Бог как Творец и Промыслитель. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Бог как Творец и Промыслитель.

2022-07-03 25
Бог как Творец и Промыслитель. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подробно: БОГ КАК ТВОРЕЦ

1.  Бог сотворил мир «из ничего» (ex nihil) - до сотворения существовал только Бог, Он Сам для себя был местом, в котором Он жил (св. Феофил Антиохийский, 2-й в.). Не было со- вечного Богу мира, не было ни материи, ни времени, ни пространства, они сотворены вместе с миром. Это подтверждается неканоническим текстом: «Все сотворил Бог из ничего» (2Мак 7), но есть полный consensus patrum по этому вопросу.

2.  Вся Троица творила мир - «Словом Господним небеса утвердишося и Духом уст Его вся сила их» (Пс 32); «В начале было Слово... и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин I) [31] , «ибо Им (Сыном) создано всё... и всё Им стоит» (Кол 1); «Дух Божий носился над водою» (Быт 1). Свт. Афанасий: «Отец творит Словом в Духе Святом».

3.  Причина и цель сотворения - Причина: 1) свобода Бога творить или нет: «Бог наш на небесй и на земли вся, елйка восхотё, сотвори» (Пс 113); 2) любовь, благость Бога «Благость не довольствовалась созерцанием Себя... но надлежало благу течь далее» (свт. Григорий Богослов). Цель - обожение и блаженство (счастье) творения, т.е. соединение с Богом и усвоение творением свойств Бога: «да будет Бог все во всем» (1 Кор 15).

4.  Вечность замысла о мире в Боге. «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян 15). Мир не вечен, но т.к. Бог не изменен и у Него не может появляться новых мыслей - замысел Бога о мире вечен в Боге. Этот замысел расположен в Логосе (Сыне Божием), Его мысли, идеи (логосы) есть сущность каждой вещи, они же поддерживают существование каждой вещи, весь мир как на каркасе висит на идеях Бога.

5.  Способ создания (как создал?) и каким получился мир. Способ создания непостижим, можно сказать: создал все по вечным идеям Своим совершенно свободно, единым мановением воли. Его мысли благи, воля блага - всё в мире было добрым, зла не было[32].

6.  Нетварное и тварное - т.к. все создано из ничего, то 1) мир бесконечно отличается от Бога, не является ни Богом, ни частью Бога, ни истечением из Бога, Бог проникает мир, но не сливается с ним (пантеизм, что мир=Бог не верен); 2) мир непрестанно поддерживается проникающим его Богом. Итак, только Бог - нетварен, остальное (ангелы, души, материальный мир) -тварно: «Все удалено от Бога не местом, но природою» (св. Иоанн Дамаскин).

7.  Шестоднев (Hexameron) - не является догматом то или иное толкование Шестоднева. Дни творения считают реальными большинство Отцов (Феофил Антиохийский, Василий В, Григорий Нисский). Филон, Ориген толкуют иначе - все создано мгновенно, Дни лишь символы. У Климента Александр и свт. Григорий Нисского среднее мнение: 1) Бог мгновенно создает весь мир как смесь сил (Всемогуществу не нужен Шестоднев). 2) Далее за Шесть Дней смесь сил порождает все вещи согласно вложенному Богом закону (гласу Божию).  А сколько длились дни – не догмат.

 

Кратко: Бог как Творец

Бог создал мир «из ничего», т.е. «ничто не совечно Богу», сотворил не во времени, а вместе со временем. Причины сотворения: 1) абсолютная свобода Бога творить или нет, 2) любовь (благость) Бога, любви не свойственно замыкаться, но свойственно дарить Себя. Цель: блаженство творений, дарение благ, особенно обожения творениям. Замысел Бога о мире вечен в Боге (идеи Бога о мире – логосы, это разновидность вечных свойств-энергий Бога). «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян 15.18). Вся Троица участвовала в творении: «Отец творит Словом в Духе Святом» (Св. Афанасий). Бог – нетварное, все остальное – тварное, несоизмеримо с Богом, иноприродно Ему, и слияние невозможно. Но Бог присутствует во всем не сливаясь и все существует только из-за неприрывного участия в Его бытии (энергиях). Бог не сотворил зла, все творение – благо, зло – не сущность, а лишь неправильное состояние благой природы. Все «хорошо весьма», т.е. соответствует целям Творца, но еще не лучший из миров, т.к. должен возрастать в совершенстве. Тварный мир: невидимый (духовный) – Ангелы, души (не совечны Богу, из ничего); видимый мир – материальный (не совечен Богу, из ничего).

