I Возрастная анатомия и физиология человека — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

I Возрастная анатомия и физиология человека

2022-08-21 28
I Возрастная анатомия и физиология человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

     К психическим свойствам относятся:

1.Темперамент;

2.Характер;

3.Способности;

4.Направленность.

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

     Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

Психические состояния

     Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

     Классификация психических состояний

Мотивационные состояния:

     — желания;

     — интересы;

     — влечения и др.

     2) Эмоциональные состояния:

     — настроение;

     — депрессия;

     — эйфория;

     — стресс и др.

     3) Волевые состояния:

     — решительность;

     — инициативность и др.

     4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):

     — сон;

     — дремота;

     — гипноз и др.

     Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.

     Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

     Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.

     СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП (поможет в предмете «Команды проекта» у Шакировой О.В.)

     Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

     Социальные группы делятся на большие и малые. Большие группы делятся на стихийные (толпа, публика, масса, аудитория) и устойчивые (нации и другие этнические группы, половозрастные группы, профессиональные группы).

     Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы (социальная педагогика).

Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

     Основные признаки социальной группы:

     1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;

     2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

     Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

     К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений;

     3) способность индивидов к согласованным действиям.

     Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;

     4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

     По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады).

     Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.

     Все значимые в жизни человека группы – малые группы.

     Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.

     Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

     Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.

     Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы.

     Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.

     Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.

     Группы также делятся на формальные и неформальные.

     Формальная группа – четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Внутри формальных групп могут обнаруживаться и неформальные, где ни статус и ни роли формально не предписаны.

     Неформальная группа может возникать и сама по себе. Поэтому введены понятия формальная и неформальная структура группы, и различаются стали не группы, а тип, характер отношений внутри них.

     Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей. Человек, подобно высокоорганизованным приматам, только в группе может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, способствуют его включению в систему более широких социальных связей.

     Классификации Петровского и Шпалинского. Они делят на:

1.а) оформленные (положение человека в группе строго регламентировано правилами, есть иерархия) и б) неоформленная (нет четко фиксированных целей; основа – личные предпочтения) = формальные и неформальные.

2.в зависимости от содержания совместной деятельности делят на:


     а) диффузная,

     б) ассоциация,

     в) кооперация,

     г) коллектив,

     д) корпорация.

     Диффузная группа – общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью, ценностями. Например, в автобусе. Уже на диффузном уровне начинаются процессы групповой дифференциации (стихийное выделение лидера, образование диад и триад, начальный этап формирования индивидуальных предпочтений. Определяются точки соприкосновения индивидов в эмоциональном, интеллектуальном плане, доминирует мотивация внутригрупповых предпочтений, основанная на внешних признаках.

     Коллектив – высшая форма развития группы (Петровский), поэтому структуру малой группы можно рассматривать на примере многоуровневой структуры коллектива.

     Первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости. Групповые феномены: эмоциональная привлекательность или антипатичность индивидов, групповая совместимость, затрудненность или легкость контактов, совпадение или несовпадение вкусов и. т.д.               

     Второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и его ценностями. Групповые феномены: отношения человека к человеку как отношения к участнику совместной социально значимой деятельности.

     Третий слой – каркас связи и отношений собственно деятельностных отношений к предмету коллективной деятельности. Это каркас характеристик коллектива: мотивов и целей деятельности, отношения к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это образует ядро межличностных отношений в коллективе.

     +сюда же лекция О.В. Шакировой по лидерству, типа лидера, группе, коллективу и т.д.

     Более подробно в уч. Андреевой Г.М.»Социальная психология», 2003.

     Психология личности

     Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесённость существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

     Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

     Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

     Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

     При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

     Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

     Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

     Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

     В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

    Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание. Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, этоиндивидуальность. Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей. Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Основные психологические теории личности

     Личность – прежде всего современник определенной эпохи и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе.

     См.: Психология личности: Учеб. пособие / О. В. Белановская; Научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с.

     В главе 6 «Общей психологии» Шишкоедова Павла Николаевича можете почитать про виды мотивов, мотивацию личности.

    

     ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ (ПСИХОЛОГИЯ)!!!

     Д.Б.Эльконин развил представления Л.С. Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: "ребенок — вещь" и "ребенок — взрослый". Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Это по сути — общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок — общественный предмет" и "ребенок — общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

     В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.

     В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений "ребенок — общественный взрослый", или, шире, "человек — человек".

     Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

     Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое — освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений "ребенок — общественный предмет" или "человек — вещь".

     В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений "человек — человек" и "человек — вещь", происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д. (рис. 1.11).

     Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности:

     "К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой".

     Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

     Периодизация Д.Б.Эльконина — наиболее распространенная в отечественной психологии. Она легла в основу характеристики возрастных периодов.

     1. Младенческий возраст— 0—1 год. Ведущий вид дея­тельности— непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятнвные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важ­ным новообразованием этого возраста является форми­рование потребности в общении с другими людьми н опреде­ленное эмоциональное отношение к ним.

