Что такое записка «на проскомидию»? — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Что такое записка «на проскомидию»?

2022-07-03 20
Что такое записка «на проскомидию»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О церковной свече

Свеча́ церко́вная — свеча, предназначенная для особого использования в храме или часовне; горение свечи символизирует молитву верующего, служит выражением его веры, являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери, другим святым, к своим ближним, напоминает о присутствии Божием; выражает стремление христианина к духовному преображению (подобно тому как воск претворяется в огонь); покупка свечи в храме — пожертвование на содержание и функционирование храма.

Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и своих ближних. (Источник: https://azbyka.ru/svecha-cerkovnaya)

Свеча, поставленная с просьбой (молитвой) о человеке, сгорая, очищает человека, о котором вы просили, когда ставили эту свечу. Старайтесь каждый раз, когда бываете в храме, особенно на воскресных и праздничных церковных службах, ставить свечу (хотя бы одну за всех) о спасении всех православных усопших своего рода, рода своих детей (их родственниками становятся родственники их отца), рода своих братьев и сестёр (когда отцы у вас разные). Так, постепенно, вы будете вымаливать прощение грехов усопшим родственникам, и от этого вам и вашим родственникам жить будет всё легче и легче, особенно легче будет вашим детям, внукам, правнукам!!!

*** *** ***

О молитве в храме

Только в Православии находится полнота спасительных даров Божиих. Видимым образом выражения нашей веры является храм Божий, «видимое небо на земле». Именно в Церкви, в богослужениях, в Таинствах церковных подается человеку благодать Божия спасающая, исцеляющая, укрепляющая человека, борющегося с грехами.

«Струи благодати обильно истекают в храме, при общественном богослужении, и напояют души верных. Воинствовать вместе лучше, сильнее, искуснее против невидимых врагов и против грехов, снедающих и губящих нас, нежели бороться одному.» (Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Т. 6. Ч. 1. Спб., 1994. С. 232.) В этом «сила христиан православных — общая молитва — молитва всей Церкви». (Там же. С. 232.) «Вот чем и сильна особенно общественная молитва, общественное богослужение: единением любви нашей между собою и единением любви святых с нами, общим их ходатайством о нас пред Богом и нашим ходатайством друг за друга». (Там же.. С. 263.)

«В ектениях великой и малой мы слышим всегда возношение: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Это напоминание Церковь повторяет вслух нам для того, чтобы мы помнили святое, великое божественное сочленение Церкви Божией — небесной и земной, торжествующей на небеси и воинствующей на земле, тесную взаимную связь той и другой, всегдашнюю близость к нам и готовность во всем нам помогать — членов Церкви небесной... Эти слова: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную» и так далее чрезвычайно важны, возвышены и многосодержательны для всякого истинно православного христианина; они подъемлют его дух, дают ему несокрушимую надежду на Бога, крепость и силу, убеждают жить свято».

Отец Иоанн говорит о великой силе заступничества о нас перед Богом Божией Матери: «Кто, какая мать, яко Матерь Божия, может любить нас так горячо, так чисто, так сильно, действенно? Какая мать столь благопослушлива, благомощна? Итак, да прибегаем к Ней всегда благонадежно в покаянии, чистым сердцем». (Там же. С. 257.) Поэтому из своего личного опыта кронштадтский протоиерей говорит: «Величайшая для тебя потеря, если ты не научился и не уверился, не привык с упованием, уверенностью, со смирением и благодерзновением прибегать во всех скорбях и радостях к Матери Живота, к этой пучине милосердия и щедрот, готовому покрову и заступлению кающихся грешников. Когда я прибегаю с верою и усердием, всегда спасаюсь и обретаю помощь против искушений. О, чаще взирай, христианин, на светлый, материнский лик Преблагословенной и поучайся, и спасайся, Се, Матерь твоя! (Ин. 19, 27)» (Там же.)

