Соучастие в воинских преступлениях лиц, не упомянутых в настоящей статье, влечёт ответственность по соответствующим статьям настоящего Кодекса. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Соучастие в воинских преступлениях лиц, не упомянутых в настоящей статье, влечёт ответственность по соответствующим статьям настоящего Кодекса.

2022-08-21 43
Соучастие в воинских преступлениях лиц, не упомянутых в настоящей статье, влечёт ответственность по соответствующим статьям настоящего Кодекса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Военная служба является одной из форм исполнения гражданами воинской обязанности и носит государственный характер. Согласно статье 2 Закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – это особый вид государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооружённых Силах Донецкой Народной Республики и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при органах государственной исполнительной власти, Министерстве государственной безопасности, органах государственной охраны и Государственном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Донецкой Народной Республики и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооружённых Силах Донецкой Народной Республики и воинских формированиях.

Учитывая особую специфику военной службы, воинские преступления представляют исключительную опасность для общества. При этом общественную опасность представляют не сами по себе нарушения военно-служебных отношений, а наступление либо создание угрозы наступления вредных последствий, выражающихся в причинении в той или иной форме ущерба боевой готовности войск.

2. Воинскими преступлениями признаются предусмотренные настоящим Кодексом преступления против установленного порядка несения воинской службы, совершённые военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных или проверочных сборов.

В УК Донецкой Народной Республики это единственный вид преступления, понятие которого сформулировано в качестве общеобязательного в самостоятельной уголовно-правовой норме, и которое позволяет раскрыть сущность и содержание преступлений, относимых к воинским, а также разграничить преступления против военной службы между собой и отграничить их от других преступлений и правонарушений.

Несмотря на помещение указанного понятия в Особенную часть Уголовного кодекса, оно является нормой общего характера и имеет все признаки, присущие общему понятию преступления (статья 14): общественную опасность, виновность, противоправность и наказуемость.

Между тем воинские преступления обладают дополнительными специфическими признаками: а) специальный объект преступления – установленный законодательством порядок несения воинской службы; б) специальный субъект преступления – военнослужащий или военнообязанный во время прохождения им учебных или поверочных сборов; в) наказуемость деяний по нормам, предусмотренным главой о воинских преступлениях настоящего Кодекса. Для наличия какого-либо воинского преступления, кроме общих признаков необходима совокупность всех указанных специфических признаков. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков исключает ответственность за воинское преступление.

3. Раздел XI «Преступления против военной службы» содержит всего одну главу с тем же наименованием. Поэтому родовым и видовым объектом преступлений против военной службы является порядок несения воинской службы. Этот порядок регламентируется Конституцией Донецкой Народной Республики, законами Донецкой Народной Республики: «Об обороне» от 14 августа 2015 года № 84–IHC; «О воинской обязанности и военной службе» от 13 февраля 2015 года № 08-IHC (далее – Закон «О воинской обязанности и военной службе»); «О статусе военнослужащих» от 13 февраля 2015 года № 09-IHC (далее – Закон «О статусе военнослужащих»), общевоинскими уставами Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики, утверждёнными Указом Главы Донецкой Народной Республики «Об утверждении и введении в действие общевоинских уставов Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики» от 17 февраля 2015 года № 53, и другими нормативными актами, в частности, Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18 апреля 2015 года № 6-2 «Об утверждении Временного положения о порядке прохождения военной службы»; Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18 апреля 2015 года № 6-3 «Об утверждении Временного положения о воинском учёте» и др.

Порядок несения воинской службы представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе жизни и боевой деятельности войск. Этот порядок обязателен для исполнения всеми военнослужащими. Строгое соблюдение порядка несения воинской службы составляет существо воинской дисциплины и направлено на обеспечение военной безопасности государства.

Как таковой, порядок несения воинской службы не входит непосредственно в перечень социальных ценностей, охраняемых уголовным законом. Задачей уголовного закона является не охрана отношений и, тем более не правил, регламентирующих эти отношения, а сами ценности, носителями которых являются личность, общество и государство. В данном случае ценностью, ради охраны которой и существует уголовное право, является военная безопасность. Поэтому нарушение данного порядка – это, по сути, посягательство на военную безопасность всего государства.

