Степень разработанности темы исследования. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Степень разработанности темы исследования.

2022-05-12 31
Степень разработанности темы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для России идея социального партнерства вообще (А.В. Ветров, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, К.Г. Кязимов, В.И. Митрохин, В.А. Михеев, Ю.Г. Одегов, С.П. Перегудов, Г.Ю. Семигин и др.) и в особенности социального партнерства в образовании достаточно нова, хотя во многих зарубежных странах (Р. Арнольд, Ван Зантворт Джерри, Енеке Бианка, Морель Ханс, И. Мюнх, и др.) она прочно закрепилась не только в теории, но и в практике, доказав свою безусловную экономическую, юридическую и общественную эффективность.

Некоторый аналог социальному партнерству в российской педагогике прослеживается в существовавшей ранее практике шефского взаимодействия (помощи). Но современные социокультурные, образовательные реалии, не отвергая данную идею, переносят вектор значимости на субъект-субъектное пролонгированное взаимодействие участников социально-образовательного сотрудничества через тактики сотрудничества, кооперации, командного, корпоративного взаимодействия, договорной практики, консенсуса, паритетной ответственности и др. (Б.В. Авво, Н.А. Голикова, Н.З. Камалиев, О.Л. Назарова, Л.А. Отставнова, С.Г. Марфин, В.М. Сохабеев и др.).

Социальное партнерство заявляет о себе не только на уровне теории, но и на уровне практики, представляя особый интерес в плане профессиональной подготовки к нему будущих специалистов сферы образования (Е.В. Богатырева, Р.М. Васильева, Е.Н. Деревцова, Л.А. Отставнова и др.). Отмечается, что подготовка педагога, ориентированного на социальное партнерство в образовании и обладающего необходимыми в этом плане компетенциями, послужит способом устранения дисфункциональных зон взаимодействия между образованием и разнообразными учреждениями социума (А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, М.В. Оборин, А.М. Осипов, В.И. Патрушев и др.), а также согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сделает возможным «…существенно повысить государственный и социальный статус педагога…». Доказывается конкурентное преимущество такого выпускника, обладающего относительно выстроенным балансом между личными, профессиональными и социальными потребностями (Н.В. Бордовская, Г.Л. Гаврилова, С.А. Смирнов, Г.М. Курдюмов и др.). Выдвигается мысль, что современный педагог должен выполнять функции социального модератора, имеющего опыт решения разнообразных проблем социума (А.М. Абрамов, М.А. Зиганов, Т.Н. Черняева, Е.А. Ямбург и др.), в том числе и путем организации многовекторного сетевого (форумы, сетевые сообщества, веб-сайты, чаты, e-mail, дистанционные оболочки и др.) взаимодействия (А.И. Адамский, Ю.А. Конаржевский, О.А. Одинцов, Л.В. Нестерова, Н.В. Томилина, М.С. Чванова, М.В. Храмова и др.).

Вместе с тем, в реальной практике присутствует феномен «социального и профессионального инфантилизма» будущих педагогов, проявляющийся в отсутствии у выпускника вуза способности осознанного взаимодействия с конкретной образовательно-социальной средой (В.И. Герчиков, А.А. Зотов, А.В. Юпитов и др.), что ведет к профессиональной уязвимости начинающих учителей, отрицательно сказывается на социальном микроклимате, способствует появлению социальной напряженности.

В последнее время появились исследования, в определенной мере затрагивающие проблему подготовки будущих педагогов к социальному взаимодействию, однако теоретические и практические основания ее решения в реальной практике вузовской подготовки остаются открытыми для изучения.

Следовательно, можно констатировать наличие следующих противоречий:

– социально-педагогического характера, выражающихся в расхождении между государственным и социальным заказом на специалиста системы образования, готового к разнообразному социальному партнерству и недостаточной подготовкой студентов педагогических специальностей вуза к данному взаимодействию;

– научно-теоретического характера, отражающих необходимость научного обоснования процесса подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании и неразработанностью данного процесса в теоретическом плане;

– научно-методического характера, связанных с наличием нормативных требований к подготовке выпускников педагогических специальностей к социальному партнерству и отсутствием методической обеспеченности данного процесса в условиях вуза.

Необходимость решения выявленных противоречий определила проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности теоретических и практических оснований подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании с учетом требований к выпускникам по направлениям «Педагогическое образование» (050100) и «Психолого-педагогическое образование» (050400).

