Совесть в нравственном сознании. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Совесть в нравственном сознании.

2022-07-03 33
Совесть в нравственном сознании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совесть в нравственном сознании.

(Реферат №42, 7 апреля 2007 года.)

О понятиях.

Сегодня в центре нашего внимания – совесть. Что это такое? Какое место занимает она в нравственном сознании человека? Можно ли как-то более  логично определить совесть или это сугубо абстрактное понятие, уходящее своими корнями в сферы, недоступные логическому рассудку?  Если совесть -  сугубо индивидуальное качество,  которое нельзя преподать или привить другому,  то может ли она тогда, служить неким универсальным критерием или эталоном общечеловеческой нравственности?

Начнем наши рассуждения, как обычно, с классических определений, из современных словарей: Философский энциклопедический словарь определяет Совесть, как - способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности,  вместе с выдвигаемыми ими требованиями;

В более узком смысле совесть – это нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или не справедливо;

Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть, как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть, как окно, через которое в сознание человека проникает божественная воля.

В принципе, изложенные выше определения достаточно точно и полно описывают данное понятие. Проблема, однако, состоит в том, что пока у абсолютного большинства людей не сложилось четного представления о структуре и иерархии человеческого сознания, о том, что такое человеческий дух и им подобных абстрактных понятиях.

Ну, скажем, как понимать утверждение словаря о том, что совесть является врожденным, заранее заданным качеством человеческого сознания? Ведь если исходить из современного научного представления о мире,  тогда врожденное качество - совесть должна передаваться генетически. Ибо, все врожденные качества ребенка, согласно, материалистической картине мира, могут передаваться только через гены. Но жизнь полна примеров, того, когда дети или намного более нравственны, чем их родители, или наоборот.  Здесь нет жесткой связи.

Ну а если объяснять этот вопрос с позиций традиционного христианства, то получается, что Творец направляет в воплощение своих чад - человеческие духи, изначально наделяя их разными потенциалами совести. Но это была бы вопиющая несправедливость, которая ставила бы людей заведомо в неравные стартовые условия. Однако, принцип справедливости – один из основных законов, лежащих в фундаменте Мироздания. И если Бог не справедлив, то какой справедливости можно требовать от людей? Другими словами, совесть, логику её развития, становления и проявления в человеческом сознании – можно объяснить и понять, только рассматривая её в контексте современного духовного знания и  действия   законов  перевоплощения и кармы.

Но сначала попытаемся определить место и роль совести в иерархии нравственного сознания человека. Нравственное сознание человека, как уже говорилось в предыдущих рефератах, формируется из двух источников: внутреннего и внешнего. Внутренний источник включает в себя совокупность всех нравственных критериев и импульсов, исходящих из глубины человеческого сознания, такие как совесть, стыд, подсознательные интуитивные реакции и т.п. А Внешний источник включает в себя весь арсенал воспитательных, образовательных, правовых и информационных воздействий, поступающих в сознание человека из внешнего мира.

Совесть и духовный Путь.

 Однако пока  основная масса духовно зрелых людей,  пока находится в «спящем» состоянии.  Они с почтением, и вниманием относятся к традиционным религиям. Они внутренне не приемлют порядки этого мира, стараются по мере сил противостоять, моральным норам и стереотипам современного общества, т.е. жить по возможности чисто, честно и праведно, но при этом им самим трудно отыскать в себе четкие критерии праведности и неуклонно следовать им. Проблема в том, что государственные законы, сложившиеся порядки, нормы общественной морали, официальная пропаганда и поведение окружающих постоянно отклоняют их от праведного пути, ибо они не соответствуют духовным принципам и законам. Человек сегодня буквально сбит с толку. Приученный за многие годы уважительно и с полным доверием относиться к властям, печатному слову и информации исходящей из центральных СМИ, сегодняшний россиянин никак не может  взять в толк, что сегодня власть, сфера культуры, электронные и печатные СМИ, практически полностью находятся в руках умных, рассудительных и грамотных, но аморальных, бессовестных, нравственно не зрелых людей. И, что брать пример с тех, кто сегодня волею судьбы, но совершенно не заслуженно, оказался на месте культурной и политической элиты – равносильно духовному самоубийству. Поэтому  поведение рядового совестливого обывателя похоже на зигзагообразный след зайца, который, то поступает по совести,  то  по правилам деградирующего мира.