Святой говорит, что во время общественного богослужения «и ангелы невидимо служат, составляя с людьми как бы один хор, одну Церковь, одно собрание, совокупление, - и это обстоятельство учит нас благоговейно и разумно стоять и молиться в церкви, слушая пение и чтение». (Там же. С. 287)

В Святой Церкви нет ничего ненужного, лишнего. Все направлено ко спасению человека. Например, «всякая икона в церкви безмолвно научает без слов, говорит внятно сердцу христианина, как ученого, так и неученого, безграмотного, поучая духовному разуму и ведению, и спасению. Так икона каждого святого научает, что и мы можем благодатию Божиею сделаться святыми, если будем иметь веру и добрые дела и если будем непрестанно подвизаться против греха и искоренять его в себе; икона святого говорит, что он сделался другом Божиим, потому что возненавидел грех — и ты будешь другом Божиим, если победишь грех, что святые сподобились обожения от Бога — и ты можешь достигнуть того же навеки, только всели в себя Бога». (Там же. С. 208.)

Иконы просто необходимы нам. «Телесная природа моя требует образа» (Там же. Т. 5. Спб., 1991. С. 341.) И поясняет: «потому, что Господь, Пресвятая Богородица, святые ангелы и святые угодники недоступны нашему бренному зрению в их небесной чудной славе, а в святых иконах они доступны, осязаемы, так сказать». (Там же. Т. 6. Ч. 1. Спб., 1994. С. 339.) «Поэтому Господь, снисходя к нашей немощи, Сам изобразил Себя на убрусе и предал Свой образ на поклонение благочестное, исцеление, утешение людям на все века». (Там же.)

- Источник: Священник Павел Кондраков. Борьба с грехами из духовного опыта святого праведного Иоанна Кронштадтского. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва, 2009. Серия «Православие в жизни».

*** *** ***

Церковь и церковная молитва

Вне церкви нет и не может быть спасения. Мир, в котором мы живем, - это житейское море. Церковь — корабль и кормчий её — Сам Христос. Есть Церковь Небесная, торжествующая, и земная, воинствующая. Небесную церковь наполняют все небесные силы и все святые, а земная Церковь — это верующие люди, праведные и грешные. Вместе Церковь Небесная и земная составляют единую Вселенскую Церковь, глава которой Господь наш Иисус.

Самая сильная молитва для нас, грешных, это молитва церковная. По молитвам Церкви человек в огне не горит, в воде не тонет, молитва эта со дна моря вынимает, небо потрясает. Такую же силу имеет молитва матери за своих детей.

Некоторые думают, зачем идти в церковь, можно и дома помолиться. Но церковную молитву нельзя даже сравнить с домашней. В храме один раз скажешь от души «Господи, помилуй», а дома взамен этого надо прочитать всю Псалтирь. В храме сделаешь один поклон — дома надо сделать тысячу. Если со вниманием будешь стоять на Божественной литургии, это заменит шесть тысяч Иисусовых молитв, - так говорят Оптинские старцы. Мы должны быть церковными людьми, ходить в церковь каждую субботу вечером, в воскресение и во все праздники. Несчастен тот человек, который пропустил хотя бы одно воскресное богослужение, ибо оно уже никогда не вернется. Апостольское правило гласит: кто не был на богослужении три воскресения без уважительной причины, тот невидимо Духом Святым отлучается от Церкви, то есть находится уже вне ограды спасения и попадает под власть злых духов и колдунов. Церковь — это уголок неба на земле.

Переступая порог храма, мы должны помнить, что с земли переступаем на небо. Здесь на престоле невидимо восседает на Херувимах Сам Господь...

Во время Божественной литургии совершается всемирная Жертва — та Жертва, которая две тысячи лет назад была принесена вне града Иерусалима за весь род человеческий, и на престоле лежит то же Тело Христово, которое истекло Кровью на Кресте, в третий день воскресло и село одесную Отца. Но эта Жертва, которую во время литургии Господь наш Иисус Христос приносит в лице священника Богу Отцу, Бескровная — за тех, кто принял Святое Крещение и является членом Христовой Церкви.

- Источник: Схиигумен Савва (Остапенко). «Согрей свою душу Христовой любовью» Азбука духовного утешения. - М.: ООО «Духовное преображение», 2017. - 128 с. - (Серия «Духовные зерна»)., стр. 115.

