Качества, необходимые начинающему имам-хатыбу — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Качества, необходимые начинающему имам-хатыбу

2021-10-05 53
Качества, необходимые начинающему имам-хатыбу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проповеди пятничного дня.

 

Автор:Беюсов М.

 

 

ИД «Медина», 2012.

Вступительное слово

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух, уважаемые братья и сестры!

мусульманскую богословскую литературу удовлетворительного качества. В те сложные годы мусульмане довольствовались самиздатовскими брошюрами со многими ошибками и неточностями, не могли даже представить себе, что в скором времени для нужд верующих будут публиковаться серьезные богословские книги. Издание, которое вы держите в руках, адресовано как тем, кто хочет познакомиться с основами религии Ислам, так и тем, кто планирует в будущем стать имамом и желает научиться читать проповеди (хутбы). читать Прежде чем рассказать об этой книге, хотелось бы вспомнить о том, что ещё совсем недавно мы, жители постсоветского пространства, практически не имели возможности

В конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века имамы татарских деревень и городов при составлении проповедей пользовались данными татарских газет и изданных в Казани татарских календарей, либо извлекали религиозные знания из ветхих дореволюционных книг, оставшихся от предыдущих поколений. Данная книга издана с тем, чтобы компенсировать ту нехватку, которую ощущают сейчас все, кто желает возродить традиции Ислама на российской земле. Мусульманские издательские дома стремятся обеспечить необходимой литературой всех верующих и для того, чтобы противопоставить радикальным экстремистским взглядам те мир и спокойствие, которые несут с собой истинные знания. Хотелось бы надеяться, что и эта книга внесет свой скромный вклад в такое благое дело.

Одна из особенностей данной книги заключается в том, что огромная роль в ней отводится разъяснению значения пятничного дня в жизни мусульманина. Пятничный день (йаум аль-джума) в культуре мусульман постсоветского пространства имеет особый статус. Многим мусульманам, проживавшим в СССР, приходилось оставлять предписанную пятикратную молитву, ибо они не имели возможности ее совершать. Живя в условиях тоталитарного контроля за духовной жизнью людей, советские мусульмане часто вынуждены были ограничивать себя лишь посещением пятничных молитв. Эпоха атеизма, продлившаяся семь десятилетий, принесла свои горькие плоды — и в наши дни многие мечети в России работают лишь по пятницам. Таким образом, чтобы донести свет Ислама до подрастающего поколения, мы должны научить своих детей чтить наши традиции, одной из которых является присутствие на пятничной проповеди и чтение джума-намаза.

При этом важнейшей частью пятничной молитвы является традиционная проповедь (хутба). Обычно хутба читается в течение получаса; и за это время имам-хатыб, выступающий перед прихожанами мечети, должен в доступной форме изложить свои мысли и донести их до сознания верующих. Для этого ему необходим ряд качеств, о которых говорится в одном из разделов книги. Вероятно, данный труд будет полезен российским имам-хатыбам, выступающим с проповедями перед молящимися, а также студентам медресе, стремящимся приобрести дополнительные знания.

Значительное место в книге уделено самим проповедям, расположенным в соответствии с памятными датами и праздниками мусульманского календаря. Они также могут использоваться в качестве учебного материала или примеров проповедей для произнесения с минбара (трибуны проповедника). При этом, конечно же, следует отметить, что настоящее издание ни в коей мере не претендует на то, чтобы служить заменой трудам авторитетных богословов и ограничивается рамками учебного пособия.

Прошу у Аллаха Всевышнего, чтобы Он воздал благом автору и всем, кто принял участие в составлении такого полезного труда, и чтобы Он простил нам всем наши ошибки и прегрешения, и чтобы Он не оставил нас без Своей милости в жизни этой и следующей. Аминь.

Председатель Совета муфтиев России,
Духовного управления мусульман Европейской части России

муфтий шейх Равиль Гайнутдин

 

 

Подготовка к проповеди

Имам-хатыб должен читать проповедь почти не глядя, желательно запомнить её наизусть. При профессиональном подходе имам-хатыб готовится к произнесению проповеди в течение недели.

Приведём здесь стандартный порядок действий имам-хатыба при составлении проповеди.