 

Подробно: Бог как Промыслитель

1. Творение-Промысел-Суд. Учение о Троице («теология»), дополняется учением об отношении Бога к миру («икономией»), что в Церковном Предании разделяется (Св. Ириней, «Апостольские постановления») на Творение, Промысел (в частности, Искупление и Освящение) и Суд. Таковы и разделы догматического богословия.

2. Определение. Промысел Божий («провидение» - лат.) – это непрерывное действие Бога на (1) все творение и (2) каждую его часть, а) сохраняющее творение, б) помогающее добру и попускающее зло; в) ведущее творение к благой цели и даже зло – к добрым последствиям.

3. Действия промысла. Содержащиеся в определении три действия Промысла Божия есть единое действие (энергия) Бога. Св. Троица Существом пребывает во всем и вне всего и пронизывает всю тварь Своими логосами, определяющими бытие (природу), движение и цель всякой вещи: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим 11:36). Итак, Промысел 1) сохраняет творение в бытии всё в целом и каждое создание в частности. О Христе: «Он есть прежде всего и все Им стоит» (Кол 1.17). 2) управляет творением т.е. всё и каждое творение движет к благим целям (одухотворению, обожению), зло (недостаток добра) исправляет и направляет к благим последствиям. «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан 2.21). 3) содействует (помогает) творению как силам природы, так и, особенно, разумным существам в добре (синергия): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор 12.6). Зло, Господь лишь попускает, т.к. не хочет лишить разумные существа дара свободы. «И предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (Рим 1.24).

4. Виды Промысла: общий и частный. Впервые термин «промысел Божий» употребляет Платон (хотя намечается у досократиков и у Сократа против софистов) и уже у него боги заботятся и о частном, а не только общем. В Церкви Св. Иустин Философ и яснее Афинагор отмечают эти два вида Промысла: «Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждый порознь по своей природе и по своему назначению» (О воскресении 18)[33]. Итак, 1) общий Промысел объемлет весь мир вообще, также роды и виды существ; 2) частный Промысел: простирается на каждый индивид и вещь, какими бы малыми они не казались (о каждом атоме, например).

5. Способы Промысла: естественный через силы и законы природы и общества (плодородие, засухи, болезни, начальство) и сверхъестественный через чудеса, сюда же относится Домостроительство спасения: Воплощение и Победа Христа.

6. Участие всей Св. Троицы в Промысле. Св.Троица едина по Существу и энергии Существа, значит энергия Промысла едина и принадлежит Каждому из Трех. Об этом св. Отцы учат: «Отец все делает чрез Сына в Духе Святом» (Свв. Афанасий В., Василий В., Кирилл Алекс.) на основе «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим 11:36). Св. Писание: Об Отце и Сыне: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю» (Ин 5.17); о Сыне: «Он есть прежде всего и все Им стоит» (Кол 1.17), «Сей будучи сияние славы и образ испостаси Его и держа все словом силы Своей… воссел одесную величия на высоте» (Евр 1.3). О Св. Духе: «послеши Духа Твоего и созиждутся и обновиши лице земли» (Пс 103).

7. Промысел, свобода и зло. Промысел не нарушает свободы нравственного выбора разумных существ, о чем уже Платон, Аристотель, и на основе Писания все Отцы от Св. Иустина, у него впервые термин «выбор», у его ученика Татиана впервые: «свобода выбора». Без свободы Суд Божий несправедлив. Итак, Бог не виновник зла (теодицея – оправдание Бога), зло нравственное – это свободный выбор творений, попускаемое и направляемое Богом ко благу. А зло физическое (смерть, болезни, бури, хищники) есть собственно не зло, относительно целого оно добром оказывается (хищники – санитары природы), и оно во многом следствие греха Адама «проклята земля за тебя» (Быт 3.17) и «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим 8.20) (Св. Феофил Антиохийский: звери одичали из-за греха людей. К Автолику 2.17).

8. Предведение и предопределение. Свв.Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин: Предвидя наш нравственный выбор порока или добродетели (зависящее от нас), Бог предопределил обстоятельства нашей жизни (не зависящее от нас, но от Бога) спасительные или судные. «Не зависит от нас ни болезнь, ни здоровье, но производящие их причины зависят от нас, например, невоздержание – причина болезни, воздержание – здоровья, соблюдение заповедей – Царства, преступление их – огня вечного» (Св. Максим Исповедник). И Свв. Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина идея двух воль: Бог благоволит всем спастись («воля предшествующая»), но попускает («воля последующая») наказания либо воспитательные, либо окончательно отвергающие (и это не зависящее от нас, т.е. предопределение Божие на основе предведения нашего выбора) (Беневич 2013).

