Мифы славян, рассказанные для детей — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Мифы славян, рассказанные для детей

2022-05-11 35
Мифы славян, рассказанные для детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕЧ СВАРОГА

Сказы

РОДА РОЖАНИЧА

 

Прилети, Гамаюн, птица вещая,

через море раздольное, через горы высокие,

через тёмный лес, через чисто поле.

Ты воспой, Гамаюн, птица вещая,

на белой заре, на крутой горе,

на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке…

 

Птица вещая, птица мудрая,

много знаешь ты, много ведаешь…

Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам…

Отчего зачался весь Белый Свет?

Солнце Красное как зачалось?

Месяц светлый и часты звёздочки

отчего, скажи, народились?

И задули как ветры буйные?

Разгорелись как зори ясные?..

 

ПРИСКАЗКА

 

Весна-красна пришла!.. С румянцем, с вешним солнышком-колоколнышком! С розовеющей корой на оживших кустах, с юными клейкими листочками.

А вот и первую пчёлку тепло погнало из улья… Выбралась она, прошлась по летку, прихорашиваясь, крылья расправила и метнулась, победно зажужжав… Ищет окрест проталинки и первые подснежники… Весна! Вот ты и с нами! Прилетела на крыльях пчелиных.

А Зима-то! Ой, матушка-то наша седовласая… Отвыла метелями, оттрещала напоследок морозами… И вдруг, когда устали ждать, обессилела, осела грязным сугробом… и вдруг зажурчала весело ручьём!

Ей-то поначалу не поверили. Она то отступала, то вновь шастала по лесам — грозила, леденила, мела… Силой ледяной похвалялась. Ещё вчера!..

Но вот уже и нету её! А почему так? Да всё оттого, что мы её проводили на Масляной неделе. Спровадили лютую! Сожгли чучелом из тряпья да ветоши, соломой набитым. А весеннее Ясно Солнышко блинами зазвали…

— Взялась весна-то… — так говаривала баба Люба. — На Красну горку[1] взялась. На ярец, на самый початок…

— Бабусь, а бабусь! — канючу я, ещё малец с мизинец. И дёргаю бабу Любу за юбку. — А что это — ярец?

— Ярец-млад — то первый месяц по зиме, на почин весны ярой. Так-то по старине сподобнее балакать-то… Белояром его тако же ино кличут. Се кологодью крестьянску начало… Но зачинается оный-то не с початку марта, а попозжее, егда Солнце Ярово горе воздымается…

Я щурю глаза, гляжу прямо на Солнце — юное, но уже не по-весеннему жаркое, ярое… И будто вижу: легко ступая по золотистой пыльце, нисходят к нам от терема Солнца, как из сказки, златокрылые добрый молодец и красна девица…

Ярец-Белояр — это ты пришёл к нам! Первый месяц весенний. Пришёл как юноша златовласый, зеленоглазый, с букетом подснежников. Бог Вешний, бросивший Зиму и берущий в супруги Весну!

А где же быть свадьбе Белояра и Весны Яровой? Не в оврагах и буераках, не в чащобах тёмных… Там ещё снег и сон зимний… А на горе Красной, пригретой Ярилою — Ясным Солнышком.

Красная горка! Ярец-Белояр, юный весенний бог, уже там! Оттого и розовеет молодая кора и вишенье расцветает! И Красная горка укрывается белою кисеёю лепестков, как зардевшаяся от смущения невеста на выданье… Белое на розовом!..

А мы уже повесили ленточки на берёзе белой. И они трепещут на ветру… И там же, на Красной горке, лежит Бел-горюч камень Алатырь. И на нём, на Кресте Солнечном, распят весенний бог Белояр в лютую Зиму… Крыжень-бог на Кресе солнечном! Он же имеет и имена иные, тайные — Бус, Святояр и Даждь-бог!..

А для бабы Любы он ещё и «Исус Крестос» — бог крестьянский. Смертию смерть поправший и во гробе живот даровавший… Старый русский бог!

И не верит она отцу, смеющемуся: да разве ж он русский? А вот так… Русский и всё тут! И волосы его цвета спелой ржи, и глаза зелёные… И это он Бусом Белояром воскрес волею Вышней и обручился с Весною Яровой. А от того Буса Вешнего, что взошёл на Красную гору, цветёт вишня. А на вишне той Гамаюн птица вещая поёт песни весенние…

И от песни той, да любви ярой, припекает Солнышко Красное. И под вешним Солнышком тают снега, и мир вновь рождается — и так возрождается. И то не слёзы текут с Красной горы, а ручьи бегут. И стекаются они в потоки, и будят сонные, скованные льдом реки…

И вот сама Волга-матушка очнулась от зимнего сна. Взломала ледяные оковы… Вздулась. И, грохоча, сметая ветхие мостки, пошла… Понесла в тёмной воде грязные льдины, смывая с берегов листву и лежалый мусор, бурля у свай и причалов. И уткнулась в плотину, разбилась, закрутилась, пробуя её на крепость…

Не сейчас… Но капля и камень точит, и река свалит преграду, как уносит время все дела наши…

И зашумел, набрал силу потеплевший вешний ветер. И жизнь, ещё сонная, пробилась на чёрных проталинах, пахнула живыми запахами от реки, защебетала на все лады…

 

* * *

 

Весна-красна уже в силу вошла, да и месяц ярец-постный весь прошла…

— Нонче перелом поста, щука ходит без хвоста… — улыбается баба Люба и кивает в сторону крыльца. Там за дверью, в сенях, — отец. Он копается в рыбацких снастях.

