Главной особенностью нетрадиционной формы урока является доступность темы и возможность ее варьирования. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Главной особенностью нетрадиционной формы урока является доступность темы и возможность ее варьирования.

2022-07-03 49
Главной особенностью нетрадиционной формы урока является доступность темы и возможность ее варьирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый тип урока предполагает свою структуру, но, несомненно, что существуют «общие» структурные элементы. Это:

Сообщение темы, цели и задач урока.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ознакомление учащихся с инструкцией.

Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.

Выполнение работы учащимися под руководством учителя.

Тем не менее, выбирая данный тип урока, необходимо помнить:

1. нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;

2. не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;

3. данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;

4. все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы

Функции заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.):

- Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками (В. Шаталов.);

- Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить однородный материал нескольких предметов;

- Театрализированные уроки, которые проводят в пределах учебной программы, отведенного учебным планом времени и согласно установленному расписанию;

- Сугестопедические уроки, которые ещё не приобрели широкого распространения, поскольку механизм действия подсознания пока еще технологически не разработан относительно педагогики и отдельных методик;

- Уроки с разновозрастным составом учеников, что предусматривает передачу блоками материала, что по программе изучается в разных классах. [12, с. 456-457]

Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):

1. Урок - деловая игра.

2. Урок - пресс конференция.

3. Урок - соревнование.

4. Урок - консилиум.

5. Урок - зачет.

6. Урок - КВН.

7. Урок - суд.

8. Урок - аукцион.

9. Урок - экскурсия.

10. Урок - семинар.

11. Урок - театральное представление.

12. Урок-консультация.

13. Урок - блок-схема.

14. Урок-лекция. [11, с. 127]

Легко заметить, что в ряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы. Количество нетрадиционных уроков занимает спорную позицию среди методистов: одни склоняются к тому, что такие уроки должны присутствовать в учебной программе лишь изредка; другие пытаются построить всю образовательную программу на уроках подобного типа. Это полюсные точки зрения, но, бесспорно, нетрадиционные уроки являются одним из видов уроков, они – требование времени, и отказаться от них невозможно.

 

Характеристика нетрадиционных уроков базовой системы.

Урок-лекция.

Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала используются вводные, установочные, текущие и обзорные лекции.

По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т. д. Структура данного урока определяется выбором темы и цели.

Приведём возможный вариант структуры урока – лекции:

- создания проблемной ситуации при постановке темы, цели и задачи лекции;

- ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;

- выделение опорных знаний и умений их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;

- воспроизведения учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок – конспектам, опорным конспектам и т.д.;

- применение полученных знаний;

- обобщение и систематизация изученного материала;

- формирования домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня задания из учебника.

Урок-семинар.

Данные уроки характеризуются двумя взаимосвязанными признаками:

- самостоятельным изучением учащимися программного материала.

- обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности.

На семинарах ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.

Семинар проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учётом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, готовит памятки.

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, даёт другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развёрнутой беседы, сообщений, комментированного чтения первоисточников, докладов, рефератов и т.д. затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и даёт оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное в выступлениях ребят, анализирует содержания, форму выступления учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Проведение семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применение.

Урок-зачёт.

Это одна из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определённом этапе обучения.

Положительная отметка выставляется в случае, если ученик справился с заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по определённой теме. Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачёт, то его принято называть открытым, в противном случае – закрытым. При необходимости учитель готовит консультантов из числа сильных учащихся.

В качестве примера рассмотрим возможные основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачёта. Такой зачёт проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к её изложению, учитель сообщает о предстоящем зачёте, его содержании, особенностях организации и сроках сдачи. Для проведения зачёта из числа наиболее подготовленных учащихся отбираются консультанты. Они помогают распределить учащихся по группам в 3 – 5 человек, готовят учётные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнения учениками каждого задания и итоговые отметки за зачёт. Задания готовятся двух видов:

- основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся;

- дополнительные, выполнение которых вместе с основными необходимо для получения хорошей или отличной отметки.

Каждому ученику, кроме консультантов, готовятся индивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачёта, как правило, на спаренном уроке, ученики получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время учитель проводит собеседование с консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, а затем ещё раз разъясняет методику проверку заданий, в особенности основных.

На следующем этапе урока консультанты приступают к проверке выполнения заданий в своих группах, а учитель выборочно из разных групп проверяет в первую очередь работы учащихся, справившихся с основными и приступивших к выполнению дополнительных заданий.

В заключительной части урока завершается оценка выполнения каждого задания выставлением отметок в учётные карточки. Собрав учётные карточки групп, учитель на основе выставленных отметок выводит итоговую отметку каждому ученику и подводит общие итоги зачёта.

Урок-практикум.

