Особенности формирования системы управленческого контроля в таможенных органах — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности формирования системы управленческого контроля в таможенных органах

2021-10-05 33
Особенности формирования системы управленческого контроля в таможенных органах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Таможенный контроль как функция подлежит закреплению с помощью права. Это важно и необходимо для дальнейшего обеспечения демократии, законности и предупреждения субъективизма в управлении.

Поскольку функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, то в свою очередь таможенный контроль как функция управления таможенным делом оказывается в его собственных функциях: правоохранительной, фискальной, координирующей, профилактической и превентивной.

Правоохранительная функция таможенного контроля имеет приоритетное значение, поскольку направлена прежде всего на защиту государства от внешних угроз и включает:

– защита национальной безопасности государства;

– защита внутреннего рынка;

– обеспечение экологической безопасности;

– защита интересов потребителей;

– эффективную борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

– содействие борьбе с международным терроризмом, преступностью и тому подобное.

С целью профилактики, выявления и прекращения контрабанды и нарушений таможенных правил, осуществления мер по предотвращению их совершения в таможнях были созданы отделения (службы) по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, которые выполняют правоохранительные функции, проводят дознание в уголовным делам о контрабанде, но статусом правоохранительных органов не наделены.

Правоохранительная функция таможенного контроля заключается и в применении юридической ответственности (уголовной, административной). По мнению О. Ф Андрийко «это-вынужденная мера, которую следует расценивать как объективную необходимость, обусловленную наличием правонарушения. Поэтому ответственность как следствие контроля является вынужденной мерой воздействия и применяется при условии, когда исчерпаны все другие меры воздействия» [7, с.38].

Содержание фискальной функции таможенного контроля заключается в наполнении государственного бюджета за счет собранных налогов: ввозная (вывозная) пошлина, таможенные сборы.

Выполнение фискальной функции оставалось единственной задачей таможенной деятельности для европейских государств примерно до конца XVII века, логическим завершением этого периода в развитии таможенного дела стало формирование единой таможенной политики в рамках государства, отмена внутренней пошлины.

Координирующая функция таможенного контроля заключается в создании предпосылок и осуществления управленческой деятельности, руководствуясь интересами человека и общества, предупреждении неправомерных действий субъектов внешнеэкономической деятельности. К ней можно отнести мероприятия, которые осуществляются ФТС РФ по упрощению процедур таможенного контроля за перемещением граждан и грузов через авиационные, морские, железнодорожные и автомобильные пункты пропуска.

История упрощенного таможенного оформления граждан через «зеленый коридор» начинается с 1949 года, когда Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) – специализированного учреждения ООН – впервые были принятые стандарты и рекомендуемая практика по упрощению оформления при международных авиаперевозок, в том числе таможенного. Такие стандарты были признаны в приложении 9 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в 1944 году в Чикаго (США). После основания в 1950 году Совета таможенного сотрудничества упрощении и гармонизации таможенных процедур в странах-участницах был признан одной из целей международной таможенной организации.

В РФ практика таможенного контроля в соответствии с принципом «зеленого коридора» сначала применялась при перемещении работников дипкорпуса, официальных делегаций, представителей деловых кругов, но впоследствии ею стали пользоваться и другие физические лица.

Профилактическая функция таможенного контроля построена на санкциях реального исполнения. Цель санкций реального исполнения – заставить нарушителей выполнить свои обязанности в сфере управления.

Функции таможенного контроля является не только теоретическим отражением разнообразия и разноплановости контроля, но и потребностью практики деятельности таможенных органов относительно важных сфер общественного жизни, находящиеся под контролем государства.

Таможенные органы являются элементом государственного аппарата Российской Федерации. К компетенции таможенных органов относится осуществление управления в сфере таможенного дела. Они представляют собой единую централизованную систему, входящую в состав федеральных органов исполнительной власти России. Деятельность таможенных органов сводится к систематической непрерывной организации осуществления таможенного дела в пределах государственной территории РФ (рис.1).

 

Рис.1. Система таможенных органов РФ и их место в системе исполнительных органов

 

Контроля является концепцией системного управления; традиционно считается, что его организация необходима там, где управление находится в кризисе. На наш взгляд, необходимость организации и развития таможенного контроля связана не столько с необходимостью антикризисного управления, сколько с необходимостью организации управления финансовыми потоками в стрессовых условиях. Таможенный контроля в сфере финансовых услуг обусловлен действиями нескольких стресс-факторов:

 - глобализация финансовых рынков нарушает финансовое равновесие и является причиной финансовой нестабильности;

 - ростом масштабов теневой экономики;

 - использованием ВЭД-операций в схемах уклонения от уплаты налогов и тому подобное.