1. Выбор темы. Тема проповеди должна быть актуальной, связанной с событиями реальной жизни и мусульманским календарем, его праздниками и памятными датами. Следует обращать внимание и на печальные события — например, такие как землетрясения на Гаити и в Японии. В таких случаях уместно подготовить проповедь о наказании Всевышнего за отклонение от веры или об испытании Аллаха.

Проповедь также может быть посвящена ближайшей знаменательной дате мусульманского календаря. Во время рамадана неуместно говорить о хадже и наоборот.

Также имам должен проверить, не произносил ли он похожую проповедь на сходную тему в течение предшествующего года.

Поиск аргументов.

В качестве аргументов для проповеди могут использоваться:

— цитаты из священного Корана, хадисы Пророка Мухаммада (мир ему);

— классические богословские книги (Коран и его тафсир, ханафитский фикх), опубликованные компетентными издательскими домами;

— события, явления повседневной жизни, соответствующие теме проповеди.

Составление проповеди.

ПРОПОВЕДИ

Заступник своей уммы

Уважаемые братья и сестры, мусульмане!

Подходит к концу месяц рабиуль-авваль. Этот месяц ознаменован рождением Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)! Многие верующие с нетерпением ждут этой даты. В день Мавлида большинство верующих устраивают меджлисы, собираются, чтобы послушать истории из жизни Посланника Аллаха. Каждый верующий мусульманин в душе чтит и любит Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), и для каждого мусульманина Пророк является величайшим из людей. Любовь, уважение к Пророку (мир ему) — это обязанность (фард) для всех мусульман.

لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ

«Не будет вера ваша полна, пока не буду я, — говорит Посланник Всевышнего, — более любим вами, чем родители ваши, дети и люди в целом» (аль-Бухари).

Посланник Аллаха был рожден в тот период истории, когда на земле царило невежество, несправедливость, когда люди живьем закапывали в землю своих родных дочерей и поклонялись каменным истуканам. Пророк (мир ему) должен был исправить все социальные и духовные изъяны общества. Это была очень сложная задача! И тогда Господь повелел Своему любимому Посланнику открыто объявить о вере:

وَأَنْذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ

«И увещевай своих ближайших родственников» (26:214).

Как объявить друзьям, знакомым и всем жителям города о своей новой вере, о пророческой миссии, зная, что за этим последует критика, непонимание и насмешки!

Приходится часто встречаться и разговаривать с людьми, принявшими Ислам. Одна девушка рассказывала, как она три года скрывала веру от родителей и друзей, так как думала, что ее не поймут и отвернутся. Как был воспринят Ислам жителями Мекки, когда Посланник Аллаха один призвал мекканцев к истине с вершины холма Сафа? В хадисе сказано:

بَدَأَ الإِسْلامُ غَرِيبًا ، وَسَيَعُودُ كَمَا بَدَأَ غَرِيبًا ، فَطُوبَى لِلْغُرَبَاءِ

«Ислам начался странником и возвратится к странничеству, как было вначале. Да будет прощение для странников!» (Муслим).

Люди не спешили принимать Ислам, в религию Аллаха обращались единицы. В основном к Посланнику (мир ему) прислушивались его родственники (далеко не все), бедные люди и рабы. Богатые курайшитские вожди договорились между собой противодействовать Мухаммаду (мир ему) и распространению Ислама. Более того, от Пророка отвернулся родной дядя — Абу Ляхаб! Маленькая община мусульман более десяти лет подвергалась нападениям, насмешкам и другим формам дискриминации. Из-за боязни расправы некоторые верующие годами скрывали веру, не имели возможности открыто совершать намаз и читать Священный Коран. Пророк (мир ему), столкнувшись с враждебным отношением родного народа, пешком отправлялся в другие селения и города в надежде призвать хотя бы одного человека! Он довел до нас истину и выполнил важнейшую для человечества миссию.

Поистине, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был послан как милость мирам. Всевышний говорит в Священном Коране:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).

Он был послан не только арабам и жителям Аравийского полуострова, но и всему миру, в то время как остальные пророки были посланы лишь своим народам.

