Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-08-21 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Психология творчества.
Понятие «творчество».
Творчество – особый вид познавательной активности, лежащей в основе процесса создания нового уникального продукта художественной научной и социокультурной ценности.
Виды творчества:
1) Художественный – создание новых образов и эмоциональных состояний (все творческие профессии).
2) Научный – создание новых знаний, открытий.
3) Технический – создание новых средств и предметов труда (изобретатели).
4) Социокультурные – все остальное (спорт, кулинария, быт).
Мотивация творчества:
1)Древние философы главной мотивацией считали природный инстинкт или дар свыше (Сократ, Платон, + поэты).
2)Мятеж против законов природы (образ Икара).
3)Социальные мотивы (признание, успех, достижение, слава).
4)Познавательные мотивы (научные открытия и научная фантастика: Жюль Верн, Братья Стругацкие).
5)Социальный заказ/Частный заказ.
6)Удовольствие от работы мысли (Ч.Дарвин).
7)Честолюбие. Любознательность.
Теории Творчества:
(1) Психоаналитическая
Фрейд: Это творчество, значимость бессознательного, перевод либидо (сексуальной энергии) в творчество.
Юнг: рассматривал творчество как проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенного сквозь призму субъективного образа творца.
Адлер: творчество – это способ компенсации комплекса неполноценности. Каждый человек обладает творческой силой, творческим Я, которое способно помочь человеку выйти за пределы собственного Я, стать сверх человеком.
(2) Гуманистическая
В основе мотив личностного роста.
Маслоу: Творчество – универсальная функция человека, которая ведет по всем формам самовыражения. Пример, пирамида Маслоу (1-5 пунктов: 1-еда/секс/сон, 2-безопастность/здоровье, 3-соц.потребности/друзья/любовь, 4-признание, 5-творчество, 4-5 это самовыражение).
|
Э.Фромм: Творчество – это способность удивляться и позновать.
Общие способности.
Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие успехи в различных видах деятельности; определяющие успех определённого вида деятельности.
Общие способности – способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Это мыслительные способности, речь, память, тонкость и точность моторики и т.п. А также социально обусловленные способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.
Специальные способности.
Специальные способности – те способности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, в которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и пр.
Наличие общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Они не конфликтуют, а взаимно дополняют друг друга. В определённых видах деятельности высокий уровень общих способностей порой выступает в качестве специальных способностей.
Роль среды в развитии творческих способностей.
Социальные факторы.
Если родители проявляют заботу о развитии своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей выше, чем когда дети предоставлены сами себе.
Макросреда (особенности общества). Общество проявляет/не проявляет заботу о развитии способностей у своих членов (совершенствование системы образования, развитие системы профориентации).
5. Понятие «талант» (на конкретном примере).
Талант – высшая степень развития способности в какой-либо конкретной деятельности. В основе каждой спец. способности лежит кристаллизованный интеллект.
Виды интеллекта:
· Вербальный;
· Пространственный;
|
· Числовой;
· Музыкальный;
· Социальный (способность к общению и успешной социальной адаптации);
· Двигательный (тонкая и крупная моторика).
6. Понятие «гениальность» (на конкретном примере).
Гениальность – высокий уровень развития способностей в различных областях деятельности.
Понятие «креативность».
Креативность – общая творческая способность мыслить в разных направлениях, продуцировать большое количество новых идей, находить нестандартные решения, использовать боковое зрение.
Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности. Он выделил 4 параметра креативности:
1) Оригинальность – отдаленные ассоциации, необычные ответы.
2) Семантическая (смысловая) гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования.
3) Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму предмета-стимула таким образом, чтобы показать его новые признаки.
4) Спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в большом объеме.
Этапы творческого процесса.
Их предложил Анри Пуанкаре.
1. Сознательный этап. Зарождение идеи и замысла, постановка задач, проверка имеющегося материала, подбор методов и попытки решения задачи.
2. Бессознательный этап. Идёт работа подсознания, которая приводит к инсайту. Инсайт – проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка. Это явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение её решения.
3. Сознательный этап. Этап проверки инсайта, сознательное, рациональное превращение задачи в продукт.
Понятие «эвристика».
Эвристика – система методов решения задач берёт начало от системы обучения Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению задачи, задавая ему вопросы. Этот метод обучения путём наводящих вопросов называется Сократической беседой.
Типы эвристических моделей процесса поиска оригинального решения.
1. Модель слепого поиска. Опирается на метод проб и ошибок.
2. Лабиринтная модель. Здесь акцент на сам процесс поиска, как блуждание по лабиринту.
3. Структурно-семантическая модель. Она строится на принципе семантической взаимосвязи между объектами, входящими в задачу.
22. Характеристики творческой личности (на конкретном примере).
|
Факторы и условия формирования творческой личности.
1. Наследственность. К ней относятся способности и семейные традиции (которые и создают способности).
2. Творческая среда. Это семья, близкое окружение, школа, секции по интересам.
3. Мотивация к творчеству. У Фрейда через сублимацию, у Адлера через преодоление комплекса неполноценности, у Юнга через архетипические механизмы субъективного опыта. У Ассождиоли – в стремлении достичь идеального «Я», у гуманистических психологов – мотив самореализации, у современных психологов (от американской психологии) – мотив достижения успеха и признания (но по нашим исследованиям, мотивация успеха мешает созданию оригинального продукта).
