Что символизирует Крестный ход? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Что символизирует Крестный ход?

2022-07-03 24
Что символизирует Крестный ход? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего каждый участник Крестного хода в отдельности и все они в совокупности выражают готовность следовать по стопам Христовым. В этом значении современные Крестные ходы сближаются по внутреннему содержанию с шествием верующих, сопровождавших Христа на Голгофу, с шествием жен мироносиц ко Гробу Спасителя.

Вместе с тем символика Крестного хода может иметь и более частные значения. Так, например, шествие по замкнутому маршруту очерчивает образ, напоминающий круг — символ Божественной вечности и бесконечности.

- Источник: https://azbyka.ru/krestnyj-xod

*** *** ***

Одна из задач многодневного крестного хода – сформировать общину. В маршрутах протяженностью менее 1000 километров община, как правило, не успевает сложиться. Если же нужно пройти 1500–2000 километров, все очень устают, и такие проекты не всегда оправданны. Это очень важный и интересный процесс, когда совершенно незнакомые люди разного возраста, приехавшие из разных регионов и епархий, представляющие разные сословия и профессии, начинают притираться друг к другу – и притираться во Христе. Они учатся молиться друг с другом, помогать друг другу, делиться последним, плечо подставлять, буквально «носить бремена друг друга». Это то, к чему нас призывают пастырские проповеди и хорошие книги. На практике, к сожалению, это встречается не так часто, а в крестном ходе это происходит каждый день, каждую минуту. И поскольку всё делается на пределе сил, сразу видно, кто есть кто на самом деле.

Если человек идет с молитвой, трудится в поте лица, стирает ноги в кровь, отдает Богу свои силы и время, бескорыстно, добровольно жертвуя тем, что у него есть, это сопоставимо с подвигом ношения вериг, со столпничеством. Как сказал в своей проповеди один архиерей, за участие в таком крестном ходе, за терпение добровольных страданий и скорбей во славу Божию Бог прощает многие грехи.

Конечно, любое участие – хорошо, но, согласитесь, есть разница: поясной поклон сделать или с покаянными слезами сотню земных. В этом деле каждый участвовал самыми разными способами – своим временем, ногами, молитвой, деньгами, пирожками, кто-то давал ночлег с баней… Господь ценит не то, что нам легко дается, а наши усилия. Вот за них, за молитвенный труд в терпении и смирении и дается Богом право всякому человеку что-либо вымолить у Него. Чем больше сделано усилий, тем ощутимей результат.

– Крестоходцы чувствовали физическую усталость, пройдя 2000 километров?

– Конечно. Но они потом понимают: это цена их настоящего воцерковления на пути к Богу. В крестном ходе каждый получает не только просимое, но даже более того. Люди приходят со своими чаяниями, проблемами, просьбами. Некоторые из них ими делятся. Но совместная молитва к Богу о мире, о Церкви очень здорово сближает. Молитва «Господи, помилуй» – это молитва и за Россию, и за Украину, и за весь наш церковно-христианский народ, да и не только христианский.

- Источник: https://pravoslavie.ru/99684.html

*** *** ***

В древности крестный ход совершался зачастую во время бедствий, например засухи или землетрясения. Со временем стали распространяться торжественные крестные ходы в особые праздники или важные события церковной жизни.

В сам праздник Пасхи крестный ход обычно совершается около полуночи. Духовенство вместе с верующими три раза обходят с песнопениями храм, подходят к его закрытым дверям и поют тропарь «Христос воскресе из мертвых…». Двери открываются, все заходят внутрь и начинается праздничная служба.
Прообраз этого крестного хода — шествие Жен Мироносиц, которые спешили ко гробу Спасителя.

- Источник: https://foma.ru/pachalnyiy-krestnyiy-hod.html

Когда идёте крестным ходом, можете просить о чем только пожелаете и обо всех, кто дорог вашему сердцу – и о себе, и о живых, и о усопших.

*** *** ***

Как обращаться к ближнему?

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу – «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику – «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане – это одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» - наилучшее обращение к мирянам. Мы все – дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» - так называют священников как совершителей Таинств, через которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) – «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям – епископам, митрополитам, Патриарху – нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев – «Ваше Высокопреподобие», епископов – «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов – «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха – «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах (Мф. 23, 9). Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в I веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. Об этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев: «Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

- Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 23-24.

