О внедрении результатов выпускной квалификационной работы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

О внедрении результатов выпускной квалификационной работы

2022-07-03 30
О внедрении результатов выпускной квалификационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

на тему: «Социально-педагогическая характеристика смысложизненных ориентации подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра».

Выдана студенту (ке) 5 курса заочной формы обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» Институт психологии, педагогики и социальной работы. Кафедра социальной психологии и социальной работы Таёнковой Татьяне Александровне.

Исследования выпускной квалификационной работы Таёнковой Татьяны Александровны «Социально-педагогическая характеристика смысложизненных ориентации подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра» успешно используются в работе ГКУ Рязанской области «Сасовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Проведя эмпирическое исследование и изучив особенности системы смысложизненных
ориентации подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра,
Таёнковой Т.А. был разработан ряд психокоррекционных мероприятий, направленных на
восстановление     позитивных     ценностных     смысложизненных     ориентации

несовершеннолетних.

На базе реабилитационного центра, ею был апробирован и внедрен в практику социально-психологический тренинг «Мир вокруг меня», который включает в себя психодраматические игры, психотехнические упражнения, дискуссии, игры и задания на развитие навыка жизненного планирования и формирования смыслоообразующих установок.



Директор ГКУ Рязанской област|

«Сасовский социально-реабилш

для несовершеннолетних» Ш%% ** *£ s /#'1||  /^ /^  В.А.Лемехов


 

 

Это у бакалавров. + к этому прилагается справка на антиплагиат.

 

 

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

 

Институт психологии, педагогики и социальной работы

 

Кафедра социальной психологии и социальной работы

 

 

Выпускная квалификационная

работа допущена к защите

заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы

__________________ Сухов А.Н.

 

 «____»______________ 202__ г.

 

 

Выпускная квалификационная работа

(магистерская диссертация)

 

Социально-психологические технологии развития стрессоустойчивости социальных работников

 

 

Уровень высшего образования: магистратура

 

Направление подготовки: 39.04.02 Социальная работа

 

Направленность (профиль): Социально-психологические технологии работы

                                           с населением

 

 

Выполнил обучающийся гр. 4078 ____________ Макарова Ксения Сергеевна

 

Научный руководитель __________________ доктор психологических наук,

                                                                          профессор Сухов А.Н.

Рецензент __________________________   

 

Рязань, 2021

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1. Понятие, компоненты, этапы, структура и история исследования стрессоустойчивости специалистов по социальной работе............................

1.2. Организация и методики исследования стрессоустойчивости специалистов по социальной работе............................................................................................

Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

2.1. Эмпирическая характеристика стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.............................................................................................................

2.2. Факторы, влияющие на развитие стрессоустойчивости специалистов по социальной работе................................................................................................................

2.3. Анализ эффективности психосоциальных технологий развития стрессоустойчивости специалистов по социальной работе и пути её совершенствования...............

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…..

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в любой профессии присутствуют эмоциональные перегрузки, что влияет на эффективность работы специалистов в целом. Психоэмоциональную истощённость испытывают работники, находящиеся в процессе общения с другими людьми. Прежде всего, такую перегрузку ощущают специалисты социальной сферы. Именно эти люди, в силу специфики выполняемой деятельности, больше всего подвержены риску заболевания различными психосоматическими расстройствами и переживанию стрессовых реакций. В современном мире уделяется огромное внимание изучению стресса. Актуальность темы исследования связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Состояние и степень разработанности проблемы. Изучением влияния стресса на личность занимались многие зарубежные и отечественные учёные. Впервые понятие «стресс» было описано канадским ученым Г. Селье. Зарубежные учёные, такие как Р. Лазарус, С. Фолькман, Ч.Д. Спилберг, К.Е. Изард и другие изучали различные аспекты психологической тревожности, в том числе и стрессоустойчивости специалистов различных профессий. Отечественные ученые Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, Ф.Е. Василюк, В.А. Ганзен, Б.А. Додонов, Е. П. Ильин, Л. А. Китаев-Смык, В.Н. Мясищев, Н.И. Наенко, Т.А. Немчин, А.О. Прохоров и многие другие в своих исследованиях выявили специфику данного феномена, а также изучили способность психики человека противостоять негативным факторам. Вопросы тревожности и проблема стресса интересовали таких учёных, как Б.Г. Ананьева, В. А. Пинчук, Н. А. Аминова, Н. Д. Левитова, Сухова А.Н., Ю. Л. Ханина и других. Данной проблемой занимались и такие авторы, как А.В. Булгагов, Е.С. Кузьмина, Н.В. Голубева, Н.Н.Обозов, А.А. Русалинова, Э.С. Чугунова, Г.М. Андреева, Л.Ф. Железняк, Ю.Н. Гурьянов, П.И. Сергеюк, Н.Ф. Феденко и др. Учёные рассматривали специфичные аспекты структуры, особенности и факторы.