Все деяния, поступки и слова Пророка являются примерами для подражания для каждого из его уммы. Мы стараемся следовать Пророку, его пречистой Сунне. С кого мы в жизни берем пример? Это актуальный вопрос. Кто воспитывает наших детей, кто для них служит образцом для подражания? Певцы, ведущие шоу, футболисты или герои фильмов? На кого мы стараемся равняться? Почему, подражая, например, актерам, люди меняют привычки, внешность, прическу, одежду? Правильно ли это? Когда актер в фильме курит или пьет мартини, он подает пагубный пример. Персонаж с оружием в руках стреляет в человека, и это тоже образец неподобающего поведения. Все откладывается, запечатлевается в сознании. После ежедневного просмотра таких фильмов у человека формируются нездоровые взгляды и стереотипы, он отдаляется от духовного. Поэтому Ислам требует от нас ежедневных молитв; связь с Господом ни на минуту не должна прерываться! Сунна нашего Пророка учит нас жить в согласии и гармонии! Ежедневно — утром после сна, перед молитвами или после них, перед принятием пищи, во время еды или после нее, выполняя Сунну Пророка, мы произносим те слова, которым он нас научил. Незнание же этих молитв (дуа) говорит о степени нашей любви к Пророку, незнание Сунны Посланника Аллаха показывает нетвердость нашей веры. О какой вере и Сунне можно говорить, когда мы осознанно топчем предписания шариата и не обращаем должного внимания на слова наших имамов? Можно ли говорить о любви к Пророку, когда кто-то из нас распространяет табачный смрад в доме Аллаха — мечети — и неуважительно относится к людям почтенного возраста?

Всевышний Аллах говорит:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

«Скажи: „Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Ми­лосердный“» (3:31).

Изучение Сунны Пророка Мухаммада и следование ей является обязательным делом — фардом. Поэтому Всевышний говорит:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (59:7).

Любое ослушание Пророка — при его жизни или в наше время — полагается суровое наказание в будущей жизни. Аллах исполняет свои обещания! Всем, кто не желает следовать его примеру, Пророк Мухаммад (мир ему) ясно сказал:

مَنْ رَغِبَ عَنْ سُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي

«Кто откажется от моей Сунны, тот не из нас!» (Муслим).

Давайте все вместе подумаем о том дне, когда люди толпами будут стоять и ждать Судного часа. Многие будут в ужасном состоянии, многие предстанут перед Аллахом усталыми и униженными, с черными лицами. У кого-либо из нас есть гарантия, что мы не окажемся среди них? Нет. И когда будут вырывать из толпы то одного, то другого, чтобы утащить в ад, кто нам поможет? Кто? Кто заступится за нас? Пророк Мухаммад! Он будет заступаться за грешников из числа его уммы, — но лишь за тех, кто следовал его Сунне.

К сожалению, личность Пророка Мухаммада (мир ему) в неисламском мире не всегда встречает уважительное отношение. Пример тому — распространение изображений нашего Пророка в образе террориста в европейских странах. Представителям разных конфессий предстоит ещё огромная работа на пути к веротерпимости и взаимоуважению. Как бы то ни было, люди, пытавшиеся высмеять Пророка, высмеяли самих себя и ещё раз продемонстрировали свое невежество и безнравственность. А ведь наверняка эти люди могли бы сделать что-нибудь действительно полезное для общества!

Дорогие верующие!

Любовь к Посланнику Аллаха должна быть подтверждена словами и делами!

Тот, кто любит Пророка, следует Сунне во всем! Какой рукой ты ешь, правой или левой? Пророк (мир ему) ел правой рукой. Читаем ли мы молитву, когда выходим из дома? Пророк читал! Почему мужчина-мусульманин носит золотое кольцо? Пророк запретил это! Вот она Сунна, и мы должны выполнять ее на практике! Если мы не знаем и не стараемся узнать о жизни Пророка, не имеем представления о его семье, детях, безразличны к его советам и рекомендациям, то о какой любви может идти речь?!

Мусульманин должен стараться благословлять Пророка каждый раз, когда слышит его имя. За салаваты верующий удостоится огромного аджра в обоих мирах.

Всевышний узаконил приветствие Пророка аятом:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (33:56).

Первым Пророк (мир ему) заступится за тех, кто часто вспоминал его и читал салават.