4. Любознательность.
5. Личные познавательные усилия, воля к творческой деятельности и к самому процессу творчества.
6. Географическое положение места проживания творческих людей (столица – провинция, город – село, отечество – чужбина). В столице больше информации.
7. Должны быть единомышленники, своя социальная группа или неофициальный круг близких друзей, которые поддерживают творческое поведение.
8. Необходимость социального подкрепления творческого поведения и признание окружающих.
По мере становления для творческой личности характерно ослабление механизмов психологической защиты и проявление смелости разума и духа:
· смелость разрушать старое, чтобы создавать новое;
· смелость думать так, как не думал никто;
· смелость следовать интуиции, а не логике;
· смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать.
23. Понятие «творческий стиль» (на конкретном примере).
Стиль (греч. – палочка для письма) - манера, почерк. Стиль – это способ, образ жизни, поведения, мировосприятия, основанный на определённых закономерностях. Термин «стиль» в психологии ввёл А. Адлер, связав его со стилем жизни. Он увязывал его с особенностями комплекса неполноценности. Индивидуальный стиль жизни складывается из особенностей индивидуального преодоления комплекса неполноценности.
Творческий стиль включает средства выразительности, особый художественный и научный язык, инструменты, с помощью которых автор создаёт свой творческий продукт. Кисть у художника, постановка рук у музыканта.
|
Психология творчества.
Понятие «творчество».
Творчество – особый вид познавательной активности, лежащей в основе процесса создания нового уникального продукта художественной научной и социокультурной ценности.
Виды творчества:
1) Художественный – создание новых образов и эмоциональных состояний (все творческие профессии).
2) Научный – создание новых знаний, открытий.
3) Технический – создание новых средств и предметов труда (изобретатели).
4) Социокультурные – все остальное (спорт, кулинария, быт).
Мотивация творчества:
1)Древние философы главной мотивацией считали природный инстинкт или дар свыше (Сократ, Платон, + поэты).
2)Мятеж против законов природы (образ Икара).
3)Социальные мотивы (признание, успех, достижение, слава).
4)Познавательные мотивы (научные открытия и научная фантастика: Жюль Верн, Братья Стругацкие).
5)Социальный заказ/Частный заказ.
6)Удовольствие от работы мысли (Ч.Дарвин).
7)Честолюбие. Любознательность.
Теории Творчества:
(1) Психоаналитическая
Фрейд: Это творчество, значимость бессознательного, перевод либидо (сексуальной энергии) в творчество.
Юнг: рассматривал творчество как проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенного сквозь призму субъективного образа творца.
Адлер: творчество – это способ компенсации комплекса неполноценности. Каждый человек обладает творческой силой, творческим Я, которое способно помочь человеку выйти за пределы собственного Я, стать сверх человеком.
(2) Гуманистическая
В основе мотив личностного роста.
Маслоу: Творчество – универсальная функция человека, которая ведет по всем формам самовыражения. Пример, пирамида Маслоу (1-5 пунктов: 1-еда/секс/сон, 2-безопастность/здоровье, 3-соц.потребности/друзья/любовь, 4-признание, 5-творчество, 4-5 это самовыражение).
Э.Фромм: Творчество – это способность удивляться и позновать.
Общие способности.
Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие успехи в различных видах деятельности; определяющие успех определённого вида деятельности.
Общие способности – способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Это мыслительные способности, речь, память, тонкость и точность моторики и т.п. А также социально обусловленные способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.
Специальные способности.
Специальные способности – те способности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, в которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и пр.
|
Наличие общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Они не конфликтуют, а взаимно дополняют друг друга. В определённых видах деятельности высокий уровень общих способностей порой выступает в качестве специальных способностей.
Роль среды в развитии творческих способностей.
Социальные факторы.
Если родители проявляют заботу о развитии своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей выше, чем когда дети предоставлены сами себе.
Макросреда (особенности общества). Общество проявляет/не проявляет заботу о развитии способностей у своих членов (совершенствование системы образования, развитие системы профориентации).
5. Понятие «талант» (на конкретном примере).
Талант – высшая степень развития способности в какой-либо конкретной деятельности. В основе каждой спец. способности лежит кристаллизованный интеллект.
Виды интеллекта:
· Вербальный;
· Пространственный;
· Числовой;
· Музыкальный;
· Социальный (способность к общению и успешной социальной адаптации);
· Двигательный (тонкая и крупная моторика).
6. Понятие «гениальность» (на конкретном примере).
Гениальность – высокий уровень развития способностей в различных областях деятельности.
Понятие «креативность».
Креативность – общая творческая способность мыслить в разных направлениях, продуцировать большое количество новых идей, находить нестандартные решения, использовать боковое зрение.
Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности. Он выделил 4 параметра креативности:
1) Оригинальность – отдаленные ассоциации, необычные ответы.
2) Семантическая (смысловая) гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования.
3) Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму предмета-стимула таким образом, чтобы показать его новые признаки.
4) Спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в большом объеме.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!