*** *** ***

Благословение священника

Привычная картина наших дней – встреча архиерея (митрополита, Патриарха) с высокопоставленным лицом. Приветствия, улыбки и… президент (премьер-министр, спикер парламента) торжественно протягивает святителю свою десницу для рукопожатия…

А вот другая картина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: «Благословение Господне на вас» - и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них – приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения – это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук – ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

- Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 24-26

*** *** ***

Для тех, кто боится, что по той или иной причине священнослужитель не будет выполнять заказанную вами требу, например: потерялось имя (записка), не захотел, кто-то его отговорил, любая другая причина. - ЗНАЙТЕ: ничего не теряется и не бывает незамеченным у Бога: если священник нерадив и что-то не выполнил, вместо него выполняют и молятся Ангелы. Даже Церковную службу совершают Ангелы, если священник недостоин! – Такой случай описан в книге о жизни и подвигах Святого Праведного Старца Павла Таганрогского. Бог всё видит и ни одно ваше дело не бывает потеряно или утрачено! Бог всё видит, всё знает, всё замечает!

Надобно знать о поведении в Церкви, о поклонах (когда и какие совершать), о Церковных Таинствах.

- Об этом читайте в православной литературе, которую можно приобрести в православных магазинах, в храмах. Например, брошюры: '' Воцерковление для начинающих '', «Руководство обретшим веру – Азы Православия» Константин Слепинин - Содержание брошюры: «О подготовке ко Крещению»; «Восприемники»; «Поведение в храме»; «Свеча»; «Церковная записка»; «Как правильно креститься»; «Колокольный звон»; «Священный хлеб»; «Молитва при вкушении просфоры и святой воды»; «Агиасма»; «Суточный круг церковного богослужения»; «Церковные требы»; «Молебен»; «Брат», «Отец», «Владыка»; «Благословите, батюшка!»; «Церковная иерархия»; «Кадило благовонное»; «Оглашенные»; «Как готовиться ко Святому Причащению»; «Сколько раз в году причащаться?»; «У Святой Чаши»; «Венчание»; «Соборование»; «Миром и елеем»; «Царские часы»; «Пассия»; «Молитва св. Ефрема Сирина»; «Богослужебные цвета»; «Наша помощь усопшему»; «Можно ли отпевать иноверцев?»; «Как именуются святые»; «Освящается верба сия…»; «Светлая Седмица»; «Праздник Русской земли»; «О посте»; «Покаяние»; «Молитвенное правило»; «Как молиться при недостатке времени»; «Что следует запомнить христианину»; «Не убоишися от страха нощнаго…»; ««Протестантская» Библия»; «За что Господь попускает болезни?»; «Нательный крестик»; «Четки»; «Именины»; «Как помочь ближнему на смертном одре»; «Когда наступит конец света?»; «Н.Е.Пестов. О ближних».

Немного о Таинствах

Внутрення жизнь Церкви таинственна. Она далеко не совпадает с Историей Церкви, показывающей нам только внешние факты бытия Церкви, а в особенности, столкновение ее с жизнью мира и со страстями мира.

Внутренняя жизнь Церкви есть таинственное содействие Христа с Церковью, как Главы с Его телом, в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей». «Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви», - поучает Апостол (Ефес. 5:32). Поэтому, когда Апостолы называют себя «домостроителями тайн Божиих», объясняя, что «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1), то они имеют в виду разные виды своего служения и строительства, как-то:

а) призыв на проповедь;

б) крещение уверовавших;

в) низведение Духа Святого через рукоположение;

г) укрепление единения верующих с Христом через Таинство Евхаристии;

д) дальнейшее укрепление сердец верующих Тайнами Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор. 2: 6-7).

Таким образом, деятельность Апостолов была полна таинственных элементов. Центральное или завершительное место среди них имели Священнодействия.

 Протопресвитер Михаил Помазанский

В жизни Церкви ряд особенных, наиболее важных моментов благодатного строительства, ряд Священнодействий постепенно получил преимущественное наименование «Таинств».

Святитель Игнатий Богоносец, ученик Апостолов, пишет о диаконах, что они «служители Таин Иисуса Христа». Этими словами Святителя Игнатия опровергается утверждение протестантских историков, что якобы в древней Церкви понятие «таин», «таинств» никогда не прилагалось к Церковным Священнодействиям.

Священнодействия, называемые «Таинствами», - высо́ты в длинной цепи холмов остальных Богослужебных чинов и молитвословий. Молитвы в Таинствах соединены с благословениями в той или иной форме в сочетании с особыми действиями.

Слова благословения, сопровождающие Священнодействия, - это духовные сосуды, которыми черпается благодать Святого Духа и подается всем истинно верующим членам Церкви.

Таким образом, Таинство – это видимое священное действие, которое при помощи обряда сообщает верующему невидимую, но действенную благодать Божию.

Название «Таинств» утвердилось в Церкви за семью чинопоследованиями:

1. Крещение

2. Миропомазание

3. Священство

4. Причащение (Евхаристия)

5. Покаяние (Исповедь)

6. Брак (Венчание)

7. Елеосвящение (Соборование)

Какова же сущность каждого Таинства?

«В Крещении человек таинственно рождается в духовную жизнь;

в Миропомазании получает благодать возращающую и укрепляющую;

в Причащении питается духовно;

в Покаянии врачуется от духовных болезней (от грехов);

в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения, молитвы и Таинств;

в Браке получает благодать, освящающую супружество, рождение и воспитание детей;

в Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных».