— Отчего ж без хвоста-то? — дивлюсь я.

Мне отвечает отец, выходя с удочками и сачком:

— Нешто сам не знаешь? Мы вон тоже почитай всю зиму маялись, бились, аки рыба об лёд, в городской суете, покуда в деревню не вернулись. Так и щука билась, пока лёд хвостом не пробила и весна не наступила… Весело нам стало, да только щука свой хвост потеряла!..

Мы шли к реке, всегда теперь тёмной, хоть половодье уже сошло. Тут, за плотиною, всегда разлив и водная ширь до края неба… Волжское море! Так его тут и зовут: мо-о-оре!.. Здесь Волга стоит высоко, врезаясь в притоки, обтекая острова и образуя заводи, в глуби коих и теперь видны топляки, стволы и леснины.

Нас трое рыбаков — отец, я и старший брат мой Андрюха. Спустившись по обрыву к реке, мы освобождаем нашу лодочку-бударку от цепи. Сталкиваем её в воду, оставляя на прибрежном песке борозду и свои следы. Рыболовные снасти, удочки и сачки, брошены на днище. И вот уже вёсла легли в пазы и… вперёд! В море! Греби правой, табань левой! Вороти нос к волне!

Отец мой, Игорь Иванович, строитель судов и потомственный рыбак, как и многие в нашем роду. И старую мудрость рыбачью отец освоил вполне. И нам её передал. И мы с братом всегда следили, как он готовил снасти и как крючки привязывал особыми узлами.

— Вот этот узел для леща… Видите, как завязан? Колечко и перекрестье. Это знак Солнца. Потому как лещ — рыба солнечная, свет и простор любит… А это узёл для щуки…

— И этот узел тоже — знак тайный?

— Эта петёлка… означает яйцо. Да! Но не простое яйцо, а золотое. Что наш мир породило… — значительно подмигнув, отец затянул петельку на ушке двужального крючка с блесной.

Петля в самом деле похожа на яйцо. А как отец её затянул, она обратилась в заговоренный узелок.

Волшебство! Слова отца, уж не знаю как рыбу, а меня впечатлили. Выходит, рыбу ловят не абы как, а на заколдованные узелки… А они ведь ещё и старые наши письмена…

А баба Люба посмеивается и поясняет:

— Наши деды сказывали, как по Рожденью Мира из моря-окияна явилася Щука-Калуга. Она-де и держала в зубах это-само Яйцо. Из желтка онаго после родилось Солнце Красно, из белка — небо, а из скорлупы — Матушка Земля… С тех пор все щуки возомнили себя невесть кем. Лёд по весне хвостами бьют — будто разбивают! А заметивши что-то круглое да блестящее в глубине, сразу — хвать! А вдруг се и окажется то-само Яйцо Золотое?

— Да-да… — кивает, соглашаясь, отец. — Вот потому-то щуки очень даже легко на такие узелки заговоренные да блёсны ловятся.

— Пап, неужели ты веришь, что те рыбы, коих мы тут ловим, читают эти самые узлы? — изумляюсь я.

Брат мой Андрей — а он завсегда насмешник — уверяет меня с искрой в глазу:

— А как же, рыбы не враз наживку глотают. Вначале узлы разбирают, послание читают. Если завязано, мол, им угощенье, — ам!.. И всё, на крючке. А нет — плывут себе прочь…

— А вот мы и проверим, обучены ли рыбы грамоте старой… — усмехается отец. — Попадутся ли на крючок, как иные глотатели книг…

Рыбалка удалась на славу. Щука и лещ клевали вовсю. А ведь вышли мы на лов поздновато по причине необоримой лени… Такая удача рыбацкая — не иначе как из-за заговоренных узелков да волшебных блёсен!

А после на море разразилась гроза. Молнии вились над нами, как драконы золотые, ирбисы небесные… Те, что рождаются, согласно поверью волжскому, из шаров-молний, золотых яиц. Говорят же, что и наш мир от такого яйца родился…

И мы едва утекли домой под потоками ливня… Мокрые, но весёлые! Принимайте улов богатый, родные наши!

 

* * *

 

И вот мы уже дома, в избе. И баба Люба с мамою колдуют у печи. Готовится уха из щуки, поделённой на всех по старому обычаю.

А вот и главное блюдо на разговенье — утка с яблоками. И к ней в придачу «яблошник» — только он не из яблок готовится, а из картошки, что у нас по-старому зовут «чёртовым яблоком».

Это вроде как просто пюре… Просто, да не просто! Вы такого и не едали небось. На парном-то молоке распущенное, да в горшке томлённое на жару и пару, в русской печи… Лакомство нежнее птичьего молока!