Для того чтобы определить имело ли место посягательство на порядок несения воинской службы, необходимо установить, урегулированы ли общественные отношения, подвергшиеся посягательству, соответствующими военно-административными правовыми актами и возложена ли на военнослужащего обязанность действовать определённым образом или воздерживаться от определённых действий. Поэтому диспозиции всех статей главы 33 УК являются бланкетными. Так, диспозиция статьи 393, устанавливающей ответственность за неповиновение, прямо не указывает какое-либо правило или обязанность военнослужащего, неисполнение которого признаётся указанным преступлением. Вместе с тем содержание отношений подчинённости, посягательство на которые составляет сущность неповиновения, а также имеющихся в тексте статьи понятий «приказ», «начальник», «подчинённый», «неисполнение приказа» раскрыто в уставе Внутренней службы и Дисциплинарном уставе Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики. А для того, чтобы уяснить сущность уклонения от военной службы и определить, в каких случаях нахождение военнослужащего вне своей воинской части признаётся преступным, необходимо анализировать военно-административные акты, которые устанавливают законный порядок предоставления увольнения, отпуска, отправления на лечение, в командировку, перевода из одной воинской части в другую, а также порядок исключения из сферы военно-служебных отношений при увольнении в запас, отставку.

4. Конкретное преступление против военной службы непосредственно посягает не на весь порядок несения воинской службы, а на те или иные стороны (элементы, составные части) этого порядка. Поэтому, непосредственным объектом конкретного воинского преступления являются те отношения воинской службы, против которых направлено деяние.

По непосредственному объекту составы преступлений против военной службы можно разделить на следующие группы:

1) преступления против порядка подчинённости и уставных взаимоотношений между военнослужащими: неповиновение (статья 393); неисполнение приказа (статья 394); сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (статья 395); угроза начальнику (статья 396); насильственные действия в отношении начальника (статья 397); нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости (статья 398); оскорбление военнослужащего (статья 399);

2) преступления против порядка несения военной службы: самовольное оставление части или места службы (статья 400); самовольное оставление части в боевой обстановке (статья 402); дезертирство (статья 401); уклонение от воинской службы путём членовредительства или иным способом (статья 403); самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием (статья 418);

3) преступления против порядка несения специальных служб: нарушение уставных правил караульной службы (статья 410); нарушение правил несения пограничной службы (статья 411); нарушение правил несения боевого дежурства (статья 412); нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (статья 413);

4) воинские должностные преступления: злоупотребление властью, превышение или бездействие власти (статья 414); халатное отношение к службе (статья 415);

5) преступления против порядка по обеспечению сохранности военного имущества: промотание или утрата военного имущества (статья 404); умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (статья 405);

6) преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники: нарушение правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (статья 406); нарушение правил вождения или эксплуатации машин (статья 407); нарушение правил полётов или подготовки к ним (статья 408); нарушение правил кораблевождения (статья 409); оставление погибающего военного корабля (статья 417);

7) преступления военного времени: сдача или оставление противнику средств ведения войны (статья 416); добровольная сдача в плен (статья 419); преступные действия военнослужащего, находящегося в плену (статья 420); мародёрство (статья 421); насилие над населением в районе военных действий (статья 422).

Применительно к ряду преступлений против военной службы можно выделить, помимо основного, дополнительный непосредственный объект. Так, составы, предусмотренные статьями 395, 397, 398, предполагают наличие дополнительного объекта, в качестве которого признаётся здоровье военнослужащих, статьёй 399 – честь и достоинство, статьями 406-409 – жизнь и здоровье. Обязательным признаком составов, предусмотренных статьями 405-409, является наличие предмета преступления – оружия, машин, военных летательных аппаратов и т.д.

5. Объективная сторона воинских преступлений характеризуется совершением общественно-опасного деяния, которое нарушает установленный порядок несения либо прохождения воинской службы, и, как правило, выражается в действии. Так, например, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (статья 395), угроза начальнику (статья 396), самовольное оставление части в боевой обстановке (статья 402) могут быть совершены только путём действия. Отдельные преступления, например неисполнение приказа (статья 394), совершаются путём бездействия или путём как действия, так и бездействия: нарушениеправил несения специальных видов служб – пограничной, караульной и т. д., нарушение правил вождения или эксплуатации машин, правил полётов и подготовки к ним.

