Результативно-оценочный БЛОК — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Результативно-оценочный БЛОК

2022-05-12 33
Результативно-оценочный БЛОК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровни

 

Критерии

 

Показатели

1. Низкий (стартовый) ↓ 2. Средний (достаточный) ↓ 3. Высокий (оптимальный)

§ мотивация и потребность в СП

§ сформированность теоретических и методических знаний о сущности СП и возможностях организации взаимодействия с СП в образовании

§ наличие умений организовывать СП в образовании

§ наличие волевого потенциала к взаимодействию с СП в образовании

§ контроль/самоконтроль успешности СП

§ сформированность социальных мотивов, наличие мотивов достижения успеха

§ психолого-педагогические, социально-педагогические, общекультурные и предметные знания о СП в образовании

§ социальная, учебно-профессиональная активность, аналитические, прогностические, коммуникативные, организаторские умения организации СП

§ стабильность волевых усилий к взаимодействию с СП

§ рефлексия результатов осуществленного взаимодействия с СП в образовании, оценка и самооценка результатов СП

                    ↕                                                                             ↕                                                          ↕                                                           

Социально-педагогические компетенции, отражающие готовность к взаимодействию с СП: стойкая позитивная мотивация к взаимодействию с представителями социума; владение основными тактиками СП (сотрудничество, кооперация, консенсус, договор, командное взаимодействие); готовность нести личную ответственность за взаимодействие с СП в образовании

 

 

Компоненты процесса подготовки студентов к взаимодействию с СП:  мотивационно-потребностный, когнитивный, практико-действенный, волевой, рефлексивно-оценочный

Результат: подготовка студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании – сформированность социально-педагогических компетенций.

Рис. 1. Модель подготовки студентов педагогических специальностей вуза

к социальному партнерству в образовании

                                     

В основе авторской модели лежит постулат о единстве аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности, что нашло отражение в содержательном наполнении ее основных блоков.

Основанием для определения критериев и соответствующих им показателей эффективности подготовки будущих педагогов к социальному партнерству (результативно-оценочный блок авторской модели) послужило понимание социального партнерства как вида взаимодействия, структурными компонентами которого, в соответствии с логикой деятельностного и системно-структурного подходов (М.И. Дьяченко, М.С. Каган, Л.А. Кандыбович, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев и др.) являются мотивационно-потребностный, когнитивный, практико-действенный, волевой и рефлексивно-оценочный.

Эффективность предложенной модели подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании была проверена в ходе опытно-экспериментальной работы.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании» обоснован и описан диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать эффективность реализации разработанной модели подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании, определены уровни данной подготовки, проведен качественный и количественный анализ полученных результатов, представлен ход и анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению авторской модели, проведенного на базе ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» в период с 2007 по 2012 г. В эксперименте участвовали студенты специальностей 050711 «Социальная педагогика», 030300 «Психология», 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью «Иностранный язык». В эксперименте были задействованы также базы практики – коллективы 5 общеобразовательных учреждений города Саратова (МОУ «СОШ № 49, 77, 60, 72, 48» и др.), учащиеся, их родители. Активными социально-педагогическими партнерами эксперимента являлись педагоги учреждений дополнительного образования, культуры, социальной защиты, общественные организации, правоохранительные органы идр.

Объективность оценки хода и результатов экспериментальной работы на всем ее протяжении обеспечивал «Пакет диагностических методик», который объединял методики (Н.Ц. Бадмаева, Г.Н. Казанцева, А.А. Карелин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, А.А. Реан, Н.П. Фетискин, В.А. Якунин др.), прошедшие апробацию и подтвердившие валидность в плане диагностики подготовки студентов к социальному партнерству в образовании.

Использование «Пакета диагностических методик» позволило на констатирующем этапе эксперимента установить и с помощью методов математической статистики (t-критерий Стьюдента) доказать, что у большинства студентов экспериментальной и контрольной группы, (без существенных различий) подготовка к социальному партнерству в образовании соответствовала лишь низкому «стартовому» уровню. Четко фиксировалось непонимание сущности и значимости социального партнерства для будущей профессиональной педагогической деятельности, неразвитость основных составляющих данного взаимодействия, определенная социальная пассивность. Это подтвердило актуальность внедрения специально разработанной модели.

На формирующем этапе эксперимента происходила непосредственная апробация модели, которая реализовывалась в логике трех стадий – ориентационно-стимулирующей (I), квазипрофессиональной (II) и профессионально-деятельностной (III), каждая из которых в соответствии с «Рабочими учебными программами» по специальностям и «Учебными планами» ориентировалась на сохранение единства аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности студентов педагогических специальностей вуза при подготовке к социальному партнерству в образовании.

