Особенности производства отдельных процессуальных и следственных действий — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности производства отдельных процессуальных и следственных действий

2022-08-21 38
Особенности производства отдельных процессуальных и следственных действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При задержании лица по подозрению во взяточничестве, как правило, складываются следующие ситуации:

- задержание лиц, когда имеются доказательства их причастности к факту дачи - получения взятки;

- когда очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

- задержание лица с поличным в момент передачи предмета взятки, а также непосредственно после передачи предмета взятки.

Чаще всего задержание производится по заявлению лица о вымогательстве у него взятки. В этой ситуации заявитель может сообщить сведения о предмете взятки. Такого рода информация весьма важна для следователя, поскольку дает ему возможность использовать признаки предмета взятки для изобличения взяткополучателя.

Задержание взяточников в момент получения взятки или сразу же после этого является одним из действенных средств изобличения. Сам факт задержания оказывает определенное психологическое воздействие на взяточников, которые, как правило, бывают вынуждены признаться в преступлении. Задержание целесообразно производить, когда лицо уже владеет предметом взятки, а факт передачи зафиксирован.

Задержание по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 290, 291, 291.1 УК РФ, представляет собой не просто меру уголовно-процессуального принуждения, но одновременно является способом собирания доказательств (когда в протоколе задержания указываются признательные объяснения задержанного или в ходе его личного обыска обнаруживается предмет взятки), создает благоприятные условия для производства других процессуальных действий, в том числе и следственных.

При подготовке к задержанию лица, подозреваемого в совершении преступления, следователь, совместно с оперативными сотрудниками анализирует требования или предложения, высказанные преступником относительно предмета взятки, предполагаемое место ее передачи, личностные особенности взяткодателя или взяткополучателя (в зависимости от того, какой состав преступления имеет место - ст. 290, 291, 291.1 УК РФ). Кроме того, оцениваются имеющиеся в распоряжении следователя и оперативных сотрудников силы, решается вопрос о применении специальных технических средств и т.д. На основании этой информации составляется план тактической операции по задержанию. При этом следователю необходимо учесть обстоятельства, которые могут как способствовать, так и препятствовать ее проведению.

Осмотр места происшествия. Основной его задачей является фиксация следов, свидетельствующих о факте взяточничества, а именно:

- о пребывании субъектов преступления на месте происшествия, об их количестве;

- о характере действий взяткодателя, взяткополучателя (посредников);

- времени и способе реализации преступного умысла;

- о предмете взятки или его частях, упаковочных материалах и т.д.

В ходе производства осмотра места происшествия особое внимание следует уделять поиску следов рук, обуви, одежды, веществ, фрагментов упаковки предмета взятки и т.д., которые могут сыграть важную роль в расследовании.

Наглядность и результативность осмотра места происшествия по делам о взяточничестве во многом зависит от применения видеосъемки, позволяющей зафиксировать процесс обнаружения и изъятия предмета взятки непосредственно у взяткополучателя, взяткодателя, посредника во взяточничестве. Более того, весьма важное значение имеет также грамотное применение видеосъемки предварительных (подготовительных) действий, предшествующих осмотру места происшествия и задержанию подозреваемого, в том числе связанных с обработкой предполагаемого предмета взятки (например, денежных купюр) специальными (люминесцентными) красителями. Это связано с тем, что последующая фиксация в ходе осмотра места происшествия на предмете взятки, а также на руках и одежде подозреваемых следов люминесцентных красителей вследствие прямого соприкосновения с предметом преступления весьма важна для опровержения ложных версий со стороны уличенных в совершении преступления лиц. Как показал анализ практики, наиболее распространенными среди таких версий являются следующие: в отношении взяткополучателя имели место провокация взятки, погашение долга, вручение подарка. Последние две версии весьма распространены также при уличении лиц в даче взятки.