Большинство основных составов воинских преступлений – формальные, т.е. наличие состава преступления в этих случаях не связано с наступлением общественно опасных последствий. Это, к примеру, все преступления против порядка подчинённости и воинских уставных взаимоотношений, все составы уклонений от военной службы и т.д. Они признаются оконченными с момента совершения общественно опасного деяния. Квалифицированные составы этих преступлений практически всегда (за исключением уклонения от военной службы) являются материальными, поскольку предполагают наступление последствий. В частности, к материальным составам относится состав халатного отношения к службе (статья 415), где в качестве обязательного признака указан существенный вред. Материальные составы сформулированы также в статьях 406, 407, 408, 409, 413. В части 1 статьи 414 объединены как формальные, так и материальные составы в зависимости от наличия тех или иных альтернативно указанных в диспозиции обязательных признаков злоупотребления властью или служебным положением, превышение их и бездействия власти (часть 1 статьи 411; часть 1 статьи 412).

Обязательным признаком материальных составов воинских преступлений являются общественно опасные последствия, выраженные в причинении данным преступлением вреда. Это может быть вред:

 - физический (выражается в причинении телесных повреждений человеку);

 - материальный (заключается в утрате, отчуждении, повреждении или уничтожении военного имущества);

 - нравственный (моральный) – как правило, сопряжён с причинением физического вреда при совершении воинских насильственных преступлений, поскольку любое физическое насилие унижает честь и достоинство человека. Только нравственный (военный) вред причиняет оскорбление, а также те насильственные воинские преступления, в результате которых потерпевшему были доставлены физическая боль и моральные страдания, однако не были причинены телесные повреждения);

 - организационный (может заключаться в срыве выполнения боевой задачи или других военных мероприятий, развале воинской дисциплины в подразделении, потере управления подразделением и т.д.);

 - государственно-политический (может наступить, в частности, в результате нарушения правил несения боевого дежурства или пограничной службы, когда страдают интересы военной безопасности);

 - морально-политический (может быть последствием любых преступлений, совершённых военнослужащими, особенно если они приобретают относительно массовый характер. Такой вред, в частности, характерен для группового неповиновения, групповых уклонений от воинской службы, а также для должностных преступлений).

6. Факультативными признаками объективной стороны выступают: 1) время (военное); 2) обстановка (боевая); 3) способ (с применением оружия; путём подлога документов или иного обмана; путём членовредительства или симуляции болезни); 4) место (поле боя). В конкретных составах эти факультативные признаки приобретают характер обязательных.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона «Об обороне» с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время – период, в течение которого государство находится в состоянии войны с иностранным государством. Его начало определяется моментом объявления войны либо моментом фактического начала военных действий. Конечным моментом военного времени следует считать время, когда высшими органами государственной власти официально объявлено о прекращении (окончании) военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Боевая обстановка, как правило, присутствует в военное время и обозначает непосредственное соприкосновение с противником как одиночного военнослужащего, так и в составе части (подразделения), т.е. ведение боя либо отражение вооружённого нападения при выполнении боевой задачи. Боевая обстановка может возникать не только на линии фронта, но также при выполнении задач ликвидации вражеского десанта, отражения воздушной атаки и т.п. Вместе с тем боевая обстановка возможна и вне военного времени – к примеру, при ликвидации пограничных инцидентов в мирное время, когда часть (подразделение) отбивает нападение на пограничный пост, во время вторжения на территорию Донецкой Народной Республики вооружённых банд, при нарушении неприкосновенности её воздушного или морского пространства.

Понятие «боевая обстановка» тесно связано с понятием «боевые действия», под которыми следует понимать действия вооружённых сил во время войны, т.е. в период действия военного времени, направленные на разгром противника на суше, в воздухе и на море.

Военное время – это особый правовой режим, который вводится в стране, либо в отдельных местностях в случае вооруженной агрессии либо угрозы нападения, независимости государства, территориальной целостности, и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы обеспечения государственной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой ограничения конституционных прав и свобод человека, гражданина, их прав и законных интересов юридических лиц, с определением срока действия этих ограничений.