На первой стадии (V – VI семестры) подготовки студентов в выбранном направлении большое место занимала аудиторная работа. В рамках преподавания дисциплин общепрофессионального цикла («Педагогика», «Теория и методика обучения иностранному языку», дисциплин по выбору «Экономика», «Социология», «Традиции и обычаи стран изучаемого языка», специальных дисциплин «Основы социальной работы», «Социальная психология», «Управление социальными системами», «Лексикология», «Практический курс иностранного языка: Практика устной речи», «Практический курс иностранного языка: Практика письменной речи») происходило усиление проблематики социального партнерства в образовании, формирование исходных знаний о сущности, формах, механизмах и значимости данного взаимодействия в современных социокультурных и образовательных реалиях. В рамках аудиторной работы особое место в модели было отведено авторскому факультативу «Социальное партнерство в работе современного педагога», занятия которого способствовали пониманию и стимулировали положительную мотивацию студентов к социальному партнерству в будущей педагогической деятельности.

Внеаудиторная деятельность осуществлялась на базе общеобразовательных учреждений (педагогическая практика) и детских оздоровительных лагерей (инструктивный лагерь, воспитательная (летняя) практика) при непосредственном взаимодействии студентов с различными педагогами, воспитателями, родителями, представителями различных учреждений и структур, (например: здравоохранения – прохождение санминума, знакомство с требованиями СанПиНа для детских оздоровительных лагерей и др.; спорта – отдых детей из спортивных секций, школ, сотрудничество с тренерами; вневедомственной охраны, культуры и др.).

Внеучебная деятельность была связана с работой студентов в «Школе начинающего педагога» (на базе АОУДОД ДТДиМ г. Саратова), волонтерской деятельности на факультетах, (волонтерские отряды «Солнышко», «Ладошки»), участия в общественных молодежных организациях и объединениях («Синегория», «Молодежь+»), организации и проведения разовых и программных (работа Студсовета) общественно-полезных акций («За чистоту Андреевских прудов», «Детская площадка – нашими руками» (помощь приютам и реабилитационным центрам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в реставрации детских игровых площадок)) и др. Большое место было отведено знакомству с возможностями профессионального и проблемно-тематического сетевого взаимодействия (чаты, форум, e-mail, веб-сайты, «Соцобраз»).

На данной ступени осуществлялась теоретико-методическая подготовка преподавателей вуза к работе в рамках проводимого эксперимента («Подготовка студентов педагогических специальностей к разновекторному социальному партнерству»), формировалась команда единомышленников. Для этого в рамках заседаний кафедр «Социальная педагогика», «Психология образования», «Немецкого языка», «Романских языков», кафедральных дней, занятиях для аспирантов проводились обучающие семинары для преподавателей вуза, которые помогли скоординировать их действия по реализации модели подготовки студентов к социальному партнерству.

Тематика семинаров, утвержденная научно-методическим советом факультета «Психология и педагогика начального и специального образования», включала: «Социальное партнерство в образовании в контексте требований ФГОС ВПО», «Интенсификация профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей вуза в контексте межведомственного взаимодействия по проблемам образования и социума»; «Моделирование процесса подготовки студентов к социальному партнерству в образовательном процессе вуза»; «Современные тактики взаимодействия с социальными партнерами как фактор повышения профессиональной компетентности педагога»; «Социальное партнерство в системе профессионального и социального «лифта» будущего педагога».

Семинары проводились в форме интерактивных бесед, дискуссий, тренингов, консультаций, что позволило преподавателям, включенным в эксперимент конкретизировать содержательный материал о социальном партнерстве, уточнить составляющие каждого блока внедряемой модели, спрогнозировать варианты профессионально-педагогической поддержки студентов в данном процессе, подобрать наиболее адекватный инструментарий внедрения разработанной модели в осуществляемой аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности. В проведении семинаров для студентов («Интенсификация профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей вуза в контексте межведомственного взаимодействия по проблемам образования и социума»; «Современные тактики взаимодействия с социальными партнерами как фактор повышения профессиональной компетентности педагога») принимали активное участие разнообразные социальные партнеры вуза (МОУ «СОШ № 60», «СОШ № 72», «СОШ № 77», «СОШ № 49», МАОУ «Гимназия № 87», МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Саратова, ГУ «Центр занятости молодежи» г. Саратова).

