Св. Григорий Палама: соотношение Сущности и Энергий (Энергии). — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Св. Григорий Палама: соотношение Сущности и Энергий (Энергии).

2022-07-03 21
Св. Григорий Палама: соотношение Сущности и Энергий (Энергии). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) В неделимом Боге различимы а) Три Ипостаси, б) Одна Сущность (Существо-Единица), в) единая Энергия Сущности (бесконечное множество Энергий). 2) Сущность – причина Энергий, Энергии – движение сущности. 3) Сущность и энергии не существуют друг без друга и предвечны (Бог до сотворения мира действует, открывается, сияет внутри Себя). 4) Сущность и Энергии не высшее и низшее Божества, это одно и тоже, неделимая Единица Бога, но в двух способах бытия (трансцендентном – Бог вне всего, и имманентном – Бог во всем), в каждой энергии – весь Бог. 5) Бог как Сущность непознаваем и непричастен, Бог как энергии познаваем и причастен, только для Таинства Причастия (Евхаристии) допустимо говорить о причастии самой Сущности Бога. 6) Но допустимо сказать, что в энергиях мы приобщаемся Самой Сущности Бога, но не сливаясь с Богом (между Сущностью и Энергией нет бытийного барьера, Энергия – это таже Сущность, но в другом способе реальности). 7) В отличие от Сущности об Энергиях можно говорить как в единственном числе, так и во множественном: бесконечность Энергий Бога есть единая неделимая Энергия. 8) Фаворский Свет (Преображения Христа, видимый подвижниками) нетварен, он есть Сам Бог, Божественная Энергия, воспринимаемая высшим свойством ума человека: «умным чувством». 9) Полнота Сущности вместе с полнотой Энергий Бога присутствуют в каждом творении (даже дьяволе), поддерживая их существование (природная причастность энергиям), но освящаются и обоживаются энергиями лишь достойные (личная причастность энергиям), а Сущность остается непричаствуемой (несообщимой). 10) Различие Сущности и Энергии (и Энергий между собой) реально в Боге (не только в нашем разуме), они одна и таже Единица Бога в двух способах Ее бытия, двух способах реальности.

 

Свойства Бога как Абсолюта и как Персоны.

 

Свойства Бога как Абсолюта:

Кратко: 1) Бог существует, обладает бытием (главная истина любой религии). Бог есть Само Бытие (Сущий), т.е. не зависит от причин, Сам всем дает бытие – самобытность. 2) Бог один, других богов нет (монотеизм). 3) Бог есть Дух, т.е. полностью нематериален, отсюда – неописуем, невидим. Отсюда, Бог прост – неделим, нет частей у Него. 4) Бог неограничен (беспределен): весь во всем и весь вне всего (имманентен и трансцендентен миру, неограничен творением), вездесущ и вне пространства (неограничен пространством,), вечен, вне времени и неизменен (неограничен временем). 5) Отсюда: Бог всесовершенство, т.е. Бог есть Само Благо (обладает совершенством без ограничений), совершенная цель, полнота даров.

 

Подробно:

1) Бог есть «Сущий», Само Бытие, т.е. а) существует (основная истина), и есть б) единственное Бытие, (Существует в полном смысле только Он один) и всё бытие, полнота бытия (Он проникает всё, только поэтому все существует: только по причастию к Нему),в)Он есть независимое Бытие (независимость от всего), в частности, г) независимость от причин, это свойство называется «самобытность» Бога. Он-Само Бытие, Ему никто не дает бытие, Он существует Сам от Себя и через Себя (Иларий, Иероним, Августин), поэтому нередко Св. Отцы называют Его «Самобог», «Саможизнь» и т.д., ссылаясь особенно на Исх 3.14[2].

2) Единственность и единство (неделимость и простота). Бог один, других Богов нет[3], это основной догмат христианства (монотеизм). Бог неделим, прост, т.е. у него нет частей, в Каждой Ипостаси Троицы – Он весь, в каждом свойстве – Он весь.

3) Духовность (нематериальность) Бога. Бог есть чистый Дух, не имеет ничего материального[4] и снова поэтому неделим. С этим связана и неописуемость, невидимость и неизобразимость Бога (также и со следующим пунктом).

4) Неограниченность и независимость (беспредельность, бесконечность). Свобода Бога от всякого ограничения, от любой зависимости и недостатка[5]. Следующие св-ва как бы отсюда вытекают.