Поле сражения (боя) – это часть территории суши, воздушного или водного пространства, на котором происходит, происходило либо произойдет вооружённое столкновение с противником.

Район военных действий – это более широкое пространство, чем поле боя. Он включает в себя территорию, которая занята во время боевых действий войсками в границах от переднего края фронта для размещения тыловых подразделений фронта.

Под применением оружия следует понимать: 1) фактическое его использование для физического или психического воздействия на потерпевшего; 2) применение поражающих свойств оружия (а не, к примеру, приклада охотничьего ружья для нанесения удара);         3) применение именно оружия, т.е. предметов, специально предназначенных для поражения цели, – огнестрельного, холодного, газового и т.д. как служебного, так и иного (спортивного, охотничьего) как заводского производства, так и самодельного.

Не признаются применением оружия случаи: 1) фактического нахождения оружия при виновном, когда он его не использует для физического воздействия и не угрожает им; 2) словесной угрозы (к примеру: «Застрелю!»), не сопровождаемой конкретными действиями с оружием; 3) использования для причинения телесных повреждений либо угрозы предметов хозяйственно-бытового назначения, не признаваемых оружием (топора, перочинного ножа и т.д.).

7. По степени выраженности специфического характера воинские преступления делятся на две группы: 1) специальные воинские преступления, т.е. такие, аналогов которым среди других преступлений нет (неисполнение приказа – статья 394; дезертирство –   статья 401), 2) относительно воинские преступления, которые по отдельным признакам объективной стороны совпадают с общеуголовными преступлениями (насильственные действия в отношении начальника – статья 397; умышленное уничтожение или повреждение военного имущества – статья 405). Преступления второй группы являются специальными по отношению к общеуголовным.

8. Субъективная сторона большинства преступлений против военной службы характеризуется умышленной формой вины. Некоторые преступления могут быть совершены и по неосторожности (например, нарушение правил несения боевого дежурства –     статья 412). Нарушение правил обращения с оружием (часть 1 статьи 406) характеризуется двумя формами вины, поскольку виновное лицо заведомо нарушает установленные правила обращения с оружием, при этом отношение к последствиям проявляется в форме неосторожности.

В некоторых составах преступлений против военной службы в качестве обязательных признаков выделяются мотив и цель. Особенностью данных признаков субъективной стороны в воинских преступлениях является различный способ их отражения в законе. Так, в  статье 397 мотив отражён, например, с помощью обобщающего понятия «в связи с исполнением им обязанностей по военной службе». В статье 412 (нарушение правил несения боевого дежурства) цель не указывается. Однако в этом воинском преступлении она подлежит выяснению, так как может влиять на квалификацию содеянного.

9. Субъектами воинских преступлений являются военнослужащие; военнообязанные во время прохождения ими учебных или проверочных сборов.

Всеобщая воинская обязанность распространяется только на совершеннолетних граждан Донецкой Народной Республики, поэтому дополнительными признаками субъекта является достижение лицом 18-летнего возраста. Исключение по возрасту составляют курсанты военно-учебных заведений, в которые могут быть зачислены граждане, достигающие в год поступления на учёбу 17-летнего возраста.

Кроме исполнения военнослужащими возложенных на них общих обязанностей, на них могут возлагаться и определённые специальные обязанности – кпримеру, обязанности командира взвода, часового, начальника финансовой службы части и т.д., а также предоставляются дополнительные права. Поэтому в большинстве статей главы 33 УК субъект – военнослужащий – наделён дополнительными специальными признаками. Такие признаки специального субъекта в отдельных случаях прямо указаны в диспозициях статей («подчинённый», «начальник», «должностное лицо» и т.д.). В других эти признаки только подразумеваются, но их можно выделить путём анализа непосредственного объекта конкретного воинского преступления, а также исходя из описания служебного положения потерпевшего, отдельных обязательных элементов объективной стороны состава либо указания конкретных правил, выполнение которых возложено на военнослужащего.

