Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.

2022-05-12 44
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Методические указания и контрольные задания

 

 

для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений

среднего профессионального образования

 

 

базовая подготовка

среднего профессионального образования

 

 

Петрозаводск

2020 г.


Методические указания                                                           Методические указания

составлены в соответствии с                                                рассмотрены и одобрены на

рабочей программой по                                                                        заседании

дисциплине                                                                                    цикловой комиссии

«Транспортная безопасность»                                                  общепрофессиональных

по специальности                                                                                  дисциплин

23.02.06 Техническая эксплуатация

подвижного состава железных дорог

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                     «___» ________________ 2020 г.

 

Начальник УМО                                                                                Председатель ЦК

 

____________/_________________/                              ____________/_________________/

 

«___» ________________ 2020 г.

 

 

Разработчик – М.Ю. Верхошинцева, преподаватель Петрозаводского филиала ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»


 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебной дисциплины Транспортная безопасность разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальностям:

 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 388;

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. №376;

08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство(базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13.08.2014. №1002;

27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте) (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2018г. № 139.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО. Учебная дисциплина относится к профессиональному  учебному циклу.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить следующие умения и знания

Умения Знания
– применять нормативную правовую базу по транспортной безопасности в своей профессиональной деятельности; – обеспечивать транспортную безопасность на объекте своей профессиональной деятельности (объекты транспортной инфраструктуры или транспортные средства железнодорожного транспорта).   – нормативную правовую базу в сфере транспортной безопасности на железнодорожном транспорте; – основные понятия, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности; – понятия объектов транспортной инфраструктуры и субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчика), применяемые в транспортной безопасности; – права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в сфере транспортной безопасности; – категории и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта; – основы организации оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта; – виды и формы актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; – основы наблюдения и собеседования с физическими лицами для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства или совершения акта незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте (профайлинг); – инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.

Требования к выполнению контрольной работы

При выполнении контрольной работы необходимо указать номер варианта, расположенный в Приложении А, который соответствует порядковому номеру в журнале.

 

Выполняя задание, необходимо вначале записать вопрос, затем ответ на него.

 

При выполнении практических заданий необходимо ознакомиться с теоретическими сведениями представленными в Приложении Б и заполнить бланки, представленные на сайте http://212.109.2.247/course/view.php?id=209.

.

В конце выполненной работы указать список используемой литературы.


 

Раздел 1.

Основные понятия и общие положения нормативной правовой базы в сфере транспортной безопасности

 

Тема 1.1.

Основные понятия, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности

 

    Содержание учебного материала

    Основные понятия в сфере транспортной безопасности:

- акт незаконного вмешательства;

- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности;

- объекты и субъекты транспортной инфраструктуры;

- обеспечение транспортной безопасности;

- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

 - перевозчик;

- транспортная безопасность;

- транспортные средства;

- транспортный комплекс;

- уровень безопасности.

Цели обеспечения транспортной безопасности. Основные задачи обеспечения транспортной безопасности.         

 

Тема 1.2.

Категорирование и уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта   

 

Содержание учебного материала  

    Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Количественные показатели критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Информирование субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории

Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Порядок их объявления (установления).            

        

Тема 1.3.

Ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности

 

    Содержание учебного материала  

    Перечень работ непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Перечень ограничений при приеме на работу, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.                                

Тема 1.4.

Информационное обеспечение в области транспортной безопасности

 

    Содержание учебного материала  

    Общие сведения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности.

Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности.

Порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.   

        

Тема 1.5.

Права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры

и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности

    Содержание учебного материала  

    Основные права субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности.

Основные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности.

Основные обязанности субъектов транспортной инфраструктуры на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах различных категорий при различных уровнях безопасности.

                  

Раздел 2.

Обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном транспорте       

 

Тема 2.1.

Акты незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта

 

    Содержание учебного материала

    Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Статистика актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта (связанные с профессиональной деятельностью по специальности).

Мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта, связанные с обеспечением транспортной безопасности (в соответствии с профессиональной деятельностью по специальности).

Возможные последствия совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта.       

        

Практические занятия

1. Порядок действий при угрозе совершения и совершении акта незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры транспортных средствах железнодорожного транспорта, связанных с профессиональной деятельностью по специальности

 

Тема 2.2.

