Оценка эффективности профориентационной р а б о т ы — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Оценка эффективности профориентационной р а б о т ы

2022-07-03 30
Оценка эффективности профориентационной р а б о т ы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приводит к следующим издержкам:

к взаимному непониманию между психологами-профкон-сультантами и их-руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов-подчиненных);

- к непониманию между профконсультантом и его клиентами" (например, когда родители и сами школьники ожидают от психолога одно, а получают совсем иную помощь);

- к непониманию между коллегами-психологами (что выражается во взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализме);

- к неадекватной самооценке профконсультантом своего труда.

К этому можно добавить, что само развитие теории и практики профессионального самоопределения напрямую связано с осознанием целей, задач и возможных результатов профконсультационной помощи.

Основные требования к показателям эффективности профессионального самоопределения:

1. Компактность, удобство при практическом использовании.

2. Возможность оценивать профессиональное самоопределение во всей целостности (с выделением самого существенного).

3. Сочетание количественных и качественных методов оценки, затрагивающих не только внешние действия и поступки, но и внутренний мир (чувства, переживания, мысли) самоопределяющегося человека.

4. Понятность критериев и показателей не только для профкон-сультанта, но и для самих подростков (для возможности самооценки успешности своих профессиональных выборов).

5. Прогностичность оценок, которая позволила бы не только оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некоторый достигнутый результат), но и рассматривать сам процесс профессио-

Оценка эффективности профориентационной работы        45

нального самоопределения в его динамике и таким образом предсказывать предполагаемые результаты.

При этом в современных условиях (при общей нестабильности социально-экономической ситуации в стране) именно прогностичность профессионального самоопределения становится важнейшим условием эффективности.

На первый план в работе со школьниками-подростками выступает не столько определение их готовности к данной (выбираемой) профессии, сколько Прогнозирование этической и смысловой (личностной) приемлемости для них этой профессии в ближайшей перспективе.

В профориентации (как и в других направлениях психологии) остро стоит проблема соотношения количественных и качественных показателей эффективности. Сначала рассмотрим проблемы, связанные с количественными показателями:

1) Примеры количественных показателей:

- количество проконсультировавшихся за определенное время;

- удельный вес тех или иных форм работы (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько «охвачено» играми и т.п.);

- количество клиентов, последовавших рекомендациям психолога;

- количество выбравших профессию (самоопределившихся) от общего числа подростков класса;               ч

- различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснованность и т.п. профессиональных планов);

2) В условиях того, что называется российским рынком, на первый план выходят следующие количественные показатели:

- престижность {которую также можно оценить количественно, например, сколько процентов учеников-оценивают данную профессию как престижную);

- величина предполагаемого заработка (количество - в рублях или «баксах»); например, чем больше (в процентах) клиенты ориентируются на высокооплачиваемые профессии, тем больше они уверенны в своих профессиональных способностях и тем лучше работал профконсультант);

- просто удовлетворенность клиентов, готовых еще раз придти к данному профконсультанту и отблагодарить его, что также можно просчитать в процентах.

Основные проблема качественных показателей эффективности в профконсультации:

Здесь намного сложнее, так как важно понять, какие существенные изменения произошли в сознании подростка (в его отношении к жизни, к самому себе и к своему месту в обществе).

46 Раздел 1. Научно-методические осн овы школьной профориентации

Примеры качественных показателей:

- появление новых ценностных ориентации и смыслов выбора профессии (или укрепление существовавших ценностных ориентации);

- формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы;

- готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудничества с профконсультантом).

Естественно, важно сочетать количественные и качественные показ тели. Необходимость использования в работе количественных показателей вызвана хотя бы тем, что и для коллег-профконсультантов, и для руководителя (и для его вышестоящего начальства) требуется какое-то (объективное) средство для оценки работы.

Другая проблема касается соотношения оперативных и долгосрочных показателей. Е. А. Климов выделил четыре основные группы Отсроченных по времени показателей эффективности: 1) реальный выбор; 2) успешность, реалистичность данного выбора; 3) психофизиологическая цена за такую успешность; 4) удовлетворенность человеком совершенным выбором. Кроме того, Е. А. Климов отмечал, что «как минимум профконсультация должна формировать у оптанта оптимистичное отношение к своему будущему»... Сложность проблемы определяется тем, что реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е.А. Климов, «профконсультация по сути своей устремлена в будущее», и «в ней обсуждается то, чего еще нет»). Но при этом оценивать свою работу профконсультант (вместе с клиентом) должны уже сейчас...

На самом деле, лучшим показателем эффективности профконсуль-тационной помощи должна стать активизация размышления и переживания самоопределяющегося подростка (провоцируемые и контролируемые со стороны психолога «муки творчества» самоопределяющейся личности), т.е. такая помощь, которая позволяет мобилизовать внутренние ресурсы самого клиента.

Примеры оперативных показателей эффективности:

1) Данные наблюдения (каждый параметр - по условной 5-балльной шкале):

- эмоциональная включенность;

- деловая включенность;

- общая удовлетворенность от занятия или профконсульта-ции.

2) Методы организации обратной связи:

- в конце занятия попросить учащихся оценить это занятие по 10-балльной шкале - по параметрам: интересность, полезность и собственная активность, а потом кратко обосновать свои оценки.

Оценка эффективности профориентационной работы         47

- в конце курса попросить учащихся написать: что понравилось, что не понравилось, а также дать свои предложения по улучшению данной методики, занятия или всего курса.

3) Использование опросника по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП), когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту ЛПП) в начале и в конце курса.

В самом обобщенном плане можно представить следующие критерии эффективности профориентационной работы:

1) полнота учета основных факторов профессионального самоопределения;

2) осознанность планирования перспектив своего развития (согласованность целей и средств, непротиворечивость различных компонентов ЛПП, логическая преемственность действий по реализации целей и т.п.);

3) уровень самостоятельности при планировании перспектив развития;

4) уровень самостоятельности при реализации своих планов;

5) относительная устойчивость ЛПП (в ответственные периоды карьеры при принятии решения);

6) реалистичность и гибкость ЛПП;

7) перспективность ЛПП (ориентация на успех с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов);

8) этическая состоятельность ЛПП (разумное соответствие профессиональных выборов моральным и правовым нормам, а также -соответствие нравственной позиции самого самоопределяющегося человека);

9) оптимизм по отношению к своему б у д у щ е м у, вера в свои силы, в саму возможность достижения успеха, а также в свою готовность даже в самых сложных моментах карьеры не потерять собственного достоинства.

Раздел 2.

МЕТОДИКИ ДЛЯ Р А Б О Т Ы

С КЛАССОМ (20 — 25 ЧЕЛОВЕК)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.