Осмотр документов является важнейшим первоначальным следственным действием, производимым в целях поиска тех из них, которые отражают выполнение определенных действий в пользу взяткодателя, правомерность их совершения и оформления; их прохождение по бухгалтерии, канцелярии, а также получения информации о сумме разового незаконного вознаграждения или объеме систематического подкупа и об обстоятельствах, способствовавших взяточничеству, подлинности самих документов и т.д.

При отсутствии информации о взяткополучателе, но наличии таковой о взяткодателе (как правило, такая ситуация имеет место, когда взяткодатель отказывается сообщить какую-либо информацию о взяткополучателе) вначале следует установить день дачи взятки, после чего ориентировочно определить круг должностных лиц, причастных к разрешению просьбы взяткодателя. В итоге таким образом можно установить, кто из должностных лиц должен был ее рассматривать, и при положительном разрешении вопроса путем осмотра документов устанавливается должностное лицо, выполнившее то действие, в котором был заинтересован взяткодатель. При этом следователь также должен выяснить, не получена ли взятка другим сотрудником, который подделал подпись должностного лица либо, воспользовавшись его доверчивостью, предоставил ему на подпись документ, разрешающий вопрос в пользу взяткодателя.

Дача взятки может иметь место и за ускоренное разрешение того или иного вопроса в пользу взяткодателя. В связи с этим следователь при осмотре документов должен выяснить, не был ли разрешен данный вопрос вне очереди. Для этого необходимо установить дату поступления документа, время, прошедшее с момента его поступления до момента решения вопроса. Этот срок сравнивается со сроками решения и оформления аналогичных вопросов в отношении других граждан. Любое отступление от официально закрепленного порядка прохождения и оформления выполненного служебного действия должно быть зафиксировано в протоколе осмотра документов.

Осмотру подлежат также документы взяткодателя в тех случаях, когда он является представителем какого-либо учреждения и давал взятку, выполняя служебное поручение. В этом случае расходы на взятку должны быть отражены в документах, переданных взяткодателем учреждению, представителем которого он является.

Поскольку документы, свидетельствующие о выполнении взяткодателем каких-либо действий и характере этих действий в пользу взяткополучателя, а также свидетельствующие о выполнении каких-либо действий взяткополучателем в интересах взяткодателя (т.е. взяточничестве), могут быть уничтожены или фальсифицированы, следователь должен незамедлительно произвести выемку и осмотр документов:

- характеризующих организацию, государственный орган или учреждение, осуществляемую ими деятельность, положение должностного лица;

- устанавливающие компетенцию должностного лица;

- регламентирующие порядок прохождения документов и принятия решений;

- связанные с совершением должностным лицом аналогичного действия не за взятку;

- связанные с совершением должностным лицом действия в интересах взяткодателя;

- свидетельствующие об изыскании средств на взятку и о маскировке незаконности этих действий (о получении ссуды, о продаже личных вещей, сдаче их в ломбард и т.д.); об использовании средств коммерческой организации взяткодателя; о получении средств преступным путем; о приобретении предмета взятки; о маскировке приема-передачи взятки;

- свидетельствующие о заинтересованности взяткодателя в совершении должностным лицом действия, за которое дана взятка;

- связанные с использованием взяткодателем результатов действия должностного лица, выполненного за взятку;

- личные документы взяточников, характеризующие их личность, связи, времяпрепровождение, образ жизни, состояние здоровья, доходы и проч.;

- иные документы, характеризующие или устанавливающие обстоятельства, относящиеся к расследуемому событию.

При изучении документов должно быть установлено:

- соблюдался ли порядок их поступления, какие документы допущены к рассмотрению, какие отклонены, кто за это ответствен;

- соблюдены ли правила оформления документов;

- какие имеются на них пометки, подписи, резолюции, кем они учинены;

- когда и кем составлен документ на электронном носителе, вносились ли в него изменения, сколько раз и кем он редактировался, когда и кем был распечатан, кто имеет доступ к компьютеру или иному носителю электронной информации;

- не нарушена ли очередность прохождения документов, если да, то по чьей инициативе и по какой причине;

- не нарушен ли порядок рассмотрения интересующего взяткодателя вопроса по существу;

- все ли документы имелись для правильного решения вопроса и как они оформлены;

- имели ли место ускоренные сроки совершения действий по службе за взятку;

- компетентно ли было лицо выполнить эти служебные действия;

- соответствуют ли записи в документе действиям должностного лица и т.д.

