Пять шагов построения диаграммы причинно-следственных связей — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Пять шагов построения диаграммы причинно-следственных связей

2022-08-21 52
Пять шагов построения диаграммы причинно-следственных связей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для определения причинно-следственных связей, лежащих в основе проблемы, необходимо выполнить пять шагов.

Шаг 1: определить основные факторы.

Шаг 2: выявить причинно-следственные связи.

Шаг 3: определить, прямые это связи или обратные.

Шаг 4: построить диаграмму взаимосвязей.

Шаг 5: проанализировать взаимосвязи как единую систему.

 

Давайте рассмотрим эти шаги подробнее. Первым делом мы идентифицируем ключевые факторы, которые и определяют возникновение и развитие проблемы. (Важно: для диаграммы причинно-следственных связей существенны динамические факторы, то есть те параметры, которые меняются, сокращаются или расширяются, растут или падают.) Давайте обсудим пять ключевых элементов, определяющих любой производственный бизнес: объем продаж, прибыль, исследования и разработки, маркетинг новых продуктов, а также маркетинговые усилия конкурентов по продвижению их аналогичных продуктов. (Это, конечно, очень упрощенный набор. В реальности существенных факторов куда больше, но я для простоты демонстрации нового приема ограничусь этими.)

Второй шаг – выявление причинно-следственных связей между ключевыми факторами. Для этого будем использовать рис. 7.1, иллюстрирующий причинно-следственные связи. В левой ее части перечислим все причины, в правой – факторы, на которые эти причины влияют, и соединим те и другие стрелками.

 

Рис. 7.1. Причинно-следственные связи

 

Объем продаж влияет на прибыль. Прибыль в свою очередь влияет на уровень активности в области исследований и разработок. Исследования и разработки определяют уровень необходимых маркетинговых усилий для продвижения новых продуктов. От маркетинга зависит поведение конкурентов в части продвижения их продукции. А маркетинговые действия конкурирующих компаний влияет на наш объем продаж.

Третий шаг: определить, являются ли обнаруженные причинно-следственные связи прямыми или обратными. Если при росте фактора, определенного как причина, растет и тот, что определен нами как следствие этой причины, а при сокращении фактора-причины сокращается и фактор-следствие, то такая взаимосвязь называется прямой (рис. 7.2).

 

Рис. 7.2. Прямые взаимосвязи

 

Если же при сокращении или уменьшении фактора, определенного как причина, происходит рост или увеличение фактора, определенного нами как следствие, и наоборот, мы имеем дело с обратной взаимосвязью (рис. 7.3).

 

Рис. 7.3. Обратные взаимосвязи

 

Будем обозначать прямую взаимосвязь буквой «П», а обратную – буквой «О» (рис. 7.4). Если фактор, определенный как следствие, статический, то есть если он не изменяется – как, к примеру, «прекращение бизнеса» или «смерть», – эту взаимосвязь никакой буквой не обозначаем.

 

Рис. 7.4

 

Четвертый шаг: строим общую диаграмму, включающую все причинно-следственные связи (рис. 7.5). Я советую каждый фактор обводить в кружок, чтобы схему было проще читать и отдельные факторы было хорошо видно.

 

Рис. 7.5. Диаграмма причинно-следственных связей

 

Наиболее сильное влияние в любой причинно-следственной цепочке оказывает так называемая петля взаимного влияния факторов, когда не менее двух из них связаны и вызывают постоянное изменение друг друга. Поведение в рамках такой петли имеет серьезное значение и вполне предсказуемо. Если, как на рис. 7.6, все взаимосвязи – прямые или если в системе присутствует четное количество обратных взаимосвязей, петля оказывается нестабильной: в какой-то момент она выходит из-под контроля, причем развитие может продолжаться в любом направлении. Если растут продажи, то растет и прибыль, и расходы на исследования и маркетинг, что обусловливает продолжение роста объема продаж – и так далее. Петлю взаимного влияния факторов обозначим «Н»: это нестабильный элемент, который обуславливает динамическое развитие всей системы связей.

