Глава 1. Теоретические аспекты контроля как одной из основных функций управления — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Теоретические аспекты контроля как одной из основных функций управления

2021-10-05 31
Глава 1. Теоретические аспекты контроля как одной из основных функций управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Таможенные органы— это правоохранительные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело в Российской Федерации. В единую систему таможенных органов РФ входят: Государственный Таможенный Комитет РФ, Региональные Таможенные Управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.

Таможенная служба на современном этапе функционирует как многоотраслевая финансово-экономическая система, от которой в федеральный бюджет страны поступает более трети всей суммы его доходной части.

Основной целью таможенных органов является организация процесса ввоза и вывоза товаров через границу, поддержание определенного порядка в этой сфере, недопущение нарушения законодательства. Таможенные органы являются правоохранительными и защищают экономический суверенитет, тем самым обеспечивая экономическую безопасность государства. В полномочия таможенных органов входит осуществление государственного принуждения, которое осуществляется в целях борьбы с преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере.

Объектом исследования курсовой работы является контроль в деятельности таможенных органов.

Предметом исследования курсовой работы является механизм усовершенствования управления в таможенных органах на основе контроля.

Целью данной курсовой работы является исследование основных принципов контроля в деятельности таможенных органов.

Для достижения указанной цели в курсовой работе требуется решить следующие задачи:

- сформулировать понятие и сущность контроля;

- охарактеризировать специфику контроля в таможенном деле;

- проанализировать использования контроля в ФТС РФ;

- предложить рекомендации по совершенствованию структуры контроля ФТС РФ.

Методы исследования: аналитический, системный, критический анализ, изучение документации, метод моделирования.

Информационная база включает в себя нормативно-правовая базу, исследования Демченко А.А., Елканов Б.В., Коротков Э.М, Макрусев В.В., Мамедов Д. Б., Овсянников А.С.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав.

В первой главе раскрывается контроль как функция управления, особенности формирования системы управленческого контроля в таможенных органах.

Во второй главе раскрывается мониторинг качества организации контроля в организации работы руководителя таможенного органа, проблемы и перспективы совершенствования механизма организации управленческого контроля в таможенных органах.

 

 


 

Рис.1. Система таможенных органов РФ и их место в системе исполнительных органов

 

Контроля является концепцией системного управления; традиционно считается, что его организация необходима там, где управление находится в кризисе. На наш взгляд, необходимость организации и развития таможенного контроля связана не столько с необходимостью антикризисного управления, сколько с необходимостью организации управления финансовыми потоками в стрессовых условиях. Таможенный контроля в сфере финансовых услуг обусловлен действиями нескольких стресс-факторов:

 - глобализация финансовых рынков нарушает финансовое равновесие и является причиной финансовой нестабильности;

 - ростом масштабов теневой экономики;

 - использованием ВЭД-операций в схемах уклонения от уплаты налогов и тому подобное.

 Такой подход к толкованию сущности таможенного контроля в сфере финансовых услуг дает основания сделать вывод, что он является одним из важнейших звеньев в системе управления в таможенных органах, основой для организации взаимодействия финансовых учреждений и таможенных органов, обеспечивает эффективное консультирование и фокусирование на принятии оптимальных финансовых решений для достижения сбалансированности интересов государства и субъектов ВЭД. Цель таможенного контроля в сфере финансовых услуг - обеспечить сбалансирование интересов таможенных органов, субъектов ВЭД и финансовых учреждений, осуществляющих обслуживание ВЭД.

Для достижения цели контроля обеспечивает выполнение следующих функций:

 1. Координация управленческой деятельности таможенных органов, субъектов ВЭД и финансовых учреждений, что обеспечивает оптимизацию затрат времени, финансовых и человеческих ресурсов, обеспечивая получение ожидаемого результата в соответствующие сроки.

 2. Создание и обеспечение эффективного функционирования необходимых информационных систем, наподобие тех, которые применяются в Германии («KLR Zoll» (разработка новой учетной системы) и «Plus Zoll» (разработка подсистемы менеджмента качества)) [6].

 3. Информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений. Такая поддержка может осуществляться на уровне таможенных органов, финансовых посредников, специализированных консультационных организаций.

 4. Рационализация управленческого процесса.

