Социалистическое отношение к идеологии: — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Социалистическое отношение к идеологии:

2021-10-05 20
Социалистическое отношение к идеологии: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социалистическое отношение к идеологии:

1. Социализм видит в идеологиях комплекс идей, отражающих взаимоотношения между классами.

2. Идеологии порождают ложное видение мира и способствуют политической апатии угнетенных классов.

3. Ортодоксальный марксизм выработал нейтральную концепцию идеологии, как комплекс ценности любого общественного класса (марксизм-ленинизм)

Социалистические идеи стары, как мир. Но как современная идеология, социализм родился третьим. Консерватизм родился как реакция на либерализм. Социализм – как критика победившего в этой схватке либерализма. Базовые принципы социализма:

1) Коллективизм

2) Кооперация

3) Равенство

4) Классовый подход к политике

5) Общественная собственность

Коллективизм:

В этом базовом принципе, социализм – последовательный противник либерализма. Природа человека производна от общества, а не задана индивидуальна. Потому по своей природе, человек – существо социальное, а потому он способен на коллективные действия. Люди как коллектив способны ориентироваться на общие цели. Эти общие цели качественно другие, чем сумма индивидуальных интересов. Коллективизм предполагает, что человеческая природа пластична. Она может меняться. Больное общество уродует саму человеческую природу – коллективистский гуманизм. Всем людям присущ дух товарищества и братства.

 

Социалистическая трактовка природы человека:

1) Природа человека социальна, его поведение больше формируется воспитанием, чем индивидуальными качествами

2) Особую роль играет преобразующая трудовая деятельность

3) Склонность людей к кооперации, общению и коллективному мышлению, делает идеальное общество достижимым.

Кооперация:

Кооперация – естественное поведение людей. Отсутствие кооперации порождает худшие качества человека, которые являются искусственными: Эгоизм, недоверие и несправедливость. Это привнесённые качества. Их нет в кооперативной сущности человека. Кооперация имеет как моральное, так и экономическое значение. Моральное значение кооперации в том, что оно порождает и поддерживает доверие. Экономическое значение кооперации в том, что она порождает эффективность и способствует её развитию. Социализм критикует капитализм, потому что он использует кооперацию в частных, эгоистических целях.

Равенство:

Равенство – ключевая ценность социализма. Именно социализм придерживается принципа эгалитаризма – вера в социальное равенство, которое есть равенство условий и результатов.

Три аргумента в пользу социального равенства:

1) Без социального равенства не может быть справедливости.

2) Социальное равенство поддерживает коллективизм и кооперацию.

3) Без социального равенства невозможно полноценного развития личности

С точки зрения последовательного либерализма, базовые человеческие потребности должны удовлетворяться всеобщим образом.

Социалистическое понимание равенства:

1) Фундаментальная ценность социализма.

2) Кроме того, оно может быть относительным (у социал-демократов) или абсолютным (у коммунистов).

3) Социальное равенство является основой справедливости и условием позитивной свободы.

 

Классовый подход к политике

Классовое видение жизни сквозь призму соц противоречий наиболее глубокое понимание общества и политики для социалистов. Ключ акторы политики - классы а не индивиды. Классы возникают на основе общей эк деятельности. Отношение к разным классам у социалистов не одинаково. Социализм возник как защитник интересов рабочего класса (пролетариата) - класса наемных работников, которые получают доход продавая свою раб силу и производя при этом мат ценности. Этому классу противостоит буржуазия - тот класс, который покупает раб силу. Социализм защищает интересы рабочих и борется с буружазией.

Способы защиты пролетариата:

· сотрудничество с буржуазии (социальные демократы)

· диктатуры пролетариата (ортодоксальный коммунизм).

 

Социалистическое понимание общества:

1.Общество понимается в терминах классового неравенства, которое порождает господствующих и угнетенных.

2. Экономические имущественные различия между классами в конечном счете сильнее других социальных различий.

3. Марксизм: любое общество характеризуется классовой борьбой, которая исчезнет только в бесклассовом коммунистическом обществе.

