Альтернативная и дополнительная коммуникация — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Альтернативная и дополнительная коммуникация

2022-07-03 32
Альтернативная и дополнительная коммуникация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ

Авторы: Т.Ю. Морозова, С.В. Довбня

 

Многих родителей детей с особыми потребностями волнует вопрос развития речи. Родители готовы сделать все, чтобы ребенок наконец-то заговорил: обращаются к разным специалистам, ищут «правильного врача», «хорошего логопеда». В этом разделе мы поговорим о том, как способствовать развитию коммуникации, речи и языка. Для начала попробуем разобраться с понятиями «коммуникация», «язык» и «речь».

 

Коммуникация – передача сообщения от одного человека к другому. Коммуникация может быть как вербальной (речь, написанные слова), так и невербальной (взгляд, положение тела, простые жесты). Коммуникация – это поведение (форма которого определяется обществом), направленное на другого человека, который в свою очередь обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение.

 

Язык – это знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления. Язык служит коммуникации, это главный официальный и социально признанный из всех видов коммуникативного поведения.

 

Язык каждого человека включает экспрессивные и рецептивные навыки.

 

Экспрессивный язык – тот, с помощью которого человек что-либо выражает, сообщает. Это позволяет сообщить окружающим о чувствах, желаниях и потребностях. Большинство из нас думает, что экспрессивный язык — это и есть устная речь, но в понятие языка также включены словарный запас, умение строить фразы и использовать грамматически правильные выражения.

 

Рецептивный язык – то, что обеспечивает понимание сказанного или написанного другими. У многих детей навыки рецептивного языка развиваются раньше и опережают развитие экспрессивного языка. Младенцы и маленькие дети начинают понимать других людей раньше, чем использовать жесты и слова. Важно понимать, что недостаток развития экспрессивного языка не означает, что у человека отсутствуют навыки рецептивного языка.

 

Речь – это одна из форм общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

 

В современном обществе речь является наиболее распространенным и предпочтительным средством общения. Однако даже те из нас, кто умеют разговаривать, используют и другие формы коммуникации, чтобы усилить впечатление, производимое словами: выражение лица, положение тела, интонации и тон голоса. Жесты могут быть формализованы и объединены в язык жестов. Более того, мы используем письменные формы для того, чтобы читать и писать, а также понимаем огромное количество визуальных знаков и сигналов окружающей среды (огни светофоров, дорожную разметку, стрелки, указатели и т.д.). Таким образом, если ребенок не пользуется речью, мы можем выбрать различные подходы к обучению в зависимости от того, какому типу коммуникации мы собираемся его обучать.

 

Причины, по которым ребенок не пользуется речью, могут быть самыми разными:

  • нарушения слуха;
  • трудности артикуляции (например, детям со спастической или гиперкинетической формой церебрального паралича может быть очень сложно четко произносить звуки);
  • трудности с коммуникацией (как это часто бывает у детей с РАС);
  • особенности строения речевого аппарата;
  • трудности с пониманием.

 

Понимание особенностей ребенка может помочь в подборе наиболее подходящего способа развития коммуникации, речи и языка. Для этого необходимо проведение тщательной оценки коммуникации, речи и языка.

 

В ряде случаев детям, у которых есть выраженные трудности с использованием речи, предлагаются средства альтернативной или дополнительной / аугментативной коммуникации.

 

СИСТЕМА PECS

Система PECS направлена на то, чтобы обучить ребенка инициировать коммуникацию при помощи передачи символа (карточки).

 

Система PECS специально разработана для обучения детей с РАС основам коммуникации.

 

Ребенок, который тянет взрослого за руку, кричит для получения желаемого или самостоятельно берет желаемые предметы, не вступает в коммуникацию при помощи символа. Он использует собственное тело для получения желаемого, что является довольно ранней стадией развития коммуникации.

 

Одна из первых функций коммуникации, которая возникает у любого ребенка, – просьба. Обращаясь с просьбой, ребенок незамедлительно получает желаемое, то есть его поведение (обратиться с просьбой именно этим способом) подкрепляется, и это приводит к тому, что ребенок начинает использовать такое поведение в дальнейшем.

 

Первые фазы программы PECS направлены на то, чтобы научить ребенка просить желаемые объекты / активности с помощью карточки.

 

Авторы подхода, Энди Бонди и Лори Фрост, разработали четкий протокол использования программы, соблюдение которого является важным условием успеха. Система PECS подробно описана в их книге: Фрост Л., Бонди Э. Система коммуникации с помощью карточек PECS. – М.: Теревинф, 2011.

 

Нередко приходится встречаться с родителями, которые начинали использовать методы дополнительной коммуникации (чаще всего, систему PECS), но затем, не видя желаемого результата, разочаровались и прекратили это делать.

 

 

 

ОШИБКИ В ПОДБОРЕ «СЛОВАРЯ»

 

Некоторые люди ошибочно называют «Пексом» любые карточки или изображения, которые используются в работе с ребенком.

 

Зрительное восприятие является сильной стороной большинства детей с РАС. Поэтому зрительная / визуальная поддержка часто используется, чтобы показать ребенку то, что от него ожидается. С детьми с РАС часто используют визуальные расписания (на день, на часть дня), визуальные последовательности (например, для обучения определенным навыкам – мыть руки, пользоваться туалетом, переодеваться и т.д.). Использование визуальной поддержки помогает ребенку лучше понять, что от него требуется.