5) Запредельность (трансцендентность) следует из беспредельности (неограниченности) Бога: Бог выше всякой сущности (Иустин), естества (Григорий Нисский), выше самого Бытия (Дамаскин, предпосылки и у Филона).

6) Всесовершенство следуетиз неограниченности Бога - без всякого ограничения обладание всеми возможными совершенствами и отсутствие недостатков [6]. Можно считать это свойство объемлющим все прочие [7]: В Боге нет недостатка, зла, а Бог – Само Бытие, значит недостаток и зло – небытие, т.е. неполнота бытия.

7) Вездеприсутствие и неизмеримость (выше пространства), следует из неограниченности. 1) Бог присутствует во всем не только действиями, но всем Существом; 2) не имеет протяженности, т.к. не веществен, наполняет все не протяженностью, а непостижимо; 3) Бог весь везде; 4) Бог во всем и вне всего, Сам объемлет все, но сам не объемлется ничем и не является местом ни для чего; 5) Бог проникает все, но Сам ничем не проникается и ни с чем не смешивается[8].

8) Вечность и неизменность (выше времени) следует из неограниченности. 1) Бог свободен от всех условий времени, не имеет ни начала, ни конца, ни «был, есть, будет», но всегда «есть» и это есть выше времени (св. Григорий Богослов)[9]; 2) Бог не изменям, но всегда Один и Тот же в Своем Существе, действиях, замыслах: это не застылость, а полнота блага к которой не убавить не прибавить; этому не противоречит предвечное рождение Сына и исхождение Св. Духа от Отца, т.к. это не изменение, а вневременное взаимообщение Лиц Троицы; и воплощение Сына не изменило Его Божества; Промысел не меняет Бога, т.к. соответствует Его вечному замыслу[10]; библейские антропоморфизмы: «Бог раскаялся» и т.д. это лишь приспособление к нашему уровню. Сюда относится и бесстрастие Бога, отсутствие в Боге изменения, страдания.

 

Свойства Бога как Личности

Кратко: Бог есть Три Личности, являющихся одним Существом (Единицей). Отсюда, 1) в каждом св-ве пребывает весь Бог: Бог весь – воля, весь – ум, весь – чувство, весь - любовь и т.д., одновременно Бог не сводим к свойствам, выше свойств. 2) Три Лица это один Ум, одна Воля, одно Чувство, одна Любовь.

Итак, 1) Бог есть Ум, т.е. разумен: св-ва разумности: всеведение (неограниченность ведения) и его частный случай премудрость (совершенное знание лучших целей и средств). 2) Бог есть Воля (Желание), св-ва воли Бога: полная свобода (независимость от всякой необходимости), всемогущество (неограниченность в силе делать то, что свободно пожелает), святость и слава (безгрешен и мерило нравственности, Само Благо, полнота Красоты и Величия), правосудность (требует святости от творений как Законодатель и воздает по заслугам как Судия). 3) Бог есть Чувство (чувства Троицы): всеблаженство и вседовольство (Бог полнота счастья и не имеет нужды ни в чем как Само Благо – частный случай Благости, всесовершенства), Бог есть Любовь (в Себе и к твари), не безличное Благо-Солнце (как в платонизме), а Благо сознательно и всецело любящее.

Подробно:

1. Бог есть личностный Дух (Персональность Бога). «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4.24). Из этого следует, что Бог не только не материален, но и личностен. В ВЗ и НЗ традиции (в отличие от индуизма) всякое духовное существо обязательно является личностью, т.е. духом свободно-разумным. Итак, Бог есть единый свободно-разумный Дух, существующий одновременно как Три свободно-разумные Личности, и Каждая из Трех есть весь Бог. Для личностного Духа характерно наличие (по аналогии с человеком) ума, воли и чувств. По трем соответствующим группам и рассмотрим личностные св-ва Бога, впрочем, это условно, т.к. Бог неделим. Бог весь есть воля, весь – ум, весь – чувство, и в каждом св-ве Он – весь.