На второй стадии (VII – VIII семестр) четче прослеживалась связь между аудиторной и внеаудиторной работой студентов. Последний вид работы дополнял профессиональную подготовку будущих педагогов в плане готовности к социальному партнерству в образовании. В аудиторной работе (в рамках в рамках отдельных занятий дисциплин из цикла специальных «Социальная политика», «История социальной педагогики», «Управление социальными системами», «Основы социальной работы», дисциплины по выбору «Детские и молодежные организации как среда позитивной социализации детей и подростков», «Современные средства связи», дисциплины общепрофессионального цикла «Основы социальной педагогики и психологии», «Теория и методика обучения иностранному языку», «Практический курс иностранного языка: практика письменной речи») наряду с теоретическим, был усилен методический аспект подготовки будущих педагогов (учителей иностранного (немецкого) языка и будущих социальных педагогов). Коллоквиум «Межведомственное взаимодействие – диалог специалистов по проблемам образования и социума» приурочивался к кафедральным дням на факультетах, в которых активно участвовали и студенты специальностей. В ходе семинарских, практических занятий, авторского факультатива «Социально-педагогическое проектирование» через использование метода анализа ситуаций, имитационных тренингов «Моделируем социальное партнерство», работы в системе «Открытого образования» с помощью ситуационно-ролевых задач отрабатывались умения диагностировать готовность конкретных субъектов образования, социума к возможному партнерству. Одновременно происходило формирование социально-педагогических компетенций как составляющих подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании.

Во внеаудиторной работе в плане подготовки к педагогической практике в условиях конкретного образовательного учреждения студентами, совместно с педагогами вуза составлялась информационная карта «Образовательное учреждение+», в которой нашла отражение специфика конкретного учреждения, социальные партнеры шаговой и более доступности (координаты, специфика, точки пересечения интересов и др.). В программу практики, отчетную документацию включались задания, связанные с обязательностью организации взаимодействия (на выбор студента, методиста, педагогов ОУ) с разнообразными социальными партнерами.

Во внеучебной деятельности продолжалось включение студентов в общественную жизнь факультета, вуза: участие в различных (по уровню реализации, тематике, охвату) не только педагогических, но и социально значимых проектах, акциях. Волонтерская деятельность воспринималась студентами не только как необходимая составляющая их профессиональной подготовки, но и как свидетельство их активной жизненной позиции. Волонтерство выходило на уровень медвузовского (ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» и ФГОУ ВПО «Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина»), межрегионального (ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» – ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет») долгосрочного сотрудничества студентов. Будущие педагоги становились активными участниками сетевого взаимодействия – не только форумы, веб-сайты, чаты, e-mail, но и дистанционные оболочки, и контакты в сетевых сообществах («Соцобраз»).

Сформировавшийся коллектив преподавателей-единомышленников активно работал в рамках экспериментального исследования возможностей подготовки студентов к социальному партнерству.

На третьей стадии (IX - X семестры) устанавливался паритет между аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельностью, причем с явной доминантой практической подготовки студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании.

В аудиторной деятельности организовывалось межведомственное обсуждение («Открытая лекция», «Бинарная лекция/семинар», тематические круглые столы и др.) значимых педагогических и социальных проблем («Девиантное, делинквентное и криминальное поведение детей и подростков», «Взаимодействие образовательного учреждения, семьи и учреждений социума», «Язык как универсальное средство социального партнерства» и др.). С помощью нетрадиционных форм и интерактивных методов происходило закрепление практических навыков взаимодействия с разнообразными социальными партнерами (предполагаемыми или уже состоявшимися ранее).

Внеаудиторная деятельность была связана со спецификойзаключительной практики – четкая ориентация на выбранную специальность и проблему научно-исследовательской (в том числе и дипломной) работы студентов, причем с обязательным выходом на уровень межведомственного взаимодействия, партнерства. На данной стадии также работал кружок «Социальное партнерство будущих педагогов: возможности межведомственного взаимодействия», в рамках которого организовывались ролевые игры по отработке навыков тактик социального партнерства, проводился выездной семинар «Что такое тьютерство и как оно связано с социальным партнерством», расширялось сетевое взаимодействие и др. Активные контакты с социумом воспринимались студентами на уровне традиций. Реализовывались авторские и коллективные социально-педагогические проекты, в том числе и с привлечением субъектов социума.