А вот и пироги с вишнею! К чаю самоварному! Ой ты, Самовар Самоварыч! Собеседник живой, сверкающий золотом и сам довольный собой. На еловых шишечках гретый, сапогом раздутый. От него-то и тепло, и дух особый, лесной, шишечный по дому расходится… И входит весь за один присест! Чай-то пить — не дрова рубить!..

А я сижу за столом, за чаем, размышляю… Вишенье-то в пирогах то Злату Вышню угодно. Ему почтенье шишечное угощенье…

А Щука мир родила из Яйца Золотого, вот и подают её с яйцами вареными… А «чёртов яблошник» да утка с яблоком в клюве… Это ведь тоже из старого сказа картинка лубошная…

Какого? Да всё того же — о Рождении Мира. И об Утке, желавшей заглотить Алатырь-камень, дабы обрести власть над всем Белым Светом… Ой и наивная! Против неба пошла! Так потому у неё и не вышло ничего дельного! И нужно отобрать у неё яблочко-то печёное из клюва, да и самим проглотить его. Вкусно-то страсть как!.. Волшебство!..

Вот и отошли праздники… И вечер уже, и голова клонится к подушке стёганой. И половицы поскрипывают, и поёт сверчок… Не пора ли песни петь колыбельные да сказы сказывать?.. Бабусь, а бабусь!

Ох, и много есть сказов о богах прежних, о волшебниках и колдунах, да чудесных существах. Много их и в книгах старых, глубинных-голубиных… Есть они и в песнях баюнных-гамаюнных….

И мне их сказывали… И пора уже теперь мне пересказать их и сыну моему, и вам… Как то было в годы старые, в прошлом уж веке, в старом нашем селе берендеевом…

 

Сказы

ПЕРУНА СВАРОЖИЧА

 

Как во синем небе млад сизой Орел

со Орлицею солеталися —

солеталися, увивалися,

да не билися — похвалялися…

 

— Ай ты не птица, не Орлица —

млада царь-девица, Перуница…

Как настигну я тебя, налечу!

Пух и перышки размечу!

 

— Ай я, молода, в небеса взмываю!

Громом в тучах гремучих играю!

От тебя я, Перун, коли захочу —

молнией с небес улечу!..

 

Как во синем небе млад Перунушка

девицу пытал спозаранушку:

— Косы ты расплела? С неба звёзды смела?

И омыла ль росой Землю-матушку?

 

— Не хотела я косы свои расплетать,

Не хотела я звёзды с небес убирать…

Я в ночи по небу гуляла,

молнии из туч рассыпала!

 

Молвил млад Перун Перунице:

— Полюби меня, царь-девица!

Будем мы не биться — любиться

с ночи до Зари-Зареницы!..

 

ПРИСКАЗКА

 

Небо посуровело, заволоклось по краю. И понесло хмару мороком, и застило Ясно Солнце. Обложили тучи весь Белый Свет!

Под тучами черно… Сошлись тучи грозовые, будто рать небесная сошлась с ратью вражьею. И мглу ту, как траурную бязь, рвут молнии. И то отсветы сечи великой, то перуны-молоньи бьют в землю. И горят дубы, и остаются в песке, куда пали молнии, спёкшиеся «чёртовы когти».

Гром небесный погромыхивает вдали… Не эхо ли это слышится от всех войн, что пережила наша земля — а она есть земля «отчич и дедич», завещанная нам пращурами… И те битвы закалили дух наш. Русский дух…

Не так ли тучами чёрными, вороньём налетали на Русь со всех сторон находники во все века? И от стрел с чёрным опереньем не видно было Солнца… Но вновь и вновь Русь погибшая восставала.

Восточные и западные рубежи Руси во все века мглились, пылали… Но пути ворогов преграждали красные щиты русских витязей!

И кто там впереди ратей? Не князья ли то русколанские Бус Белояр[2] и Ягорий Храбрый ведут дружины на гуннов и готов? Не ведёт ли то полки на хазар Святослав? Не рубит ли на Чудском озере псов-рыцарей Александр Невский? Или это бросает в бой засадный полк Дмитрий Донской на поле Куликовом?

Или слышим мы эхо от грохота пушек под Полтавой, да на поле Бородинском? Или это эхо войн минувшего грозного века?..

Грохочет гром!.. Катится по небу громовая колесница бога гроз и сражений… И захватывает дух от той поездочки, от раскатов грома, сотрясающего небо от края до края…

Это скачет по небесам — Перун Громовержец, воевода ратей! И конь его, туча грозовая, встал на дыбы над землёю, и грива того коня клубится. И кудри серебряные бога Грома взвихрены ветрами горними, а за плечами его плащ бьётся, будто крылья орлиные простёрлись в полёте…

И так защищает от нежити и ворогов лютых Орёл Громовержец гнездо своё — Русь Святую… И рядом с ним витает и клекочет Орлица — то супруга его дивная Молонья-Перуница.