9. Познаваемость Промысла. «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55.9). Ныне Промысел лишь частично постижим (Св. Василий), после Второго Пришествия многое откроется: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор 13.12).

10. Предметы Промысла. Промысел распространяется на Ангелов (сохранение, содействие), и через них промышляет о людях [34], народах, стихиях природы (след.лекция), злым ангелам попускает деятельность, управляет вещественным миром с абсолютной властью «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5.45). Промысел и напрямую действует на людей: о народах (Пс 21.29), о каждом человеке отдельно: «не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10.29,30); особенно о праведных « не дáстъ въ вѣ́къ молвы́ прáведнику» (Пс 54.23). Нередко у праведных скорби (для их возрастания), а у грешников радости (для их обращения: Закхей), что неизбежно по свободе воли окружающих людей: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим 3.12).

11. Ложные учения. 1) Отрицание Промысла Божия (Эпикур, софисты). 2) Учения о судьбе (фатуме) (стоики), пантеизм (все – это Бог), об абсолютном предопределении (крайний августинизм, кальвинисты, мусульмане) уничтожают свободу человека. 3) Учение о независимом от Бога втором начале (пассивно сопротивляющейся материи - платоники, или злом «боге» - иранцы, гностики, манихеи) ограничивают или уничтожают Промысел Божий. 4) Учение об абсолютной свободе тварей (аристотелики, пелагиане, материализм) искажают истину, т.к. не все зависит от нас и необходимо содействие Бога. 5) Деизм: отстраненность Творца, не вмешивающегося в бытие мира. 6) Учение о том, что о людях промышляют низшие боги, что это как бы недостойно высшего Бога (Творца) (Платон), и сходное учение о том, что Бог заботится лишь о целом, но не о частном.

Кратко: Бог как Промыслитель

Учение о Троице в Себе Самой - теология, учение о отношении Троицы к миру - икономия, икономия разделяется: ТворениеПромыселИскупление, и Освящение) – Суд. Промыселдействие Бога на все творение 1) сохраняющее, 2) помогающее добру и попускающее зло, 3) ведущее все ко благу и даже зло – к добрым последствиям. Т.е. действия Промысла: сохранениесодействиеуправление. Виды промысла: общий (на весь мир), частный (на каждую вещь: атом, человека). Способы Промысла: естественный (через законы природы) и сверхъестественный (чудеса). Вся Троица промышляет о творении. Зло нравственное – вина людей, не Бога, зло физическоене зло в целом (хищники – санитары леса), и есть следствие греха людей. Предведение и предопределение: предвидя наш нравственный выбор порока или добродетели (зависящее от нас), Бог предопределил обстоятельства нашей жизни (не зависящее от нас, но от Бога) спасительные или судные. Промысел непостижим до конца. Абсолютное предопределение (Августин, кальвинисты, ислам) – ложно (уничтожает свободу выбора), абсолютная свобода (пелагиане) – ложно (не все зависит от нас и нужно содействие Бога).

Ангелы и демоны.

Кратко:

Ангелология

Ангелы – 1) тварные бесплотные духи, одаренный умом, свободной волей и могуществом, 2) прославляющие Бога, 3) несущие Его волю людям и стихиям, 4) противостоя Его врагам. Созданы ранее звезд (Иов 28), т.е. до 4 Дня Шестоднева: либо до материального мира, либо вместе с ним (в первые Дни). Природа Ангелов непостижима, они духовны (т.е. личности с умом, волей, чувством, но ограниченными: не знают будущего, наших мыслей), бесплотны (непротяженны, но в сравнении с Богом грубы, лишь немногие Отцы приписывали тонкое тело, но, скорее, выше понятия телесный-бестелесный, особая природа, догматически вопрос не решен, органов чувств не имеют, в пище не нуждаются). Ограничены в пространстве (не вездесущи, а есть в одном месте, но не удерживаются стенами). Тварны, но бессмертны (начало имеют, конца нет). Не обладают неизменностью (в отличие от Бога, возрастают, частью пали). Ангелы созданы по образу = подобию Божию, как бесплотные и обоженные. По обожению сейчас выше людей, но потенциально люди выше (Бог стал человеком, не ангелом). Число их необычайно велико «безчисленные сонмы» (Златоуст), виды: сколько чинов ангелов знает один Бог, часто выделяют девять 1) Серафимы, Херувимы, Престолы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начала, Архангелы, Ангелы (в узком смысле) – это не догмат. Не размножаются, лишь Св. Григорий Нисский об ангельском размножении. Добрые ангелы содействием Бога навсегда закрепились в добре, пасть не могут: славят Бога, открывают Его волю, заботятся о народах, церквях, людях, стихиях: звездах, родниках, облаках, снеге, граде и т.д. – но в полном подчинении Богу. Молиться Ангелам можно, не обожествляя их.