Проблема исследования заключается в том, что достижения социальной психологии недостаточно внедрены в проведение мер, способствующих развитию стрессоустойчивости. В связи с этим актуальность приобретает их изучение. Выявление социально-психологических особенностей развития стрессоустойчивости составляет проблему исследования.

Объект исследования: стрессоустойчивость специалистов по социальной работе.

Предмет исследования: психосоциальная характеристика стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Цель исследования: провести теоретико-методологический и эмпирический анализ стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Гипотезы исследования:

1.Для большинства специалистов по социальной работе характерен низкий уровень стрессоустойчивости.

2. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчивости специалистов по социальной работе, являются копинг-стратегии, качество жизни, а также социально-психологические характеристики.

3. Одним из способов развития стрессоустойчивости специалистов по социальной работе является разработанный нами социальный проект «Жизнь без стресса», а также социально-психологический тренинг в рамках социального проекта.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятия стресс, стрессоустойчивость; описать стадии стресса, признаки, последствия, механизм формирования; изучить историю исследования стресса.

2. Изучить и выбрать методы и методики исследования стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

3. Дать эмпирическую характеристику стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

4. Выявить факторы, влияющие на развитие стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

5. Проанализировать эффективность психосоциальных технологий развития стрессоустойчивости и разработать пути их совершенствования.

Теоретико-методологической основой исследования являются концепции зарубежных и российских учёных о формировании стрессоустойчивости сотрудников различных социальных организаций (Р. Лазаруса, Г. Селье, Н.И. Наенко, Е.А. Климова, А.В. Карпов, Н.С. Пряжникова, М.Буриш и др.); теоретические и практические исследования стрессоустойчивости (В.В. Бойко, К. Маслач, Х. Фрейденбергер, Т.В. Форманюк, А.Б. Леонова, Г.М. Андреева, Л.Ф. Железняк, Ю.Н. Гурьянов, П.И. Сергеюк и др.); выводы Л.А. Китаева-Смыка, Г.Н. Кассиля, касающиеся исследования стресса.

Организация и методики исследования. Исследование проводилось в три этапа.

1. Информационно-аналитический этап, в ходе которого был проведён теоретико-методологический анализ научной литературы, касающийся проблемы стрессоустойчивости, проанализированы существующие отечественные и зарубежные подходы к её изучению.

В ходе исследования применялись следующие методы и методики:

1). Теоретико-методологический анализ научных источников.

2). Диагностические методики: методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, опросник «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус), методика «Оценка качества жизни» (З.Ф. Дудченко в визуализированной модификации Н.П. Фетискина и Т.И. Мироновой), методика «16 факторный личностный опросник» (Р. Б. Кеттелл).

3). Методы математической обработки результатов исследования: коэффициент корреляции Пирсона.

4). Развивающие: социально-психологический тренинг, социальный проект «Жизнь без стресса».

2. Сбор эмпирического материала, в ходе которого были опрошены специалисты по социальной работе «Комплексного центра социального обслуживания населения» г. Рязань.

3.Обобщающе-внедренческий этап был посвящён обобщению и систематизации полученных эмпирических результатов исследования, их интерпретации. Были разработаны практические рекомендации по развитию стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Эмпирическая база исследования. ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Рязань.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении различных теоретических материалов по характеристике стрессоустойчивости специалистов по социальной работе и обосновании методов и методик исследования.

