Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-07-03 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сначала будут рассмотрены схемы анализа смесей катионов каждой аналитической группы, а затем – ход анализа смеси катионов всех аналитических групп.
2.2.1. Анализ смеси катионов первой аналитической группы: Li+, Na+, К+, NН+.
Катионы первой аналитической группы не имеют группового реагента. Катионы Li+ и NH4+ мешают открытию катионов Na+ и К+, поэтому из анализируемого раствора их нужно удалять. Вначале в отдельных пробах анализируемого раствора открывают катионы Li+ и NН4+, после чего эти ноны удаляют, а в остатке открывают К+, Nа+.
I. Предварительные испытания (проводят в отдельной порции анализируемого раствора).
1. Открытие катионов Li+:
а) раствор + Na2РО4 → белый Li3PO4 ↓ (рН=7-8);
б) раствор + NH4F → LiF ↓ (белый)
2.2.4. Анализ смеси катионов четвертой аналитической группы: Zn2+, Аl3+, Sn2+, Sn4+, As3+, Cr3+, As5+.
При анализе раствора, содержащего катионы четвертой аналитической группы, сначала целесообразно провести предварительные испытания, а затем систематический анализ.
I. Предварительные испытания.
1. Открытие Сr3+ (если они присутствуют, раствор должен быть сине-зеленым):
[Cr(H2О)6]3+ (зеленый)+ Н2О2(3%) + NaOH изб. → СrО42- (желтый)
2. Открытие Sn2+: Sn2+ + NaOH + Bi(NO3)3 (1-2 капли) → Вi ↓ +[Sn(OH)6]2-
3. Открытие As3+ (AsO33- в растворе): AsO33- + AgNO3 → Ag3AsO3↓ желтый, аморфный
4. Открытие As5+ (AsO43- в растворе): AsO43- + AgNO3 = Ag3AsO4 аморфный осадок шоколадного цвета
II. Систематический анализ (см. схему 4).
2.2.5. Анализ смеси катионов пятой аналитической группы: Mg2+, Mn2+, Sb3+, Sb5+, Fe2+, Fe3+, Bi3+
Некоторые катионы данной аналитической группы удобнее открыть в предварительных испытаниях. Систематический анализ смеси катионов проводят по схеме 5.
1. Предварительные испытания.
1. Открытие ионов Fe2+: 4Fe2+ +3 K3[Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]3 +9K+ – темно-синий осадок «турнбуленовой сипи»
|
2. Открытие ионов Fe3+ (если ионы присутствуют в растворе, последний имеет желтоватую окраску):
а) 4Fe3+ + 3K4[Fe(CN)6] → Fe4[Fe(CN)6]3 +12K+ – темно-синий осадок «берлинской лазури»
б)Fe3+ + 6SCN– → [Fe(SCN)6]3- – красное окрашивание раствора
3. Открытие ионов Мn2+:
а) Mn2+ + NaBiO3 +Н+ → МnO4– + Bi3+ + Na+
б) Мn2+ + РbO2 + H+ → МnО4– + Рb2+
МnO4– – ноны окрашивают раствор в малиновый цвет.
4. Открытие ионов Bi3+ (реакцию проводят о щелочной среде, рH=10):
Bi(OH)3 +[Sn(OH)4]2-→ Bi↓ + [Sn(OH)6]2- черный
2.6. Анализ смеси катионов шестой аналитической группы: Сu 2+, Сd 2+, Hg 2+, Cо 2+, Ni 2+.
Перед проведением систематического анализа в отдельных пробах анализируемого раствора можно открыть некоторые катионы с помощью характерных для них реакций.
Некоторые выводы можно сделать по окраске анализируемого раствора: так, аквакатионы Ni2+ придают раствору зеленоватую окраску, Со2+ – розовую, Сu2+ – голубую.
Отдельную порцию раствора можно обработать водным раствором аммиака и проанализировать окраску раствора, зная, что водные растворы аммиачных комплексов металлов окрашены следующим образом:
[Cu(NH3)4]2+ – синий;
[Co(NH3)6]2+ – сине-фиолетовый;
[Co(NH3)4]2+ – желтый;
[Cd(NH3)4]2+, [Hg(NH3)4]2+ – бесцветные.
Систематический анализ проводят в соответствии со схемой 6.
2.2.7. Анализ смеси наиболее распространенных катионов всех шести аналитических групп: Na+, К+, NH4+, Ag+, Pb2+, Ca2+, Sr2+, Ba2+, Zn2+, Al3+, Sn2+, Cr3+, Mg2+, Bi3+, Mn2+, Fе3+, Fе3+, Cu2+, Cd2+, Co2+, Ni2+.
Примерная схема анализа такого раствора заключается в следущем.
Анализируемый раствор может быть окрашенным или бесцветным. По окраске раствора высказывают предположени е о присутствии или отсутствии катионов, имеющих характерную окраску. Например, если раствор прозрачный и бесцветный, можно предположить, что он не содержит катионы Сr3+, Fe3+, Сu2+, Со2+, Ni2+.