 Такой подход к толкованию сущности таможенного контроля в сфере финансовых услуг дает основания сделать вывод, что он является одним из важнейших звеньев в системе управления в таможенных органах, основой для организации взаимодействия финансовых учреждений и таможенных органов, обеспечивает эффективное консультирование и фокусирование на принятии оптимальных финансовых решений для достижения сбалансированности интересов государства и субъектов ВЭД. Цель таможенного контроля в сфере финансовых услуг - обеспечить сбалансирование интересов таможенных органов, субъектов ВЭД и финансовых учреждений, осуществляющих обслуживание ВЭД.

Для достижения цели контроля обеспечивает выполнение следующих функций:

 1. Координация управленческой деятельности таможенных органов, субъектов ВЭД и финансовых учреждений, что обеспечивает оптимизацию затрат времени, финансовых и человеческих ресурсов, обеспечивая получение ожидаемого результата в соответствующие сроки.

 2. Создание и обеспечение эффективного функционирования необходимых информационных систем, наподобие тех, которые применяются в Германии («KLR Zoll» (разработка новой учетной системы) и «Plus Zoll» (разработка подсистемы менеджмента качества)) [6].

 3. Информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений. Такая поддержка может осуществляться на уровне таможенных органов, финансовых посредников, специализированных консультационных организаций.

 4. Рационализация управленческого процесса.

 Учитывая специфику предоставления финансовых услуг в сфере ВЭД, таможенный контроля в сфере финансовых услуг выполняет сервисную и консалтинговую функции.

 Сервисная функция предусматривает создание методологической базы для принятия управленческих решений, которая включает нормативно-правовое обеспечение организации финансовых услуг и осуществления таможенного контроля. Консалтинговая функция предусматривает предоставление необходимой информации и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений.

 Таможенный контроля осуществляется по следующим направлениям:

 - осуществление таможенного контроля за упрощением таможенных процедур, налаживание коммуникативных связей между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности,

- контроль своевременности поступления отсроченных и рассроченных платежей с помощью компьютерного анализа первичной информации и форм периодической отчетности;

- контроль за таможенным налогообложением;

- контроль за применением законодательства в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в области таможенного дела;

 - рассмотрение актуальных вопросов в разрезе управления рисками в условиях имплементации международных таможенных стандартов в отечественную практику осуществления таможенного дела;

- контроль за применением мер нетарифного регулирования;

- контроль за условиями предоставления финансовых гарантий;

- страхование ответственности таможенных брокеров;

- страхование риска утраты грузов;

- организация финансовых операций, обслуживающих сферу ВЭД

- контроль за перемещением валютных ценностей за границу.

 Сейчас прослеживается отсутствие единства в теоретическом обосновании сущности и составляющих таможенного контроля. Система таможенного контроля в сфере финансовых услуг включает в себя следующие составляющие:

- в зависимости от субъекта таможенного контроля - от государственного до ведомственного;

- в зависимости от технологии проведения (внешний - регламентируется нормами Таможенного кодекса РФ и международными стандартами, внутренний - регламентируется стандартами и инструкциями таможенного законодательства)

- в зависимости от координации управления процессом принятия решений и от органа проведения.

В главных управлениях (управлениях) ФТС России образуются отделы. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, в главных управлениях (управлениях) могут быть образованы иные структурные подразделения. Направления деятельности и компетенции главных управлений определяются в положениях о главных управлениях, утверждаемых руководителем ФТС России.

Рис. 2. Структура центрального аппарата ФТС России

 

В рамках ФТС создается коллегиальный совещательный орган, состоящий из руководителя ФТС России (председатель коллегии), его заместителей, иных руководящих работников ФТС России и подчиненных таможенных органов.

Таким образом, таможенный контроль является ключевой функцией таможенных органов РФ, поскольку он действует во всех составляющих частях таможенного дела, а именно: в порядка перемещения через таможенную границу РФ  товаров и транспортных средств, в таможенном регулировании, со взиманием налогов и сборов, в процедурах таможенного оформления, в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.