Структура современной психологической науки. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Структура современной психологической науки.

2022-08-21 28
Структура современной психологической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сферы психического развития. Содержание психофизической, психосоциальной и когнетивной сфер.

 

1) Психофизическая - описание внешних и внутренних изменений тела человека. Внеш.: рост, вес; Внут.: изменение костномышечной системы, мозга, гормональной системы, изменение особенностей органов чувств, а также изменения проходящие в психодинамике. В этой области формируются сенсорные системы (обеспечивающие ощущения).

2) Психосоциальная - предусматривает изменение в развитии эмоций и личности. В рамках этой сферы обязательно характеризуют межличностные отношения применительно к возростным особенностям человека.

3) Когнетивная сфера - познавательная. Характерезует особенности мышления, восприятия, памяти, воображения, внимания, речи, а также развитие умственных способностей человека.

 

Факторы психического развития и их влияние на онтогенез.

 

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Онтогенез - это развитие индивида. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.

 

Закономерности психического развития.

 

1) Неровномерность - проявляется в том, что разные психические функции у ребёнка формируются не одинаково и не постоянно, развитие ребёнка имеет коллебательный характер.

2) Гетерохронность - несовподение по времени в развитии отдельных органов и функций. Эрнс Меймон доказал, что чем нужнее человеку та или иная функция, тем раньше она развивается.

3) Неустойчивость - развитие человека всегда проходит через периоды устойчивости или ровновесия, и через неустойчивые периоды т. е. кризисы (кризис рождения, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, кризис 17 лет).

4) Сенсетивность развития - период повышения чувствительности человека к тем или иным внешним воздействиям.

 

Основные составляющие механизмы психического развития.

 

1) Социальная ситуация развития

2) Ведущий вид деятельности

3) Возростные кризисы

4) Психологические нововедения

Внимание. Виды, свойства внимания.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Виды:

· Непроизвольное внимание - оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.

· приизвольное внимание - вызывается усилием воли, сопровождается напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение

 

Свойства внимания:

1. Устойчивость

2. Переключение

3. Распределение

 

Особенности внимания младших школьников, возможности развития.

Особенности внимания в младшем школьном возрасте заключаются:

· в переходе от непроизвольных форм к произвольным.

· возможности произвольного внимания ростут, может концентрироватся 20-25 мин.

· в 1 классе основным всё ещё остаётся непроизвольное внимание

 

Рассеянность:

В младшем школьном возрасте является возростной нормой. Высокорассеянными могут быть:

· СДВГ (гиперактивность)

· ЗПР (задерджка психического развития)

· астеничные дети (храническая усталость)

 

Для развития могут быть использованы:

· Четкая и стереотипная организация учебной деятельности

· Научение ребёнка определённым образцам

· Введение внешних средств концентрации

 

Структура современной психологической науки.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, т.е. она дифференцирована.

 

Базовая дисциплина - "Общая психология.". - Изучает базовые механизмы и закономерности психики.

Отрасли психологии:

1) Вид деятельности - "Психология труда", "Пед. психология", "Мед. психология"

2) Развитие - "Возростная психология", "Психология развития"
3) Патопсихология - психология анамального развития.

4) Психогенетика - изучает индивидуальные психологические особенности человека, под влиячнием генов и среды.

5) Сравнительная психология - изучает и сапостовляет психику людей и животных

6) Зоопсихология - изучает психику животных

7) Акмеология - психология достижения успеха

8) Социальная психология - изучает психические взаимодействаия групп людей

 

Вывод: Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, т.е. она дифференцирована.

 

3) Методы психологии: понятие метод, основные методы психологии развития. Возможности использования метода "эксперимента" в работе с младшими школьниками.

 

Метод - это способ получения какой-либо информации и её интропритации.

 

· Методы психологии развития:

 

· Наблюдение

· Опросные методы

· эксперемент

· Тестирование

· Интервью

· Метод изучения продуктов деятельности

· проэктивные методы

Эксперимент - это специально организованная деятельность испытуемого, целью которой является выявление некоего псих. факта и его исследование.

+ Вазможность повторить

+ Точность получаемой информации

+ Можно контролировать и изменять условия

- испытуемый может испытывать дискомфорт

 

Естественный эксперимент - это когда вносятся незначительные изменнения в естественный ход жизнидеятельности испытуемого.

-Не всегда можно повторить

 

Этапы формирующие эксперимент:

 

1. Констатирующий - исследуем перемену в чистом виде

2. Формирующий - внедряем некую развивающую или формирующую программу, на интересующую нас перемену

3. Итоговый этап - устанавливаем появление или отсутствие изменений интересующей нас перемены

 

4) Возможности использования метода "наблюдения" в работе с младшими школьниками.

 

  Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

+ Наблюдение можно осуществлять незаметно, благодаря чему можно увидеть естественное поведение испытуемого. Но наблюдение о котором испытуемый знает иногда позволяет оценить меру его произвольности. (Произвольность - это умение регулировать своё психологическое состояние и деятельность силой воли.)

- Невохможно выяснить причины пораждающие наблюдаемое явление.

- Невозможность оценить скрытые проявления психики.

- Пассивность наблюдателя.

 

Причины ситуаций наблюдения:

1. Получение сведений о явлении в чистом виде

2. Сбор первичной информации, особенно н абольшой выборке испытуемых

3. Проверка результатов полученных другими методами

4. Маниторинг результатов коррекции

 

5) Понятия "Ииндивид", "Личность", "индивидуальность" и их соотношение.

 

"Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают." ( Александр Григорьевич Асмо́лов)

Индивид — особь, отдельно существующий живой организм. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - Это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.

Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием.

Соотношение инивидуальности и личности определяется тем, что это два различных определения человека.

Становление личности - процесс социализации человека

Становление индивидуальности - это процесс самоопределения и обособления личности, её выделение из общества, формироваение её отдельности уникальности и неповторимости.

 

6) "Развитие", его свойства. Соотношение понятия "рост", "созревание", "развитие".

Развитие - это необратимые, направленнфе и закономерные изменения, происходящие в результате социальных отношений и сознательной деятельности.

Свойства развития:

1) необратимость

2) закономерность

3) направленность.

 

Рост+Созревание=Развитие

Сферы психического развития. Содержание психофизической, психосоциальной и когнетивной сфер.

 

1) Психофизическая - описание внешних и внутренних изменений тела человека. Внеш.: рост, вес; Внут.: изменение костномышечной системы, мозга, гормональной системы, изменение особенностей органов чувств, а также изменения проходящие в психодинамике. В этой области формируются сенсорные системы (обеспечивающие ощущения).

2) Психосоциальная - предусматривает изменение в развитии эмоций и личности. В рамках этой сферы обязательно характеризуют межличностные отношения применительно к возростным особенностям человека.

3) Когнетивная сфера - познавательная. Характерезует особенности мышления, восприятия, памяти, воображения, внимания, речи, а также развитие умственных способностей человека.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.