     «В своей основе,—подчеркивает Д. Б. Элькони",—потреб­ность субъекта в общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую ему дает»'.

     2. Раннее детство— 1—3 года. Ведущая деятельность— предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудни­честве со взрослыми. Новообразованием возраста является раз­витие речи и наглядно-действенного мышления.

     3. Дошкольный возраст— 3—7 лет. Ведущая деятельность— ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундачснтальнымн смыслами человеческой дсятельнгсш». Здесь же формнруюгся такие новообразования, как стремле­ние к общественно значимой ч общественно-оцениваемой дея­тельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.

     4. Младший школьный возраст—7— II лет. Ведущая дея­тельность— учение В процессе учения формируется намять, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира человеческих отношении Новообразованиями возраста являют­ся произвольность психических явлении, внутренний план осознания, рефлексия.

     5. Подростковый возраст— 11—15 лет. Ведущая деятель­ность— общение в системе общественно полезной деятельности (учебная, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в раз­ных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающцим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности ц умение подчиняться нормам коллективной жизни.

     6. Старший школьный возраст— 15—17 лет. Ведущая дея­тельность— учебно-профессиональная, в процессе которой фор­мируются такие нозообразопання, как мировоззрение, профес­сиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

     См. Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды.

III ПЕДАГОГИКА

 Характеристика педагогической профессии. Возникновение и становление педагогической профессии (краткая история педагогики). Особенности педагогической деятельности.

   Возникновение: В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.

   Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек (Прим. предметом педагогики по общепринятой классификации является – педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни)

   Особенности:

   • Потребность а общении

   • Умение ставить себя на место других

   • Широкий кругозор

   • Умение слушать

   • Любовь к детям

   • Оптимистический подход

   • Пед.деятельность- это управление деятельностью других

   • «отсроченность» результатов

   • Пед.деятельность-это искусство и наука одновременно

   • Деятельность связана со стрессом

   Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

   За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

   В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало.

   Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям.

   См.:История педагогики (Джуринский А.Н.)/ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.+любые статьи, монографии Помелова В.Б. на eLIBRARY.RU

Нормативных документах.

   Так, в текст действующей Конституции РФ внесено положение о том, что государство устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

   В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов.

   Кроме того, в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14) отмечается, что «…содержание

образования должно обеспечивать:

   – адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

   – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

   – интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

   – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

   – воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества»

   Стандарт образования  – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Образовательные стандарты определяют:

   – обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

   – максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

   – требования к уровню подготовленности выпускников.

   Учебные планы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий) план школы.

   Образовательная (учебная) программа – нормативный документ, раскрывающий содержание учебного предмета, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

   Образовательные (учебные) программы бывают:

   – типовыми

   – рабочими

   – авторскими

   – индивидуальными

   Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов (хрестоматиях, задачниках, практикумах, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах и т. п.).

   Методы, приемы и средства обучения.

   Методы обучения — это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

   Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

   Прием обучения — составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

   Средства обучения – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К ним относятся наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные классы, реальные объекты, производство и т.п.

   Основные функции средств обучения – и нформационная, дидактическая и контрольная.

   Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные по нарастанию возможности заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика.

   Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы; б) визуальные средства – картины, карты, модели, реальные объекты и пр.

   Сложные средства: а) механические визуальные приборы – эпидиаскоп, микроскоп,

кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства – магнитофон, радио, проигрыватель; в) аудиовизуальные – ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения – лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети.

   Классификация методов обучения по дидактической цели (Данилов М. А., Есипов Б. П.).

   - методы приобретения новых знаний;

   - методы формирования умений и навыков;

   - методы применения знаний;

   - методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

   Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Лернер И. Я., Скаткин М. Н.).

   По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала.      Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся.

   Выделяют следующие методы:

   - объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

   - репродуктивные;

   - проблемного изложения;

   - частично-поисковые (эвристические);

   - исследовательские.

   Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю. К.).

   Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:

   1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

   2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

   3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.


Закономерности воспитания

   В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

   Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

   Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности. Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату.      Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

   В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

   Общие принципы воспитания:

   1) Принцип гуманизации — ведущий принцип, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой

личности. Такая работа не совместима с методами стихийного, спонтанного развития детей.

   2) Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

   3) Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы, научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, на учете пола и возраста.

   4) Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

   5) Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая требует развития личности на каждом возрастном этапе.

   6) Принцип персонификации требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

   7) Принцип дифференциации предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

   В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.

   Выделяют 3 группы методов воспитания:

   a) Методы формирования сознания личности

   - убеждение

   - рассказ

   - объяснение

   - разъяснение

   - лекция

    - этическая беседа

   - внушение

   - инструктаж-

   - диспут

   - доклад

   - пример

   b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

   - упражнен<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.