Устав внутренней службы Вооружённых сил Донецкой Народной Республики запрещает до приведения военнослужащих к военной присяге (принесения обязательства) назначать их на воинские должности, привлекать к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), а также закреплять за ними вооружение и военную технику (статья 11). Военнослужащий, ещё не принявший военную присягу, не является специальным субъектом таких преступлений как нарушение правил вождения или эксплуатации машин (статья 407), нарушение правил полётов или подготовки к ним (статья 408), нарушение правил кораблевождения       (статья 409), нарушение уставных правил караульной службы (статья 410), нарушение правил несения пограничной службы (статья 411) и нарушение правил несения боевого дежурства (статья 412). Даже если такой военнослужащий, будучи вовлечённым вопреки запрету в указанные специальные военно-служебные отношения, посягнул на них, он не подлежит уголовной ответственности. За наступившие при этом вредные последствия должен нести ответственность начальник, нарушивший указанный запрет. При совершении иных воинских преступлений, в том числе самовольного оставления части, дезертирства, уклонения от военной службы путём членовредительства или иным способом, военнослужащий, не приведённый к военной присяге, несёт ответственность на общих основаниях.

Военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в кадрах Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики. Граждане, в том числе иностранные граждане, приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

К военнослужащим относятся граждане, проходящие военную службу:

- в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сержантов и старшин по контракту или призыву в Вооружённых Силах Донецкой Народной Республики;

 - в Государственной пограничной службе при Министерстве государственной безопасности Донецкой Народной Республики;

 - в железнодорожных войсках Донецкой Народной Республики;

 - во внутренних войсках Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики;

 - в органах государственной охраны;

 - в Службе внешней разведки Донецкой Народной Республики;

 - в качестве курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, проходящие военную службу по контракту или до заключения с ними контракта;

 - в других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законов и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими, и их статусом не обладают.

Военнослужащие проходят военную службу по призыву или военную службу по контракту, порядок прохождения которых определён Временным положением о порядке прохождения военной службы от 18 апреля 2015 года № 6-2.

Прохождение военной службы по призыву считается наиболее активной из важнейших форм исполнения гражданами Донецкой Народной Республики воинской обязанности и одним из способов комплектования, т.е. привлечения таких граждан на военную службу. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте, или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. Военную службу по призыву граждане проходят в Вооружённых Силах Донецкой Народной Республики, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики (статья 21, часть 3 статьи 34 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Главы Донецкой Народной Республики. Прохождение военной службы по призыву осуществляется солдатами, матросами, сержантами, старшинами.

Прохождение военной службы по контракту осуществляется гражданами (иностранными гражданами), военнослужащими, принятыми на военную службу в добровольном порядке и заключившими контракт о её прохождении. Контракт заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Донецкой Народной Республики – Министерством обороны Донецкой Народной Республики или иным государственным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением      «О порядке прохождения военной службы». Такой контракт вправе заключать:

 - военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

 - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трёх месяцев;

 - граждане, пребывающие в запасе;

 - граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

 - граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

 - другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.

Контракт также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Донецкой Народной Республики.

Прохождение военной службы по контракту осуществляется: а) солдатами, матросами, сержантами, старшинами; б) прапорщиками и мичманами; в) офицерами.

Контракт может быть первым или новым. Первый – вправе заключать граждане в возрасте от восемнадцати до пятидесяти пяти лет сроком на год либо на три года по выбору гражданина; иностранные граждане в возрасте от восемнадцати до пятидесяти пяти лет сроком на пять лет. Во время объявления военного положения на территории Донецкой Народной Республики контракт может заключаться в год наступления совершеннолетия и сверх предельного возраста.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить её прохождение, заключает новый контракт.

10. Не относятся к военнослужащим допризывники, то есть лица, которые проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования до постановки их на воинский учёт, призывники, то есть лица, постановленные на воинский учёт, служащие по призыву, то есть лица, которые проходят альтернативную гражданскую службу.

Конституция Донецкой Народной Республики закрепила право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой (часть 3 статьи 52). Условием такой замены являются противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию данного лица, а также иные случаи, установленные законом. Поэтому действия граждан, реализующих своё конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (о чём, например, они могут заявить призывной комиссии), не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения. Статья 388 настоящего кодекса устанавливает уголовную ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. В то же время граждане, призванные на военную службу с нарушением их права на замену военной службы альтернативной гражданской службой и отказавшиеся по этой причине от несения обязанностей военной службы, не подлежат уголовной ответственности, поскольку в их действиях отсутствует состав преступления.