 Учитывая специфику предоставления финансовых услуг в сфере ВЭД, таможенный контроля в сфере финансовых услуг выполняет сервисную и консалтинговую функции.

 Сервисная функция предусматривает создание методологической базы для принятия управленческих решений, которая включает нормативно-правовое обеспечение организации финансовых услуг и осуществления таможенного контроля. Консалтинговая функция предусматривает предоставление необходимой информации и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений.

 Таможенный контроля осуществляется по следующим направлениям:

 - осуществление таможенного контроля за упрощением таможенных процедур, налаживание коммуникативных связей между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности,

- контроль своевременности поступления отсроченных и рассроченных платежей с помощью компьютерного анализа первичной информации и форм периодической отчетности;

- контроль за таможенным налогообложением;

- контроль за применением законодательства в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в области таможенного дела;

 - рассмотрение актуальных вопросов в разрезе управления рисками в условиях имплементации международных таможенных стандартов в отечественную практику осуществления таможенного дела;

- контроль за применением мер нетарифного регулирования;

- контроль за условиями предоставления финансовых гарантий;

- страхование ответственности таможенных брокеров;

- страхование риска утраты грузов;

- организация финансовых операций, обслуживающих сферу ВЭД

- контроль за перемещением валютных ценностей за границу.

 Сейчас прослеживается отсутствие единства в теоретическом обосновании сущности и составляющих таможенного контроля. Система таможенного контроля в сфере финансовых услуг включает в себя следующие составляющие:

- в зависимости от субъекта таможенного контроля - от государственного до ведомственного;

- в зависимости от технологии проведения (внешний - регламентируется нормами Таможенного кодекса РФ и международными стандартами, внутренний - регламентируется стандартами и инструкциями таможенного законодательства)

- в зависимости от координации управления процессом принятия решений и от органа проведения.

В главных управлениях (управлениях) ФТС России образуются отделы. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, в главных управлениях (управлениях) могут быть образованы иные структурные подразделения. Направления деятельности и компетенции главных управлений определяются в положениях о главных управлениях, утверждаемых руководителем ФТС России.

Рис. 2. Структура центрального аппарата ФТС России

 

В рамках ФТС создается коллегиальный совещательный орган, состоящий из руководителя ФТС России (председатель коллегии), его заместителей, иных руководящих работников ФТС России и подчиненных таможенных органов.

Таким образом, таможенный контроль является ключевой функцией таможенных органов РФ, поскольку он действует во всех составляющих частях таможенного дела, а именно: в порядка перемещения через таможенную границу РФ  товаров и транспортных средств, в таможенном регулировании, со взиманием налогов и сборов, в процедурах таможенного оформления, в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Заключение

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенствование функций в управлении таможенными органами, управление представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью. Все функции управления следует изучать, совершенствовать и применять в диалектическом единстве.

Главной целью управления в системе таможенных органов является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности, путем реализации возложенных на таможенные органы функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Система таможенного обслуживания достигает высокой эффективности только при установлении партнерских взаимоотношений таможенных служб и бизнеса, в связи с чем доминантой в стратегии преобразования таможенной системы выступает трактовка таможенной службы, как сервисной сферы, регулируемой и контролируемой государством, от эффективности функционирования которой зависят условия и возможности ускоренного развития всей внешней торговли страны.

С целью совершенствования управления в таможенных органах на основе контроля должны быть реализованы принципы системного анализа, менеджмента качества, программно-целевого управления, разработана новая система управления рисками, имплементированы новые положения таможенного кодекса ЕС в законодательство РФ, установлены обязательства областных таможен ФТС письменно информировать об установленных расхождениях, выявленных при таможенном досмотре товаров в обязательном порядке с целью обеспечения уплаты таможенных платежей в полном объеме.

Перед службой контроля стоит задача обеспечения оперативного сбора и анализа информации в целях управления. Руководители каждого уровня должны получить информацию, чтобы в случае наметившихся отклонений успеть принять соответствующие меры и скорректировать положение.

Учитывая это, основными направлениями реализации системы управления рисками является усиление экспертной и аналитической работы по выявлению рисков, а также разработка методик выявления рисков. Не менее важным в совершенствовании таможенного контроля является внедрение информационных технологий.

Система электронного декларирования, как любая новая технология пока несовершенная. Разработка и внедрение новых программных продуктов позволят усовершенствовать систему электронного декларирования, максимально использовать ее возможности.