И слетает она с небес, и даёт павшим в сече героям выпить из рога воду живую… И возносятся души их птицами в небо синее, и находят место своё в строю небесных защитников Руси, в славном войске Перуновом!..

 

* * *

 

Отгремели громы, отшумел ливень. И небо синее раскрылось над полями чистыми, напоёнными живою водой. И радуга, как путь на небеса, раскинулась над миром…

А мне чудится, будто один конец радуги упирается в кровлю избы нашей… Приладив лесенку, взбираюсь на чердак, потом по лазу — на крышу… Нет, не пройти пока… Но дух захватывает от просторов, от свежести и ощущения полёта. Мечты, щебет птиц и яблоневый цвет на мокрой крыше…

Лезу обратно… Чердак — прибежище голубей, коих конечно, гоняют, но и пускают погреться в лютую зиму. И тут же старое осиное гнездо. И огромный, вращающийся ткацкий станок. Рядом битое зеркало и люлька, в которой качали ещё маму мою. Патефон с грудой чёрных, запылённых пластинок, открытки с героями старых кинолент — мамины, девичьи мечты, забытые на чердаке. Ворох старых газет, и ещё царского времени, и сталинских, — летопись века…

Спускаться по приставной лесенке скучно. Так спускаются все. Нет, я избираю другую дорогу. Отодвигаю тяжёлый короб в углу, а там — тайный лаз. Держась за скобу, с замиранием сердца ныряю вниз.

В темноте, раскачавшись на вытянутых руках, отпускаю ладони и падаю: так быстрее и, главное, интересней. Почему интересней? А потому, что в тёмном без окон чулане сокрыты тайны…

Зажигаю огарок свечи в плошке… По стенам бревенчатым на полочках стоят пузатые бутыли с настойками, жестяные коробочки да табакерки с царскими вензелями по бокам и лечебными порошками внутри, и тут травы купальские сушатся, и старинные книги в деревянных окладах.

И тут древний, ещё прабабкин, сундук, изумрудно-зелёный, окованный полосами железными с чеканкой. Сколько ему лет? Может — сто, а то и больше! Там-то и сокрыты все тайны… Да только не открыть его, ибо заперт он тяжёлым висячим замком, а ключ-то скрыт неведомо где… И говорят мне: не надо открывать его! Это бабкин сундук!

Нельзя… а ведь охота — сил нет… А может, там счастье наше сокрыто? Или сокровища и тайные книги? А иногда вдруг кажется, что там запечатано волшебство коварное, потому-то его и нельзя открывать…

Открой — и вырвутся силы неведомые, нарушат заведённый порядок вещей, повернут колесо времён, и покатится мир невесть куда…

Ох, и не нужно было того делать! Однако нашёл-таки путь, приспособил старый гвоздь с ножом и провернул… Замок повис на одной дужке… Вскрываю…

Так что же там? Приданое бабкино — это ясно. Сарафаны там да юбки, что сама соткала да сшила более полувека тому назад — к свадьбе своей. И тут ещё вещи деда покойного…

А вот и шашка его, именная и наградная… Беру её и, не удержавшись, рублю воздух с плеча — свистит… Вжж-ик! Вот так принимают удар — учит меня шашка… Вот в щёлочку эту! И у врага шашка пополам — дринк! Шашка старая с потёками, то ли ржавчины, то ли чей-то крови… С империалистической ещё, и с гражданской войны покоится тут.

Вспомнив ещё об одном свидетеле прошлого — бегу к люку, ведущему в погреб. Там на кадке с капустой квашеной вместо гнёта — трофей с первой германской: кайзеровский шлём с пикою.

Притаскиваю его, приспосабливаю на стояк со старым драповым пальто, походящим на шинель. И начинаю играть, махая дедовой шашкой… Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана!..

И вдруг останавливаюсь, перехватило дух… Я осознаю — войны не ушли… Они лишь притаились по чуланам да погребам. И готовы в любой миг проснуться, надеть заржавленные шлемы, и строем, дикими ордами, махая знаменами всех цветов, стягами и хоругвями, выбрасывая значки, бряцая мечами, грохоча пушками, ревя моторами, ринуться, прогарцевать грибовидным всадником по людскому месиву, — руша, сметая, сжигая…

Всё-всё помнит шашка — и героизм, и предательство, и гибель боевых товарищей, и братоубийство Гражданской… Какой страшный выбор стоял тогда перед дедами нашими! И шли они в бой кто за белую идею, а кто за красную…

Не так ли сражались и братья Сварожичи — Велес да Перун? Не потому ли и главный закон Сварожий: быть мирными между родами? И лучше быть распяту и самому принять смерть, чем пролить родную кровь — так гласил Бусов завет…

А кто преступит сей закон — на того обрушится кара небесная и земная, а победа мнимая неизбежно обернётся поражением. Так и пришла расплата всем за смуту гражданскую — ужасами лагерей, новыми войнами… Через всё это прошли деды…

Но что тут поминать? В семейной сваре нет героев, и поминали мы только тех, кто сложил голову в борьбе с германцем в Первую и во Вторую мировые войны…

Нет! Нет!.. Нужно закрыть этот ящик Пандоры! И я бросаю шашку обратно в сундук и запираю его… Да, нужно всё закрыть, забыть… Все ужасы смут и междоусобиц, и пролитую братскую кровь…

Но всегда нужно помнить святые имена тех, кто пал за отчизну. И мы помним их и носим цветы к вечным огням… И в День Победы, что для нас также и день Ягория Храброго, и Ярилин-день… И как тут не вспомнить, что и Георгий Жуков также носит имя в честь древнего князя Ягория!

