Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра

2022-07-03 22
Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Трудности с развитием коммуникации относятся к так называемым ключевым дефицитам РАС. Ребенку сложнее обратиться к людям, сложнее выразить желаемое или отказаться. Работа по развитию коммуникации должна стать приоритетом в программе помощи ребенку с РАС.

Родители и педагоги нередко недооценивают важность этой работы, уделяя слишком много времени развитию академических навыков (сортировка по цветам, складывание пазлов, работа с геометрическими формами, развитие тонкой моторики и т.д.). Это очень важные для дальнейшего обучения ребенка навыки, однако они не относятся к ключевым дефицитам. Многими из этих навыков ребенок, возможно, уже владеет, просто недостаточно мотивирован, чтобы делать это по просьбе взрослых.

 

СИСТЕМА PECS

Система PECS направлена на то, чтобы обучить ребенка инициировать коммуникацию при помощи передачи символа (карточки).

 

Система PECS специально разработана для обучения детей с РАС основам коммуникации.

 

Ребенок, который тянет взрослого за руку, кричит для получения желаемого или самостоятельно берет желаемые предметы, не вступает в коммуникацию при помощи символа. Он использует собственное тело для получения желаемого, что является довольно ранней стадией развития коммуникации.

 

Одна из первых функций коммуникации, которая возникает у любого ребенка, – просьба. Обращаясь с просьбой, ребенок незамедлительно получает желаемое, то есть его поведение (обратиться с просьбой именно этим способом) подкрепляется, и это приводит к тому, что ребенок начинает использовать такое поведение в дальнейшем.

 

Первые фазы программы PECS направлены на то, чтобы научить ребенка просить желаемые объекты / активности с помощью карточки.

 

Авторы подхода, Энди Бонди и Лори Фрост, разработали четкий протокол использования программы, соблюдение которого является важным условием успеха. Система PECS подробно описана в их книге: Фрост Л., Бонди Э. Система коммуникации с помощью карточек PECS. – М.: Теревинф, 2011.

 

Нередко приходится встречаться с родителями, которые начинали использовать методы дополнительной коммуникации (чаще всего, систему PECS), но затем, не видя желаемого результата, разочаровались и прекратили это делать.

 

 

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММЫ PECS

 

Проведение оценки предпочтений ребенка является одним из обязательных условий использования программы. Понимание предпочтений ребенка поможет правильно выбрать его «словарь».

 

На сегодняшний день в продаже есть книги PECS – уже готовые альбомы с большим количеством красивых цветных карточек. Однако мотивация и предпочтения конкретного ребенка могут сильно отличаться от тех изображений, которые есть в готовых альбомах. В итоге ребенок просто не будет просить то, что его не привлекает.

 

Что делать? Провести оценку предпочтений. Важно понять, что привлекает ребенка – еда, игрушки, мультфильмы или книжки, активности (возможность бегать, танцевать, качаться на качелях, прыгать и т.д.).

 

ОШИБКИ В ПОДБОРЕ «СЛОВАРЯ»

 

Некоторые люди ошибочно называют «Пексом» любые карточки или изображения, которые используются в работе с ребенком.

 

Зрительное восприятие является сильной стороной большинства детей с РАС. Поэтому зрительная / визуальная поддержка часто используется, чтобы показать ребенку то, что от него ожидается. С детьми с РАС часто используют визуальные расписания (на день, на часть дня), визуальные последовательности (например, для обучения определенным навыкам – мыть руки, пользоваться туалетом, переодеваться и т.д.). Использование визуальной поддержки помогает ребенку лучше понять, что от него требуется.

 

Однако не стоит путать визуальную поддержку, которая используется в расписаниях (поддержка рецептивной коммуникации), с визуальной поддержкой, которую использует ребенок для получения доступа к предпочитаемым объектам или активностям.

 

Иногда в книге PECS, которая есть у ребенка, можно найти карточки «заниматься», «клеить», «считать», «зарядка», фотографии членов семьи, а также карточки «дом», «автобус» и т.д. Скорее всего, данные изображения попали в книгу PECS по ошибке – это карточки из расписания.

Трудно представить себе, что ребенок будет просить все

вышеперечисленное. К тому же программа предполагает, что, обратившись при помощи карточки к партнеру по коммуникации, ребенок немедленно получает желаемое. Тогда, получив от него карточку «дом», нужно будет немедленно отправлять ребенка домой, что вряд ли возможно.

 

Что делать? В первую очередь стоит понять, какие из карточек, которые есть в книге ребенка, имеют отношение к его словам, а какие – к словам из его расписания. Слова (карточки) из расписания должны перейти из книги PECS в расписание.

 

Стоит также провести повторную оценку предпочтений, чтобы убедиться, что в «словаре» ребенка именно то, что ему нужно.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.