أَوْلَى النَّاسِ بِى يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَكْثَرُهُمْ عَلَىَّ صَلاَةً

«Кто больше молился за меня, тот первым из людей заслуживает моего заступничества в Судный день» (ат-Тирмизи, хасан).

Поэтому верующий человек, когда слышит имя Пророка (мир ему), старается приветствовать его.По словам Посланника Аллаха, самым жадным является тот, кто слышит имя Пророка и не говорит:

عَلَيْهِ الصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ

(«Мир ему и благословение») или:

صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

(«Да благословит его Аллах и приветствует»).

Но нельзя забывать и том, что Пророк (мир ему) запретил чрезмерно превозносить его:

لاَ تُطْرُونِي كَمَا أَطْرَتِ النَّصَارَى ابْنَ مَرْيَمَ فَإِنَّمَا أَنَا عَبْدُهُ فَقُولُوا عَبْدُ اللهِ وَرَسُولُه

«Не превозносите меня так, как христиане превозносят Иисуса, сына Марии, но говорите: „Он — раб Аллаха и Его Посланник“» (аль-Бухари).

Никто на свете не достоин поклонения, кроме Аллаха! Из истории мы знаем, как целые народы, обожествившие своих пророков, встали на путь заблуждения и многобожия.

Лучший путь — путь нашего Пророка (мир ему), и мы стараемся подражать ему во всем: в словах, делах и в образе жизни!

Важно, чтобы в сердцах никогда не иссякала любовь к Пророку, ибо человек в будущей жизни окажется рядом с тем, кого любил:

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم - فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ مَتَى السَّاعَةُ قَالَ «وَمَا أَعْدَدْتَ لِلسَّاعَةِ». قَالَ حُبَّ اللَّهِ وَرَسُولِهِ قَالَ «فَإِنَّكَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ». قَالَ أَنَسٌ فَمَا فَرِحْنَا بَعْدَ الإِسْلاَمِ فَرَحًا أَشَدَّ مِنْ قَوْلِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم - «فَإِنَّكَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ». قَالَ أَنَسٌ فَأَنَا أُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ
وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ فَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ مَعَهُمْ وَإِنْ لَمْ أَعْمَلْ بِأَعْمَالِهِمْ

Однажды один человек подошел к Пророку (мир ему) и спросил его, когда наступит Судный День. Пророк (мир ему) ответил: «А что ты приготовил для этого дня?» Тот сказал: «Я не приготовил много молитв, постов и милостыни, но я люблю Аллаха и Его Посланника». Тогда Пророк (мир ему) сказал: «Ты будешь с тем, кого ты полюбил». Анас сказал: «И не радовались мы после Ислама ничему так сильно, как тому, что сказал Посланник Аллаха (мир ему): «Ты будешь с тем, кого ты полюбил». А потом Анас добавил: «И я люблю Мухаммада, Абу Бакра и Умара и надеюсь быть с ними (Муслим).

И в конце своей проповеди я прошу Аллаха о том, чтобы он не лишил нас заступничества Пророка Мухаммада в Судный день. И дай Аллах, чтобы Всевышний повел нас по своей прямой дороге, по пути пророков, чтобы мы все вошли в умму благословенного Пророка Мухаммада!

Рамадан — месяц молитв

Дорогие мусульмане!

Месяц рамадан — особое время, период для совершения поклонений Аллаху и благих дел. И один из видов поклонения Всевышнему — это молитва, намаз. В рамадане мусульмане всего мира совершают таравих-намазы, а в последние десять дней выстаивают «кыяму аль-Лейль» — ночные молитвы. Все, кто исповедует Ислам, просят у Всевышнего терпения и крепкой веры. Выстаивание молитвы — это одна из причин того, что человек попадет в Рай. Пророк (мир ему) помимо обязательных молитв призывал выполнять и дополнительные, ночные молитвы:

قَالَ أَفْشِ السَّلَامَ وَأَطِبْ الْكَلَامَ وَصِلْ الْأَرْحَامَ وَقُمْ بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ تَدْخُلْ الْجَنَّةَ بِسَلَامٍ

Сказал Посланник Аллаха (мир ему): «Приветствуй [людей] миром, разговаривай вежливо, поддерживай родственные связи и молись по ночам, когда остальные люди спят, и ты благополучно войдешь в Рай» (Ахмад, сахих).