Обыск и выемка. Одним из наиболее важных первоначальных следственных действий является обыск. По уголовным делам данной категории нередко проводятся групповые обыски по месту работы и жительства одного или нескольких субъектов преступления. В данном случае необходимо определить время его проведения, чтобы подозреваемый не смог оказать противодействие и передать информацию своим сообщникам.

Личный обыск производится с целью обнаружения на одежде, личных вещах, на теле обыскиваемого предмета взятки, документов, вещественных доказательств, свидетельствующих о совершении данного и других преступлений. Наряду с личным обыском, производимым, как правило, после задержания лица по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 290, 291, 291.1 УК РФ, целесообразно проведение обысков по месту жительства, работы, а также в гараже или автотранспортном средстве (взяткополучателя, взяткодателя или посредника), если последние использовались для передачи взятки.

Для успешного проведения данного следственного действия требуется тщательная подготовка процессуального и тактического характера.

При необходимости производства обыска в жилом помещении необходимо получить судебное решение. Для этого следователь должен вынести обоснованное постановление с указанием на наличие достаточных данных полагать, что в жилом помещении могут находиться предметы, документы и ценности, имеющие значение для расследуемого дела.

В ходе подготовки следователю необходимо проанализировать все собранные к этому моменту доказательства и сведения, полученные оперативным путем.

На начальном этапе расследования обыск, как правило, носит неотложный характер. В связи с этим обстоятельством у следователя обычно недостаточно времени для того, чтобы качественно подготовиться к его производству. Этот недостаток может быть восполнен непосредственно на месте обыска с учетом той обстановки, которая складывается на момент его производства. Вместе с тем, как показывает практика, производство указанного следственного действия именно по этой причине в ряде случаев не всегда эффективно. Это связано с тем, что, обнаружив предмет взятки, следователи не всегда продолжают поиск. В итоге предметы и документы, свидетельствующие об иных эпизодах взяточничества или других преступлениях, не изымаются. Во избежание этой ситуации уже в ходе обыска необходимо осуществлять постоянный анализ фактов, ставить конкретные задачи и вести целенаправленную подготовку к поиску объектов в тех местах, где обыск еще не проводился.

В ходе подготовки следователь должен получить четкое представление о предмете поиска, выяснить индивидуальные признаки искомого объекта и спрогнозировать возможные места его хранения, а также способы маскировки или утаивания. С учетом полученной информации заранее должны быть определены время и место поиска.

При определении места производства обыска выясняется: что представляет собой подлежащее обыску помещение, какова его планировка, подходы к зданию, есть ли запасные выходы, какие силы потребуются для поиска. Например, по делам о взяточничестве нередко возникает необходимость в производстве обыска в многокомнатных квартирах, частных домах со множеством помещений, многоэтажных гаражах. В этом случае заранее определяется количество оперативных сотрудников, включаемых в следственно-оперативную группу; количество понятых, требуемых для производства обыска (при каждом из следователей их должно быть не менее двух). Следует заранее решить и вопрос о том, последовательно или одновременно будут проводиться обыски в различных помещениях, принадлежащих субъекту взяточничества, установить последовательность производства обыска помещений членов преступной группы и другие организационные вопросы. В случае если предстоит произвести одновременно обыск в нескольких местах, заранее должны быть подготовлены средства транспорта и связи для всех задействованных сотрудников.