В условиях современного  общества стать устойчивым праведником может только человек, обретший устойчивую Веру, т.е. духовно проснувшийся. Ибо только такое, обращенное к Богу состояние сознания обеспечивает устойчивое сосредоточение внимания и воли человека на духовных уровнях, где и «живет» его совесть. Ведь выше мы говорили, что совесть – это интуитивная связь дневного сознания с духовными планами Бытия.

Вот почему совестливость,нравственность, духовность и Вера в Бога, по сути -  слова синонимы. Совестливый атеист и материалист ближе к Богу, чем бессовестный священник или фанатик.

В этом вопросе  людям должна была бы помочь церковь, но прийти к глубокой Вере и принять Бога в том виде и в той форме, которую им предлагает традиционная религия они не могут. Ведь они грамотные и здравомыслящие люди, и принимать на веру некоторые кондовые догматы и постулаты религии - означает подавить в себе здравомыслие и забыть, что им преподавали в школе, слепо принять  то, что противоречит законам этого мира. Ну, какой здравомыслящий человек примет утверждение Библии о том, что Творец создал этот Мир всего за шесть земных дней, что человек был слеплен из глины, что женщина была создана из ребра мужчины и т.д. Ведь все это и принимать формально, и понимать буквально – нельзя. Но, если те же самые утверждения преподать в их истинном смысле, то доверие к Писанию, а, следовательно, и к Богу, будет большее. Ну, скажем, если христианам объяснить, что согласно восточной ведической традиции, один день Брамы (Творца) длится 4320 миллионов земных лет, то такое утверждение уже больше похоже на правду. И так критически и осмысленно, на мой взгляд, следует подходить к каждому пункту древних духовных текстов.  Много нелепиц и несуразностей имеется и в Новом завете. Достаточно сопоставить канонические евангелия с массой исторической, апокрифической, современной  научной и духовной литературы, которая с иных сторон освещает евангельские мотивы и сюжеты.   

 Бог установил законы для всего Мироздания и проявляется в нем исключительно, согласно, этим законам. Никаких несуразиц и противоречий в Его деяниях нет и быть не может. Все так называемые чудеса – это ускоренное или мгновенное проявление этих законов, с учетом их действия в тонких, не проявленных сферах.

 Многие  бывшие атеисты сегодня готовы принять Бога, ибо  большинство из них верят в сверх физические явления, ощущают присутствие в этом мире  высшей силы, но Священное писание, изложенное древним слогом, иносказательным языком и толкуемое буквально -  не позволяет им этого сделать. Современному человеку нужна Истина, изложенная современным, логичным и понятным языком, освещающая все Мироздание в его стройной полноте и многослойности, отвечающая на все вопросы, относительно духовных аспектов бытия и действия Высших Законов. И такие  Учения, не отменяющие традиционные Священные писания, а объемлющие и объясняющие их, сегодня есть. Их смысл надо донести до ищущих. В этом и состоит сегодня долг просвещенной интеллигенции.

На основе всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что совесть - это духовная сердцевина нравственного сознания каждого человека, независимо от его расовой, религиозной, национальной, половой принадлежности и других социальных различий. Совесть - это Божественное в человеке. Но Творец то един для всех людей, а, следовательно, совесть, её нравственные критерии и нормы – едины и универсальны для всех людей. Эти нормы абсолютны. Они целиком подчинены соблюдению священного Закона сохранения жизни – Закона Любви, который запечатлен в словах: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Следовательно, Совесть - это та духовная и нравственная  платформа, которая является этической основой для  единения всех праведных людей Земли, при сохранении каждым человеком и народом своей культурной  самобытности.

