Использование фольклора в воспитания и развития детей — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Использование фольклора в воспитания и развития детей

2021-10-05 33
Использование фольклора в воспитания и развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен современен и актуален. Именно по этой причине он сохранил свое воспитательное значение и в наши дни [2, с. 476].

Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.).

Воспитательное значение фольклорных жанров, как средства народной педагогики заключается в том, что в процессе знакомства детей с жизнью народа; его жизнелюбивым и открытым характером; развивает детей и проявляется в тврочестве в процессе любой деятельности. А о связи пословиц, поговорок, загадок и пр. с природой говорит то, что они разделены по времени проведения на зимние, весенние, летние и осенние. Это деление связано с проведением весенних и осенних полевых работах, средой обитания животных, сменой времен года и т.д. Знакомство детей, начиная с раннего возраста, с фольклором очень многообразно и способствует гармоничному развитию детей [2, с. 478].

Пословицы, поговорки - родник народной мудрости, краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им элементарные правила поведения, моральные нормы. Пословицы и поговорки лучше всего употреблять в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; тогда скрытый в пословице или поговорке смысл становится ясен для ребенка. Например, пословицы о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: «Друг за друга держаться - ничего не бояться». Пословица содержит законченную мысль. А поговорка - это часть суждения без вывода. Она заставляет ребенка задуматься и сделать вывод самостоятельно: «Все за одного и один за всех».

Пословицы, поговорки - родник народной мудрости, краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. В них заключается народная оценка жизни; наблюдения народного ума; утверждаются общечеловеческие ценности: «Где работа, там и благо», «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», «Мороз не велик, а стоять не велит» и т.д. Пословицы и поговорки обогащают речь, расширяют словарный запас, развивают воображение детей. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро запоминать пословицы и поговорки, воспринимать их как жизненную этическую норму.

Загадка - жанр народного творчества, которая способствует развитию мышления ребенка, т.к. она всегда опирается на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без нашего внимания. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить [2, с. 480].

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят и т.д.

Потешки - это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» настав­ление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:

Зачем дров не колол, Воды не носил?

Этот мотив охотно развивают:

А ты, бедный маленец [маленький],

Ты, коротенец [короткий],

По воду ходи,

Баньку топи,

Робят мой,

Телят корми...

 

Потешки типа «Сорока-ворона» хороши тем, что в процессе проговаривания слов, взрослый массирует центр ладошки ребенка, на которой расположен центр развития памяти [2, с. 485].

Прибаутки своим содержанием напоминают маленькие сказочки в стихах: о петушке - золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку. К числу прибауток относятся и небылицы-перевертыши, вызывающих смех нарушением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила».

Много песен создано народом: пестушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны.  Но общее - это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коммуникативности, социализации, толерантности и душевной чуткости.

Народное творчество несет в себе конкретные образы, доступные и интересные ребенку. Старинные народные потешки-песенки интересны и понятны ребенку.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Петя, петя-петушок!

Золотой гребешок!

Что ты рано встаешь,

Тане спать не даешь?

Большие ноги шли по дороге

(вместе с малышом идти вперевалочку):

То-о-оп! То-о-оп!

Маленькие ножки бежали по дорожке

(бежать маленькими шажками):

Топ! Топ! Топ!

 

Таким образом, знакомство детей с малыми формами фольклора целесообразно осуществлять постоянно, применяя разнообразные методы и приемы.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в каждом конкретном возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклорный жанр, имеющий специфические черты, очень привлекает ребенка т.к. имеет небольшой объем текста, доступность содержания, интересный игровой сюжет, наличие художественно-изобразительных средств языка, легкость для запоминания, выразительность, красочность, ритмичность.  

Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, которая испытана веками и не потеряла своей актуальности и в наше время. Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание, в котором заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора, особенно пословицы, поговорки, загадки в повседневной жизни.

Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи гармоничного развития детей, т.к. фольклор является богатейшим материалом словесного творчества народа.


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аникин В.П. Устное народное творчество. В.П. Аникин / – М., изд-во: Академия. 2011. – 752 с.

2. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.

3. Н.П. Колпакова Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. - М.: Высшая школа, 2016. - 400 c.

4. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Русское народное творчество: Хрестоматия по фольклористике / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: Высш. шк., 2003. – 352 с. С. 34–37.

5. Русский фольклор / Изд-во: Художественная литература. 2011. – 416 с.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.