Поминаем павших и в день начала войны, что на Купалу, с коей ночь начинает прибывать, и на Русь приходит Скипер-зверь… А после его гонит Перун до самого Ильина-дня — Перунова-дня…

Тогда мы вспоминаем и старые русские сказы о первой битве Громовержца с Мировым Злом, и читаем сказы о Перуне и Велесе Сварожичах.

 

Сказы

ВЕЛЕСА СУРИЧА

 

Воспою я вам сказанье,

лишь мой конь забьёт крылами,

возносясь в Златую Сваргу

в облаках дорогой радуг…

Ведь сковал в небесной кузне

сам Сварог Единорогу —

чудо-крылья легче ветра…

 

Воспою я среди леса,

как цветы с цветами бились,

и как в звёздном хороводе

Велес с Дивою кружились,

и у озера святого —

в Светлояровом бору —

на яру костры палили!..

 

Возвели на костровище

город из венков девичьих…

Башни града из цветов,

а детинец из грибов.

Так явился волхованьем

Китеж — чудо из чудес…

Княжил в городе Велес!

 

ПРИСКАЗКА

 

И вот миновали и Красна гора, и Яр-весенний, а на пороге уже Семик[3]…

А значит, Весна, что явилась к нам на Красную гору, — ныне, на Семик, в пору вошла и венок цветочный на русую главу надела…

И мы в эти дни вспоминаем о любви бога Велеса к Диве Додоле, зачарованной и забывшей заповедь Перуна. И как от этой любви родился бог Ярила.

Вспоминаем и о потомке Велеса великом мудреце Асгасте Сварожиче, влюблённом в Дулебу из рода Дыя… И о сражении меж ними, прозванном Битвою цветов. И о рождении Первого князя Руси — Яра Древнего.

И мы знаем, что Велес тот доныне почитается православными на Семик как Микола весенний и травный… И в эту пору весеннюю знахари да ведуньи собирают по лесам травы лечебные-волочебные…

А начался путь мой по дороге памяти в годы давние, когда бабушка Люба начала брать нас в лес, дабы собирать травы да учить лесной науке…

Загадочен, полон тайн зачарованный лес за околицею. Но все те тайны лесные бабе Любе ведомы. И о каждой травочке, о каждом цветочке она знает присловье или сказ старинный…

А мы слушаем её и дивимся. Мы — это я с братом Андреем… А бывало, с нами гуляли и отец с мамою, а также увязавшаяся с нами сестрёнка двоюродная, Ирка.

И вот как-то привела нас баба Люба в сумрачный и ещё сыроватый по весне лес под роскошные мохнатые еловые лапы. И так сказала:

— В ельнике сём обитает лесовик — хозяин лесной. А се — его ландыши любимые. Гляди-ко, тут их прямо — роща цельная! А какие они сочные, листья — чуть не с ладошку, а цветы — с шишку! Сам-вишь хозяин лесной их холил да лелеял…

И всем нам, а особенно маме с сестрёнкой, захотелось собирать букетики да сплетать из цветов веночки.

Однако баба Люба нас приструнила:

— Что вы, что вы! Здесь нельзя собирать цветы! Лес этот — заповедный.

— Да ведь здесь их столько! Мы же только чуть-чуть, — запросилась Ирка. — Разве здешнему леснику их будет жалко?

— Я тоже думаю, что лесник здешний не обидится, — поддержала мама. — Он что, строгий?

— Не лесник, а лесовик, — поправила бабушка. — И он не то что строгий, он немножко… ну… диковат что ли… Лучше с ним не ссориться.

— Бабушка права, — согласился отец. — Дойдёмте-ка лучше до поляны Ярилиной. Вот там-то на привале и повьём венки.

По дороге к Ярилиной поляне я стал расспрашивать:

— Баба Люба, а ты говорила прежде, что сирень любит лесовик да василёк синь-цвет… А как же ты теперь говоришь, что любимые его цветы — ландыши?

— А так и есть… — и баба Люба стала растолковывать, что у лесного хозяина три цветка в венке весеннем: в ландыше — сила любви, в синь-цвете — сила жизни, а в сирени — смертная сила.

— Так значит, в ландыше сила любви? — зарделась Ирка.

— Да-да, — кивнула баба Люба. — И на Ярилин день да на Семик его в венки вплетают в память о ландыше. Этот ландыш сам Велес-свят подарил царице Диве. Из-за ландыша сего свят Ярила-то и родился у них.

— А кто такой Ярила-свят? — спрашиваю я.