Борьба с таможенными правонарушениями экономического характера, основной целью которых является ввоз в страну товаров с уклонением от уплаты таможенных платежей, может быть эффективной и результативной только в случае, если она ведется мерами также экономического характера. Основным мерой экономического характера в борьбе с такими таможенными правонарушениями является оптимизация налогового законодательства как по налогообложение импорта товаров, так и создание надлежащих налоговых условий для развития отечественного производителя.

Несовершенство таможенного контроля в РФ сделало возможным значительное рост теневых сделок и стало одной из причин утечки значительных «грязных» финансовых средств за рубеж и их оседание в оффшорных зонах.

Усиление средств таможенного контроля, особенно Возрождение у таможенных структурах подразделений таможенного аудита, позволило значительно повысить эффективность таможенного контроля и помешало финансовому «обескровлению» РФ.

Изучение богатого зарубежного опыта и международного законодательства в части осуществления и усовершенствования таможенного контроля, усилении его роли в противодействии неправомерным внешнеэкономическим операциям – один из шагов улучшения системы таможенного контроля в РФ, что требует дальнейшего научного осмысления.

 

 


Введение

 

Таможенные органы— это правоохранительные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело в Российской Федерации. В единую систему таможенных органов РФ входят: Государственный Таможенный Комитет РФ, Региональные Таможенные Управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.

Таможенная служба на современном этапе функционирует как многоотраслевая финансово-экономическая система, от которой в федеральный бюджет страны поступает более трети всей суммы его доходной части.

Основной целью таможенных органов является организация процесса ввоза и вывоза товаров через границу, поддержание определенного порядка в этой сфере, недопущение нарушения законодательства. Таможенные органы являются правоохранительными и защищают экономический суверенитет, тем самым обеспечивая экономическую безопасность государства. В полномочия таможенных органов входит осуществление государственного принуждения, которое осуществляется в целях борьбы с преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере.

Объектом исследования курсовой работы является контроль в деятельности таможенных органов.

Предметом исследования курсовой работы является механизм усовершенствования управления в таможенных органах на основе контроля.

Целью данной курсовой работы является исследование основных принципов контроля в деятельности таможенных органов.

Для достижения указанной цели в курсовой работе требуется решить следующие задачи:

- сформулировать понятие и сущность контроля;

- охарактеризировать специфику контроля в таможенном деле;

- проанализировать использования контроля в ФТС РФ;

- предложить рекомендации по совершенствованию структуры контроля ФТС РФ.

Методы исследования: аналитический, системный, критический анализ, изучение документации, метод моделирования.

Информационная база включает в себя нормативно-правовая базу, исследования Демченко А.А., Елканов Б.В., Коротков Э.М, Макрусев В.В., Мамедов Д. Б., Овсянников А.С.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав.

В первой главе раскрывается контроль как функция управления, особенности формирования системы управленческого контроля в таможенных органах.

Во второй главе раскрывается мониторинг качества организации контроля в организации работы руководителя таможенного органа, проблемы и перспективы совершенствования механизма организации управленческого контроля в таможенных органах.

 

 


 

Глава 1. Теоретические аспекты контроля как одной из основных функций управления

 

 

1.1. Контроль как функция управления: сущность, требования современности, тенденции обновления

 

Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ (за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов) валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Согласно постановлению Правительства РФ от 31.10.1998 № 1272 транспортный контроль за международными автомобильными перевозками по территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам, осуществляется Ространснадзором.

Основной целью такого контроля является обеспечение выполнения российскими и иностранными перевозчиками на территории РФ КОАП РФ, Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядке их выполнения", Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 24.12.2008 № 1007 "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации" и других нормативных правовых актов РФ и международных договоров РФ в области международных автомобильных перевозок.

Федеральная таможенная служба – это единая общегосударственная система, которая состоит из таможенных органов и специализированных таможенных учреждений и организаций. Федеральная таможенная служба является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела, региональные таможни, таможни.

Непосредственное осуществление таможенного дела возлагается на ФТС, которые, реализуя таможенную политику, выполняют определенные задачи.