*** *** ***

Удивительно наше Православное богослужение, насколько оно пронизано единым духом — покаяния и любви, любви прежде всего как заботы о спасении душ. Если бы мы были внимательны к богослужению, то мы бы заметили, что оно настолько мудро построено с духовной точки зрения, что раскрывается только тогда, когда человек принимает его всем сердцем и старается, насколько возможно, чаще присутствовать на нем. Тогда богослужение воздействует на душу и начинает раскрывать свои духовные тайны, тайны построения духовного совершенства. Один из древних подвижников сказал: вначале покаяние, потом чистота, потом совершенство. То есть ступени духовного роста начинаются с покаяния.

- Источник: Протоиерей Валериан Кречетов. О самом важном. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с.. С. 34-35.

*** *** ***

Церковные требы

Ситуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная, сколь нужна человеку помощь свыше, Православная Церковь составила ряд чинопоследований о живых, об усопших, на освящение предметов и пищи. Они получили название треб – так как совершаются по требованию верующих.

Усиленное моление о живых называется молебном. Молебны бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие – каждый день по окончании литургии.

К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Они совершаются только по крещенным людям. Нельзя отпевать самоубийц, пьяниц, неправославных, умерших от аборта, погибших в драке, при жизни открыто отрицавших Бога и Церковь.

Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывет по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения – яблоки и другие фрукты.

Существует чин освящения дома, колесницы (машины). Об этих требах надо договариваться лично со священником, чтобы он совершил их в удобное время.

Военнослужащим весьма полезно освящать свое оружие.

- Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 20-21.

*** *** ***

Молебен

Каждый день в православных храмах по окончании утренних служб священники совершают требы. Одна из самых распространенных – молебное пение (молебен).

Что такое молебен? Это краткая, но прилежная молитва о различных житейских нуждах. За Божественной литургией мы слышим прошения о повседневных надобностях, но часто не воспринимаем их как должно из-за глубочайшего мистического содержания литургии. Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне.

Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? – Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен.

Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых – водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждущих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово (в память победы 1812 года)…

На молебнах мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым. Благодарственные молебные пения адресуются Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая требу, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение – молитва о болящих и служение молебнов по обету).

- Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 21-23.

*** *** ***

Что такое сорокоуст?

Сорокоуст (церковное) – ежедневное молитвенное поминовение во время Божественной Литургии в течение сорока дней. Поминание совершается во время Проскомидии в алтаре – из просфоры вынимается частичка за каждого из людей, о которых заказали сорокоуст. Затем на Литургии все вынутые частички погружаются в Кровь Христову, и при этом священник произносит особую молитву, в которой просит Бога отпустить все грехи этим людям. Таким образом идёт постоянная сильная молитва за определённого человека. Сорокоуст – самая значительная из церковных молитв о конкретном человеке, самое действенное поминание о нём. Эта сила сорокоуста связана со священным в христианстве числом «сорок». Сорок лет длились скитания богоизбранного народа; сорок дней длился пост Моисея перед Божиим Откровением; сорок дней провёл Иисус в пустыне, перед тем, как приступить к общественному служению, а по Воскресении сорок дней Он открывал апостолам тайны. Ещё в древности, учениками Христовыми, узаконена традиция поминать умерших на протяжении сорока дней – тогда и возникла традиция сорокоуста. Позже на сорока Литургиях стали поминать и живых в молитве об их здравии – духовном и физическом. Поминовение помогает душам усопших получить прощение, а живым – обрести поддержку в исканиях, в трудной жизненной ситуации, в болезнях. Здравие – это не одно лишь физическое здоровье, в первую очередь, это здоровье душевное. Если душа человека спокойна, мысли его ясны, то и физические недуги отступают, налаживаются мирские дела – в работе, учёбе, взаимоотношениях. Потому сорокоуст можно и нужно заказывать о человеке, сотворившем много зла, - в ежедневных сорока поминовениях мы будем обращаться к Богу с просьбой наставить его, очистить от злых помыслов, от подлости. Заказать сорокоуст можно в любой православной церкви.

