Сравнительное наблюдение за рыбами. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сравнительное наблюдение за рыбами.

2022-08-21 24
Сравнительное наблюдение за рыбами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами.

Дидактическая игра «Рыбная ловля».

Цель: Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство.

Опыт «Очистка грязной воды».

Цель: Дать детям представление об очистке воды.

Развивающая среда:   Две банки с рыбками: вуалехвостом и карасем, 2 стакана с водой: один с чистой, другой с грязной; фильтр, пустой стакан.

Содержание  

1. Воспитатель загадывает загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это? (Рыбы, монетки ‑ чешуя.) Предлагает детям рассмотреть рыбок в аквариуме, вспомнить их названия.

Воспитатель: Сегодня нам принесли новую рыбку, посмотрим на нее, нравится ли она вам? Да, рыбка очень красивая, называется она вуалехвостом. Мы рассмотрим вуалехвоста и сравним его с карасем, который вам уже известен.

Вопросы:

1. Похожи или не похожи эти рыбки?

2. Чем отличаются друг от друга?

3. Какой формы тело у карася? (Овальное.) А у вуалехвоста? (Тело округлое.)

4. Какого цвета чешуя у карася?

5. Везде ли чешуя одного цвета?

6. А у вуалехвоста окраска разная? (Одноцветная или пятнистая.)

7. Какие плавники у карася? (Короткие.) А у вуалехвоста какие?

8. Какой плавник на хвосте у карася? А у вуалехвоста такой же? (Плавнику него не такой, он свисает вниз, он так и называется: свисающий.)

Что еще можно сказать о плавнике, какой он? (Прозрачный, очень красивый.) А теперь посмотрите на вуалехвоста, на карася и на других рыбок в аквариуме. Чем же они похожи? (Все рыбы имеют голову, туловище, хвост, плавники, на голове рот, глаза и жабры, все они живут и воде, в аквариуме.)

Воспитатель обращает внимание детей, что дышат рыбы жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. Плавают с помощью плавников. А хвост, как руль, помогает им поворачивать вправо, влево. Различаются рыбы, которые мечут икру, и рождающие мальков. Что мы делаем, чтобы рыбкам жилось у нас хорошо? (Чистим аквариум, доливаем свежую воду, даем корм. После этого выпускаем рыбок в аквариум, наблюдаем, кормим.)

2. Воспитатель спрашивает: «А где еще живут рыбки? (В водоемах.) Предлагает рассказ:

Ваня и Коля пошли на рыбалку. Коля был хороший рыбак, но поймать крупную рыбу ему не удавалось. Свой улов ребята опускали в ведро с водой.

Неподалеку рыбачил их знакомый дядя Захар. Он подошел к ребятам, поздоровался и попросил: «Ну‑ка, похвалитесь уловом». Посмотрел и сказал: «Такую мелочь не берут, её отпускают, чтобы подросла и оставила потомство. Если все будут брать только крупную рыбу, а мелочь отпускать, то в нашем пруду будет много рыбы. Надо, чтобы вода была чистая. Хороший рыбак никогда не губит мелочь. Даже сети делают так, чтобы мелочь могла уходить».

Закончив рассказ, воспитатель предлагает: «Давайте проверим, хорошие ли мы рыбаки».

Выбирают рыбок. 3 девочки ‑ маленькие рыбки, 2‑3 мальчика ‑большие; остальные дети, взявшись за руки, становятся вокруг рыбок. Это рыбаки. Когда мелкие рыбки подплывают, рыбаки поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную рыбу ‑ мальчиков.

3. «Ребята, а помните, что сказал дядя Захар: чтобы было много рыбы, в реке вода должна быть чистой».

Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканчиках, чем она отличается (в одном чистая, в другом грязная). В какой воде могут жить рыбы, раки, другие животные и растения, а в какой не могут?

Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик, получая чистую воду. Воспитатель объясняет, что есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.

 

Конспект 3

 

Наблюдение за черепахой.

Цель: Углублять и расширять представления о черепахе: ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами и назначением, а также особенностями передвижения черепахи. Дать знания о месте обитания черепахи на воде, учить создавать в уголке природы аналогичные условия.

Учить ухаживать за черепахой, вызвать симпатию к ней, интерес.

Письмо черепахе.

Цель: Расширить представления детей о животном мире, воспитывать сочувствие к живой природе, бережное к ней отношение.

Опыт «Какой бывает вода?».

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода прозрачная).

Развивающая среда:   Живая черепаха (или картина), два стакана (один с водой, другой с молоком), две ложечки.

Содержание  

1. Воспитатель показывает детям животное, сообщает, что оно будет жить в уголке природы (или пришло в гости). Просит сказать, как оно называется. Дает возможность рассмотреть черепаху. Воспитатель обращает внимание на то, чем покрыто тело черепахи (панцирем), что еще есть у черепахи (голова, ноги). Каждый ребенок гладит черепаху, рассматривает узор на ее панцире, обводит его рукой, слегка нажимая на панцирь, убеждается, что он твердый.

Воспитатель сообщает, что можно узнать, сколько лет черепахе. Для этого предлагает нескольким детям посчитать количество кругов на пластинах панциря: сколько кругов, столько и лет черепахе. Если до головы или ног черепахи слегка дотронуться палочкой, можно узнать еще одну особенность черепахи ‑ она спрячет голову и ноги. Панцирь спасает черепаху от хищников.