Практическая значимость исследования. На основе полученных результатов можно осуществить эффективную работу по развитию стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Достоверность и надёжность исследования. Достоверность и надёжность основных положений, выводов обеспечивается избранной логикой исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезой, предварительной апробацией применяемых методик и использованием математико-статистических методов обработки эмпирических данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Стрессоустойчивость – комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности.

2. Для большинства специалистов по социальной работе характерен низкий уровень стрессоустойчивости.

3. Факторами, влияющими на развитие стрессоустойчивости специалистов по социальной работе, являются копинг-стратегии, качество жизни, а также социально-психологические характеристики.

4. Предложенный социальный проект «Жизнь без стресса» способствует развитию стрессоустойчивости специалистов по социальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования (если есть)

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, представленного источниками, и приложений. Текст занимает … страниц, содержит … таблиц и … рисунков.

 

Актуальность исследования.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в наш век компьютерных технологий и доступности

персональных компьютеров, планшетов и других устройств, всё чаще говорят о возникновении так называемой игромании - зависимости людей от компьютерных игр.

Современные темпы компьютеризации идут далеко впереди всех остальных сфер человеческой активности. Взаимодействие с компьютерами происходит постоянно, как дома, так и на работе. Одновременно с совершенствованием компьютеров совершенствуются и игры, становясь всё более реалистичными в плане графики и звука, что привлекает огромное количество людей. В cвязи с этим в России, как и по всему миру, появился отдельный класс людей разного возраста, так называемых геймеров (от англ. game-игра). Для этих людей основной деятельностью является игра на компьютере, что существенно снижает круг их социальных контактов, негативно отражается на профессиональной деятельности, личной жизни, системе жизненных ценностей, так как они стремятся преимущественно к удовлетворению потребности игры на компьютере.

Состояние и степень разработанности проблемы. Впервые проблема была описана в 1983 году Барлоу Соупером и Марком Миллером, учеными Технического университета штата Луизиана. Более подробное изучение началось в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом(Ivan Kenneth Goldberg). Также большое значение имеют работы Кимберли Янг (Kimberley S. Young), профессора психологии Питсбургского университета в Брэтфорде считающейся ведущим специалистом в изучении интернет-зависимости в США. Отечественные специалисты, занимающиеся проблемой Интернет-зависимости - А.Е. Войскунский, М. В. Шмелёв, М. С. Менделевич, М. Иванов.. Диагностика и изучение компьютерной зависимости проводились учеными Юрьевой Л. Н. и Больбот Т. Ю. В социологической литературе проблемы игрового поведения и игровой деятельности изучались в контексте проблем социализации и усвоения социальных ролей (Ш. Текл, М.Шоттон).

  Проблемы исследования обусловлены относительной новизной данной темы и недостаточной изученностью проблемы зависимости лиц в возрасте 20-40 лет от компьютерных видеоигр.

Объект исследования: зависимость от компьютерных видеоигр.

Предмет исследования: связь между социально-психологическими проблемами и зависимостью лиц в возрасте 20-40 от компьютерных видеоигр.

Цель исследования: исследовать причины и последствия зависимости от компьютерных видеоигр и попытаться определить способы её преодоления.

Гипотезы исследования:

1. Для игроков в компьютерные видеоигры характерен высокий уровень Интернет-зависимости, снижающийся с возрастом.

2. Зависимость от компьютерных видеоигр лиц в возрасте 20-40 лет проявляется в результате нескольких факторов.

3. Преодоление зависимости от компьютерных видеоигр возможно с помощью совокупности социально-психологических диагностических, профилактических, коррекционных и реабилитационных и методов, которые могут быть реализованы в виде целостного социального проекта.

Задачи:

1. Дать характеристику понятиям «зависимость», «Интернет-зависимость» и «зависимость от компьютерных видеоигр», рассмотреть причины возникновения проблемы и её современное состояние;

2. Изучить и выбрать методы и методики диагностики данной проблемы;

3. Провести эмпирический анализ динамики степени зависимости от компьютерных видеоигр с увеличением возраста людей.