В состав следственно-оперативной группы целесообразно включать тех специалистов, чьи познания могут пригодиться при обыске исходя из специфики личности обыскиваемого, искомых предметов и обстановки помещения (специалистов-товароведов, бухгалтеров, программистов и специалистов в области компьютерной техники и связи, искусствоведов и др.). В состав группы должны входить также сотрудники, которые будут наблюдать за реакцией обыскиваемых в ходе производства указанного следственного действия, а также следить за тем, чтобы последние не могли укрыть, перепрятать или уничтожить предметы и документы, свидетельствующие о получении или даче взятки.

Иногда не лишним является также присутствие врача, если в помещении находятся пожилые люди, больные или склонные к симуляции либо провокациям. При обыске может присутствовать также адвокат того лица, в помещении которого осуществляется обыск.

На практике нередки случаи воспрепятствования проникновению следственно-оперативной группы к месту проведения обыска, поэтому следователь должен заранее наметить схему действий при возникновении подобной ситуации, например, вызов специальных служб для вскрытия помещения, аварийных служб, подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

По делам о взяточничестве объектами поиска являются:

- предметы взятки, их упаковка или ее фрагменты, документы к ним (паспорта, технические характеристики, инструкции и пр.);

- предметы, запрещенные к обращению;

- документы, относящиеся к служебной деятельности обыскиваемого лица;

- удостоверения личности и другие характеризующие его документы;

- переписка, черновые записи, блокноты, записные книжки, в том числе электронные;

- документы, свидетельствующие об образе жизни обыскиваемого (договоры купли-продажи, свидетельства о праве собственности на недвижимость, о праве наследования, паспорта на дорогостоящую бытовую технику, технические паспорта на автомобили, доверенности на право управления, заграничные паспорта и др.);

- носители компьютерной информации, имеющей значение для расследования (компьютеры и их периферийные устройства, дискеты, компакт-диски, мобильные телефоны, телефоны с электронной памятью, электронные записные книжки и другие электронные носители текстовой или цифровой информации);

- ценности, добытые преступным путем;

- фотографии, аудио- и видеозаписи, документы, характеризующие связи и взаимоотношения обыскиваемого должностного лица с другими лицами, фиксирующие наличие у него дорогостоящей техники, ювелирных украшений, предметов антиквариата и т.д.), а также могущие послужить свободными образцами голоса, портретных черт и динамических признаков;

- другие объекты, имеющие значение для дела.

Среди основных тактических рекомендаций по производству обыска и выемки по делам о взяточничестве целесообразно выделить следующие.

1. В том случае, если взяткодатель дает показания о сумме, купюрах и индивидуальных признаках денег, переданных взяткополучателю, точное описание последних имеет большое значение, поскольку ориентирует следователя на объект поиска. Впоследствии при обнаружении у взяткодателя денег целесообразно сфотографировать или зафиксировать их посредством видеозаписи, подсчитать, переписать номера и серии купюр, указав их индивидуальные признаки (надписи на купюрах, разрывы, помарки и т.д.).

2. При производстве обыска по месту жительства с особой тщательностью необходимо изучить телефонные книжки, а также тетради или компьютерные файлы, в которых фиксируются расходы обыскиваемого и его семьи. В процессе обыска должны также осматриваться места вероятного нахождения документов, которые обыскиваемый пытался уничтожить: пепельницы, камины, мусорные корзины, контейнеры и т.д.

3. При производстве обыска важно помнить о том, что его задачи не ограничиваются обнаружением предмета взятки или его упаковки, а также отысканием данных, свидетельствующих о том, что предмет взятки и упаковочные средства, обнаруженные у взяткополучателя или посредника, ранее принадлежали взяткодателю. Они значительно шире. В частности, при обыске необходимо обращать особое внимание на различные записи, переписку с другими лицами, номера телефонов, адреса, свидетельствующие о факте знакомства участников взяточничества, об их договоренности о передаче взятки и о суммах переданных взяток.

4. Одновременно с обыском может быть наложен арест на имущество лица, подозреваемого или обвиняемого в получении взятки неоднократно, группой лиц, в совершении деяния, сопряженного с вымогательством, или в крупном размере (ч. 4 ст. 290 УК РФ).

