Социализация как контекст социального воспитания — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Социализация как контекст социального воспитания

2022-08-21 41
Социализация как контекст социального воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

   Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
 Стадии (этапы) социализации 


   Младенчество (от рождения до года)

   Раннее детство (1-3 года)

   Дошкольное детство (3-6 лет)

   Младший школьный возраст (6-10 лет)

   Младший подростковый возраст (10-12 лет)

   Ранний юношеский возраст (15-17 лет)
 Юношеский возраст (18-23 года)

   Молодость (23-30лет) и т.д.
     Средства социализации: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения; методы поощрения и наказания; набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций.

   Механизмы социализации (А.В. Мудрик):

   1. Импринтинг (запечатление)- фиксирование человеком на рецепторном и подсознательноном уровнях жизненно важных объектов.

   2. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лица- ми.

   3. Подражание следование какому- либо примеру, образцу (произвольное и непроизвольное усвоение социального опыта).

   4. Идентификация — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

   5. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек принимает или отвергает те или иные ценности.

   6. Традиционный механизм-усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

   7. Институциональный механизм — усвоение знаний и опыта, социально одобряемого

поведения в процессе взаимодействия человека с институтами общества различными организациями.

   8. Стилизованный механизм — действует в рамках определенной субкультуры, т.е. личностью усваивается комплекс морально- психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя (эффективность зависит от того, насколько референта для личности данная

группа людей).

   9. Межличностный механизм - функционирует в процессе взаимодействия человека с

субъективно значимыми для него лицами. Происходит межличностный перенос благодаря

эмпатии, идентификации и т.д.

   Факторы социализации. 4 группы

   1. Мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

   2. Макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

   3. Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

   4. Микрофакторы – факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют (семья, группы сверстников, различные организации и т.д.).

Социальное воспитание, сущность и сферы

 

   Социальное воспитание – многомерное понятие. В самом общем виде оно может рассматриваться как помощь человеку е го социализации, в интеграции его в конкретное общество, в гармонизации его адаптированности в обществе и обособленности в нем.    Социальное воспитание обеспечивает целенаправленное овладение различными социальными ролями в разных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, досуговой), социальными установками и ценностными ориентациями, развитие человека как личности, индивидуальности, субъекта собственной жизни и социального творчества.

   Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

   Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленного личностного, индивидуального и субъектного становления и формирования ценностных ориентаций человека в процессе его социализации.

   Направления социального воспитания:

   — индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников), когда необходимо восстановить физическое, психическое и социальное здоровье ребенка (подростка);

   — защита прав ребенка на достойную жизнь;

   — охрана здоровья ребенка – физического, психического, нравственного;

   — организация разнообразной деятельности ребенка – социальной, трудовой, досуговой;

   — помощь в выработке умения принимать самостоятельные решения в организации своей жизни.

   Социальное воспитание направлено, с одной стороны, на формирование гуманитарного отношения к детям, переживающим трудности в процессе социализации, с другой – на воспитание гуманитарной позиции у самих детей и подростков.

   Гуманитарные отношения предполагают признание семьей, школой, обществом в целом «непохожести ребенка» на других и принятие его со своими особенностями; признание у него качеств, свойственных всем людям, объединяющих их и являющихся основой взаимодействия между ними


 Принципы, содержание социального воспитания в воспитательных организациях

  

   Принципы социального воспитания:

   Наиболее общей задачей социального воспитания является создание условий для достижения его членами эффективной социализированности, т.е становление у человека таких качеств как мобильность и устойчивость. В качестве ведущих, выступают принципы организации социального опыта:

   • принцип целостной ориентации (в основе данного принципа лежит присвоение человеком ценностей, характерных для данного общества. Реализация этого принципа способствует становлению социально ценных взглядов, отношений, убеждений, поведения человека);

   • принцип природосообразности (базируется на представлении о человеке как о существе обществееном и природном, о единстве всех его психофизических и соиальных свойств. Этот принцип позволяет выявить психологические основания становления гуманитарной позиции человека в обществе).

   • принцип культуросообразности; (способствует присвоением человеком общекультурных ценностей и осознание многообразия культур, становление отношения к каждой культуре как к ценности).

   • принцип центрации социального воспитания на развитии человека; (способствует осознать уникальность каждого человека)

   • принцип дополнительности (комплементарности); (позволяет осознать все многообразие общественных отношений, понять, что каждый человек не похож на другого и вносит свой вклад в развитие общества).

   • принцип социальной ответственности (способствует утверждению в обществе норм гуманитарности по отношению к людям, отклоняющимся от социальной нормы).

   Выделены, в частности, следующие основные направления, определяющие содержание социального воспитания:

   • гражданское воспитание, направленное на воспитание гражданина, патриота своей страны, для которого ценности, идеалы, нормы и правила сложившиеся в государстве выступают ориентирами и руководством в самореализации (В.В.Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский и др.);

   • общественное воспитание, предусматривающее воспитание социально-активной личности человека данного общества, для которого общественные интересы выступают приоритетом в жизни и деятельности (В.В. Зеньковский, Н.Н. Иорданский);

   • формирование человека в соответствии с социальным идеалом, определяемым государством и стремящееся через воспитание подготовить качественно новое поколение людей, а через него и общество (Н.Н. Иорданский);

   • исправление последствий негативного социального воспитания человека, предусматривающее, что в воспитательной деятельности различных институтов могут быть издержки, которые следует исправлять через специально созданную воспитательную систему и таким образом обеспечивая наиболее целесообразное формирование личности гражданина (А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский);

   • навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран, имеющие место в деятельности различных стран, считающих, что их ценности, идеалы, образ жизни наиболее приоритетные и стремящихся экспортировать их на соседние, создавая наиболее благоприятную среду в них для своей культуры и экономической экспансии.
    

 Семья как институт и фактор социализации

 

   Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации.

   Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества-родительства-родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

   Существование семьи как социальной общности и как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности людей в семейном образе жизни.

   Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.

   Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно велик. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений, от страстно-любовных до неприязненно- враждебных: любовь, дружба, синтонность, аттракция, симпатии и другие виды эмпатийных переживаний.

   Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические.

   Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой: репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).

   Социологи считают, что в XX в. произошел «перехват» семейных функций, т.е. семья присвоила себе ряд функций других социальных институтов (образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и др.).

   Так, неспецифическими функциями семьи являются: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжений, развитию каждого члена семьи.

   Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.

   Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка.

   Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов.

   Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.

   Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство.
    Подробнее см.: Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –– СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

   Минненур Ахметхановна Галагузова, Галина Николаевна Штинова, Юлия Николаевна Галагузова: «Социальная педагогика: учебник для вузов», М. 2008.

   И др. учебники!


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.