1. Св-ва Ума Св. Троицы. Бог есть разумное существо[11]. Но Его разумность бесконечно превосходит всякое наше понятие о разумности[12].

a. Всеведение [13]. Бог – совершенно знает Самого Себя (Каждое из Трех Лиц совершенно знает Каждое Другое Лицо)[14], совершенно знает прошлое, настоящее и будущее (у Него, как говорилось, нет прошлого, настоящего, будущего, но всегда – настоящее, вневременное), Он знает от вечности, абсолютно и всегда (не возрастает в познании, которое и так абсолютно), знает все непосредственно (а не с помощью чувств, памяти, рассудка), знает саму сущность всех вещей. Среди предвечных энергий Бога есть их разновидность – предвечные логосы (идеи, замыслы) Бога. В этих логосах – полнота ведения о тварном мире, мир появился вместе со временем, а замысел мира – вне времени, вечен в Боге [15].

b. Премудрость Божия – это совершенное знание наилучших целей и средств и совершенное умение применять средства к целям [16]. Это частный случай всеведения. Премудрость Бога выразилась в сотворении каждой вещи (трава, «былинки» поразительны - св. Василий Великий), в устройстве человека (даже ногтей – св. Иоанн Златоуст), в домостроительстве спасения человека и каждом его этапе (многие Отцы).

Св-ва Воли св. Троицы.

c. Высочайшая свобода Бога. Бог как личностное Существо определяет Себя в деятельности независимо от всякой необходимости или принуждения внешнего или внутреннего[17].Он действует только на основе Своих идей и Своей воли.Бог свободен, в частности, в сотворении мира, в промысле о мире, искуплении человека, возрождении и освящении человека.

d. Всемогущество Бога. Бог всемогущ[18] т.е. Бог обладает неограниченной силой все производить, что свободно пожелает (Всемогущий, Всесильный, Вседержитель). В Боге нет дистанции между мыслью, желанием и действием, но это в Боге одно целое, Бог «творит мыслью» (преп. Иоанн Дамаскин), «Он сказал, и сделалось; Он повелел, - и явилось» (Пс 32.9).

e. Бог как Святость и Слава. 1) Бог Свят, т.е. в Нем совершенно не возможен грех, Он Сам есть мерило нравственности и источник этического закона [19]. Он безошибочно ведает благо, желает и любит лишь благое в т.ч. в твари, чувствует лишь благое, и творит лишь благое, отвращаясь от всякого зла [20]. Сюда относится верность и истинность Бога.

2) Святость Бога есть также Его неприступное Величие или Слава (Свет) [21] («святой» по евр. «кодеш» - отделенный, Слава Бога содержит и проявляет запредельную Сущность Бога, поэтому она есть бесконечное Величие). Эта Слава и есть Энергия, обоживающая человека, делающая его святым, богоподобным, ее созерцание вызывает в человеке благоговейный «божественный трепет», «страх Божий», восхищение.

i. Правосудность Бога состоит в том, что Он требует святости от разумных творений как Законодатель, и как Судия воздает им по заслугам, добрых награждает, а злых наказывает (определяет их место в бытии)[22].

 

         3. Св-ва Чувства св. Троицы.

f. Бог есть Благо. Сам Бог и есть Благо [23], т.е. та совершенная цель, наивысшая наполненность жизни и совершенство ее даров, само здоровье и счастье, к которому стремится, в котором находит свое завершение и совершенство все тварное[24]. Лишь в единении с Ним (обожении) обретается полнота даров жизни. Бог готов сообщить тварям столько благ, сколько каждая способна вместить.

g. Бог есть Любовь. Бог есть не просто сияющее Благо (как в неоплатонизме), а Благо сознательно и всецело любящее.

1) Бог есть Сама Любовь в Себе Самом, т.е. Благо, которое любит и потому свободно как бы выходит из Себя, желая подарить Себя во внутреннем бытии Св. Троицы[25].
2) Бог есть и любовь ко всему творению [26], что лучше всего выразилось в жертвенной любви Христа к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3.16), а также в желании Бога обожить каждого человека, в чуждом всякой зависти стремлении подарить нам все Свое совершенство [27].

h. Всеблаженство и вседовольство. Бог есть Само Благо и Сама Любовь и значит имеет полноту счастья (всеблаженство)[28] и не испытывает ни в чем нужды (вседовольство)[29]. Это соответствует, в частности, тому, что 1) Бог – не Одинок, а Троица Личностей, пребывающих во взаимной Любви; 2) Все силы Бога беспредельны, не превышают одна другую, что есть гармония. Любовь Бога не противоречит Его правосудию: грешники сами удаляются от Бога и лишаются блаженства в Нем[30], а Он соответственно этому (справедливо) определяет им место в бытии.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.