— Ярила-то? Он — князь лесного люда. Ярая сила жизни в нём. Лесовики заплетают цветы Ярилины в веночки весенние. И оттого-то те цветы у них в одном венке живут, а поставь-ка их вместе в воду, — сирень с любым другим цветком, — тотчас и завянут. Все силушки иных цветов высосет сирень. Сладко пахнет сирень… Но она, как и птица Сирин сладкоголосая, забирает жизнь…

И дивилися мы тому, как одни цветы друг-дружку любят, а иные друг со дружкою поладить не могут.

— А я так и не понял, — переспросил Андрюха, — зачем лесовик ландыши бережёт? К чему их так много тут? Или он те цветы своей лешачихе охапками носит?

— Что ж тут дивного? — спросила Ирка. — Если ты настоящий мужчина, то любимую и должен заваливать цветами.

— Да неужели же леший в лешачиху свою без памяти влюблён? — изумился Андрей. — Ну, я понимаю, что он диковат… но ведь и она, небось, колода-колодой.

— Это, уж, кому что по вкусу, — с улыбкою отозвалась баба Люба. — Коли ты сам пенёк, то и жена твоя — колода. Однако же и трухлявая колода цветёт по весне. И старый пень ветки пускает, коли влюбится. Вот так-то: с милой и под елью — найдёшь себе келью…

Так, веселя нас, и сказывала баба Люба старинки, да учила веданию леса.

И вскоре мы стали различать разные травы да цветы. Какие от каких болезней, какие от остуды сердечной, какие лихоманку и трясовицу прогоняют, какие травы силу дают да в пищу годятся, а какие — бессильные и вредные. Да и грибы полезные отличали теперь легко.

И лес нам стал как дом родной. И мы просили бабу Любу рассказать лесные сказы о травах да цветах весенних и летних.

И бывало, она присаживалась в лесу на дерево поваленное и сказывала и про ландыш-цвет, да про рождение Ярилушки… Либо про стародавнюю Битву цветов…

Вот теперь я и перескажу те сказы волжские, а если что от себя добавлю — не обессудьте, то не по умыслу, а по обычаю. Ведь ради красного словца и зверь бежит на ловца…

Но сказка сладка, а старинка — быль. Потому если что и присочиню, от истины и словом не отступлю.

 

Сказы

ОГНЕБОГА СВАРОЖИЧА

 

Жили так Кострома да Купала,

утонули они во купальне…

Потонули они во реке широкой,

утопилися в омуте глубоком…

Где Купала тонул, бережок колыхался,

Кострома где тонула —

травушки расплетались…

 

Как там во речной струе, во печали

Кострома с Купалой лежали

на песочке золотом,

под ракитовым кустом…

Но шумела река: «Не приму

я Куполу и Кострому!»

И плескала волна: «Выкину!»

 

И пришла пора для великих чудес,

как явившись в лес, рёк Велес:

— Я даю вам вольную волю,

вы ступайте во чистое поле!

Обернитесь цветком-травою —

той травою, что брат с сестрою!..

Тем цветком, что Купала-да-Кострома!

 

ПРИСКАЗКА

 

Солнце Красное, доброе да ласковое, высоко поднялось в небе синем… И в годовом своём шествовании по звёздному пути зашло оно в терем Близнецов — к брату и сестре, Купале да Костроме[4].

И день пресветлый стал долог, так, что сходятся уже зори вечерняя с утренней… А значит, пришли Русалья да дни Купальские!

И вот уже тянутся к озеру Светлоярову потомки берендеев с венками на головах, в одеяниях белых… И идут навстречу друг дружке юноши и девушки, как спешили навстречу Огнебог и Купальница, не видя цветов на лугу, не ощущая под ногами росу, тая друг во друге, вскипая и угасая от любви…

Ах Солнце Красное, Солнце Ярое, Солнце Купальское!.. К тебе увлекаются помыслы и мечтания юные…

И ты очищаешь души людские, ты позволяешь нам видеть любовь и красоту мира… И мы слышим песнь, исходящую также от Солнца в душах наших, что сокрыто в самой сердцевине сердец…

И весь мир купается в солнечных лучах, и нежится, и трепещет в сиянии любви и доброты. И тянутся к Солнцу цветы на лугах, и воспаряют птицы в поднебесье… И звери лесные, так же как и люди, ходят парами и обращают свои взоры к трисветлому царю небес. А ежели только чуть прищурить глаза, то откроется пред нами путь радужный в сад заоблачный, в град золотой…

И белые чайки, раскинув крылья, парят над синими озёрными водами… И не были бы чайки такими белыми, а озеро таким ослепительно синим, если бы Солнце Ярое не сияло столь высоко в глуби небес…

Хотел бы я быть птицею, и взлетел бы тогда высоко прямо к Солнцу и опалил крылья свои в страсти ярой, и пал вниз, разметав перья по водам озёрным… Или хотел бы стать цветком в лесу, дабы любимая сорвала его и сплела венок, и пустила его по речке лесной…

А будь я речкою, струящейся в чаще, не думал бы о деревьях и кустах, а только об озере светлом, что примет меня в объятия свои…