Если мы посмотрим на жизнь мусульман, то увидим, что она тесно связана с молитвами.

Со времен Посланника Аллаха (мир ему) истинно верующие никогда не пренебрегали молитвой — наоборот, они дорожили ею и совершали ее вовремя.

Взгляните на деяния мусульман, живших до нас, и вы поймете, что намазы были неотъемлемой частью их жизни.

Когда их настигало горе, они, взывая к Аллаху о помощи, читали намаз.

Когда наступали засухи и долго не было дождей, читали намаз.

Когда происходило радостное событие, например, в семье рождался ребенок или кто-то выздоравливал после продолжительной болезни, люди в благодарность Всевышнему совершали намаз.

Когда человек попадал в трудные ситуации: если у него не было денег на пропитание, если его настигало горе, болезни и страдания, — он всегда взывал в своих молитвах к Всевышнему Аллаху.

Представляете, в прежние времена люди после работы отдыхали не в постели, а совершая молитвы!

Они, в отличие от нас, лучше понимали смысл хадиса Пророка Мухаммада (мир ему):

سَأَلْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم: أَيُّ الْعَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ ؟ قَالَ: الصَّلاَةُ عَلَى وَقْتِهَا

Однажды к святому Пророку подошел человек и спросил его: „О Посланник Аллаха, какое дело, [какой поступок] более угоден Всевышнему Аллаху?» Пророк ответил: «Самое угодное дело — это совершение молитвы в установленное время…» (аль-Бухари).

И как удивительны те люди, которые строят мечети, совершают хадж, но не совершают молитв!

Поверьте, если бы они ежедневно вовремя совершали намазы, то Всевышний наградил бы их ещё больше!

В современном мире мы все являемся свидетелями того, что большинство мусульман просто пренебрегают обязательными молитвами. Одни говорят, что у них нет времени молиться, другие ссылаются на свою безграмотность в вопросах религии, а некоторые, успокаивая себя, твердят, что ещё не пришли к этому! Но пока верующие не научатся ценить молитву, пока мечети не будут полны прихожан, у них не будет никакого будущего: оно невозможно без единства и богобоязненности. Мы думали: «Вот построим большие, шикарные мечети с золотыми полумесяцами, и все побегут туда молиться, вырастет число мусульман, укрепится наша вера!» Все так думали. В действительности всё пошло по другому пути, куда менее радостному. Во многих городах, селах и деревнях стоят по три-четыре большущих мечети, но все они пустуют, их двери открываются лишь по пятницам. Сирота — это тот, кто остался без отца и матери, без попечения родных, и многие наши мечети — настоящие сироты. За ними никто не смотрит, в них не наводят чистоту, их не убирают, они не ухожены и нуждаются в ремонте. Никто не приходит читать намазы, на дверях мечетей висят огромные замки. Вот и весь Ислам.

Не ковры, не надписи украшают мечеть — истинным украшением мечети служат верующие, которые выстаивают там молитвы! Украшение мечети — это вы, братья и сестры, посещающие мечети!

Каждый мусульманин находится под защитой Всевышнего Аллаха, но Посланник (мир ему) в одном достоверном хадисе предупреждает нас:

مَنْ تَرَكَ صَلاَةً مَكْتُوبَةً مُتَعَمِّدًا فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُ ذِمَّةُ اللهِ

«Тот, кто намеренно оставил совершение обязательной молитвы, уже лишился защиты и покровительства Всевышнего Аллаха!» (Ахмад, сахих).

Вы представляете, что значит лишиться защиты Аллаха?!

Стоит нам упасть, почувствовать боль, что мы говорим? Какое слово вырывается из наших уст? «О Аллах!»

Когда человека настигает болезнь, и врачи не мо‑­
гут ему помочь, что он произносит? «О Аллах!»

Когда к человеку приходит ангел смерти, что он шепчет, к кому он обращается? Он говорит: «Йа Аллах, йа Аллах, йа Аллах». Этими словами все просят у Всевышнего Аллаха защиты! Его покровительство нужно всем, но тот, кто не молится, уже остался без Его защиты!