 

Рис. 7.6

 

Если в системе нечетное количество обратных связей, как этот показано на рис. 7.7, петля взаимного влияния факторов стабилизируется и в какой-то момент достигает равновесия. При росте объема продаж растет и прибыль, повышаются расходы на исследования и разработки, а также на маркетинг новых продуктов; но и конкуренты повышают расходы на маркетинг, поэтому продажи падают. С падением продаж снижается и прибыль, и расходы на исследования, разработки и маркетинг, но тогда и конкуренты снижают собственные маркетинговые расходы – и наши продажи снова растут. Вот так причинно-следственные цепочки, меняясь циклично, приводят то к росту, то к снижению показателей. Символ «(СС)» обозначает самостабилизирующуюся петлю взаимного влияния факторов: она становится элементом, регулирующим и контролирующим всю систему причинно-следственных связей.

 

.

Рис. 7.7. Самостабилизирующаяся петля взаимного влияния факторов

 

И наконец пятый, завершающий шаг: необходимо проанализировать поведение системы целиком, чтобы выявить наиболее значимые для ее развития и функционирования факторы. При появлении проблемы мы начинаем разбираться, какие факторы ее вызывали и как можно решить проблему за счет их изменения, устранения или даже ввода в систему новых факторов.

Существует несложный способ оценить точность описания причинно-следственных связей (своего рода проверка результата анализа на соответствие здравому смыслу): увеличить один из факторов на единицу и посмотреть, как это изменит всю систему. Давайте попробуем применить этот метод к системе, изображенной на рис. 7.7; начнем с объема продаж.

Если увеличить фактор «объем продаж» на единицу, фактор «прибыль» тоже увеличится на единицу, так как между этими факторами существует прямая взаимосвязь (см. цикл 1, табл. 7.1). Следующим шагом на единицу увеличивается и фактор «возможности в области исследований и разработок», а затем и «продвижение новых продуктов», и «действия конкурентов в области продвижения». Но затем в рамках цикла 2 уровень фактора «продажи» снизится на единицу, так как между ним и фактором «действия конкурентов в области продвижения» существует обратная зависимость. Запускается новый цикл, в рамках которого величина каждого из факторов снижается на единицу, что приводит к повторному росту показателя «объем продаж» на единицу и началу цикла 3. На примере этой последовательности циклов мы видим, как колеблется величина каждого из факторов, что и можно считать проявлением способности этой петли взаимного влияния к самостабилизации.

 

Таблица 7.1

 

Упражнение 10. Парковка

 

Постройте диаграмму причинно-следственных связей для ситуации, описанной ниже. Отметьте, какие связи прямые, «П», и какие – обратные, «О», а также определите, возникает ли здесь петля взаимного влияния факторов и какая она: нестабильная, «(Н)», или самостабилизирующаяся, «(СС)».

 

Руководство одного из пригородных торговых центров ожидает роста количества посетителей и повышения объема продаж. В связи с этим были проведены работы по расширению парковки около торгового центра. Рядом с парковкой находится выход из метро, и многие из тех, кто приезжает сюда на машине и дальше едет в город на метро, начали оставлять на парковке машины, хотя в сам магазин никогда не заходят. В результате площадь доступной реальным покупателям парковки заметно сократилась, а небольшой рост объема продаж не компенсировал расходов на расширение парковки. И даже когда парковка вновь была увеличена, б о льшую ее часть снова заняли машины тех, кто просто делает здесь пересадку на пути в город.

 

 

В качестве решения я предлагаю один из вариантов представления схемы описанных причинно-следственных связей. По мере расширения парковки у торгового центра растет и площадь, занимаемая машинами тех, кто не собирается за покупками (прямая взаимосвязь), а парковочное пространство для покупателей сокращается (обратная связь); продажи арендаторов торгового центра снижаются (прямая зависимость), а расходы на устройство дополнительных парковок растут (обратная зависимость). Получаем нестабильную петлю взаимного влияния факторов, что указывает на то, что проблема будет только усугубляться, пока не разразится кризис.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.