4. Общественная собственность. Собственность как произведенное благо (а не конкретные вещи). Поэтому частная собственность как произведенный капитал несправедлива изначально, по факту своего существования, т.к. капитал создается только коллективно, капитал не может создаваться индивидуально. => произведенная таким образом коллективная собственность должна быть в коллективном владении. Частная собственность самим фактом своего существования ведет к моральному разложению. Поэтому национализация экономики долгое время была базовой ценностью социализма. Капитал - результат отчуждения труда, который не может быть отчужден, это часть человеческой сущности.

 

 

ПРУДОНИЗМ

Жозеф Прудон: крупная капиталистическая собственность – это кража. Коммунизм, как отрицание частной собственности Прудон отрицал. В этом его принципиальное разногласие с Карлом Марксом. За это Маркс критиковал очень сильно Прудона.

Прудон отрицал необходимость уничтожения ВСЕЙ частной собственности, но не крупной.

В качестве альтернативы крупной собственности и коммунизму Прудон предложил личное владение мелкую личную собственность, не связанную с эксплуатацией чужого. По логике Прудона, это – главное ограничение. Всё, что вы получаете непосредственно своим трудом, всегда ограничено в своём объё ме. Прудон хотел использовать экономические реформы в сфере обращения. За это его тоже критиковал Маркс (мол, в сфере производства, а не обращения). Реформы предполагали безденежный обмен товаров и беспроцентный кредит в товарном эквиваленте. До 20-го века церковь отрицала кредиты, кстати.

По мнению Прудона, осуществление этих реформ дало возможность превратить всех трудящихся в самостоятельных производителей, при этом средства производства останутся в их личной собственности. Эти производители будут обмениваться товарами и услугами на основе взаимопомощи. Именно в этом превращении всех трудящихся в самостоятельных производителей Прудон видел осуществление социальной революции. Прудон считал, что в основе этой мирной революции будет лежать сотрудничество пролетариата и почти всей буржуазии. Против будет только КРУПНАЯ буржуазия, которая в ничтожном меньшинстве, но контролирует основные капиталы. Мелкая и средняя буржуазия от этого тоже страдает, потому что капитал обладает свойством концентрацией сам по себе.

Какое-то время Прудон считал, что это экономические реформы будут сопровождаться отказом от политической борьбы и уничтожением государства.

Долгое время Прудон был классиком анархизма, но об этом позже.

Решение общественных противоречий возможно лишь как уравновешивание действующих в обществе социальных сил. Прудон подходил к противоречиям не диалектически, в отличие от Маркса. Прудон считал, что главное – моральное совершенствование людей – изменятся люди, изменится и мир вокруг них. В ходе совершенствования Прудон предложил, что женщины откажутся от работы в промышленности и политической жизни.

Он в завуалированном виде оправдывал мужскую эксплуатацию женского труда. В последние годы своей жизни Прудон отказался от анархических идей и ликвидации государства. И выступил с идеей федеративного переустройства государства, предлагая разделить централизованное федеральное государство на федерацию самоуправляющихся коммун. В этой связи Прудон был принципиальным противником нац-осв. движений. Восстание парижан привело к появлению Парижской коммуне.

Социалистическое отношение к нации:

1) Нации – ложное деление человеческого общества.

2) Это разделение появилось вследствие социальной несправедливости и защиты классового неравенства.

3) Все политические и общественные движения должны иметь интернациональные, а не национальные черты (Марксизм)

Именно Марксизм сформулировал наиболее глубокое

Социалистическое отношение к истории:

  1. Неизбежность исторического прогресса.
  2. Марксизм считает классовую борьбу движущей силой истории, а бесклассовое социалистическое общество – закономерным, конечным пунктом истории классового общества.

Марксизм вступил в жесткую конфронтацию с социал-реформизмом.

Социал-реформизм (суть):

Это возможность постепенной интеграции рабочего класса в капиталистическое общество без социалистической революции. Раскол стал абсолютно очевиден после 1917 года. Именно после него Марксисты и Социал-реформисты стали сильно враждовать.