Сорокоуст – не заменяет собственного покаяния, исповеди и Причастия, но очень помогает тем, кто пока не готов или не может приступить ко Причастию по разным причинам, а так же и тем, кто регулярно приступает, и особенно тем, кто взял или регулярно берет на себя различные духовные подвиги: заказывает сорокоусты, Неусыпаемую Псалтирь или молебны близким/ближним/болящим/немощным, или самостоятельно молится о ком-то – выпрашивает у Бога что-то не для себя. Даже монахи вписывают свои имена в книги заказанных сорокоустов, Псалтири, молебнов и т.п.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка была прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

· пишите четким, понятным почерком, лучше – печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен;

· озаглавьте ее – «о здравии» или «о упокоении»;

· имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого?»);

· ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергея);

· узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия, не Егора, а Георгия);

· перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона);

· ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет – отроком (отроковицей);

· не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам;

· допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного»;

· наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной»;

· в заупокойных записках отметьте «новоприставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных»;

· за тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих православные имена (если не удалось узнать православное имя человека, - пишите имя, которое вам известно, а батюшка знает каким именем поминать, - от составителя), а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

· на проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

· на обедню – так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

· на ектению – поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах.

Также можно подать записку на молебен или панихиду.

- Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 10-12.

*** *** ***

Что такое антидор?

Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместо дара».

Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть – Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.

Обрезанные части агничной просфоры называются антидором. По Уставу, их вкушают люди, не причащавшиеся Святых Таин. Обычно же антидор достается служителям алтаря. (Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 16.)

Антидор раздается молящимся в конце Литургии. Однако в наше время раздают антидор не везде. Главная причина состоит в том, что многие приходят на Литургию после завтрака или утреннего чаепития. Между тем, антидор, как и крещенская вода – великая святыня, и принимать его можно лишь натощак. Как правило, антидор раздают в тех приходах, где большинство прихожан по древнему церковному обычаю ничего не вкушают перед Литургией. Если же вы утром что-либо съели и на богослужении вам дают антидор, вы должны от него отказаться или взять домой и принять натощак в другой день. Пожалуйста, следите, чтобы он не заплесневел и чтобы крошки не падали на пол. Кроме того, помните, что антидором не следует «угощать» людей некрещеных или неправославных. (Источник: Святыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. – 64с. С. 55-56.)

Антидор является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.

Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового. (Источник: https://pravoslavie.ru/106466.html)

Антидор вкушают вместо страшных даров, т.е. причащения Святых Христовых Таин. Антидор можно вкушать с крестным знамением и молитвой ко Господу: ‘’ Господи, помилуй меня грешного (грешную). Прости мне все мои грехи. ’’ Когда нет возможности Причаститься, а грехи тяжело нести, облегчить душу может Антидор. Но! Антидор не отменяет исповедь, в том числе и от тех грехов, которые вы просили Бога простить перед принятием антидора! Каждый день за вечерней молитвой мы просим Бога простить нам наши грехи, и можем получить облегчение, если искренне раскаялись или попытались раскаяться. В день вкушения, Антидор может вскрыть душевные раны, заблуждения, сомнения, отступления от веры и Бога, которые мы не особенно замечали в себе или утвердились в них, как в истинных, либо указать нам на наши неверные поступки и действия, которые мы ранее совершали. - Осознание и понимание своих ошибочных мыслей, поступков или состояний, приходит через собственные мысли и поступки, через поступки ближних, через ситуации и разговоры с ближними или родными. Богом даются все эти мысли, поступки, разговоры и ситуации, указующие нам на нас, для нашего духовного возрастания, приходящего порой через искушения, испытав которые, мы осознали собственные ошибочные мысли или поступки, и попытались их исправить, изменить, разрешить, избавиться от них.Мы должны помнить, что в любом искушении мы учимся добродетели и поэтому возможны и победы и падения! Но! Даже при неудачной нашей попытки выйти из искушения победителем, позже к нам приходят понимание и верные способы разрешения, от Самого Бога. Главное во время искушений – начать и не прекращать диалог с Богом, как с собственным родителем, стараться Его не оскорбить, и в то же время не стесняться спросить Его о том что давно мучило душу! Бог всегда вокруг нас! (от составителя)

Что такое артос?

А́ртос («квасной хлеб» - греч.) – хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Во всю Светлую Седмицу артос – символ Воскресения Христа – пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской святой воде значение посильной замены Святых Даров для умирающих, не могущих причаститься. (Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 16.)