 

Однако не стоит путать визуальную поддержку, которая используется в расписаниях (поддержка рецептивной коммуникации), с визуальной поддержкой, которую использует ребенок для получения доступа к предпочитаемым объектам или активностям.

 

Иногда в книге PECS, которая есть у ребенка, можно найти карточки «заниматься», «клеить», «считать», «зарядка», фотографии членов семьи, а также карточки «дом», «автобус» и т.д. Скорее всего, данные изображения попали в книгу PECS по ошибке – это карточки из расписания.

Трудно представить себе, что ребенок будет просить все

вышеперечисленное. К тому же программа предполагает, что, обратившись при помощи карточки к партнеру по коммуникации, ребенок немедленно получает желаемое. Тогда, получив от него карточку «дом», нужно будет немедленно отправлять ребенка домой, что вряд ли возможно.

 

Что делать? В первую очередь стоит понять, какие из карточек, которые есть в книге ребенка, имеют отношение к его словам, а какие – к словам из его расписания. Слова (карточки) из расписания должны перейти из книги PECS в расписание.

 

Стоит также провести повторную оценку предпочтений, чтобы убедиться, что в «словаре» ребенка именно то, что ему нужно.

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ

Авторы: Т.Ю. Морозова, С.В. Довбня

 

Многих родителей детей с особыми потребностями волнует вопрос развития речи. Родители готовы сделать все, чтобы ребенок наконец-то заговорил: обращаются к разным специалистам, ищут «правильного врача», «хорошего логопеда». В этом разделе мы поговорим о том, как способствовать развитию коммуникации, речи и языка. Для начала попробуем разобраться с понятиями «коммуникация», «язык» и «речь».

 

Коммуникация – передача сообщения от одного человека к другому. Коммуникация может быть как вербальной (речь, написанные слова), так и невербальной (взгляд, положение тела, простые жесты). Коммуникация – это поведение (форма которого определяется обществом), направленное на другого человека, который в свою очередь обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение.

 

Язык – это знаковая система, которая необходима для коммуникации и осуществления функций мышления. Язык служит коммуникации, это главный официальный и социально признанный из всех видов коммуникативного поведения.

 

Язык каждого человека включает экспрессивные и рецептивные навыки.

 

Экспрессивный язык – тот, с помощью которого человек что-либо выражает, сообщает. Это позволяет сообщить окружающим о чувствах, желаниях и потребностях. Большинство из нас думает, что экспрессивный язык — это и есть устная речь, но в понятие языка также включены словарный запас, умение строить фразы и использовать грамматически правильные выражения.

 

Рецептивный язык – то, что обеспечивает понимание сказанного или написанного другими. У многих детей навыки рецептивного языка развиваются раньше и опережают развитие экспрессивного языка. Младенцы и маленькие дети начинают понимать других людей раньше, чем использовать жесты и слова. Важно понимать, что недостаток развития экспрессивного языка не означает, что у человека отсутствуют навыки рецептивного языка.

 

Речь – это одна из форм общения посредством языковых конструкций. Это основной способ самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

 

В современном обществе речь является наиболее распространенным и предпочтительным средством общения. Однако даже те из нас, кто умеют разговаривать, используют и другие формы коммуникации, чтобы усилить впечатление, производимое словами: выражение лица, положение тела, интонации и тон голоса. Жесты могут быть формализованы и объединены в язык жестов. Более того, мы используем письменные формы для того, чтобы читать и писать, а также понимаем огромное количество визуальных знаков и сигналов окружающей среды (огни светофоров, дорожную разметку, стрелки, указатели и т.д.). Таким образом, если ребенок не пользуется речью, мы можем выбрать различные подходы к обучению в зависимости от того, какому типу коммуникации мы собираемся его обучать.

 

Причины, по которым ребенок не пользуется речью, могут быть самыми разными:

  • нарушения слуха;
  • трудности артикуляции (например, детям со спастической или гиперкинетической формой церебрального паралича может быть очень сложно четко произносить звуки);
  • трудности с коммуникацией (как это часто бывает у детей с РАС);
  • особенности строения речевого аппарата;
  • трудности с пониманием.

 

Понимание особенностей ребенка может помочь в подборе наиболее подходящего способа развития коммуникации, речи и языка. Для этого необходимо проведение тщательной оценки коммуникации, речи и языка.

 

В ряде случаев детям, у которых есть выраженные трудности с использованием речи, предлагаются средства альтернативной или дополнительной / аугментативной коммуникации.

 

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

 

Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация – это термин, который включает методы, используемые людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи.

 

В основе АДК лежит идея, что знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна, то есть информация может передаваться и поступать по различным каналам. Она требует поддержки со стороны окружения.

 

Исследования показывают, что использование АДК:

  • помогает справляться с нежелательным поведением (крики, проявления агрессии или самоагрессии);
  • способствует развитию желания общаться;
  • способствует развитию речи;
  • повышает качество жизни ребенка и его близких.

 

«Работа по развитию коммуникации должна стать приоритетом в программе помощи ребенку с РАС»

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.