Праведность и святость.

Итак, из контекста нашего рассуждения о совести, становится понятно, что человек, живущий по совести – это праведник, живущий по Божьим законам, запечатленным в его сознании. Однако, услышать голос собственной совести и начать жить по  нему - не так то просто. Это, как было сказано выше - равнозначно духовному пробуждению, или, как ещё говорят, «рождению свыше». Другими словами услышать и принять к  неуклонному исполнению голос совести – это и значит услышать голос Христа, Аллаха, Будды, Брахмы в себе. Поэтому начало жизни по совести, т.е. праведной  жизни, это, по сути - начало духовного Пути, а он как мы знаем, связан с необходимостью  искупления вековых наслоений кармы и преодоления обретенных уже в этой жизни стереотипов мышления, эмоциональных реакций и привычек поведения. Другими словами, начало праведного пути – это всегда глубокая ломка линии жизни, преодоление сопротивления среды, обрыв социальных связей. Кажется, что весь мир противостоит тебе, он не отпускает тебя. Требуются огромные усилия воли, чтобы решительно начать жить по совести, т.е. - по-божески. И в этот момент человеку очень важно научиться полагаться на свою интуицию. Ибо, именно интуиция, или чувствознание – есть та «нить Ариадны», которая является надежным проводником человеческого сознания, по лабиринтам его кармы. Интуиция подскажет: куда следует идти, а куда идти не надо, с кем встречаться, а с кем не желательно, что прочесть, а чего не читать и т.д. Это реальный канал Вашей связи с духовным миром. Это источник информации из Вашей глубинной памяти, где и содержится Ваша совесть и записана вся Ваша карма.

И если Вы правильно, с позиций  закона любви и всепрощения будете реагировать, на все отрицательные отголоски Вашей кармы, и не  допустите новых преступлений перед своей совестью, то рано или поздно, энергоинформационный   блок Вашей кармы, замутняющий сознание, и отделяющий его от духовных сфер – будет размыт, нейтрализован, ликвидирован. А это означает, что Вы стали безгрешным и просветленным. Вы стали чистым проводником духовности в этом мире. Из статуса праведника Вы переходите в статус Святого. Это состояние сознания сопровождается скачкообразным ростом жизненных сил, переживанием единения с Творцом, переживанием экстатического состояния блаженства и пробуждением высших духовных способностей: духовного целительства, прозорливости, чудотворения и т.п.  Из всего этого следует, что жизнь по совести – есть единственное и достаточное условие духовной самореализации, достижения богоподобия, обретения Просветления. Вот и получается, что совесть – это самый прямой, самый эффективный и самый правильный путь к Богу.

Совесть и религия.

Такое понимание сути духовного делания позволяет совсем по-новому взглянуть на будущее мировых религий. В свете вышесказанного, становится очевидным, что внешняя форма богопочитания, т.е. традиционная религиозная  атрибутика и  обряд, безусловно, способствуют духовному настрою, но не играют в индивидуальном религиозном росте той определяющей роли, которую им приписывают священнослужители. Ибо можно из жизни в жизнь быть фанатичным прихожанином, и выполнять все церковные установления, но при этом не сдвинуться с места в духовном плане, потому, что большинство традиционных религий не дают  верующему главных предпосылок для начала реального  духовного подъема: 1) Полной картины Мира, адекватно отражающей Истину, (т.е. - правильного мировоззрения); 2) Духовной инициации (пробуждения, «рождения свыше»); и 3) Глубокой и мотивации жить по совести.