Ни в коем случае нельзя придавать артосу такого значения, которого он не имеет. Некоторые в случае смертной опасности дают больному кусочек артоса с богоявленской водой и думают, что это равноценно причащению больного Святых Таин Тела и Крови Христовых. Это большое заблуждение. Никакая святыня не может сравняться по силе спасающей благодати со Святым Телом и Пречистою Кровию Христовыми. Конечно, больному можно дать частицу артоса, но это его не освободит от грехов и не соединит со Христом, как в Таинстве Святого Причащения. Артос, как и святая богоявленская вода, с верою и благоговением принятые больным, могут облегчить его телесные страдания, успокоить его душу, но не могут иметь спасительного действия. Так и сказано в молитве на раздробление артоса: «Благослови (Боже) хлеб сей, яко да вкушающие от него телесного и душевного благословения и здравия сподобятся». (Источник: Святыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре. Епископ Серафим (Шарапов). – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. – 64с. С. 51-52.)

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!». (Источник: https://azbyka.ru/chto-takoe-prosfora-antidor-artos#14)

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.

Ещё один вид освященного хлеба – тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался. (Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 16.)

*** *** ***

Что такое агиасма?

В переводе с греческого «агиасма» - «святыня». Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое – только в праздник Крещения Господня.

Странное поверье есть в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, - крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип «прихожан», которые приходят в церковь раз в год – «за водичкой».

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва – велика и святыня. Крещение Господне освятило само естество воды.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимии, вкушают агиасму как духовное утешение.

Немного жаль, что чудо великого освящения бывает только однажды в год, и так редко можно слышать трогательные тропари:

«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: придите, примите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа…»

- Источник: Руководство обретшим веру – Азы Православия. Константин Слепинин. - Издательство «Сатисъ», Санкт-Петербург, 2009. С. 17-18.

*** *** ***

Что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью? Это значит: возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее, силою молитв и Слова Божия, благословения и благодати Пресвятого и Животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных». (Священник Сергий Филимонов)

Святой Симеон Солунский пишет так: «Вода Крещенская – хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссозидающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду, а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу».

Богоявленская вода в отличие от любой другой не застаивается, не портится, не утрачивает своей целебной силы, если хранить ее в чистоте и с благоговением. Никакой земной наукой не объяснить эти свойства чудесного дара Божия. (Митрополит Владимир (Иким))

Случается, святая вода мутнеет, осадок выпадает. – Здесь только наша вина. Господь попускает такое за неблагочестивое отношение к святыне. Или сосуд взяли плохо вымытый, или хранили водичку в непотребном месте. Своих целительных свойств Крещенская вода никогда не теряет! Но, если кого-то смущает осадок или муть, лучше всего вылить водичку в проточный водоём.

Богоявленская (Крещенская) вода обладает огромной целительной силой. В случае болезни можно принимать воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот больного без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.

Воду, которая освящена на малом водосвятии, можно потреблять внутрь, если человек болен, в любое время, в небольшом количестве, желательно перед едой. Ее можно добавлять и в питие, смачивать ею больные места, кропить себя, свои вещи, палату, больничную койку, приносимую пищу, лекарства.

Еще несколько советов: при головных или иных болях можно приложить к больному месту ткань, смоченную Крещенской водой. Если не дают спать плохие сны или мучает бессонница, также можно выпить немного Крещенской воды. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам Крещенскую водичку – каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей – бесполезно. Ею и умывать больного можно, и кропить его постель. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

А дети? Сколько раз освященная Великим Иорданским освящением вода «прогоняла» детские хвори, и температура у малышей снижалась, и кашель утихал.

Если натощак нужно принять лекарство, сначала принимают Крещенскую водичку, потом лекарство.

Малой агиасмой (малой святыней) кропят людей, жилище, сады-огороды, животных. В Требнике, в последовании Великого освящения воды, так говорится о благодатных ее действиях: «Дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

И помните самое главное: чтобы святая вода принесла пользу, надо заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. Есть молитва на принятие святой воды. Выучите ее и детей научите.

v По пророчеству, Христос, Сын Божий, пришел к нам, как дождь, как поздний дождь оросил землю (Библия. Ос. 6: 3)

v Святитель Григорий Палама говорит: «Вместе с Собою Христос внедрил в воду благодать Святого Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых в воде находился Сам Он и Дух Его».