По смыслу и назначению эти задачи нужно разделить на следующие основные направления:

1. Экономический (фискальный): выполнение и контроль за соблюдением законодательства РФ по вопросам таможенного дела; защита экономических интересов России; обеспечение выполнения обязательств, предусмотренных международными договорами России по вопросам таможенного дела, заключенных в установленном законом порядке; применение соответственно закону мероприятий тарифного и нетарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу РФ; ведение Российской классификации товаров внешнеэкономической деятельности; осуществление верификации (установление достоверности) сертификатов происхождения российских товаров.

2. Технологический: осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, усовершенствование форм и методов их осуществления; создания благоприятных условий для ускорения товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу РФ; содействие защиты интеллектуальной собственности участников внешнеэкономических связей, других юридических и физических лиц; ведение таможенной статистики.

3. Правоохранительный: контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу России; осуществление совместно с другими уполномоченными органами государственной власти мероприятий по защите интересов потребителей товаров и соблюдение участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке; борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил; развитие международного сотрудничества в области таможенного дела (особенно в вопросах взаимодействия по выявлению таможенных правонарушений и таможенного мошенничества). Учитывая такое распределение задач с целью обеспечения высокой эффективности защиты экономических интересов России предлагается организация структуры таможенных органов по такому принципу: фискальные таможенные органы (региональные таможни, таможни (областные), таможенные посты (внутренние)); таможенные органы пунктов пропуска – технологические (таможенные посты в пунктах пропуска на государственной границе); оперативные (правоохранительные) таможенные органы, специализированные таможенные учреждения (ресурсного обеспечения, учебно-научные заведения).

Таким образом, дальнейшая модернизация управленческой структуры ФТС России, по нашему мнению, должно происходить в направлении сочетания структурных элементов с их функциональной нагрузкой, вернуться от двухуровневой структуры, которая фактически сложилась сегодня, к трехуровневой, которая является приемлемой в большинстве таможенных служб стран мира и приоритетом в деятельности государства в таможенной сфере, в то же время, учитывая наличие военного конфликта в РФ, таможенная система должна обеспечить баланс между максимальным содействием торговли и законной деятельности субъектов предпринимательской деятельности и защитой своих экономических интересов.

Необходимо определить, что именно является таможенной системой государства. Интересным является определение таможенной системы государства Тесленко Д.В., который определил, что эта система является подсистемой государственного регулирования, направленной на реализацию торгово-политических задач по защите рынка, стимулирование развития национальной экономики и внешнеэкономической деятельности, решения финансовых и других вопросов экономической политики.

По мнению Е.В. Трунина, таможенная система государства составляет собой:

1) систему организационно-правовых и финансовых взаимоотношений, возникающих между государствами, таможенными органами и субъектами внешнеэкономической деятельности при ввозе на ее таможенную территорию и вывозе за пределы этой территории товаров, транспортных средств и других предметов, на которые распространяются таможенные процедуры;

2) совокупность тарифных и нетарифных инструментов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, механизм, который обеспечивает своевременную и полную уплату таможенных платежей, контроль и ответственность за нарушение таможенного законодательства, а также государственные органы, на которые возложены обязанности реализовывать таможенную политику;

3) общественное явление, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных институциональных единиц, которых объединяют единые цели и задачи. Характерными признаками таможенной системы выступают: целостность, четкая организация, порядок и последовательность, взаимосвязь и взаимопомощь.

Научное исследование М.Ю. Козка предполагает рассмотрение таможенной системы государства как ряда подсистем, среди которых:

1) финансово-экономическая подсистема;

2) организационная подсистема;

3) правоохранительная подсистема;

4) кадровое обеспечение [5].

Таможенная система России является самостоятельным механизмом государственного управления, эффективность которого напрямую зависит от влияния внешних факторов – политических, экономических, социальных и проч. Влияние на таможенную систему России должно иметь системный и тщательно просчитанный характер, ведь постоянные изменения законодательства не позволяют участникам международной торговли выстроить устойчивые, прозрачные и понятные взаимоотношения с государством в таможенной сфере. В то же время вопрос внесения законодательных изменений в законодательные отношения, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность, должны ставиться в прямую зависимость от того, соответствует ли практика внесения таких законодательных новелл в мировой или европейской практике и практике Всемирной таможенной организации.

ФТС России должна и способна как обеспечивать реализацию текущих задач государства, так и направлять свою деятельность на устранение бюрократических препон, уменьшение количества неоправданных административных барьеров и содействие международной торговле.