После 1917 года социал-реформизм пошёл по пути интеграции социальной справедливости и усиления государственного регулирования конституционными способами: выборы, проведение широкой социальной политики и национализация ключевых отраслей экономики законными способами.

Часть Марксистов также перешли на социал-реформистские позиции – ревизионисты. Подвергнули Марксизм ревизии. Поэтому основателем социал-реформизма считается главный идеолог ревизионизма. Это Эдуард Бернштейн.

Уровень жизни рабочих реально повышается, введено избирательное право, переход к социализму не требует перелома ВСЕГО общества. Переход к социализму возможен эволюционным путём. Бернштейн отрицал революционную тактику Марксизма, но не его стратегическую цель.

Цель: обобществление производства преодоление эксплуататорской сущности капитализма. Путь к социализму в трансформации самого капитализма.

Нужно было искусственно ввести два принципа в капиталистическую экономику:

1) Социальная справедливость (законодательное уменьшение длительности рабочего дня, законодательное увеличение заработной платы, утверждение социальной гарантии). Это без искусственного вмешательства невозможно, ведь рыночек не терпит таких дорогих транзакций.

2) Солидарность. Развитие кооперативного движения и законодательное утверждение профсоюзов.

Гарантией отката этой модели должна быть незыблемость демократии и избирательного права. Бернштейн выступил против диктатуры пролетариата – всеобщая демократия лучше диктатуры пролетариата. Диктатура пролетариата – это миф. В реальности её быть не может. Диктатура пролетариата в реальности – диктатура ОТ имени пролетариата.

Социалистическое отношение к идеологии:

1. Социализм видит в идеологиях комплекс идей, отражающих взаимоотношения между классами.

2. Идеологии порождают ложное видение мира и способствуют политической апатии угнетенных классов.

3. Ортодоксальный марксизм выработал нейтральную концепцию идеологии, как комплекс ценности любого общественного класса (марксизм-ленинизм)

Социалистические идеи стары, как мир. Но как современная идеология, социализм родился третьим. Консерватизм родился как реакция на либерализм. Социализм – как критика победившего в этой схватке либерализма. Базовые принципы социализма:

1) Коллективизм

2) Кооперация

3) Равенство

4) Классовый подход к политике

5) Общественная собственность

Коллективизм:

В этом базовом принципе, социализм – последовательный противник либерализма. Природа человека производна от общества, а не задана индивидуальна. Потому по своей природе, человек – существо социальное, а потому он способен на коллективные действия. Люди как коллектив способны ориентироваться на общие цели. Эти общие цели качественно другие, чем сумма индивидуальных интересов. Коллективизм предполагает, что человеческая природа пластична. Она может меняться. Больное общество уродует саму человеческую природу – коллективистский гуманизм. Всем людям присущ дух товарищества и братства.

 

Социалистическая трактовка природы человека:

1) Природа человека социальна, его поведение больше формируется воспитанием, чем индивидуальными качествами

2) Особую роль играет преобразующая трудовая деятельность

3) Склонность людей к кооперации, общению и коллективному мышлению, делает идеальное общество достижимым.

Кооперация:

Кооперация – естественное поведение людей. Отсутствие кооперации порождает худшие качества человека, которые являются искусственными: Эгоизм, недоверие и несправедливость. Это привнесённые качества. Их нет в кооперативной сущности человека. Кооперация имеет как моральное, так и экономическое значение. Моральное значение кооперации в том, что оно порождает и поддерживает доверие. Экономическое значение кооперации в том, что она порождает эффективность и способствует её развитию. Социализм критикует капитализм, потому что он использует кооперацию в частных, эгоистических целях.

Равенство:

Равенство – ключевая ценность социализма. Именно социализм придерживается принципа эгалитаризма – вера в социальное равенство, которое есть равенство условий и результатов.

Три аргумента в пользу социального равенства:

1) Без социального равенства не может быть справедливости.

2) Социальное равенство поддерживает коллективизм и кооперацию.

3) Без социального равенства невозможно полноценного развития личности

С точки зрения последовательного либерализма, базовые человеческие потребности должны удовлетворяться всеобщим образом.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.