5. В отличие от обыска выемка производится тогда, когда доподлинно известно, где и у кого находится предмет взятки. Организационно-тактические рекомендации по производству указанного следственного действия практически аналогичны тем, что применимы к обыску. В любом случае в соответствии со ст. 166 УПК РФ по итогам указанных следственных действий составляется протокол, однако не всегда в качестве дополнительного средства фиксации применяется видеозапись. На наш взгляд, это является весьма серьезным упущением на практике, поскольку факт использования видеозаписи психологически действует на участников обыска, сдерживает их от вступления в открытый конфликт и зачастую исключает последующие жалобы и заявления.

Допрос. Особенности допроса свидетелей. Тактика допроса заявителя определяется той ролью, которую он играет в совершенном или готовящемся преступлении.

Сведения о факте взяточничества в правоохранительные органы могут сообщить:

1) взяткодатель;

2) соучастники взяткодателя;

3) соучастники взяткополучателя;

4) лицо, у которого вымогали взятки;

5) лицо, осуществлявшее посредничество во взяточничестве;

6) иные лица, имеющие информацию о факте совершения преступления.

Круг обстоятельств, подлежащих установлению путем допроса указанных лиц, может быть разным и конкретизироваться в зависимости от складывающейся на момент предварительного расследования следственной ситуации и обстоятельств уголовного дела. Однако в любом случае следователь обязан выяснить:

- причины обращения лица в правоохранительные органы;

- сведения о лице, передавшем взятку;

- сведения о лице, которому была передана взятка;

- сведения об инициаторе передачи взятки;

- предмет взятки, его индивидуальные признаки;

- источник приобретения предмета взятки;

- взаимоотношения у допрашиваемого с субъектом взяточничества;

- обстоятельства передачи взятки (место, время и т.д.);

- способ передачи (лично из рук в руки, через посредников);

- действия взяткополучателя, за совершение которых передана взятка, и выполнены ли эти действия, и когда именно.

Кроме того, необходимо установить, в каких документах отражено выполнение действий взяткополучателя, а также свидетелей совершенного преступления и т.д.

Допрос свидетелей по делам о взяточничестве имеет большое значение, поскольку он позволяет получить исходную информацию, на основе которой возможно построение версий и дальнейшее планирование расследования. Целью допроса свидетелей является подтверждение факта получения взятки.

К числу иных лиц, имеющих информацию о факте совершения преступления, можно отнести:

- сослуживцев взяткополучателя;

- лиц, осведомленных об условиях взятки и обстоятельствах ее передачи;

- лиц, присутствовавших при задержании подозреваемого;

- соседей и родственников преступников;

- граждан, обращавшихся в организацию, учреждение, в которой работает взяткополучатель по тем или иным вопросам, а также других лиц, которые располагают сведениями, интересующими следствие.

Помимо вышеперечисленных сведений они могут также сообщить информацию о событиях, предшествовавших передаче взятки; о том, имело ли место ее вымогательство; об образе жизни взяткодателя и взяткополучателя; о манере поведения взяткополучателя с подчиненными, руководством и клиентами; об обстоятельствах, дополняющих их официальные характеристики, и т.д.

При расследовании факта взяточничества спустя продолжительное время с момента совершения преступления в целях изобличения взяткополучателя необходимо тщательно изучить его материальное положение в последующий период (имеется в виду временной период, прошедший с момента получения взятки), а также выяснить, не покупал ли он дорогостоящие предметы, жил ли по средствам.

Особенности допроса подозреваемого, обвиняемого. Допрос подозреваемого, обвиняемого при расследовании взяточничества имеет особенности, связанные с тем, что допрашиваемые имеют высшее образование, зачастую положительно характеризуются по месту работы, могут эмоционально воздействовать на собеседника, а также использовать занимаемое ими должностное положение для противодействия следствию.