Специальная задача уроков данного типа – практическая направленность. Основными формами являются практические (конструктивные) и лабораторные (экспериментальные) работы. Основным способом организации деятельности учащихся на данных практикумах является групповая работа. Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определённым правилам последовательно определяет действия учеников.

Можно предложить следующую структуру уроков – практикумов:

- сообщение темы, цели и задачи практикума;

- актуализация опорных знаний и умений учащихся;

- мотивация учебной деятельности учащихся;

- ознакомление учеников с инструкцией;

- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

- составление отчётов (групповых или индивидуальных);

- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы;

Эту структуру практикума можно изменить в зависимости от содержания работы, подготовка учащихся и наличия оборудования.

Урок-экскурсия.

Форма проведения весьма многообразна это и пресс-конференция, исторические экскурсии по изучаемому предмету с применением карт, фотографий, различных схем, видео- и аудио - материала и т. д.

Тем не менее, структурные элементы различных видов уроков – экскурсий является в достаточной степени определенными. Например, тематический урок – экскурсия может иметь следующую структуру:

- сообщение темы, цели и задачи урока;

- актуализация опорных знаний учащихся;

- восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное опознавание заложенной в них информации;

- обобщение и систематизация знаний;

- подведение итогов урока и сообщение учащимся индивидуальных заданий.

Очень часто мы с ребятами путешествуем по произведениям и творческому пути писателей, по историческим эпохам и местам, по темам и разделам.

Урок-дискуссия.

Основу данных уроков составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений. На этапе подготовки урока-дискуссии учитель должен чётко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути её решения. Обязательным является вопрос культуры дискуссии, то есть ученики перед началом работы вырабатывают правила, которых должен придерживаться каждый. В завершении работы обязателен итог, можно поставить новые вопросы, которые натолкнут ребят на новые раздумья.

Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

- вступая в дискуссию, необходимо предоставлять предмет спора;

- в споре не допускать тона превосходства;

- грамотно и чётко ставить вопросы;

- формулировать главные выводы.

Момент окончания дискуссии следует выбирать так, чтобы избежать повторения уже сказанного, ибо это отрицательно влияет на подержания интереса учащихся к рассматриваемым на уроке проблемам. Завершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги. Здесь следует оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умение использовать приёмы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссии. На этом этапе учащиеся получают за дискуссию отметки, которые не надо снижать за то, что ученик отстаивал не верную точку зрения.

На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий учащихся.

Следует отметить, что дискуссия является также одним из основных структурных компонентов уроков в форме диспута, конференции, суда, заседания учёного совета и т.д.

8 .Урок-соревнование.

Его основу составляют состязания команд при ответах на вопросы и выполнения чередующихся заданий, предложенных учителем.

Форма проведения таких уроков самая различная. Это соревнования, построенные по сюжетам известных игр: «Брейн-ринг», «Счастливый случай» «Звёздный час», «Поле Чудес» и т. д.

В организации и проведении таких уроков выделяют три основных этапа:

-подготовительный,

-игровой,

-подведение итогов.

Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета соревнований.

Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний.

Урок-игра.

Можно в данном случае выделить следующие виды игр:

-дидактическая игра (наличие чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, это структурный элемент урока),

-деловая игра (на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.)

-ролевая игра (характеризуется целенаправленными действиями учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями).

многим учащимся на уроках нравится участвовать в игре, организованной учителем. Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Почему же? Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

ПРИМЕР игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды).

Вообще все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (а также сканворды и чайнворды), шарады, загадки, метаграммы, анаграммы и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители».

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

1-й этап. Проверка домашнего задания.

Не секрет, что обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся над индивидуальными заданиями у доски или за партой, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель не спросил. Чтобы преодолеть унылую традицию, на этом этапе можно ввести элемент игры.

Надо учитывать, на каком этапе проводится игра. Проверка домашнего задания – это этап контроля, который должен сопровождаться оценкой.

2-й этап. Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры.

3–4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.

При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес.

В каждом классе в начале года повторение материала можно проводить в виде игры, рассчитанной на целый урок. В 8–9-х классах игры должны быть творческими, с заданиями, близкими к олимпиадным. Они могут проводиться по типу телевизионных «Что? Где? Когда?» и др.

К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство, игры по типу телевизионных. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель ставится (и достигается) подспудно.

 

2.2. Методические основы использования нетрадиционных уроков как средства развития творческих способностей.

 

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Нестандартные приемы на уроках позволяют сделать историю более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Для учащихся нетрадиционный урок – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка.

Цель нестандартных приемов – оживить скучное, заинтересовать учеников, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся и класс становится творческой лабораторией. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом. [2, с. 18].

Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению предмета.

Урок-загадка таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. На таких уроках используются кроссворды как средство проверки эрудиции учащихся, а также для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов нужно подбирать с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Тематические кроссворды используются как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.