Субъектами ряда воинских преступлений могут быть военнопленные вражеской армии, военнослужащие армии ДНР во время нахождения в плену у врага.

Подлежат ответственности по статьям о воинских преступлениях (со ссылкой на статью 32 УК ДНР) гражданские лица, которые являются соучастниками (организаторами, подстрекателями, пособниками) указанных преступлений.

Военнообязанными называют лиц, состоящих на воинском учёте и зачисленных в запас Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики и запас Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики. Военнообязанные во время прохождения сборов не считаются состоящими на военной службе, однако при этом они находятся в правовом положении военнослужащих, на них распространяется действие общевоинских уставов и других военно-административных актов. Уголовную и дисциплинарную ответственность они несут наравне с военнослужащими.

Запас необходим для укомплектования соединений, воинских частей Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.

Состоит запас из мобилизационного людского резерва (граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве) и мобилизационного людского ресурса (граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва).

Под мобилизацией в Донецкой Народной Республике понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Донецкой Народной Республики, экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Донецкой Народной Республике может быть общей или частичной. Запас Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики создаётся из числа граждан:

 - уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики;

 - успешно завершивших обучение на военных кафедрах при государственных учебных заведениях высшего образования по программам военной подготовки офицеров, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;

 - не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

 - не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией Донецкой Народной Республики решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

 - не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;

 - не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

 - уволенных с военной службы без постановки на воинский учёт и в последующем поставленных на воинский учёт в военных комиссариатах;

 - прошедших альтернативную гражданскую службу;

 - женского пола, имеющих военно-учётную специальность.

Запас Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики создаётся в порядке, определяемом Законом «О воинской обязанности и военной службе», а также другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

11. Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы, порядок прохождения которых определяется Положением «О прохождении военных сборов», утверждаемым Указом Главы Донецкой Народной Республики. Проведение военных сборов в иных целях не допускается. Военные сборы подразделяются на: 1) учебные сборы; 2) проверочные сборы (сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов).

12. Законом устанавливается срок военной службы: а) для военнослужащих, призванных на военную службу – 12 месяцев; б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту – в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

13. Началом военной службы считается:

- день присвоения воинского звания рядового – для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу;

 - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы – для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту;

 - дата зачисления в указанные образовательные организации – для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, и поступивших в военные профессиональные учебные заведения или военные учебные заведения высшего образования.

Окончанием военной службы считается день, в который военнослужащий приказом командира воинской части исключён из списков личного состава в связи с увольнением. Только с этого момента прекращаются военно-служебные отношения. Поэтому именно дата приказа об исключения из списков личного состава части, а не издание приказа Министром обороны Донецкой Народной Республики об увольнении в запас военнослужащих, выслуживших обязательную военную службу по призыву, является моментом её окончания. Также и офицер не перестаёт быть военнослужащим в день издания приказа Министром обороны о его увольнении, и обязан продолжать исполнение обязанностей военной службы, оставаясь субъектом военно-служебных отношений. Только после сдачи дел и должности офицер приказом командира части на основании приказа Министра обороны исключается из списков личного состава части.

Для граждан, призываемых на учебные или поверочные сборы, дни начала и окончания сборов, объявленные в приказе по части, при которой они проводятся, признаются соответственно начальным и конечным моментами их состояния в положении субъектов воинских правоотношений. Только в этот период на них распространяется действие воинских уставов и главы 33 УК.

Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

- генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала – 65 лет;

- полковника, капитана 1 ранга – 60 лет;

- военнослужащего, имеющего иное воинское звание – 55 лет.

- военнослужащих женского пола – 50 лет.

14. Нормы международного гуманитарного права, в частности, Третьей Женевской конвенции от 12 августа 1949 года «Об обращении с военнопленными», устанавливают, что интернированные в нейтральных странах и военнопленные сохраняют статус военнослужащих. Уголовная ответственность указанных лиц наступает по законодательству захватившей их в плен державы на общих основаниях с военнослужащими этого государства, в том числе и за преступления против порядка несения воинской службы


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.