Более того, в большинстве случаев только подозреваемый, обвиняемый может сообщить наиболее полную информацию о преступлении, однако меньше других участников уголовного судопроизводства заинтересован в установлении истины по делу.

Результативность допроса подозреваемого, обвиняемого по делам о взяточничестве во многом зависит от подготовки этого следственного действия, в ходе которой надлежит:

- определить обстоятельства, подлежащие выяснению у допрашиваемого;

- ознакомиться с документами, регламентирующими служебную деятельность взяткополучателя;

- определить место и время производства допроса, а также круг лиц, участие которых в нем, по мнению следователя, необходимо или целесообразно (адвокат, специалист, эксперт и др.);

- подготовить необходимые технические средства фиксации информации, поскольку в ходе указанного следственного действия на основании ч. 2 ст. 166 УПК РФ могут применяться стенографирование, киносъемка, а также аудио- и видеозапись;

- собрать данные о личности допрашиваемого (образование, семейное и материальное положение, должностные полномочия, личностные качества, круг интересов, связи, привычки и т.д.).

При производстве допроса подозреваемого, обвиняемого по фактам взяточничества необходимо установить:

- особенности организации работы государственного органа или учреждения, в котором работает должностное лицо;

- объем полномочий допрашиваемого;

- мотивы совершения преступления;

- сведения о совершенном им деянии и фактах преступной деятельности соучастников;

- как и через кого была достигнута договоренность о встрече;

- кто посещал взяткополучателя накануне совершения преступления (установление этого обстоятельства имеет значение также для проверки версии о провокации взятки в отношении должностного лица);

- при допросе обвиняемого следует также устанавливать его отношение к предъявленному обвинению: признается ли он в содеянном полностью, частично либо отрицает свою причастность к преступлению.

В зависимости от избранной подозреваемым, обвиняемым линии поведения складываются четыре типичные следственные ситуации:

1) подозреваемый, обвиняемый признается в совершенном преступлении, активно содействует его раскрытию и дает правдивые показания;

2) подозреваемый, обвиняемый отрицает свою вину и дает ложные показания. Такая ситуация нередко возникает тогда, когда взяткодатель и взяткополучатель объясняют факт передачи взятки как подарок, возвращение долга, займа и т.д. В этом случае необходимо тщательно проверить показания подозреваемого, обвиняемого путем производства иных следственных действий, в том числе допросов свидетелей из числа близких и знакомых допрашиваемого, которые могут сообщить информацию о том:

- в каких отношениях состоит подозреваемый, обвиняемый с определенным должностным лицом;

- не было ли у него намерения вручить подарок этому должностному лицу и если да, то когда именно оно возникло и в связи с какими событиями;

- испытывал ли подозреваемый, обвиняемый материальные затруднения, и если да, то чем они были вызваны;

- не брал ли подозреваемый, обвиняемый в долг денег у определенного должностного лица;

- не говорил ли подозреваемый, обвиняемый в получении взятки о том, что в отношении его могут иметь место какие-либо провокации в связи с занимаемым им должностным положением, не угрожал ли ему кто-либо накануне или задолго до обнаружения факта взяточничества;

- каким образом подозреваемый, обвиняемый объяснял возможность совершать дорогостоящие покупки, приобретать недвижимость и т.д.

Поскольку передача взятки происходит, как правило, без свидетелей, подозреваемые, обвиняемые нередко полностью отрицают контакты между собой. Если же один из них признает факт вручения взятки, он должен быть подробно допрошен об обстоятельствах и обстановке совершения преступления, о событиях, предшествовавших ему и последовавших за ним;

3) подозреваемый, обвиняемый частично признает свою вину;

4) подозреваемый, обвиняемый отказывается от дачи показаний.

Время и очередность допроса определяются в зависимости от складывающейся следственной ситуации. Если лицо задержано на месте преступления, его допросы в качестве подозреваемого, а затем обвиняемого производятся незамедлительно.