Более того, усвоенные верующим церковные догматы, искажающие реальную картину Мира и действующие в ней Законы – на деле являются непреодолимым препятствием для восприятия верующим правильного миропонимания. Для слепо верующего человека пересмотреть свой взгляд на некоторые догматы веры – равносильно вероотступничеству, предательству, переходу в другую веру.  И одно это – обрекает искренне, но слепо верующего приверженца традиционной религии на невозможность реально приблизиться к Богопознанию. Ибо Бог являет себя не только в Любви, но ещё и в Истине. Любовь, как фактор взаимосвязи человека и Творца, безусловно, присутствует в традиционных религиях и поддерживается с помощью  искренней молитвы и глубокой медитации. А Истина содержится в Слове Бога. Но, писанное Слово со временем утрачивается, искажается, превратно толкуется и т.д. Кроме того, со временем растет сознание людей, и Бог перед ними открывает новые горизонты духовного знания. Поэтому Творец периодически дает людям новое Слово, восстанавливающее Истину и возвышающее сознание. Но люди, накрепко привязавшие свое сознание к догматам традиционной религии не способны распознать, услышать и воспринять новое Слово Бога. И эта  трагедия, неприятия традиционной церковью нового явления Слова,  повторяется из века в век. Поэтому каждый приход Бога к людям – это трагедия, зачастую, чреватая Богоубийством. Правда, касается это только Западного мира. Восточные религии, не смотря на свою архаичность в своем мировоззрении намного ближе к Истине, поэтому посланцы Неба там узнаваемы и желанны, там они, частые   гости.

Совесть в нравственном сознании.

(Реферат №42, 7 апреля 2007 года.)

О понятиях.

Сегодня в центре нашего внимания – совесть. Что это такое? Какое место занимает она в нравственном сознании человека? Можно ли как-то более  логично определить совесть или это сугубо абстрактное понятие, уходящее своими корнями в сферы, недоступные логическому рассудку?  Если совесть -  сугубо индивидуальное качество,  которое нельзя преподать или привить другому,  то может ли она тогда, служить неким универсальным критерием или эталоном общечеловеческой нравственности?

Начнем наши рассуждения, как обычно, с классических определений, из современных словарей: Философский энциклопедический словарь определяет Совесть, как - способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности,  вместе с выдвигаемыми ими требованиями;

В более узком смысле совесть – это нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или не справедливо;

Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть, как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть, как окно, через которое в сознание человека проникает божественная воля.

В принципе, изложенные выше определения достаточно точно и полно описывают данное понятие. Проблема, однако, состоит в том, что пока у абсолютного большинства людей не сложилось четного представления о структуре и иерархии человеческого сознания, о том, что такое человеческий дух и им подобных абстрактных понятиях.

Ну, скажем, как понимать утверждение словаря о том, что совесть является врожденным, заранее заданным качеством человеческого сознания? Ведь если исходить из современного научного представления о мире,  тогда врожденное качество - совесть должна передаваться генетически. Ибо, все врожденные качества ребенка, согласно, материалистической картине мира, могут передаваться только через гены. Но жизнь полна примеров, того, когда дети или намного более нравственны, чем их родители, или наоборот.  Здесь нет жесткой связи.

Ну а если объяснять этот вопрос с позиций традиционного христианства, то получается, что Творец направляет в воплощение своих чад - человеческие духи, изначально наделяя их разными потенциалами совести. Но это была бы вопиющая несправедливость, которая ставила бы людей заведомо в неравные стартовые условия. Однако, принцип справедливости – один из основных законов, лежащих в фундаменте Мироздания. И если Бог не справедлив, то какой справедливости можно требовать от людей? Другими словами, совесть, логику её развития, становления и проявления в человеческом сознании – можно объяснить и понять, только рассматривая её в контексте современного духовного знания и  действия   законов  перевоплощения и кармы.

Но сначала попытаемся определить место и роль совести в иерархии нравственного сознания человека. Нравственное сознание человека, как уже говорилось в предыдущих рефератах, формируется из двух источников: внутреннего и внешнего. Внутренний источник включает в себя совокупность всех нравственных критериев и импульсов, исходящих из глубины человеческого сознания, такие как совесть, стыд, подсознательные интуитивные реакции и т.п. А Внешний источник включает в себя весь арсенал воспитательных, образовательных, правовых и информационных воздействий, поступающих в сознание человека из внешнего мира.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.