Основы планирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта

 

    Содержание учебного материала  

    Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Сведения, отражаемые в плане обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

                  

Практические занятия

2.Порядок разработки плана по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (в соответствии с профессиональной деятельностью по специальности)

        

Тема 2.3.

Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте     

 

Содержание учебного материала  

    Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности, применяемые на железнодорожном транспорте.

Технические средства видеонаблюдения (мониторинг, обнаружение, идентификация, распознавание). Система охранной сигнализации.

Технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и грузов:

- ручной металлообнаружитель;

- стационарный многозонный металлообнаружитель;

- стационарные рентгеновские установки конвейерного типа;

- портативный обнаружитель паров взрывчатых веществ.

Технические средства радиационного контроля.

Взрывозащитные средства.

Новые разработки в сфере технических средств обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте               

 

Тема 2.4.

Основы наблюдения и собеседования с физическими лицами для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства или совершения акта незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте

(профайлинг)     

 

Содержание учебного материала  

    Теоретические основы метода визуальной диагностики психоэмоционального состояния человека.

Психотипы личности. Внешние признаки и особенности поведения.

Типовые модели поведения нарушителей.

Порядок проведения собеседования с физическими лицами для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства или совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (в соответствии с профессиональной деятельностью по специальности)

                  

    Практические занятия

3.Порядок проверки документов, наблюдения и собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства  


 

Теоретический материал

Нормативно-правовое обеспечение транспортной безопасности (ОТБ)

Основными документами в настоящее время являются:

1. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» устанавливает понятия транспортной безопасности, ответственность субъекта транспортной инфраструктуры за ОТБ объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС). Данный закон определил единый алгоритм действий по ОТБ на всех видах транспорта.

2. Указ Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» устанавливает ответственность Минтранса России за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте и сроки обеспечения защиты критически важных ОТИ.

3. Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности ОТИ и ТС и о порядке их объявления (установления) устанавливает 3 уровня безопасности ОТИ. По умолчанию всегда действует 1-й уровень, 2-й и 3-й уровни объявляются при повышенных угрозах.

4. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юр. лиц для проведения оценки уязвимости (ОУ) ОТИ и ТС определяет, каким образом будет проводиться ОУ ОТИ при аккредитации специализированными организациями.

5. Приказ Минтранса России от 29.01.2010 г. № 22 «О порядке ведения реестра категорированных ОТИ и ТС регламентирует запись об ОТИ в реестр по указанию компетентного органа (КО), в который направляются данные по объекту. КО принимает решение о включении ОТИ в реестр, присваивает категорию (в соответствии с методикой категорирования), после чего направляет СТИ и Ространснадзор уведомление о включении ОТИ или ТС в реестр и о присвоении категории.

6. Приказ Минтранса России от 05.02.2010 г. №27 «О порядке ведения реестра аккредитованных организаций на проведение ОУ ОТИ и ТС» определяет порядок учета аккредитованных организаций.

7. Приказ Минтранса России от 11.02.2010 г. № №34 «Об утверждении порядка разработки планов ОТБ ОТИ и ТС» устанавливает, что план ОТБ ОТИ разрабатывается СТИ на основании результатов ОУ ОТИ. В приказе определены содержание плана ОТБ, порядок его направления в КО управления транспортной безопасности (ТБ) и срок ответа управления ТБ СТИ.

8. Приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 г. № 52/112/134 «Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельности ОТИ и ТС определяет обобщенный перечень угроз для формирования модели нарушителя в концепции ОТБ.

9. Приказ Минтранса России от 12.04.2010 г. № 87 «О порядке проведения ОУ ОТИ и ТС» устанавливает основные понятия по образовательным услугам ОТИ и срок проведения их.

10. Приказ Минтранса России от 21.02.2011 г. № 62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ и ТС компетентными органами в области ОТБ» устанавливает основные правила категорирования ОТИ компетентными органами.

11. Распоряжение Минтранса России от 10.06.2005 г. №ИЛ-62-р «О мерах по обеспечению защищенности опасных и критически важных для национальной безопасности объектов транспортного комплекса (ТК) России от террористических проявлений и угроз техногенного характера» поручает уполномоченным организациям создание перечня критически важных ОТИ и подготовку методики категорирования и ОУ.