Во внеучебной деятельности продолжилосьактивное волонтерство в различных социальных средах. На данной стадии студенты инициировали и реализовывали социально значимые проекты, выполняли проекты на уровне «соцзаказа» от учреждений – реальных социальных партнеров. Многие студенты экспериментальной группы вышли на сотрудничество с наименее открытыми в плане взаимодействия структурами (силовыми), а также продолжили включаться в сетевое взаимодействие, рассматривая это как дополнительную возможность самореализации («Профессиональный» и «Социальный лифт»).

На всем протяжении данной стадии осуществлялось методическое сопровождение со стороны профессорско-преподавательского состава педагогического вуза и методистов баз практики.

На заключительном этапе экспериментальной работы был осуществлен сравнительный анализ полученных на всем ее протяжении качественных и количественных данных по каждому из компонентов подготовки к социальному партнерству как виду взаимодействия и выделенным соответственно им критериям и показателям. Результаты проведенной статистической обработки данных констатирующего и формирующего экспериментов были проверены с помощью t-критерия по Стьюденту, что подтвердило их достоверность.

Рис. 2. Динамика уровней подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании  в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем, формирующем и заключительном этапах эксперимента

(в % соотношении к общему количеству студентов)

 

Диаграмма свидетельствует о том, что у студентов экспериментальной группы, включенных в апробацию модели подготовки к социальному партнерству в образовании, произошли существенные изменения в сторону повышения его уровня, (а именно достижение высокого «оптимального»). Качественные результаты нашли отражение в формировании стойкой мотивации и осознаннойпотребность в социальном партнерстве, на основе понимания его личной, профессиональной и социальной значимости; умении, используя эффективные тактики взаимодействия, сотрудничать с разнообразными социальными партнерами даже в ситуации расхождения интересов; готовность оценивать состоявшееся взаимодействие с позиций определения его достоинств, возможных недочетов и дальнейших перспектив.

Таким образом, полученные, обработанные и проанализированные количественные и качественные результаты экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности внедрения разработанной авторской модели подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании.

В заключении представлено обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования и сформулированы основные выводы:

1. Социальное партнерство представляется сегодня как наиболее эффективная тактика взаимодействия, применение которой гарантирует решения различных вопросов, проблем во всех сферах общественной жизни, включая образование. Его использование в плане сотрудничества субъектов образовательных учреждений и социума во всех его проявлениях (учреждения, структуры, общественные движения, организации, конкретные лица и др.) способствует установлению взаимовыгодных, доверительных отношений, обеспечивающих оптимизацию учебно-воспитательного процесса, нормализацию диалога «образование – социум» за счет нахождения точек схождения.

2. Существует четко обозначенный заказ на специалиста системы образования, стабильно мотивированного на социальное партнерство и готового к его осуществлению, благодаря сформированному единству общекультурных, профессиональных и социально-педагогических компетенций. Особое внимание в целенаправленной подготовке к данному взаимодействию необходимо уделять социально-педагогической компетенции, выходящей за рамки профессии («надпрофессиональные компетенции»), и актуализирующей работу педагога (будущего педагога) в социуме.

3. Реализация идеи подготовки студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании не предполагает кардинальной перестройки сложившейся системы вузовского образования, а ориентирует на оптимизацию имеющихся в этом плане ресурсов через единство аудиторной, внеаудиторной и внеучебной видов деятельности. Данные виды не только на уровне теории, но и практики обеспечивают реальное включение в научно-исследовательскую, проектную, волонтерскую деятельность, сотрудничество с общественными организациями и учреждениями, сетевое взаимодействие.

4. Имея в виду открытость критериальной стороны оценки сформированности социально-педагогических компетенций (критерии, показатели, отсутствие адресных методик) было решено, учитывая методологические основания системного, деятельностного и личностно-ориентированных подходов, рассматривать их под призмой социального партнерства как уникального, доказавшего свою продуктивность типа взаимодействия. В качестве компонентовподготовки студентов к социальному партнерству в образовании могут выступать мотивационно-потребностный, когнитивный, практико-действенный, волевой и рефлексивно-оценочный. Их критериями являются: мотивация и потребности в социальном партнерстве; сформированность теоретических и методических знаний о сущности социального партнерства и возможностях организации взаимодействия с социальными партнерами в образовании; наличие умений организовывать социальное партнерство в образовании; наличие волевого потенциала к взаимодействию с социальными партнерами в образовании; контроль/самоконтроль успешности социального партнерства. Это облегчает выбор диагностических методик, имеющихся в практике высшего образования и позволяющих определить результативность подготовки через уровни подготовки студентов – низкий «стартовый», средний «достаточный», высокий «оптимальный». Положительная динамика уровня подготовки студентов экспериментальной группы к социальному партнерству в образовании подтвердила эффективность модели подготовки будущих педагогов к данному взаимодействию и верность исходной гипотезы.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов рассмотренной проблемы и открывает перспективные направления его дальнейшего изучения: профессиональная самореализация в условиях социального партнерства; барьеры и риски социального партнерства в образовании; командное взаимодействие субъектов социального партнерства.