4. Выявить факторы, влияющие на возникновение зависимости лиц в возрасте 20-40 лет от компьютерных видеоигр;

5. Изучить и выбрать методы и методики преодоления проблемы зависимости от компьютерных видеоигр у лиц в возрасте 20-40 лет.

Теоретико-методологические основы исследования: в процессе исследования мы исходили из идей, К.Янг (Kimberley S. Young), Айвена Голдберга(Ivan Kenneth Goldberg) и А. Е. Войскунского, рассматривающих Интернет-зависимость в целом и компьютерную зависимость(от компьютерных видеоигр). Работы М. Шоттона, Ш. Текл, О. Б. Симатовой, В.А. Буровой и Т. Больбот также важны для понимания рассматриваемой проблемы.

Организация и методики исследования.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе были выдвинуты предварительные гипотезы, определена цель и задачи исследования, проведен анализ научной литературы и различных исследований и публикаций по теме данной работы. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использовались следующие методы сбора информации: тест-опросник на выявление Интернет-зависимости К. Янг, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика диагностики степени готовности к риску – опросник Шуберта, самоактуализационный тест Шострома – опросник личностных ориентиров, анкета по изучению удовлетворенности качеством жизни Р. С. Элиотав адаптации Н.Е. Водопьяновой, а также метод, используемый для анализа статистической связи между явлений – коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

 (САТ), На втором этапе было проведено эмпирическое исследование по выявлению зависимости от компьютерных видеоигр лиц в возрасте 20-40 лет с применением вышеперечисленных методик. В рамках второго этапа также проводился анализ количественных и качественных результатов, полученных в ходе анкетирования лиц 20-40 лет.

На третьем этапе (обобщающе-внедренческом) проводился количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе изучения темы работы, оформления результатов эмпирической работы с обоснованием полученных опытным путем данных, а также формулировок теоретических выводов и практических рекомендаций в виде социального проекта.

Эмпирическая база исследования: лица 20-40 лет, играющие в онлайн-игру World Of Tanks, 25 человек в возрасте от 20 до 40 лет.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследований обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, адекватными целями и задачами работы, валидностью методик.

Теоретическая значимость работ обусловлена пониманием истоков и факторов проблемы зависимости лиц 20-40 лет от компьютерных видеоигр.

Практическая значимость работы обусловлена изложением результатов проведенного исследования и выявлением методик преодоления зависимости от компьютерных видеоигр.

Апробация и внедрение результатов. Результаты и основные положения исследования отражены в двух публикациях.

Первая статья «Об истории исследования проблемы зависимости от компьютерных видеоигр» и вторая статья «Эмпирический анализ зависимости лиц 20-40 лет от компьютерных видеоигр: возрастной аспект» опубликованы в Международном научном журнале «Вестник магистратуры» ISSN 2223-4047, в номерах 12-3(108), 2019 г. и 9-3(108,) 2020 г.

Выводы и результаты исследования были проверены и корректировались в ходе экспериментальной работы, внедрены вместе с социальным проектом в практику работы ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Зависимость от компьютерных видеоигр - серьёзная проблема современного общества, приносящая проблемы как личностного, так и социального характера.

2. У большого числа пользователи компьютерных онлайн видеоигр наблюдается высокий уровень Интернет-зависимости, снижающийся с возрастом.

3. Возникновение Интернет-зависимости связано в том числе с такими факторами, как высокий уровень мотивация достижения успеха, склонность к риску, низкий уровень самоактуализации и неудовлетворенность качеством жизни.

4. Предложенный социальный проект способствует преодоления зависимости лиц 20-40 лет от компьютерных видеоигр.

Структура работы: обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы в количестве 46 источников и приложений. Приложения содержат анкеты, опросники и социальные проект. Общий объём работы составил 96 страниц, диаграмм – 8, графиков – 4.

 

К магистерским диссертациям прилагается рецензия и они прилагают скрины написанных статей

 

  РЕЦЕНЗИЯ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.