 

* * *

 

И вот Солнце Ярое к закату клонится, и день пресветлый меркнет. А затем и костры разгораются в ночи звёздной… И Месяц Ясный обращает к нам свой лик…

О великий царь-Огонь, Сварожич! Сошедший к нам с луной ладьи по дорожке света. Не оставь нас в сумраке и хладе у гаснущего костра! Озари нам в ночи путь к свету и правде исконной! Ты один знаешь стремления наших сердец…

Огнебоже, сын Сварогов! Это к тебе мы посылаем наши славы вместе с искрами от костров предвечерних. И пускаем также с гор огненные колёса, крутящиеся, как будет крутиться и солнце в годовом коло, скатываясь с макушки года…

И в озеро сталкиваем мы лодку с горящими борницами… Это в Навь, в нижний мир посылаем мы нашего гонца — Ночь Купаленку.

Ей теперь сходить в Навь, и брать с собою беды наши, и возвращаться обратно преображённой, обретшей мудрость и печаль высшего знания.

И ищем мы заветный огнецвет, коим цветёт только в эту краткую ночь раз в году папоротник. И кто сорвал его, у того желания заветные исполняются…

И мы поём ту славу любви и сплетаем в ночи у костров хороводы… И приходят к нам, взявшись за руки, брат с сестрою, Купала да Кострома, как дети звёздные. И кружатся весело в хороводе нашем…

И рядом с ними Томила Купалич, и он тоже малыш златокудрый… Дети Огнебога и внуки Велеса! Дети, коим тысячи лет!..

 

* * *

 

А к утру вновь влечёт нас к берегу озера Светлояра та неутолённая жажда, кою не утолить ничем иным, кроме как цветением папоротника, что не цветёт в яви, либо тем вином духовным, что явилось до сотворения лозы…

И тогда мы обращаем взоры на восток, где вот-вот взойдёт Солнце Красное, ибо уже румянится Заря-Зареница и птицы начинают славить начало нового дня…

И тогда в утреннем сне я вновь вспоминаю, как в детстве ходили мы на Купалу также собирать цветы и сплетать венки…

И цветов также вокруг было не счесть… Ромашки, лютики-купальницы, петров крест — огнецвет, и иван-да-марья, и иван-чай, и горечавка, и цветок марьин корень. Перечисляй — не перечислишь!

И бабушка Люба, пока плелись венки, рассказывала нам о цветах сказы да старинки.

— А знаете ли вы, — говорила она, — что все цветы друг дружке роднёю приходятся? Вот ежели взять да сорвать лютик жёлтый, что у нас зовут цветком-купальницей… Муж её — огнецвет. Дети — иван-да-марья. А внук, что корешком пошёл от них, — так его марьиным корнем и зовут…

И мне уже мнилось, что в каждом цветке жил маленький лесной дух-русалочка, цветочная вилица, или же весёлый паренёк, вилень лесной.

Вот и в лютике-купальнице, цветке желтоголовом и похожем на бубенчик, жила в этой сказке русалка Купальница. И была она вся в чёрном, и волосы темнее крыла бабочки-махаона. А в среди лепестков соседнего цветка, подобных взметнувшемуся с земли многоязыкому пламени, жил вилень Огнецвет, её любимый…

И печальная вила из цветка купальницы протягивала ручки и пела своему возлюбленному:

— Как у милого да у родимого кудрецы лежат золотые, во колечки они завитые… По плечам лежат — будто жар горят… Будто жар они горят — разливаются, оттого моё сердечко печалится… Ты приди ко мне на лужочек, попляши со мною, дружочек! Мы с тобою здесь помилуемся, помилуемся да полюбуемся!

Огнецвет же так отвечал деве красной:

— О Купальница-чаровница! Не могу к тебе отлучиться! Мне всю ночь придётся не спать, мне на страже нужно стоять! Чтоб змея с-под колоды не выползала, малых деточек не кусала!..

И в том полусне, как наяву, я видел тогда эту картинку… И печальную Купальницу, и Огнецвета и их детей — Ивана Купалу да Марьюшку Кострому, и внука Томилу Марьин-корень. Яркие и живые цветы на зелёном лугу!

А речь бабушки всё текла и журчала как ручеёк, убаюкивала….

Да мал был тогда и я, и малы были вилы цветов… А может быть, они были малы потому, что люди забыли древних своих богов? И лишь здесь, у озера Светлоярова, остались они жить в цветах и снах?

Но ведь было и иное время, и был мир великий и сверкающий, и держался он на старой вере пращуров… И те вилы цветов были великими богами неба, земли и вод… Умалилась вера, и боги умалились, попрятались под лепестками цветов, ушли в сны наши…

Так давайте же вспомним те сказы и перенесёмся по дороге памяти в то прошлое, которое также и будущее наше, ибо всё возвращается к своему истоку.

И чем старше мы становимся, тем ближе к тому миру, из коего вышли когда-то…

 

Сказы

Лели Свароговны

 

Гой ты, Леля, Лелюшка!

Ты для сердца милая!