Бесценное сокровище церковное, дарованное Господом, представляет собою Богоявленская вода! И с великим благоговением относится Церковь к этому дару Божию. Со страхом Божиим нужно обращаться к благословенным водам, не случайно и поныне именуемым Иорданскими. (Митрополит Владимир (Иким))

Обычно на Крещение в храмах, даже на улице длинные очереди, все волнуются, переживают, вдруг не хватит им Крещенской воды. Бывает, и, Господи прости, бранятся. – Ситуация, можно сказать опасная. Ведь люди стоят не просто в очереди, а за великой святыней, об этом нельзя забывать ни на минуту. Для Бога невозможного нет, и Он может за наше непотребное отношение к святыне отнять благодатную, защитную силу воды. Поэтому встанем за водичкой тихонечко, будем предупредительными, станем пропускать друг друга вперед, все с любовью, как Господь нам заповедовал. Знаете, как бывает? Отвоевала себе прихожанка «в боях» трехлитровую банку Крещенской водицы, направилась домой, а банка возьми да выскользни из рук, или на камушке поскользнулась, или ручки у сумки оборвались. Случайность? Конечно, нет. Господь показал: недостоин такой человек великой святыни.

Нужно ли запасаться Крещенской водой впрок, в банки, пластмассовые бутылки, даже конистры? – Не надо канистрами, не надо. Ведь Крещенскую водичку принимают по ложечке, по чуть-чуть. Отцы Церкви говорят: капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, не освященную воду и добавить туда капельку Крещенской, она вся и освятится. А ведрами не надо, ведро нести тяжело.

… говорят, что в ночь на Крещение Господне вся вода освящается – и в колодцах, и в реках, и даже водопроводная. Так ли это? – Великой агиасмой считать такую воду нельзя, но своим крещением в Иордане Господь наш, Иисус Христос, освятил само естество воды, и действительно, в ночь перед погружением Спасителя в Иорданские потоки вода приобретает определенные целительные свойства, она и хранится долго. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на богослужение или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в Крещенскую ночь.

Воду в святых источниках, родниках, колодцах – называют святой водой, а великую и малую агиасму – водой освященной. Святые люди имели особую силу – изводить из земли источники по молитвам своим Господу и Его Пречистой Матери. Их сейчас много, и поток людей, стремящихся окунуться в святом источнике, велик. Исцелений после купания в святых родниках удостаиваются лишь те, кто приемлет эту воду с живой верой в обетования Божии и силу молитвы, те, кто имеет искреннее желание изменить жизнь, покаяться, а значит, и спастись.

Что делать после панихиды?

Отстояв службу, нужно пойти на кладбище, побыть там, положить цветы, помолиться. Обязательно следует подать милостыни, дать еду или одежду бездомным. Ведь добрые дела, совершаемые во имя какого-либо человека, являются хорошим подспорьем душе.

Полунощница – одна из служб суточного богослужебного круга, посвященная Пришествию Иисуса Христа и Страшному Суду. Совершается в полночь либо в любое другое время до Литургии.

Треба Полунощница – это молитвы о прощении грехов тем, кто не причащается, совершаемые во время службы Полунощница. Если вы решили заказать Полунощницу, знайте: от первого до последнего (включительно) дня требы согрешать намерено нельзя тому, кому заказана треба, т.е. человеку, о прощении грехов которого будут молиться на Полунощнице! За намеренно совершенные грехи во время молитв на Полунощнице наказание приходит сразу! Для примера: если сегодня ночью на Полунощнице молились о прощении грехов человеку, который в любое время после этой Полунощницы и до следующей Полунощницы намерено согрешил, то завтра утром человек может проснуться уже больным или более больным (или тяжело больным или очень тяжело больным) в наказание за вчерашний намеренно совершенный имгрех. Поэтому, до того, как заказать себе полунощницу, нужно подумать: сможете ли вы удерживаться от намеренных согрешений?! Если не сможете – лучше не заказыв


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.