном мире уже никого не удивишь рождением позднего ребенка. Причиной этому послужило много факторов, к примеру, один из них - нестабильная экономическая обстановка, небольшие доходы родителей. Исключение составляют многодетные семьи. Но и у них тоже совсем не часто встретишь случаи рождения позднего ребенка. Отношение между родителями, братьями, сестрами и поздним ребенком в ней складываются особым образом. Большое влияние на них оказывает разница в возрасте между всеми членами семьи. Для того чтобы это понять рассмотрим воспитание детей в многодетной семье, особенности воспитания позднего ребенка.

Особенности воспитания детей в многодетных семьях

Большая разница в возрасте с поздним ребенком

Редко встретишь семью, где родители, которые уже имеют нескольких детей, решают завести еще одного малыша. Мотивацией для такого поступка может послужить наступившее одиночество, т.к. взрослые дети уже покинули дом, а им попросту скучно, есть силы, но некуда их приложить. В итоге рождение позднего ребенка становится для них смыслом всей их жизни. При этом уже взрослые дети совершенно по-другому смотрят на возможность появление еще одного ребенка в семье. Их видение ситуации основывается на чувстве внутреннего неодобрения такого поступка, идущего от ревности, нежелания делить своих родителей с кем-то.

Иногда ситуация может обернуться и по-другому. Существует только одна причина, которая откладывает свой отпечаток на взаимоотношения в семье – это ощутимая разница в возрасте. Встречаются случаи, когда дети и внуки одного возраста. Взрослые дети, которые еще не обзавелись своими детьми, будут очень рады появлению сестренки либо братишки. Стоит отдать должное взрослым детям, которые вполне счастливы пополнению. Такое добродушное отношение встречается редко.

Небольшая разница в возрасте с поздним ребенком

Не все родители смогут радоваться каждому появлению ребенка в их семье. Те же из них, кто решаются на этот ответственный шаг, создают уютную и спокойную атмосферу в доме.

С психологической точки зрения поздний ребенок в многодетной семье занимает место сестры либо брата. Небольшая разница возраста поможет объединить всех членов семьи, создавая ощущение родственной близости. Старшие дети будут проявлять обычное близкое отношение к позднему ребенку, помогая его нянчить.

Со стороны, такая семья и внутренние отношения в ней выглядят вполне идеальными. Но психологическое развитие должно правильно формироваться, чтобы дети выросли благополучными. Для каждой отдельной «ячейки общества» есть свои стандарты. Главное, чтобы их учли еще до появления позднего ребенка.

Каждая из приведенных ситуаций вполне реальна, а потому, какая бы из них не реализовалась, воспитать детей в многодетных семьях нужно в согласии с внутренним миром каждой отдельной личности. Многие ошибочно считают, что многодетная семья - неблагополучная. Как показывает практика, из таких семей очень часто вырастают настоящие личности, которые приносят благо для всего общества. Это лишний раз говорит о том, что отсутствие большого достатка и хорошее воспитание помогут поднять ребенка на ноги и воспитать из него настоящего человека, способного достигать поставленные им цели.

В тоже время, ни для кого не является секретом, что в семьях с одним ребенком, как правило, вырастают дети с развитым чувством эгоизма, исходящим от приобретенных им страшных привычек. А все потому, что родители всю жизнь пытаются потакать, отдавать своему единственному чаду все. И, наоборот, в многодетной семье это совершенно невозможно.

В таких семьях нет разделения между старшим ребенком и младшим, все воспитываются на равных правах, носят одни вещи, играют одними игрушками. Все знают, что нужно бережно и экономно относится ко всему. От этого многодетная семья воспитание детей дает намного лучше, чем в обыкновенных семьях.

Ничто так не украшает комнату, как живописно расставленные по углам дети!» Неизвестная американка.

Сколько детей должно быть в семье - один ребенок, два, сколько получится - или Вы не задумывались над этим вопросом? А может вообще не нужно утру<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.