Что нам мешает молиться, кто нам препятствует ходить в мечети?

Мы сыты и одеты, у нас есть дома, квартиры и машины, — так что или кто мешает нам молиться?

Кто нам препятствует совершить поклон Аллаху за то, что он дал нам здоровых детей и пропитание?

Давайте вспомним главу правоверных, второго халифа Умара ибн Хаттаба! Его ранили ножом несколько раз — говорят, что его внутренности просто вывалились наружу! Глава правоверных, правивший огромным цивилизованным государством, находясь в таком ужасном состоянии, повелел, чтобы ему помогли совершить намаз! Находящиеся рядом с ним люди удивленно спросили его:

لَمَّا طُعِنَ عُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قِيلَ: لَهُ الصَّلَاةُ يَا أَمِيرُ الْمُؤْمِنِينَ

«Молитва, о глава правоверных!» (Т. е.: «Ты находишься в таком ужасном состоянии, с тяжелыми ранениями и хочешь совершить молитву?!») И что же ответил им Умар ибн Хаттаб?

قَالَ نِعْمَةٌ ، أَمَا إنَّهُ لَا حَظَّ لِأَحَدٍ فِي الْإِسْلَامِ أَضَاعَ الصَّلَاةَ وَصَلَّى — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ

«Да, [я хочу совершить намаз], так как в Исламе ещё никому не было дано права пропускать обязательную молитву!»

И халиф (да будет доволен им Аллах!), несмотря на то, что из его раны текла кровь, совершил намаз.

Мы же, здоровые, не парализованные и не прокаженные, не можем совершить поклон нашему Создателю!

Имам Ахмад, основатель суннитского мазхаба, который никогда в жизни не воровал, не употреблял опьяняющие напитки, не совершал прелюбодеяния, однажды без причины был подвергнут жесткому наказанию. По приказу халифа его били плеткой. От боли он потерял сознание, говорят, что на его теле не осталось живого места. Его ученики отнесли имама Ахмада домой. Он постепенно пришел в себя и сразу же спросил у своих учеников, был ли прочтен азан, призывающий к молитве аср!

Казалось бы, едва живой человек должен был сначала попросить воды, вызвать врача, но он в первую очередь волновался о молитве!

Как же будут счастливы в Судный день те, кто при жизни совершал намазы!

Выполняющим молитвы Аллах дарует свет и спасение! А пренебрегающие намазами окажутся с наихудшими людьми! Пророк (мир ему) говорил:

مَنْ حَافَظَ عَلَيْهَا كَانَتْ لَهُ نُورًا وَ بُرْهَانًا وَنَجَاةً مِنَ النَّارِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَمَنْ لَمْ يُحَافِظْ عَلَيْهَا لَمْ تَكُنْ لَهُ نُورًا ، وَلاَ بُرْهَانًا ، وَلاَ نَجَاةً ، وَكَانَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَعَ قَارُونَ ، وَفِرْعَوْنَ، وَهَامَانَ ، وَأُبَيِّ بْنِ خَلَفٍ

«Для того, кто совершает молитву неуклонно, она станет светом, доказательством и спасением в День воскресения. А для того, кто не охраняет ее и не следит за ней, не будет ни света, ни доказательства, ни спасения, и в День воскресения он окажется вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убаййем ибн Халафом» (ат-Табари, сахих).

В Священном Коране Всевышний сообщает:

وَأَمَّا الَّذِينَ ابْيَضَّتْ وُجُوهُهُمْ فَفِي رَحْمَةِ اللَّهِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Те же, чьи лица побелеют [от нура], окажутся в милости Аллаха. И будут они там вечно!» (3:107).

Молитва будет доказательством того, что человек был мусульманином. Мы совершаем омовение — моем руки, лицо, ноги до щиколоток, и именно эти части тела касаются пола во время молитвы, и эти части тела будут излучать в Судный день нур — свет!

