Состояние и степень разработанности проблемы. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состояние и степень разработанности проблемы.

2022-07-03 31
Состояние и степень разработанности проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин компьютерная зависимость появился еще в 1990 году. Данной проблемой занимались такие ученые как: К. Янг, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл, И. Голдберг, Ю.Д. Бабаева, Н.В. Корытниковой С.П. Короленко, Т. А. Донских, М. Орзак и др. Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека.

В работах О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина, И.Н. Розиной, А.А. Аветисовой, Г.У. Солдатовой, Е.П. Белинской, А.Е. Жичкиной, Н.В. Корытниковой М. Орзак, А.Е.  Войскунского и других, исследовались мотивы компьютерного пользования, социальные и социально-психологические причины компьютерной зависимости.

А.Е. Жичкина изучала взаимосвязь социальной идентичности и поведения компьютерных пользователей юношеского возраста, и она предложила шкалу компьютерной-зависимости.

Е.П. Белинская рассматривала социально-психологические особенности интернет-коммуникации, социальные причины компьютерной зависимости, особо выделяя значение атмосферы в семье – как почву возникновения проблемы компьютерной и интернет-зависимости. Кроме того, в России проводились и продолжаются исследования медицинской направленности.

Объект исследования – компьютерная зависимость.

Предмет исследования – психосоциальная характеристика компьютерной зависимости подростков в возрасте 12-16 лет.

Цель исследования: исследование компьютерной зависимости и разработка психосоциальных технологий по преодолению её среди подростков.

Гипотеза, положенная в основу организации и проведения исследования, заключается в предположении о том, что психосоциальная деятельность по преодолению компьютерной зависимости будет успешнее проходить у подростков, если учитывать что:

1. Для большинства подростков в современном мире характерен высокий уровень подверженности компьютерной и интернет зависимости.

2. Основными факторами, влияющими на возникновение компьютерной зависимости выступают: индивидуально-личностные особенности, низкий уровень самоактуализации, качество жизни.

3. Одним из способов преодоления компьютерной зависимости подростков, являются психосоциальные технологии и применение социального проекта: «Скажи компьютеру — нет!».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику понятию компьютерная зависимость; проанализировать историю и современное состояние проблемы компьютерной зависимости; рассмотреть структуру и процесс развития данной зависимости у подростков,

2. Изучить и выбрать методы и методики исследования компьютерной зависимости;

3. Провести эмпирический анализ компьютерной зависимости подростков;

4. Определить факторы, влияющие на возникновения компьютерной зависимости подростков;

5. Проанализировать психосоциальную деятельность по преодолению компьютерной зависимости и наметить пути её совершенствования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, таких как Янг К., Коул М., Пейперт С., Беляева А.В., Новоселова С.Л., Текл Ш., Загузов Н.И., Кочетов А.И., Краевский В.В., Сластенин В.А., Божович Л.И., Немов Р.С., Выготский Л.С., Караковский В.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн Л.С., Крутецкий В.А.,  Белозерцев Е.П.,. Бондаревская Е.В, Никандров Н.Д., Петракова Т.И., Равкин З.И., Шиянов Е.Н. и др.

 Организация и методики исследования.

Первый этапинформационно-аналитический, в ходе которого был проведён теоретико-методологический анализ научной литературы, касающейся проблемы компьютерной зависимости среди подростков. Были проанализированы существующие зарубежные и отечественные подходы к определению компьютерной зависимости и её преодоления. Исследования данной проблемы осуществлялось исследователями с разных подходов видов и форм, а также причин и факторов, обуславливающие их развитие и возникновение. Осуществлен подбор психодиагностических методик обследования подростков на наличие компьютерной зависимости и факторов, вызывающих её.

В ходе исследования были применены:

1) Опросник Гришиной А.В. «Степень вовлеченности в компьютерные игры»;

2) Тест на интернет-зависимость Кимберли Янг;

3) Подростковый 14-факторный личностный опросник Ке тте лла ;

4) Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома;

5) Шкала оценки качества жизни (Н.Е. Водопьянова, в модификации Н.П. Фетискина и Т.И. Мироновой).

Второй этапэмпирический. Проведено эмпирическое исследование подростков на базе МБОУ "Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1" в количестве 40 человек. Затруднений в ходе сбора эмпирических материалов не возникло.

Третий этапобобщающе-внедренческий. Он был посвящен обобщению и систематизации полученных эмпирических результатов исследования, их интерпретации. Были разработаны практические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости. Проводился сбор статистических данных, а также математическая обработка полученных результатов производилась с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона. Были разработаны практические рекомендации по снижению уровня компьютерной зависимости.

Эмпирическая база исследования. Исследования, представленные в данной работе, проводились в коллективе подростков в возрасте от 12 до 16 лет на базе МБОУ "Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1" в количестве 40 человек.

Достоверность и надежность. Достоверность и надежность полученных данных базируются на научной методологии и обеспечиваются комплексным подходом к изучению проблемы, согласованностью основных положений теоретической концепции с данными эмпирического исследования, применением апробированного диагностического инструментария, применением надежных и валидных методов, соответствующих предмету, задачам и гипотезе исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов статистической обработки данных и анализа экспериментальных данных.

 Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определены социальные характеристики феномена компьютерной зависимости, обоснование факторов, влияющих на его появление и развитие, представляет разработку научно обоснованных рекомендаций по профилактике и преодолению компьютерной зависимости в новой социальной структуре трансформирующегося российского общества.

 Практическая значимость исследования. Характеризуется тем, что содержание исследования, полученные результаты и выводы могут быть использованы в качестве основы для разработки психосоциальной программ по преодолению и профилактики компьютерной зависимости.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Под термином «компьютерная зависимость» понимается психологическое, неврологическое, психоневрологическое расстройство, связанное с нарушением нормальной функциональной асимметрии мозга и с нарушением в структуре белого вещества мозга человека, а также с нарушениями в структуре и деятельности периферийной нервной системы (например, синдром карпального канала) при работе с компьютерами, смартфонами, планшетами, гаджетами.

2. У большинства подростков в настоящее время наблюдается зависимость от компьютера, а также высокий уровень вовлеченности в интернет и компьютерную деятельность.

3. В числе основных факторов риска возникновения компьютерной зависимости среди подростков можно выделить индивидуально-личностные особенности, низкий уровень самоактуализации, качество жизни.

 4. Предложенный социальный проект «Скажи компьютеру — нет!» является эффективным для профилактики и преодоления компьютерной зависимости.

Структура и объем работы. Данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 50 источников, приложений, содержащих тексты опросников и результаты диагностических методик, социального проекта. Общий объем работы – 75 страниц, содержит 6 таблиц и 7 рисунков.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

 

Институт психологии, педагогики и социальной работы

 

Кафедра социальной психологии и социальной работы

 

 

Выпускная квалификационная

работа допущена к защите

заведующий кафедрой социальной психологии и

социальной работы

 

___________________Сухов А.Н.

 

«____»______________ 2021г.

 

 

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.