При наличии нескольких подозреваемых, обвиняемых следователь должен принять меры к тому, чтобы они не смогли предупредить друг друга о предстоящем допросе и согласовать свои показания. В этом случае в первую очередь рекомендуется допросить тех лиц, которые наиболее склонны к даче правдивых показаний. К их числу обычно относятся взяткодатели, передавшие ценности в результате вымогательства и других незаконных действий (бездействия) должностного лица.

Контроль и запись переговоров позволяет следователю получить доказательственную информацию, имеющую важное значение для: установления контактов взяткодателя, взяткополучателя, соучастников; достижения предварительной договоренности о передаче предмета взятки; выяснения роли каждого из них в совершении преступления; уточнения места нахождения предмета взятки, особенно если речь идет об услугах (ремонт дома и т.д.), ином имуществе; раскрытия механизма дачи (получения) взятки; выдвижения и проверки версий о событии взяточничества и лицах, его совершивших; задержания по подозрению в совершении преступления (при поступлении сведений о месте и времени передачи взятки); проведения других следственных действий, в том числе судебной экспертизы; определения тактики допросов взяткодателя, взяткополучателя, соучастников, а также обеспечения безопасности свидетелей или их родственников, близких лиц.

Вместе с тем изучение материалов уголовных дел показало, что контроль и запись переговоров не находит широкого применения на практике, поскольку следователи более охотно и широко используют те следственные действия, которые являются менее сложными, а практика производства - наиболее устоявшейся и не вызывающей сомнения у суда.

Сложность производства контроля и записи переговоров во многом обусловлена характером расследуемого преступления. Взяткодатель и взяткополучатель, как правило, взаимно заинтересованы в передаче предмета взятки, а также в выполнении обусловленных взяткой действий (бездействия). В связи с этим они проявляют особую осторожность, стараются сократить до минимума не вызываемые необходимостью личные контакты, последние нередко при этом носят завуалированный характер.

В целях конспирации субъекты преступлений, предусмотренных ст. 290 и 291, 291.1 УК РФ, предпочитают вместо личных встреч использовать все доступные им средства коммуникации. По этой причине необходимым условием успешного осуществления контроля и записи переговоров является установление всех используемых взяточниками и иными лицами, имеющими отношение к расследуемому преступлению, видов связи, а также номеров служебных, домашних и мобильных телефонов, названий и абонентских номеров компаний пейджинговой связи и т.д. При этом важно помнить о том, что многие преступники пользуются SIM-картами различных операторов связи и имеют несколько номеров телефонов, установление которых является одной из основных задач на первоначальном этапе расследования.

Характерная особенность контроля и записи переговоров состоит в том, что это следственное действие не является одномоментным и непрерывным, а может производиться в течение длительного периода времени - до 6 месяцев - и прекращаться по постановлению следователя, если необходимость в нем отпадет, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу. Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 186 УПК РФ контролю и записи могут подвергаться не только телефонные, но и иные переговоры. В связи с этим на практике нередко возникает вопрос, какие переговоры могут быть отнесены к категории иных.

Полагаем, что в данном случае имеется в виду любой обмен информацией, передаваемой с помощью различных технических средств связи, например, использование радиосвязи, телетайпа, факса, электронной почты и т.д.

Поскольку при осуществлении контроля и записи переговоров следователь получает доказательственную информацию о взяточничестве не непосредственно, т.е. не путем личного восприятия, а из соответствующих источников, опосредованных ее носителем, - фонограмм (т.е. из технических носителей звука), до момента окончания производства указанного следственного действия целесообразно время от времени истребовать фонограмму из органа дознания для ее просмотра и прослушивания в целях своевременного получения и использования полученной таким образом информации о преступлении. Это необходимо для своевременного планирования иных следственных действий, а также проведения различного рода тактических комбинаций.

