Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-08-21 | 56 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Среди частных направлений теории речевых актов следует выделить исследование неуспешных речевых актов, приведшее к определению понятия коммуникативной неудачи.
Коммуникативной неудачей называется такой речевой акт, при котором намерение говорящего (в частности, иллокутивная сила) было неправильно понято слушающим, в результате чего реакция слушающего оказалась неадекватной.
В некоторых случаях слушающий лишь делает вид, что не понял намерения говорящего, и сознательно реагирует неадекватно. Это особенно очевидно в случае конвенциональных косвенных речевых актов, когда неадекватная реакция воспринимается как издевательство. Возвращаясь к приведенным выше примерам косвенных речевых актов, можно смоделировать соответствующие коммуникативные неудачи.
Простите, у вас нет часов? - Есть [вопрос понимается как вопрос, а не как просьба сообщить время].
Не могли бы вы передать соль? - Мог бы [соль не передается; очевидная просьба интерпретируется как вопрос в соответствии с синтаксической и семантической структурой].
Я хочу поздравить тебя с днем рождения. - Ну что же, поздравляй [косвенный речевой акт поздравления интерпретируется как выражение желания].
Одной из основных задач, связанных с понятием комму никативной неудачи, стало создание соответствующей классификации, называемой также типологией коммуникативных не удач.
Причины коммуникативных неудач подразделяются на три класса:
- порождаемые устройством языка,
- порождаемые различия ми говорящих в каком-либо отношении,
- порождаемые прагматическими факторами.
Среди коммуникативных неудач, связанных с самим устройством языка, выделяется, в частности, подкласс коммуникативных неудач, порождаемых неоднозначностью языковых единиц. Например, отмечаются коммуникативные неудачи, возникающие из-за возможности неоднозначного толкования слова как (вопросительное местоимение - наречие образа действия - вопросительная частица, выражающая изумление), например:
|
А. Ты знаешь, что Димка ударил И.П.? Б. Как?! А. Я не знаю как, знаю, что ударил. Б. Тьфу! Что, я спрашиваю "каким способом"? Я просто поверить не могу. А. А говоришь "как"!
Возникновению коммуникативных неудач, связанных с различиями в индивидуальных (психических и физических) свойствах собеседников, обычно способствуют и какие-то языковые факторы. Лишь в немногих случаях такие коммуникативные неудачи не получают опоры в языке. Это может быть обусловлено различиями картин внутреннего мира собеседников, приводящих к различной оценке определенных явлений, а так же различиями в психологических свойствах говорящих. Среди прагматических факторов, приводящих к коммуникативным неудачам, выделяется, в частности, игнорирование говорящим прагматического компонента в семантике слов, в то время как для слушающего он оказывается более сильным, чем предметно-логическое содержание слова: в деревне разговаривают двое мужчин: молодой горожанин (А.) и пожилой сельский учитель, пенсионер, выросший в деревне (Б.)
- А. Здесь только приезжий народ теперь? Аборигенов уже нет?
- Б. Вы поубавьте спеси-то! Какие они вам аборигены! Это сельчане! Труженики полей!
- А. Да я ничего плохого не имел в виду. Я в смысле "коренные жители".
В спонтанной речи собеседники почти никогда не следуют прагматическим постулатам, сформулированным П. Грайсом. Часто, говоря одно, люди хотят дать понять совсем другое; речь их бывает избыточна, малоинформативна и т.д.
Коммуникативные неудачи оказываются результатом взаимодействия сложного комплекса человеческих факторов с явлениями языка. Существен, однако, тот факт, что наличие коммуникативных неудач, хотя и мешает общению, все же достаточно редко приводит к полному непониманию. Обычно оно снимается в ходе разговора.
|
Из приведенных примеров видно, что непонимание иллокутивной силы высказывания - лишь одна из многих причин коммуникативной неудачи. Именно поэтому теория коммуникативных неудач выходит за рамки теории речевых актов и относится к прагматике в целом.
Речевой жанр и его виды
Понятие речевого акта часто используется в судебной лингвистической экспертизе наряду с понятием "речевой жанр".
Речевой жанр - типовой способ построения речи, связанный с определенными ситуациями и предназначенный для передачи конкретного содержания. Жанр является необходимым условием коммуникации, создания и интерпретации текстов
Речевые жанры характеризуются триединством тематического содержания, композиции и стиля. Определяющими признаками речевого жанра являются целенаправленность, связь с определенной сферой общения. Речевые жанры делятся на первичные (простые) и вторичные (сложные). Первичные речевые жанры возникают в условиях непосредственного общения, вторичные - складываются в условиях более сложного культурного общения (преимущественного письменного): художественного, научного, общественно-политического и т.п. и базируются на первичных жанрах.
Понятие "речевой жанр" нередко применяется в лингвистической экспертизе для исследования текстов в специфической сфере коммуникации. Можно выделить речевые жанры: секстинга, буллинга, троллинга, нейминга и др.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!