12. Распоряжение Правительства РФ от 05.11.2009 г. № 1653-р «Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с ОТБ» устанавливает перечень работ по объектам транспортной безопасности и ОТИ, включая аккредитацию, категорирование, ОУ, разработку планов безопасности, контроль и надзор, формирование и ведение автоматизированной централизованной базы персональных данных о пассажирах.

 


 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Термин «безопасность на транспорте» включает в себя три составляющие:

1. Транспортную безопасность.

2. Безопасность на транспорте при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Эксплуатационную безопасность на транспорте.

 

ТБ (транспортная безопасность) – состояние защищенности ОТИ, ТС, пассажиров и персонала на транспорте от АНВ (актов незаконного вмешательства). Т.е. в какой мере, степени защищены ОТИ, ТС, пассажиры и персонал на транспорте от внутренних и внешних угроз.

 

АНВ (акт незаконного вмешательства) – противоправные действия или бездействия, в том числе террористический акт (ТА), угрожающее безопасной деятельности ТК, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб (в него входит также вред окружающей среде) либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Т.е. это ТА, вследствие которого могут пострадать люди, быть материальные потери и нанесен вред окружающей среде.

 

ОТИ (объект транспортной безопасности) – технологический комплекс, включающий в себя ЖД пути, контактные линии, тоннели, мосты, эстакады, вокзалы, ж.д.станции, метрополитены, объекты систем связи, навигация и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование ТК здания, сооружения, устройства и оборудование. Т.е. все, что связанно с функционированием транспорта, начиная от покупки билетов, на вокзале заканчивая навигацией, связью и т.д.

 

ТФ (транспортная функция) – перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, почты и иного имущества от места посадки (погрузки) к месту высадки (выгрузки) или перегрузке, а также обеспечивающие ее технологические процессы.

 

Персонал - совокупность всех постоянных и временных работников СТИ (перевозчиков) или иных юридических лиц, осуществляющих деятельность на ОТИ и ТС.

Пользователи – лица, пользующиеся услугами СТИ (перевозчиков) или иных лиц, осуществляющих деятельность на ОТИ или ТС.

 

Посетители – не относящиеся к пассажирам, персоналу и пользователям лица, находящиеся на территории ОТИ или на ТС.

 

Подразделения ТБ – персонал государственных организаций и/или юридических лиц, привлеченный на законном (договорном) основании для осуществления функций по защите ОТИ и/или ТС от АНВ.

 

Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), принявший на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

 

Опасные грузы – вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может создать угрозу жизни и здоровью людей, животных и окружающей среды, а также привести к взрыву, пожару, повреждению сооружений, ТС, транспортируемые в упаковке, а также наливом или насыпью в контейнерах, транспортных средствах ж.д.транспорта.

Радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

 

Ядовиты вещества – вещества, признанные таковыми в соответствии с действующим законодательством РФ.

 

ТС (транспортные средства) ЖД транспорта – железнодорожные подвижной состав в значении, установленном Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в РФ». Т.е. это все виды ЖД транспорта.

 

ТА (террористический акт) – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

 

Угроза ТБ – совокупность условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ на ОТИ и ТС.

Потенциальная угроза – совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.

Непосредственная угроза – совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.

 

Прямая угроза – совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ.

СТИ (субъект транспортной инфраструктуры) – юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и/или ТС или использующие их на ином законном основании. Т.е. это собственники или арендаторы, субарендаторы.

 

ТК (транспортный комплекс) = ОТИ+СТИ+ТС.

 

Категорирование ОТИ и ТС – отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий.

 

Категория ОТИ и ТС – результат комплексной оценки ОТИ и ТС, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных АНВ, а также степень угрозы их совершения.

ОТБ (обеспечение транспортной безопасности) – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере ТК, соответствующая угрозам совершения АНВ. Т.е. выполнение всех мер и требований, поступающих от КО после проведения ОУ и присвоении категории. Каждой категории соответствует определенный список требований и мер, чтоб максимально обезопасить ОТИ и ТС от угроз совершения АНВ.

 

КО (компетентные органы) в области ОТБ – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области ОТБ. Т.е. это федералы имеющие право оказывать услуги связанные с ОТБ.

Специализированные организации в области ОТБ – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области ОТБ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, для проведения ОУ ОТИ и ТС.

 

УБ (уровень безопасности) ТК – степень защищенности ТК, ответствующая степени угрозы совершения АВ.