В приложении содержатся методические материалы проведенной опытно-экспериментальной работы, математические расчеты и их графическое представление, детализирующие содержание и итоги экспериментальной работы.

Основные положения диссертации изложены в 16 публикациях автора, в том числе 4 - в изданиях из Перечня российских рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования научных результатов диссертаций:

1. Елисеева, Е.А. Формирование готовности студентов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства / Е.А. Елисеева  // Известия Саратовского университета. – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2011. – Т. 11. − № 4. – С. 93 -96.

2. Елисеева, Е.А. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства / Е.А. Елисеева  // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. – Кострома: Издательство Костромского государственного университета, 2011. – Т. 17. − № 3. – С. 41-44.

3. Елисеева, Е.А. Роль социального партнерства в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей / Е.А. Елисеева // Вестник Поволжской академии государственной службы. – Саратов: Издательство Поволжской академии государственной службы, 2012. − № 3(32). – С. 112-116.

4. Елисеева, Е.А. Социальное партнерство как составляющая профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей / Е.А. Елисеева // Среднее профессиональное образование. – 2013. − №1. – С. 59-61.

5. Елисеева, Е.А.  Социальное партнерство как актуальное направление профессиональной подготовки студентов педвуза / Е.А. Елисеева // Материалы Международной научно-практической конференции: «Социально-педагогические возможности и перспективы развития современного образования». – Уральск: ИЦ ЗКГУ им. М. Утемисова, 2009. – С. 168-170.

6. Елисеева, Е.А. Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов / Е.А. Елисеева // Альманах. Актуальные вопросы регионального образования. Cборник научно-методических материалов. Вып. 4. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. – С. 123-126.

7. Елисеева, Е.А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога / Е.А. Елисеева // Материалы Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества». – Саратов: «Научная книга», 2009. – С. 371-378.

8. Елисеева, Е.А. К вопросу об актуальности формирования опыта социального партнерства студентов педагогического вуза / Е.А. Елисеева // Вопросы социальной психологии. Труды психологической лаборатории пединститута СГУ им Н.Г. Чернышевского. Вып. 6 (11).− Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – С. 117-122.

9. Елисеева, Е.А. К проблеме формирования готовности студентов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства / Е.А. Елисеева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Тольятти: Издательство Тольяттинского государственного университета, 2011. − № 3(6).  – С.121-123.

10. Елисеева, Е.А. Педагогические условия формирования у студентов педагогического вуза готовности к профессиональной самореализации на основе социального партнерства / Е.А. Елисеева // Актуальные вопросы регионального образования. Вып. 3. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. – С. 109-114.

11. Елисеева, Е.А.  Формирование готовности студентов педагогических вузов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства как актуальная психолого-педагогическая проблема / Е.А. Елисеева // Образование в современном мире. Вып. 6. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2011. – С. 178-184.

12. Елисеева, Е.А. Готовность студентов педагогических вузов к профессиональной самореализации основе социального партнерства в контексте реализации стандартов второго поколения / Е.А. Елисеева // Современное образование: методология и методика реализации стандартов нового поколения. – М.: «Прометей», 2011. – С. 79-82.

13. Елисеева, Е.А. Модель формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной самореализации на основе социального партнерства / Е.А. Елисеева // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. – Самара: Издательство Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, 2011. – С. 106-110.

14. Елисеева, Е.А. Модель подготовки студентов педагогических специальностей к взаимодействию с социальными партнерами / Е.А. Елисеева // Альманах «Продуктивное образование». Вып. 14. – М.: «Экшен», 2012. – С. 319-323.

15. Елисеева, Е.А. Подготовка студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству / Е.А. Елисеева // Актуальные вопросы регионального образования. Вып. 6. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – С. 48-56.

16. Елисеева, Е.А. Особенности подготовки студентов педагогического вуза к взаимодействию с социальными партнерами / Е.А. Елисеева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Саратов: Издательство Саратовского государственного университета,  2012. − Т. 12. − № 4. – С. 105-108.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.