Демонология

Демоны (злые духи) – ангелы по своей воле отпавшие от Бога, ставшие злыми и образовавшие враждебную Богу и добру общность, впрочем, зависимую от Бога. Сатана – главный из них, но противостоит Богу не на равных, а как падшее творение и ничтожное пред Богом, против воли своей способствующее исполнению Божия замысла. Был добрым (не открыто – высшим или из низших ангелов), по гордости и соперничеству с Богом (варианты: с Сыном Божиим, по зависти к Адаму) отпал свободно, дурным примером увлек бесчисленное множество духов (не открыто сколько, некоторые ситают – треть, Откр 12). Неизвестно долго ли были в добре или отпали сразу после своего создания. Этапы падения: 1) возможно, имели возможность покаяния «до ниспадения» либо до совращения человека, после совращения Адама сатана уже не может смыть с себя это «кровавое пятно»; 2) от падения Адама до Христа сатана имел власть над людьми; 3) Сейчас в результате подвига Христа бесы и сатана достигли окончательной злобы и отчаяния, но окончательно побеждены страданием, смертью, воскресением Христа (даже в аду посрамлен сошествием туда Христа) и «скован на 1000 лет»: от 1Пришествия Христа до 2Пришествия Христа не может вполне действовать. 4) Незадолго до 2Пришествия Христа будет освобожден на малое время и в лице антихриста сможет обольщать весь мир. Недолго его торжество и будет брошен «в озеро огненное» (Откр 19.20), вероятно, даже до Страшного Суда. Уже сейчас добрым ангелам невозможно отпасть от Бога, а падшим ангелам теперь уже невозможно покаяться. Несмотря на могущество и св-ва ангелов, Господь попускает им искушать нас не более, чем мы способны понести. Вероятно, у них есть иерархия, «начала», «власти», «мироправители тьмы века сего» (Еф 6.12, Кол 2.15) Есть два предположения: либо ангелы остались в том же чине, что и до грехопадения, либо чин определяется преуспеянием их во зле.

10. Антропология: образ и подобие. Дух, душа, тело – два подхода. Протология: Адам и Ева в Раю, свойства, состояние.

11. Антропология: происхождение душ. Преадамизм, полигения. Протология: Назначение человека. Древо жизни и познания добра и зла.

12. Амартология: грехопадение, последствия, передача потомкам.

13. Христология: Ереси Нестория и Евтихия. 3 и 4 Вселенские Соборы. Халкидонский догмат.

14. Христология: Ересь Севира. 5 Вселенский Собор. Ереси монофелитства и моноэнергизма. 6 Вселенский Собор.

15. Сотериология общая: Христос как Пророк, Священник и Царь.

16. Экклесиология. Церковь, ее образы и свойства.

17. Сакраментология (мистагогия): понятие Таинства. Число. Действительность и действенность. Основные Таинства.

18. Агиология (учение о святости) и иконопочитание (7 Вселенский Собор и дальнейшее развитие).

19. Пневматология (учение о свободе и благодати, синергия). Эсхатология частная: душа после смерти.

20. Эсхатология общая: Признаки 2-го Пришествия. Пришествие. Воскресение. Суд. Жизнь будущего века. Апокатастасис – его критика.

 


[1] Антология 1. 275. Примечание 27.

[2] Аз есмь алфа и омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе и грядый, Вседержитель» (Отк 1.18).

[3] Об этом и 1-я заповедь Моисея: «Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх 20.2-3) – основа всего ВЗ.

[4] «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39).

[5] «Велий Господь наш, и велия крепость Его: и разума Его несть числа» (Пс 146.5); «Число лет Его бесконечное» (Иов 36.26).

[6] «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5.48) «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1.5).

 

[8] «Камо пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо: Ты тамо еси, аще сниду во ад: тамо еси» (Пс 138. 7-10). «О Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян 17.28).