С целью реализации своих полномочий в направлении обеспечения безопасности государства дальнейшими направлениями реформирования таможенной системы является усиление правоохранительной роли таможни, получение исключительных полномочий по действиям на государственной границе с товарами и транспортными средствами. По нашему мнению, это может быть определение единого органа на границе, то есть объединения ФТС России и Государственной пограничной службы России в Таможенно-пограничную службу России.

Формирование концепции контроля принятия управленческих решений в таможенных органах должно учитывать существующие парадигмы как относительно самого понятия «контроль», так и в отношении объекта контроля – управленческих решений. Как показывает анализ, специалисты по управлению имеют ограниченные знания о концептуальных основах контроля принятия управленческих решений, но зато специалисты из контроля недостаточно внимания уделяют объекта контроля – управленческим решением. Учитывая это, актуальными являются вопросы синтеза научных достижений в сферах управления и контроля и формирование концептуальных основ контроля принятия управленческих решений.

Самым главным отличием в концепциях контроля в России и за рубежом является понимание его сущности и назначения. Иностранные специалисты выделяют несколько понятий, которые в определенной степени относятся и к контролю управленческих решений:

• контроля (control (management) как одна из функций управления, которая помогает осуществить предварительные корректирующие меры с целью минимизации отклонений от установленных стандартов;

• управленческий (административный) учет (management accounting, managerial accounting), предназначен для информационного обеспечения руководства предприятия для принятия обоснованных бизнес-решений при реализации функций управления и контроля.

• управленческий контроль (management control), который рассматривается как отдельный компонент менеджмента и включает совокупность методов, способов, процессов, инструментов и методик для изучения и оценки всех видов деятельности предприятий.

Один из классиков современной теории контроля Г. Энтони, подчеркивая процессный характер контроля, выделил его концептуальные составляющие и подчеркнул взаимосвязи контроля, управления вообще и управленческих решений в частности.

Особого внимания заслуживает модель внутреннего контроля COSO. Она была предложена Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Трэдвея в 1992 году (последние изменения внесены в мае 2013 года) и предназначена в числе прочего для «...разработки соответствующих рекомендаций с целью корпоративного руководства из главнейших аспектов...внутреннего контроля...и противодействия мошенничеству».

На этапе стратегического контроля важную роль играет прогноз и стратегическое планирование, разработка системы риск-менеджмента, которая направлена не только на профилактику таможенных нарушений, но и на предупреждение привлечения финансовых учреждений к схемам оптимизации таможенных платежей и сборов, а также налогов, уплачиваемых при пересечении товарами таможенной границы страны. Использование финансовых учреждений в схемах уклонения от уплаты налогов, особенно на уровне ВЭД, является одной из причин ежегодной потери бюджетом значительных сумм налоговых поступлений, в т. ч. и за счет таможенных платежей.

 Оперативный контроль предполагает создание системы управления достижением текущих целей, а также принятие своевременных решений в части оптимизации процессов обмена информацией между финансовыми учреждениями и таможенными органами. Если стратегический контроля использует схожие подходы и инструментарий на всех уровнях его организации, то меры оперативного контроля зависят от ключевой сферы его организации. Создание функциональных систем контроля на уровне таможенной службы имеет целью обслуживание клиентов за счет повышения качества которого будет формироваться постоянный финансовый поток таможенных платежей.

 Функциональная система контроля на уровне субъектов ВЭД предусматривает предупреждение нарушений в сфере таможенного регулирования и принятия оптимальных управленческих решений в сфере управления таможенными платежами, которые обеспечат максимизацию отношение прибыль / затраты. На уровне финансовых учреждений функциональная система таможенного контроля предусматривает создание организации эффективного взаимодействия между таможенными органами и субъектами ВЭД на основе управления финансовыми потоками. Таможенный контроль в сфере финансовых услуг за управленческими функциями близок к финансовому, поэтому организация его системы предусматривает использование как общих методов финансового контроля (бенчмаркинг, стоимостный и портфельный анализ, SWОТ-анализ (анализ сильных и слабых мест), АВС-анализ, XYZ-анализ и т.д.), так и специфических - создание специальных учетных систем, систем мониторинга и тому подобное.

Таким образом мы рассмотрели понятие таможенного контроля в наше время, составной части таможенной политики таможенной службы Российской Федерации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.