Актуальность проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Подготовка студентов к социальному партнерству в образовании (на примере подготовки студентов педагогических специальностей вуза)».

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов системы образования.

Предмет исследования: подготовка будущих педагогов в период вузовского обучения к социальному партнерству в образовании.

Решение заявленной проблемы составляет цель исследования: разработка теоретических оснований и педагогического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству.

Гипотеза исследования: подготовка студентов педагогических специальностей вуза к социальному партнерству в образовании будет более эффективной, если:

– в процессе вузовской подготовки акцентировать внимание на формировании социально-педагогических компетенций, отражающих подготовку выпускников вуза по направлению «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» к сотрудничеству с различными социальными институтами не только при совпадении интересов, но и в ситуациях имеющихся разногласий с целью оптимизации решения разнообразных задач образования и социума в целом;

– моделировать данный процесс, актуализируя формирование социально-педагогических компетенций в единстве теоретической и практической аудиторной, внеаудиторной и особенно внеучебной подготовки студентов педагогических специальностей вуза;

– отслеживать уровень подготовки к социальному партнерству по мотивационно-потребностному, когнитивному, практико-действенному, волевому и рефлексивно-оценочному критериям, отражающих подготовку будущих педагогов к социальному партнерству в образовании.

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

– уточнить научное представление о сущности процесса подготовки студентов педагогических специальностей вуза к данному взаимодействию в педагогической теории и практике;

– разработать и экспериментально проверить модель подготовки к социальному партнерству в образовании в единстве теории и практики аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности студентов педагогических специальностей вуза;

– разработать диагностический инструментарий, позволяющий в соответствии с критериями и показателями уровня подготовки к социальному партнерству проследить их динамику у выпускников вуза по направлениям «Педагогическое образование» (050100), «Психолого-педагогическое образование» (050400).

Научная новизна результатов исследования.

Научное представление о сущности подготовки студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании конкретизировано необходимостью формирования социально-педагогических компетенций, способствующих организации данного взаимодействия как в условиях пересечения взглядов и задач его участников, так и при возникновении точек несовпадения, при обязательном взаимном распределении ответственности за результаты предполагаемых контактов. Особенностью подготовки будущего педагога к социальному партнерству в образовании является учет его ярко выраженного гуманистического характера в сложных условиях разновозрастного, разностатусного взаимодействия всех его субъектов.

Предложена модель подготовки выпускников вуза по направлениям «Педагогическое образование» (050100) и «Психолого-педагогическое образование» (050400) к взаимодействию с разнообразными социальными партнерами в единстве аудиторной, внеаудиторной и внеучебной видов деятельности (в рамках целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно оценочного блоков), позволяющая не только на уровне теории, но и уже реальной практики осуществлять будущим педагогам социальное партнерство в образовании.

Выделенные критерии, показатели и уровни подготовки к социальному партнерству в условиях вуза позволяют диагностировать эффективность данного процесса и определять сформированность социально-педагогических компетенций будущих педагогов к взаимодействию с социумом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточненное понятие «подготовка студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании» и выявленные компоненты данной подготовки расширяют теоретические представления о сущности данного процесса в высшей школе; разработанная модель обогащает концептуальные идеи о возможностях подготовки к социальному партнерству в образовании через усиление единства аудиторной, внеаудиторной и особенно внеучебной деятельности студентов.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов по направлению «Педагогическое образование» (050100) и «Психолого-педагогическое образование (050400). Модель подготовки студентов педагогических специальностей к социальному партнерству в образовании, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно оценочный блоки, наполненные спецификой подготовки к данному взаимодействию, и прикладной материал диссертации (факультативы «Социальное партнерство в работе современного педагога», «Социально-педагогическое проектирование», кружок «Социальное партнерство будущих педагогов: возможности межведомственного взаимодействия», обучающий семинар для преподавателей и методистов «Подготовка студентов педагогических специальностей к разновекторному социальному партнерству», содержательные и методические основы разработки индивидуальных программ подготовки студентов к данному взаимодействию, авторские анкеты и тесты) могут быть реализованы в образовательных учреждениях среднего, высшего, дополнительного профессионального образования, ориентированных на расширение подготовки специалистов системы образования к возможному социальному партнерству.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.