ОУ (оценка уязвимости) ОТИ и ТС – определение степени защищенности ОТИ и ТС от угроз совершения АНВ.

 

Зона уязвимости – территория (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная), прилегающая к ОТИ или область вокруг ТС, способная использоваться для совершения АНВ.

 

КПП (контрольно-пропускной пункт (пост)) ОТБ – специально оборудованное место на ОТИ и ТС для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом ТС в зону безопасности.

 

Пост (пункт) управления ОТБ ОТИ и/или ТС – специально оборудованное помещение (место), откуда осуществляется контроль состояния ТБ и управление подразделениями ТБ, инженерно-техническими системами ТБ.

Зона ТБ – часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) ОТИ или ТС, на которой реализованы мероприятия по ОТБ, включая зоны, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (КПП).

Зона ТБ ограниченного доступа – часть зоны безопасности, контролируемая и/или охраняемая с помощью технических средств, проход в которую ограничен в соответствии с мероприятиями плана по ОТБ и осуществляется через КПП.

Зона ТБ свободного доступа – часть зоны безопасности, контролируемая с помощью технических средств, проход в которую не ограничивается и осуществляется через КПП.

Внутриобъектовый режим в целях ОТБ – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на ОТИ и ТС, в соответствии с планом по ОТБ и иными внутренними распорядительными документами СТИ.

 

Пропускной режим в целях ОТБ – порядок пропуска лиц, ТС имущества через границы зоны безопасности ОТИ или ТС в целях ОТБ.

 

Силы ОТБ – лица, ответственные за ОТБ, подразделения ТБ и персонал, непосредственно принимающий участие в ОТБ согласно плану ОТБ ОТИ и ТС.

 

КЭ (критический элемент) ОТИ и/или ТС – строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению ЧС (чрезвычайных ситуаций).

 

Инженерно-технические системы ОТБ – совокупность инженерных сооружений и технических средств ОТБ, используемых на ОТИ и/или ТС в целях защиты от АНВ.

 

Инженерные сооружения ОТБ – часть конструкции ОТИ или ТС (заграждение, противотаранные устройства, решетки, двери, Люки, шлюзы и т.д.) предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ, ТС и/или на их КЭ.

 

Технические средства ОТБ – системы и средства сигнализации, контроля, доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, использующиеся согласно плану по ОТБ ОТИ или ТС.

Лицо, ответственное за ОТБ ОТИ и/или ТС – должностное лицо, ответственное за ОТБ ОТИ и/или ТС в соответствии с законодательством РФ, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

 

Модель нарушителя – описание нарушителя, включающее совокупность сведений о численности, оснащенности, финансовой обеспеченности, уровне подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении АНВ в отношении ОТИ и ТС.

 

Нарушитель – лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо (группа лиц), оказывающее ему содействие в этом, в том числе с использование ТС.

ЦЕЛЬ ОТБ:

- Устойчивое и безопасное функционирование ТК.

 

- Защита интересов личности, общества и государства в сфере ТК от АНВ.

 

ОТБ – это система, включающая технические средства, ограждения, сооружения, специализированные службы и подразделения охраны, правоохранительные органы, организационно-правовые меры, определяющие состояние защищенности жизни и здоровью людей, имущества собственников, объектов транспорта, путей сообщения, ТС, транспортного оборудования от АНВ.

 

ОТБ России включает:

- Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз ТБ РФ.

 

- Реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз ТБ.

 

- Осуществление мер направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и ЧС на транспорте.

 

- Инвентаризацию международных требований к ОТБ, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня ТБ РФ, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте.

 

Основные задачи ОТБ:

- Нормативно-правовое регулирование в области ОТБ.

 

- Определение угроз совершения АНВ.

 

- ОУ ОТИ и ТС.

 

- Категорирование ОТИ и ТС.

 

- Разработка и реализация требований и мер по ОТБ.

 

- Подготовка специалистов в области ОТБ.

 

- Осуществление контроля и надзора в области ОТБ.

 

- Информационное, материально-техническое и научно-техническое ОТБ.

 

Основные принципы ОТБ:

- Законность;

 

- Соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

 

- Взаимная ответственность личности, общества и государства в области ОТБ;

 

- Непрерывность.

 

- Интеграция в международные системы безопасности.

 

- Взаимодействие СТИ, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

- Взаимная ответственность граждан, общества и государства по обеспечению безопасности населения на транспорте.