Ласковая девица

со златыми крыльями…

 

Ты скажи-поведай нам,

как без печали жить…

Коли нет любви,

можно ль не тужить?

 

Выходила Лелюшка

за Ирийские врата,

Выпускала Сокола

пёрышком из рукава…

 

И во полюшко ходила

да срывала первоцвет…

Только без любимого

мил ли Белый свет?..

 

ПРИСКАЗКА

 

Вот и Осень-полузимница на дворе… Пришли по распутице, да по палой листве Овсень-Таусень малый, за ним в огнях овинных Леля-заревница с Финистом, а вскоре и Сварожки с Радогощем[5].

В эту пору Велес обращается Финистом-Соколом и отправляется к Белозерью. А оттуда, уже Волком Огненным, бежит он по тёмным лесам к озеру Светлоярову. И верхом на том Волке едет сама Леля-заревница.

И прибежав к озеру, они празднуют приход Овсеня и пьют ольвину медовую, на лепестках диких роз настоенную.

И веселье, бьющее через край, смешит Финиста и Лелю. А когда смеются они, будто звенят серебряные колокольчики, и сияние разливается по холмам, и светло становится как днём над озером Светлояровым.

И берендеи играют тогда на рожках, волынках, свирелях и пищалках, и отплясывают, и выкатывают бочки с ольвиною медовой и всех угощают… Овсень-Таусень пришёл и гостей привёл!

— Ой-ле! Велес-свят и Леля-заревница! — взываем мы. — Как вам напиточек? По вкусу ли пришлась ольвина медовая? Не была ль кисла? Теперьче, иныя брешут, ольвина уж не та… Прадеды наши, говорят, умели готовить толковей. А нонче секрет-то утерян…

Но Велес возражает:

— Коли бы пращуры оставили нам попробовать ту ольвину, то по прошествии лет и мы её непременно честили бы кислой… А ежели кислая та ольвина, что лучше всех была, то не значит ли это, что и эту следует тако же звать?

— А чтобы никто про это не сведал, — улыбается Леля-заревница, — с нею мы поступим точно так же!

— Как? Как именно? — вопрошаем мы.

И Велес-свят с Лелею отвечают:

— Мы её выпьем всю до последней капли!

И над озером Светлояровым снова разносится смех. А когда смеются Финист и Леля, мнится нам, что полыхают зарницы и набегают тучи…

Осень ненастная… Нет ещё наста! Но дождь всё льёт и льёт. Семь непогод на дворе! Осень поздняя и сеет, и веет, и крутит, и мутит, и ревёт, и сверху льёт, и снизу порошею метёт!

Это Зима-матушка близится… И идёт она с дочкою Снегурочкою. А рядом идёт и возлюбленный её Лель Сокольник, сын Лели-заревницы и Финиста-Сокола…

 

* * *

 

А вот уже и Осень с нами прощается, а Зима на пороге. И лёг мягкий первый снег, как пушок. И значит, пора уже лепить Снегурку, бабу снежную и нежную, да идти за ёлочкою в Берендеев лес.

— Ба-ушка, а ба-аушка… — тереблю я за рукав бабу Любу. — Расскажи о Снегурочке. Кто она такая?

— Кто Снегурка-то? Снегурка — девка снежная, к путникам нежная. Прохожих в ночь приваживает, в объятьях замораживает…

— А кем она деду Морозу приходится — дочкой аль внучкой? Разное про то говорят… И чаще внучкой её величают. Ну, раз дед Мороз — дедушка.

— Дед Мороз, леса хозяин, не Снегурочке дедушка, а нам. Мы сами — внуки его, хозяина лесного… Потому-то он и любит нас. Особенно маленьких детей, правнучат своих. Потому-то он и приносит подарочки…

— А кто же тогда Снегурочка?

— Снегурочка — дочка Мороза и царицы Метелицы. Дед Мороз и бабушка Метелица её из снега слепили. Волосы её из веток сплели.

— Совсем как мы во дворе снежную бабу… — замечаю я с улыбкой.

— Да, похоже, — кивает баба Люба. — Только у них лучше вышло. Дед Мороз и Метелица из снега могут любое чудо сотворить!

— Да уж у нас-то красавица получилась, — хохотнул Андрюха. — Вместо носа — еловая шишка, в руке метла, шляпка — из старого ведра.

Баба Люба улыбнулась:

— Да уж, где вам с ними тягаться-то… Мороз и Метелица слепили из снега такую красавицу, что ни в сказке сказать, ни пером описать…

— Красота и наряды — это ещё не главное, — возразила мама. — Снегурка-то из снега была слеплена. И значит, была холодна… Такая краса не греет…

— Что правда, то правда, — вздохнула баба Люба. — Сердце-то у неё было ледяное… Но ведь и оно растопилося… Открыл в сердце её родники любви Лель-свирельщик.

— Как же это ему удалось? — спрашиваем мы.

Баба Люба усмехнулась:

— Очень Лель был горяч, и любовь его жаркой была. И то ведь сказать, что был он сыном Лели-заревницы: красной деви


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.227 с.