[9] «Въ начáлѣхъ ты́, Гóсподи, зéмлю основáлъ еси́, и дѣлá рукý твоéю сýть небесá. Тá поги́бнутъ, ты́ же пребывáеши: и вся́ я́ко ри́за обетшáютъ, и я́ко одéжду свiéши я́, и измѣня́т­ся. Ты́ же тóйжде еси́, и лѣ́та твоя́ не оскудѣ́ютъ» (Пс 101. 26-28). «Вся́ко дая́нiе благо и вся́къ дáръ совершéнъ свы́ше éсть, сходя́й от­ Отцá свѣ́товъ, у негóже нѣ́сть премѣнéнiе, или́ преложéнiя стѣ́нь» (Иак 1.17).

[10] «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян 15.18).

[11] «Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим» (Пс 146.5). «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим 11.33).

[12] «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя 55.9).

[13] « Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё» (1Ин 3.20).

[14] «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11.27); «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, чтó в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Тáк и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор 2.10-11).

[15] «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15:18).

[16] «Я́ко воз­вели́чишася дѣлá твоя́, Гóсподи: вся́ премýдростiю сотвори́лъ еси́» (Пс 103. 24). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим 11.33).

[17] Бог есть «совершающий все по изволению воли Своей» («по совету воли Своея» - слав) (Еф 1.11). «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (1Кор 3.17).

[18] Одно из Его имен: Эл-Шаддай от корня «шадад» - превосходить силой: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17.1). «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14. 36). 

[19] Серафимы взывают: «С вят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6.3). «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1.5),

[20] «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс 144.17), «Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» (Притч 15.9).

[21] "Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6, 16)

[22] «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак 4.12). «Который воздаст каждому по делам его… Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим 2. 6,11). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, чтó он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор 5.10).

[23] «Никто не благ, как только один Бог» (Мк 10.18).

[24] «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели сизбытком» (Ин. 10:10).

[25] 1) Отец в любви рождает Сына, изводит Духа, а Сын и Дух возвращают Отцу полноту природы Божества; 2) Отец открывается через Сына в Духе Святом и эта энергия Бога возращается Отцу и сияет в Отце.

[26] «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс 144.9).

[27] “Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48).

[28] Бог есть «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим 6.15).

[29] «Бог…не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё» (Деян 17.25).

[30] Грешники «находятся во всяком мучении не потому, что Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие лишения всех благ» (Св. Ириней ПЕ 3.25.3).

[31] «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас... и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего... Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стойт» (Кол 1).

[32] См. об этом в Протологии.

[33] Св. Иустин и Афинагор относили частный промысел к ангелам: Макарий 1.545, что сходно с мыслью Платона, что младшие боги творят человека и демоны приставляются по суду Демиурга Мойрами.

[34] «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18.10).


[i] ВЗ. Множественность Лиц в единстве: Быт 1.1 «берешит бара Элохим» (вместо Элоах): «Вначале сотворил Боги небо и землю». Быт 1.26 «рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему»; Тройственность Лиц в единстве: Быт 18: Явление трех странников Аврааму[i], которые беседуют с ним как один; (Пс 32.6): «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их»; Ис 6.3: «свят, свят, свят Господь Саваоф». Писание НЗ. О троичности Лиц: Крещение на Иордане (Голос Отца, Христос в реке, Св. Дух в виде голубя), Преображение на Фаворе (Голос Отца, Христос в Сиянии, Св. Дух в облаке); Тринитарная формула крещения: Мф 28.19 «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Св. Амвросий Медиоланский: «во имя», а не «во имена» потому что один Бог… не два и не три Бога).

[ii] Божественность Лиц: Сын есть Бог: (Ин 1.1): «Вначале было Слово и Слово было у Бога (о Феос), и Слово было Бог» (Феос) – Божественность Сына-Логоса, он назван Богом без артикля, чтобы не слить с Лицом Отца. Кол 2.9: во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» - вся полнота Бога во Христе. Св. Дух есть Бог. (Деян 5.3-4): «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» - единственное прямое место Писания о том, что Св. Дух есть Бог, но косвенно Св. Дух обладает свойствами Бога: творить мир, прощать грехи, ведением глубин Бога. Быт 1.2: «Дух Божий носился над водою»; Равенство Лиц: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28.19).

[iii] Единица Существа (единосущие, перихоресис). Ин 10.30: «Я и Отец – одно», Ин 14.11 «Я в Отце и Отец во Мне», Мф 11.27: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». 1Кор 2.10 «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, чтó в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Тáк и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» - такое ведение Св. Духа намекает на Его пребывание в Отце.

[iv] Рождение Сына: (Ин 1.18.): «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Кол 1. 15: Сын есть «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Пс 109.1,3: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене… из чрева прежде денницы родих Тя» - равенство Сына и Отца, происхождение Сына из Самого Отца. Исхождение Св. Духа: (Ин 15.26): «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне»;


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.