 

- Защита жизни и здоровья населения на транспорте.

 

При возникновении аварийных ситуаций почти всегда прослеживается совокупность причин и обстоятельств, обусловливающих конкретное происшествие. К таким причинам относятся:

 

- Техническое состояние объекта управления.

 

- Организационно-технические мероприятия.

 

- Окружающая среда и ее воздействие на управляемый объект.

 

- Действие человеческого фактора.

 

Основные пути кардинального повышения состояния ТБ РФ с учетом современных требований и стандартов:

- Достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места ТБ в обеспечении национальных интересов России.

 

- Существенное увеличение целевого финансирования решения проблем ТБ.

 

- Незамедлительная разработка и совершенствование нормативно-правовых основ ТБ, приведение ее в соответствие с международными требованиями.

 

- Обустройство автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных автомобильно-речных пунктов пропуска на государственной границе РФ и на внешних границах государств-участников Таможенного союза. Речь идет о необходимости оснастить эти пункты пропусков новейшими техническими средствами системы безопасности.

 

- Разработка общенациональной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы страны. Требуется ужесточить контроль за исполнением нормативных требований по технической и экологической безопасности при перевозках.

 

- Создать систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области ТБ. Ее составной частью могут быть негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты.

 

- Построение ведомства, отвечающего за ТБ.

 

Политика ОТБ РФ основывается на соблюдении Конституции и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права. Решение и меры, принимаемые органами государственной власти в области укрепления ТБ должны быть понятны каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, должны опираться на широкую поддержку общества.

 

Сегодня понятие ТБ преимущественно трактуется как предупреждение терроризма на транспорте. Но это лишь часть (хотя и очень значительная и актуальная) проблемы ОТБ страны в целом. Другой его частью является защита транспортной сферы от иных, в том числе – криминальных форм незаконного вмешательства в действие транспорта, а также от различного рода ЧС (происшествий).

Основные угрозы на транспорте:

- Террористические и диверсионные акции – угон или захват ТС, взрывы на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и др.

 

- Иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта – наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, телефонный терроризм, противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей, которые угрожают жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические, психологические последствия.

 

- Криминальные действия против пассажиров и грузов.

 

- Чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью, несовершенством), нарушение правил эксплуатации технических систем, в том числе, нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

 

Вопросы к дифференцированному зачету по ТБ

1. Что такое транспортная безопасность?

2. Что такое обеспечение транспортной безопасности?

3. Кто отвечает за обеспечение транспортной безопасности?

4. Кто является субъектом транспортной инфраструктуры?

5. Кто является перевозчиком?

6. Что такое категорирование объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств?

7. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

8. Что такое специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности?

9. Порядок разработки Планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

10. Дайте определение понятию «акт незаконного вмешательства»

11. Дайте определение понятию «уровень безопасности».

12. Дайте определение понятию «Угроза».

13. Дайте определение понятию «Критический элемент».

14. Дайте определение понятию «Общение».

15. Основные цели обеспечения транспортной безопасности.        

16. На основании чего разрабатываются планы обеспечения транспортной безопасности?

17. Дайте определение понятию «Потенциальная угроза».

18. Назовите степени угроз.

19. Куда вносятся сведения об ОТИ с присвоенной категорией?

20. Дайте определение понятию «Профайлинг».

21. Дайте определение понятию «Транспортная безопасность»:

22. Что предусматривает план по обеспечению транспортной безопасности?

23. За какой период рассматриваются показатели по критерию «количество совершенных и предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации»?

24. Что определяют требования по транспортной безопасности ОТИ и ТС?

25. Дайте определение понятию «Оценка уязвимости

26. Кем проводится категорирование ОТИ и ТС?

27. Что относится к критерию возможные последствия совершения АНВ.

28. Дайте определение понятию «Терроризм».

29. Кто обязан обеспечить проведение оценки уязвимости?

30. Дайте определение понятию «Транспортный комплекс».

31. Дайте определение понятию «Объект транспортной инфраструктуры».

32. Дайте определение понятию «Компетентные органы».

33. Перечислите потенциальные угрозы актов незаконного вмешательства в деятельности железнодорожного транспорта.

34. Дайте определение понятию «Транспортные средства».

35. Перечислите цели и задачи обеспечения транспортной безо


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.