Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-07-03 | 42 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Комплексная цель: При изучении материалов данного модуля в качестве цели следует рассматривать четкую оценку студентами специфики символистского миропонимания Ф. Сологуба, его особого места в контексте «старшего» символизм, а также феномена художественного мышления А. Белого как теоретика и практика младосимволизма, предпринявшего в начале ХХ века реформу русской прозы. Профессиональные компетенции, получаемые при этом, связаны с освоением принципов анализа и интерпретации специфического текста сологубовской проз, с одной стороны, с другой - такого во многом уникального с точки зрения реализации в нем символических пластов текста, каким является роман А. Белого «Петербург»; с умением выявлять философские и мифологические основы сюжета и образной системы; с навыками системно-целостного анализа художественного произведения, созданного в рамках символистской эстетики.
Тема 1. Романы Ф. Сологуба.
Содержание: Уникальность творческой ипостаси Ф. Сологуб состоит в том, что в контексте художественной системы русского символизма этого его представителя оценивают как «единственно последовательного декадента» (Г. Чулков), декадента «по натуре» (П. Милюков), в отличие от остальных декадентов «по идее». Этот символист и в направлении развития своего творчества, и в своих опытах критика и теоретика искусства проповедник крайнего солипсизма, вырастающего на почве агностицизма. В этой философско-эстетической системе искусству и художнику отводилась роль силы, преобразующей ужас непонятной и безобразной жизни в прекрасную легенду и сказку. Художественный мир прозы и поэзии Сологуба характеризуется особым смешением мистики и конкретности, сплавом воссоздаваемой реальности и тем вариантом мифопоэтики, отличительной чертой которой можно считать ее уникальность, самостоятельность и независимость от культурной традиции, актуальной для других символистов. При этом художник стремится заглянуть в глубины подсознания, его влечет не очевидное, но потаенное, не преходящее, а – вечное; его интересует мистика повседневности, за преходящим «я» ему видится одно большое «Я», играющее роль невидимого режиссера-демиурга в видимом театре людей-марионеток.
|
Роман «Тяжелые сны» был начат в 1883 году, а опубликован в 1895-м. В нем явно угадывается автобиографический подтекст, а главный герой – учитель Логин напоминает самого автора. Фактографическая описательность мелочей провинциального быта и нравов, хроникальная композиция, соответствующая монотонному течению изображаемой жизни, подробное воспроизведение интеллигентских разговоров – все это делает роман типичным произведением натурализма 80-х годов. В то же время это произведение – своего рода образец для изучения возникших в русской литературе 90-х годов декадентских идеалов отвлеченного эстетизма и эротизма. Наконец, этот роман являет собой пример типично символистского произведения, так называемой «литературы о литературе». В частности, в нем происходит переосмысление традиции Ф. Достоевского («Тяжелые сны» и «Преступление и наказание»), заметно влияние философии Шопенгауэра и Ницше.
Роман «Мелкий бес» (1892-1905) сделал Сологуба всероссийски знаменитым писателем. В этом произведении писатель подверг переосмыслению и образной трансформации традиций русского классического реализма (Пушкина, Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова). Особенно значителен образ Передонова. Критика задавалась вопросом, видеть ли в явлении «передоновщины» реалистическое изображение определенных исторических явлений русской действительности или рассматривать его как символ бессмысленности человеческого существования и гнусности самой человеческой сущности. Мифопоэтика романа во многом связана и с переосмыслением античной традиции. Особенно это актуально для образов Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Так или иначе, но на символическом уровне возникает цельная концепция человеческой натуры. Крайнее важную роль играет Недотыкомка – это образ, мучающий расстроенное сознание Передонова. Именно к этому демоническому образу Сологуб постоянно обращается и в своем поэтическом творчестве.
|
Будучи на вершине своей славы, Ф. Сологуб задумывает новый и, с точки зрения автора, самый значительный в его творчестве роман «Навьи чары», разраставшийся по мере выхода его частей: «Творимая легенда» (1907), «Капли крови» (1908), «Королева Ортруда» (1909), «Дым и пепел» (1912) В конце концов Сологуб, внеся существенные изменения в текст, слил первые две части в одну и дал своему произведению название – «Творимая легенда». В качестве основополагающей идеи данной трилогии следует рассматривать авторскую концепцию творчества как преображения жизни, сотворения легенды. Данная концепция реализуется в символической оппозиции Альдонцы-Дульсинеи. Находит свое образное воплощение и привычная для поэзии Сологуба мифологема Земли Ойле как страны-утопии, путь в которую возможен через творчество. Мотив творчества реализуется прежде всего в образе главного героя – учителя Триродова, приходящего в конце повествования к неутешительным выводам: «Нет чуда. Не было воскресения. Никто не победил смерти. Над косным, безобразным миром восставить единую волю – подвиг, еще не свершенный».
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!