Немаловажная роль в развитии творческих способностей учащихся отводится играм на уроках – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательская деятельность, при которой они ставятся в ситуацию, когда самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, повышает познавательную активность и интеллектуальный потенциал личности ученика, развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся.

В работе можно использовать такие виды исследовательской деятельности:

– проблемно - реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

– экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

– проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Кружки, факультативы, спецкурсы вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию кругозора, привитию навыков самостоятельной работы. Их дополняют мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Это вечера, викторины, различные дидактические игры: «Что? Где? Когда?», КВН и другие. [1, с. 12].

Таким образом, нестандартные уроки истории позволяют не только развивать психические процессы: логическое мышление, внимание, анализ, синтез, интерес, настойчивость, трудолюбие младших школьников, но и способствуют развитию творческих способностей. Учителю необходимо методически правильно организовывать и систематически включать нетрадиционные уроки в общеобразовательный процесс.

Вывод по 2 главе

Нетрадиционные уроки развивают умение сравнивать, анализировать, способность видеть проблему, высокие эстетические ценности, развиваются гибкость, законченность, то есть дивергентный способ мышления, формируют у учащихся понимание представленной информации, помогают закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания, способствуют развитию творческих способностей. Учителю необходимо методически правильно организовывать и систематически включать нетрадиционные уроки в образовательный процесс.

Заключение.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Пробуждение любознательности, воспитание и развитие познавательных интересов и потребности в самообразовании — сложная проблема и важнейшая задача школы, с особенной очевидностью встающая в настоящее время. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. В связи с этим возникает актуальность в разработках проведения нетрадиционных форм для современной школы. Изученная литература, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить что изученный в процессе творческой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Методологический анализ проблемы позволил нам более четко сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достижении цели исследования. В аспекте достижения цели нам удалось подтвердить гипотезу исследования: изучение нового материала на уроках будет более эффективным, если: в учебном процессе использовать игровые технологии, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний; изучение нового материала будет более эффективно при следующих условиях: учёт особенностей развития учащихся; мотивация обучения; целенаправленное и систематическое применение различных видов игровых технологий. Был решен комплекс задач, вытекающих из цели. А именно: 1. Проведен теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по вопросу. 2. Рассмотрены понятия «урок», «форма обучения», «творческая деятельность» и др. 3. Проанализирована эффективность нестандартных уроков как средства развития творческой деятельности учащихся.

Анализ литературы, проведенный мной, показал, что многолетний опыт подсказывает, что оправдано и эффективно на самом начальном этапе преподавания использование нестандартных уроков, что как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает интерес к предмету. Ведь очень важно в начале преподавания нового предмета, а особенно такого трудного как обществознание и такого насыщенного, на мой взгляд, сложным научным содержанием, - истории заинтересовать предметом, научить посещать этот урок с жаждой получить новые знания, вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто «любить» предмет.

Учителя же могут использовать такие уроки при подготовке открытых уроков, внеклассных мероприятий, они подтолкнут к поиску новых оригинальных форм и методов обучения. Такие новые формы работы позволяют реализовать все ведущие функции обучения: воспитательную, образовательную и развивающую на основе идеи педагогики сотрудничества, когда учитель не просто с предметом идет к детям, а с детьми к предмету.

Также из анализа литературы можно сделать вывод, что мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в демократизации школы, а другие напротив считают опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьёзно трудиться.

На мой взгляд, практиковать такие уроки следует всем учителям, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени учителя при подготовке качественного нестандартного урока.

Список использованной литературы:

1. Бабкина, Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Начальная школа. – 1998. – №4. – С. 12-19.

2. Богданов, О.Ю. Нетрадиционные приемы как средство развития творческих способностей / О.Ю. Богданов // Психологическое обозрение. – 1996. – №2 (3). – С. 18-26.

3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. – М.: Академия, 2016. – 144 с.

4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО. – 2003. – 512 с.

5. Губанова, О.В. Творческая деятельность младших школьников / О.В. Губанова // Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 38-47.

6. Истомина, Н.Б. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 1996. – №12. – С. 45-56.

7. Комарова, Т.С. Творчество / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1997. – 476 с.

8. Кукушкин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие.- Москва: ИЦК «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2003.- 368с.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- 4-е., перераб. И доп.- М.:Юрайт –М, 2001.- 607с.

10. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. – М.: Академия, 2013. – 155 с.

11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 1999.Кн 1: Общие основы. Процесс обучения.- 575 с.

12. Фицула М. М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – К: Издательский центр «Академия», 2002. – 528 с.

13. Харламов М. Ф. Педагогика: Учеб. – 6-е изд. – Мн.: Университэцкаэ, 2000. – 560 с.

14. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- 4-е, перераб. И доп.- М.:Юрайт –М, 2001.- 607с.

15. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.