Но будут люди, чьи лица будут черными, и в их сердцах не будет радости и спокойствия. О них в Священном Коране сказано:

فَأَمَّا الَّذِينَ اسْوَدَّتْ وُجُوهُهُمْ أَكَفَرْتُمْ بَعْدَ إِيمَانِكُمْ فَذُوقُوا الْعَذَابَ بِمَا كُنْتُمْ تَكْفُرُونَ

«Тем, чьи лица почернеют, будет сказано: неужели вы стали неверующими, после того, как уверовали?» (3:106).

Вы считаете себя мусульманами, хотя вы совершали большие грехи: не читали намазы, пренебрегали религией, не помогали нуждающимся, не слушались, притесняли своих родителей? Вы получите за это мучительное наказание!

Совершенные молитвы помогут человеку избежать трудностей Судного часа. И первое, о чем Всевышний Аллах спросит у нас, — о молитве, о намазе. Он захочет знать, совершал его каждый из нас или нет.

Но в наши дни люди не испытывают никакого сожаления, не чувствуют никакой ответственности за пропущенные молитвы.

Умар ибн Хаттаб, о котором мы говорили выше, однажды отправился в свой сад и на обратном пути не успел совершить молитву аср в мечети вместе с верующими, и тогда он сильно расстроился и сказал:

إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ

«Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к нему мы вернемся».

Эти слова произносятся, когда узнают о чьей-то смерти, в минуты горя. Поистине, для Умара было огромным горем то, что он не смог прочитать намаз вместе с джамаатом! И за это он поклялся выплатить искупительный штраф (каффарат) — в качестве выкупа он отдал бедным и сиротам свой сад…

Один алим как-то рассказал: «Я не смог совершить намаз вместе с верующими. И ко мне подошел только один человек, который выразил мне свои соболезнования по этому поводу. Если бы у меня скончался сын, то ко мне пришли бы тысячи людей, чтобы разделить со мной горе. Поистине, теперь я понял: сердцами людей овладели мирские соблазны». А ведь он говорил о тех, кто регулярно молился. Но что бы он сказал, увидев нас?

Рамадан — это месяц, в котором милость Аллаха становится больше, в дни рамадана нельзя пренебрегать свободным временем! В Священном месяце нужно чаще выстаивать молитвы, стараться больше находиться в мечети, больше читать Коран, учить его наизусть! Богобоязненный мусульманин во время рамадана проявляет свои лучшие качества по-разному. Он ходит на таравих-намазы, старается кормить постящихся, раздает милостыню нуждающимся, меньше спит, чаще произносит дуа, зикры.

Дорогие братья и сестры, дай Аллах, чтобы верующих и молящихся людей среди нас становилось все больше и больше. Просим Всевышнего, чтобы наши мечети всегда были полны! Молю Всевышнего о том, чтобы Он принял наш пост и наши молитвы! Воззовём к Нему, чтобы каждый из нас предстал перед ним в Судный день истинным мусульманином, с нуром на лице!

 

Жизнь — в поиске знаний

Дорогие братья и сестры!

В этой проповеди мне хочется рассказать вам о достоинстве знаний (фадль аль-ильм), о благом стремлении познавать. Я долго думал, с чего мне начать проповедь, ведь о достоинстве знаний написано столько книг, что их невозможно прочесть даже за десятки лет. Наши учёные (алимы) написали тысячи страниц, чтобы пробудить у своих детей, внуков и представителей будущих поколений стремление к знаниям.

Поверьте, братья: весь Ислам от начала и до конца — это знания. И жизнь каждого из нас, каждый поступок и каждое действие мусульманина должно опираться на достоверные знания! Законы Ислама регламентируют всю жизнь мусульманина, все её аспекты. Эти законы, эти правила поведения и есть знания! Их обязан изучить каждый, кто считает себя принадлежащим к умме Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Грамотные и образованные люди всегда полезны обществу и государству. Поэтому религия Ислам хочет, чтобы мусульмане стремились к знаниям, умели читать и писать, составлять документы. В Священном Коране говорится:

قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ

«Скажи: „Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?“» (39:9).

Всякий мусульманин, получающий образование, получит от Господа награду и прощение! Обучение служит для человека залогом успеха в этом мире и в будущем! В сборнике хадисов имама Муслима приводятся слова Посланника Аллаха (мир ему):

إِذَا مَاتَ الإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاَثَةٍ إِلاَّ مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

«Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милост


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.