В ряде случаев результативность контроля и записи переговоров может быть значительно повышена путем искусственного создания так называемой тревожной ситуации среди взяткодателей, взяткополучателей путем сообщения им сведений, направленных на повышение активности их действий, либо инсценировки утечки данных, имеющих значение для уголовного дела. Это необходимо для того, чтобы побудить подозреваемых, обвиняемых использовать полученную информацию в своих целях, в том числе посредством применения средств коммуникации. При этом важно иметь в виду, что чем выше субъективная значимость тревожной ситуации, тем больше вероятность осознания ее опасности субъектом преступления, в связи с чем его защитные действия становятся более активными.

При производстве контроля и записи переговоров следователь также должен иметь в виду, что подозреваемые, обвиняемые нередко маскируют передаваемую ими информацию, в том числе путем использования современных средств связи. Они могут сообщать ложные факты, применять зашифрованные способы общения, умышленно искажать голос путем использования цифратора речевых сообщений, создавать помехи, применять средства для обнаружения прослушивания и приводить звукозаписывающую аппаратуру в неисправное состояние с помощью короткого замыкания в линии электросвязи.

В связи с этим на следователя возлагается обязанность установить, какие технические средства связи могут использоваться преступниками для маскировки их переговоров в целях предотвращения их возможного противодействия осуществлению указанного следственного действия.

Назначение судебных экспертиз. Анализ практики показал, что в большинстве случаев при расследовании по делам о взяточничестве назначаются следующие виды судебных экспертиз:

- криминалистические (в частности, почерковедческая, технико-криминалистическое исследование документов, дактилоскопическая и др.);

- товароведческие;

- судебно-бухгалтерские;

- материалов, веществ и изделий (ЭМВИ).

При этом в качестве объектов криминалистических экспертиз наиболее часто выступают документы или предмет взятки. Документы, направляемые на экспертизу, должны быть перечислены в постановлении о назначении экспертизы с указанием их наименования, а также номера и даты составления.

Технико-криминалистическая экспертиза документов позволяет установить наличие признаков подлога, частичной подделки документов, подлинность реквизитов документа - оттисков печатей, штампов, подписей.

При этом наиболее распространенными вопросами, требующими разрешения в ходе производства указанной экспертизы, являются следующие:

1) каким способом изготовлен документ;

2) не изготовлен ли данный документ с помощью данной печатной формы;

3) не изготовлены ли данные документы с помощью одной и той же печатной формы;

4) не подвергался ли документ каким-либо изменениям;

5) какие вещества использованы для изменения документа;

6) каким способом воспроизведен оттиск печати или штампа на документе и т.д.

Экспертное исследование следов рук (дактилоскопическая экспертиза), которые могут быть обнаружены на документах, предмете взятки или на месте дачи взятки, встреч взяточников, проводится с целью установления, кем из подозреваемых, обвиняемых оставлены эти следы.

Наиболее типичные вопросы при назначении дактилоскопической экспертизы:

1) не оставлен ли след руки (пальца, ладони), обнаруженный в определенном месте, данным лицом;

2) не являются ли отпечатки пальцев на дактилоскопической карте, датированной таким-то числом, отпечатками пальцев данного лица;

3) какой рукой оставлены следы пальцев - правой или левой.

Почерковедческая экспертиза, на которую направляются как официальные документы из учреждения, где работает взяткополучатель, так и всевозможные записки, блокноты, письма, дневники, записные книжки и т.п., назначается для выявления исполнителя рукописных записей.

Как правило, почерковедческая экспертиза назначается в случаях, когда обвиняемый отрицает факт исполнения обнаруженных у него записей, имеющих отношение к событию преступления, либо при составлении различных служебных документов.

Наиболее распространенными при назначении почерковедческой экспертизы являются следующие вопросы:

1) выполнен ли текст документа лицом, образцы почерка которого представлены для исследования;

2) выполнена ли подпись от имени определенного лица на документе самим этим лицом;

3) не выполнен ли текст измененным почерком (или с подражанием почерку определенного лица);

4) в какой период времени выполнен текст (подпись); и др.

При этом вопросы должны включать полное наименование документа, его номер и проставленную на нем дату.

Если в процес<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.