«Пространный Христианский Катехизис»

Для жизни самой Церкви, как целого, как тела Христова и как «двора овчего» Христова, особенно важны:

- Евхаристия (Таинство Тела и Крови Христовых);

- Таинство Священства (хиротония) – посвящение на иерархические ступени избранных лиц для служения Церкви, дающее необходимую структуру Церкви;

- Таинство Крещения, пополняющее состав Церкви.

Остальные Таинства также необходимы для полноты жизни и святости самой Церкви, они предназначены для получения благодати отдельными верующими.

Нужно отличать действительность Таинства (то есть то, что оно само по себе есть благодатная подлинная сила) от действительности Таинства (то есть, от того, насколько принимающий таинство удостаивается его благодатной силы).

«Таинства – это видимые орудия, которые благодатно действуют на приступающих к ним».

«Послание Восточных Патриархов»

Однако их плодотворность и обновляющая сила зависят от того, насколько благоговейно человек приступает к ним. Недостойное принятие их может повлечь за собой не оправдание, а осуждение. То есть если сердце человека не открыто для благодати, или же он не смог сберечь принятых им даров Божиих, то он не получает от Таинств того, что они могут ему дать. Это объясняется тем, что благодать не стесняет свободы человека, не действует на него непреодолимо.

Вот почему бывает так, что люди крещенные не только не исполняют обетов, данных ими или их восприемниками при Крещении, и не только лишаются благодати Божией, уже данной им, но нередко – к погибели своей духовной – становятся врагами Божиими, отрицателями, неверующими, отступниками. Однако этими жизненными фактами нисколько не умаляется достоинство Таинств.

Великие достижения святости, праведности, многочисленные Мученики за веру, Исповедники, Подвижники и Чудотворцы, ставшие еще на земле «земными ангелами, небесными людьми», - вот достижения, невиданные вне истинного христианства. Эти достижения являются действиями невидимой благодати Божией, полученной в Крещении и Миропомазании, возгреваемой через Покаяние и Причащение Святых Тайн и сохраняемой в смиренной и преданной Богу душе.

- Источник: Источник бессмертия. Таинства Исповеди, Соборования и Причащения. С перечнем грехов. Издание: Владивосток, 2008г. Составлено и подготовлено Архимандритом Иннокентием (Третьяковым), иеромонахом Венедиктом (Лимоновым) по благословлению Высокопреосвященнейшего Вениамина, Архиепископа Владивостокского и Приморского. С. 5-9.

*** *** ***

О соборовании

Какую пользу получают христиане от соборования? Отпущение позабытых грехов на исповеди (но не сокрытых сознательно) и исцеление или облегчение телесной болезни.

Соборование – Таинство Елеосвящения – Таинство исцеления – это Священнодействие, в котором, при помазывании тела Елеем, призывается на болящего Божия благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Под душевными болезнями можно понимать и тяжёлое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) – ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний.. Даже тому, кто считает себя абсолютно здоровым, не будет лишним Таинство Соборования – более урепится дух и тело. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год. – Оно духовно поддерживает человека, оказывет ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет лекарственных средств, конечно, если больной не получил полного исцеления от болезни.

Чин Елеосвящения начинается пением тропарей и Канона. Последняя молитва в чине – разрешительная от грехов. В ходе Соборования за больного молятся Священнослужители и целый собор Святых Угодников Божиих, предстоящих пред Господом. От лица всей Церкви они умоляют Господа, даровать немощному отпущение прегрешений, очистить его сердце от греховной нечистоты и даровать исцеление.

Человек, изнемогающий телом и душой, не всегда способен принести должное раскаяние в своих грехах. Прощение забытых или неосознанных грехов в Таинстве Соборования открывает путь и для благодатного уврачевания его телесного недуга через молитву веры.

Таинство Елеосвящения называется Соборованием, так как совершается собором Пресвитеров, с полным числом семи; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним Священником. Таинство Елеосвящения совершается как на дому над болящим, так и в Храме одновременно над многими верующими в особо назначенный для этого день для исцеления немощей душевных и телесных. Приходское Соборование обычно совершается Постами. На Соборование следует принести свечи, вино, и елей (растительное масло).

Видимая сторона Таинства состоит в последовательном семикратном помазывании Священнослужителями болящего освященным Елеем, которым крестообразно помазывают лоб, ноздри, щёки, уста, грудь, кисти рук с обеих сторон. Затем елей везде растирается, в том числе и по больным местам.

Взятый в храме после Соборования, елей можно добавлять в приготовляемую пищу, или в случаях тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно.

Ø Пропавший елей (масло после соборования) нужно сжечь и закопать там где не испражняются животные и люди. Можно отдать в церковь на сжигание.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.