Некоторые предположения можно сделать и на основании измерения рН pacтвора (например, с помощью универсальной индикаторной бумаги). Если значение pН раствора находится в пределах рН = 2 – 4 и раствор не содержит осадка, то о нем отсутствуют Sn(II), Sn(IV), Sb(III), Sb(V), Bi(III), Hg(II), Fe (III), т.к. в противном случае продукты их гидролиза выделились бы в форме осадков.
|
Анализируемый раствор обычно делят на 3 части. Одну часть используют для предварительных испытании, другую – для проведения систематического анализа, третью оставляют для контроля.
I. Предварительные испытания.
В отдельных небольших порциях анализируемого раствора (объемом примерно 0,3 – 0,5 мл) определяют наличие катионов II – VI аналитических групп действием групповых реагентов.
1. Открытие катионов II аналитической группы (Ag+, Pb2+): анализируемый раствор + HCl → образование осадка белого цвета.
2. Открытие катионов III аналитической группы (Са2+, Sr2+, Ba2+, Pb2+) (свинец (II) относится ко II аналитической группе, но дает осадок PbSO4): анализируемый раствор + H2SO4 → образование осадка белого цвета.
3. Открытие катионов IV, V, VI аналитических групп: анализируемый раствор + NaOH + Н2О2, t → образование осадка.
Если при добавлении избытка NaOH осадок полностью растворяется, значит, анализируемый раствор содержит катионы IV аналитической группы (Zn2+, Al3+, Sn2+, Cr3+) и не содержит катионы V и VI аналитических групп. Также в предварительных испытаниях в отдельных порциях раствора открывают некоторые индивидуальные катионы.
4. Открытие катионов NH4+:
a). NH4+ + КОH → NH3↑ – запах, влажная лакмусовая бумажка синеет.
б) NH4+ + K2[HgJ4], КОН (реактив Несслера) — [(JHg)2NH2]J ↓ – красно-бурый осадок.
5. Открытие ионов К+ (если NН4+ удалены): K+ + Na3[Co(NО2)6] → ↓ NaK2[Co(NО2)6] – желтый
6. Открытие ионов Na (если NH4+ удалены): Na+ + K[Sb(OH)6] → ↓ Na[Sb(OH)6] – белый мелкокристаллический
7. Открытие ионов Fe2+: Fe2+ + K3[Fe(CN)6] → темно-синий осадок «турнбулеповой сини».
8. Открытие ионов Fe3+: Fe3+ + K4[Fe(CN)6] → темно-синий осадок «берлинской лазури».
9. Открытие ионов Мn2+: Мn2+ + NaBiO3 → MnO4– – раствор малиновый.
10. Открытие ионов Сr3+:
а) Сr3+ + H2O2 + NaOH изб. → СrO42- синий или зеленый раствор
б) Сr3+ + КМnO4 + H2SO4 → СrO42- + Мn2+ – желтый раствор
11. Открытие ионов Bi3+:
а) Bi3+ + Sn2+ → Bi ↓ + Sn4+ – черный
б) Bi3+ + Сl– + Н2О → BiOCl ↓, осадок растворяется в избытке HCl – белые хлопья
12. Открытие ионов Сu2+: Сu2+ + NH3*H2O → ярко-синий раствор (мешает Ni2+).
13. Открытие ионов Ni2+: Ni2+ + диметилглиоксим → красное окрашивание (мешает Cu2+).
14. Открытие ионов Со2+: Со2+ + реактив Ильинского (α-нитрозо-β-нафтол) → пурпурно-красный осадок (мешают Fe3+, Сu2+).
|
II. Систематический анализ.
Определив наличие катионов различных групп, приступают к их разделению помощью групповых реагентов. Ход выполнения систематического анализа описан в схеме 7.
Анализ раствора с осадком.
Если анализируемый объект представляет собой раствор с осадком, то вначале эту смесь центрифугируют, отделяют осадок от раствора и обе фазы анализируют отдельно.
Наличие осадка свидетельствует о присутствии в нем малорастворимых в воле соединений, например, хлоридов катионов второй аналитической группы (AgCl, РbСl), сульфатов катионов II и III аналитической группы (CaSO4, SrSO4, SrSO4. BaSO4, PbSO4, Ag2SO4), продуктов гидролиза катионов других групп и т.д.
Осадок испытывают на растворимость в разбавленном растворе уксусной кислоты (растворятся фосфаты двухзарядных катионов: Mg2+, Са2+, Сr2+, Ва2+, Мn2+); в разбавленном растворе хлороводородной кислоты (растворятся фосфаты трехзарядных катионов Fe3+, Сr3+, Bi3+, Al3+ и карбонаты всех катионов); в разбавленной и более концентрированной (1:1) азотной кислоте (растворятся BiOCl, РbС12), в водном растворе винной кислоты (растворится SbOCl), в водном 30%-м растворе ацетата аммония (растворится PbSO4).
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!