Черепахи медлительны и неповоротливы на земле.

 

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

А куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

 

Но не все черепахи одинаковы. Одни живут только на суше, хотя умеют и плавать. Это наземные черепахи. Другие живут в воде, в море или в пруду, а на землю иногда выходят погреться на солнышке. Это водные черепахи.

Все черепахи ‑ наземные или водные ‑ потомство выводят на суше. Они выкапывают в песке ямку, в эту ямку откладывают яйца и засыпают их песком. Солнце согревает в песке яйца, и через некоторое время из яиц вылупляются маленькие черепашки. Малыши водных черепах, едва появившись на свет, тут же устремляются к воде ‑ там легче спрятаться от врагов. Наземные черепашки зарываются в песок и остаются там зимовать.

Черепахи ‑ мирные, спокойные животные. Они едят траву, листья одуванчика и подорожника, водоросли, рыб, лягушек. Они могут долго обходиться без пищи, но совсем не переносят холода. В холодное время года они впадают в спячку.

После этого выясняют, что нужно делать в уголке природы, чтобы черепахам жилось хорошо. Их нужно держать в ящиках или террариумах, на дно которых насыпают песок или опилки. Кормят листовым салатом, одуванчиками, капустой, тертой морковью, яблоками, нужно поставить миску с водой. При обилии сочных кормов черепаха может обходиться без воды. Кормить надо в одно и то же время. Если черепаха отказывается от пищи, значит ей холодно, надо поместить ее в теплое место.

Физкультминутка

Песенка Черепашонка (звукозапись или в исполнении детей) и произвольные движения, согласно тексту песни.

2. Чтобы нашей черепашке не было скучно, воспитатель предлагает детям написать письмо черепашке‑подружке и пригласить ее в гости (закрепляются знания детей о черепахе).

Письмо черепахе

Адрес:

Куда: Азия, Пустынная страна, Песчаная пустыня, норка в песке.

Кому: Черепахе Среднеазиатской.

Профессия: Травоядная.

Особые приметы: Хвост маленький и острый, по три ноготка на лапах, медленно ползает.

Одежда: Коричневая с серым.

Меню: Ест траву.

Враги: Разные хищники.

Уважаемая Черепаха!

Приглашаем Вас в наш детский сад на День именинника. У нас во дворе много травы. Мамы испекут нам торт с 6‑ю свечами. Просим Вас отправляться поездом, а то Вы пешком не успеете. Воды у нас много. В детском саду есть бассейн. А рядом с детским садом у нас большая песочница. Ждем Вас в гости. До свидания.

Дети

 

3. Дети, мы же забыли написать черепахе, какая вода у нас в бассейне! Ей, наверное, очень интересно. Давайте посмотрим, а в следующем письме сообщим ей.

Берем два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана кладем ложечки.

В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком нет? Почему? (Вода прозрачная.)

Ребята, а когда ребенок будет нырять в бассейн, другие дети видят его? Почему? (Вода прозрачная.)

Так что мы напишем черепахе? Какая вода в нашем бассейне? (Прозрачная.)

Ответ черепахи детям воспитатель читает через несколько дней.

 

Письмо черепахи

Здравствуйте, дорогие дети!

Эта весна для меня особенная: впервые в жизни (а я живу уже пятьдесят лет) я получила письмо. Ваше письмо. Оно пришло очень вовремя: если бы вы написали раньше, почтальон просто не обнаружил бы меня, ведь я спала в своей норке. А сейчас, весной, я проснулась после зимней спячки, вылезла из своей уютной норы, а тут как раз и почтальон подоспел.

Расскажу немного о своей жизни. Со здоровьем у меня неплохо, ведь я еще не очень пожилая. Главное ‑ уберечься от хищников. Особенно надоели нам, черепахам, гиены. А вообще‑то жизнь весной у нас в пустыне очень интересная. То, что я вижу вокруг, даже трудно назвать пустыней: много зелени, красивых ярких цветов. Корма у меня в это время в достатке, вода имеется. Правда, и без воды я обхожусь, мне хватает той, которая есть в растениях. Но если случится возможность хорошенько напиться, я не откажусь: вода у нас вкусная.

Приехать к вам, к сожалению, не смогу. Весной я так занята! Это замечательное время пролетит очень быстро, и пустыня станет другой: жаркое солнце превратит всю сочную зеленую траву в пожелтевшую, сухую. Такую даже в рот взять не захочется. Песок раскалится, жизнь станет просто невыносимой. Поэтому мы, черепахи, должны успеть сделать весной очень много всяких дел. Во‑первых, я хочу наесться после зимней спячки. Во‑вторых, я должна отложить в специальной ямке яйца, из которых к осени появятся маленькие черепашки. Они останутся под землей до весны и впервые увидят мир только в следующем году. В‑третьих, в конце весны я должна устроить для себя удобный домик‑норку, в которой буду спать летом, в жару. Как видите, дел у меня очень много, а времени мало.

Я черепаха осторожная, внимательная. Так что надеюсь, что наша переписка продлится еще не один год. У меня неплохое зрение, да и панцирь спасает от врагов. Такой панцирь никому не помешает, но есть он только у нас, черепах, чем мы очень гордимся. Поскольку вы мои друзья, советую вам тоже завести панцирь побольше. Если кто нападать вздумает, когти и голову под панцирь втянете и любой враг вам не будет страшен!

С пустынным приветом, Черепаха

 

Конспект 4

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.