Сказано, что слово – это Бог». — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сказано, что слово – это Бог».

2021-10-05 27
Сказано, что слово – это Бог». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


             (Стихотворение «Слово»).

В произведении Слову противопоставлены числа:

«А для низкой жизни были числа

Как домашний подъярёмный скот…»

И «патриарх седой…», «не решаясь обратиться к звуку, тростью на песке чертил число». «Книга чисел» – одна из книг Ветхого Завета, а известная всем строка                                                «В начале было Слово» - начало Евангелие от Иоанна. Поэтому, возможно,                                   в произведении показана антитеза закона Ветхого Завета и благодати, Божественной любви Завета Нового. А в финале – ответственность за Слово.

         И, конечно, одно из главных произведений – это стихотворение «Память», написанное незадолго до трагического 1917 года и гибели поэта. Именно с него начинается статья. Главная мысль, начинающая и завершающая стихотворение:                      «Мы меняем души – не тела». Это – своего рода заповедь, обращение ко всему человечеству. Может быть, это – воплощение библейской мысль о гибели человека, навредившего своей душе. Но, конечно, это и как будто итог всего жизненного                                             и творческого пути поэта. Он и «лист опавший, колдовской ребёнок, словом останавливавший дождь», и тот, кто «говорил, что жизнь – его подруга, коврик под его ногами - мир», и, наконец, «избранник свободы». Но далее появляется с древних времён почитаемый на Руси образ Святого Великомученика Георгия, который под страшными пытками не отрёкся от веры во Христа и образ которого почти через 30 лет «явится» в одном из лучших произведений Б.Л.Пастернака, о чём уже говорилось ранее:


«…Но Святой Георгий тронул дважды

 Пулею не тронутую грудь».


 (Многим хорошо известно, что сам поэт был дважды награждён Георгиевским Крестом). А ради этого можно перенести и «муки голода и жажды», и «сон тревожный»                                 и «бесконечный путь». Будет небольшим преувеличением сказать, что сам поэт повторит путь святых мучеников.

И вот возникает образ «Нового Иерусалима», как символ Царства Небесного, как описал его Святой Иоанн Богослов. И возникает этот образ на полях родной для поэта страны:


«Сердце будет пламенем палимо

Вплоть до дня, пока взойдут ясны

Стены Нового Иерусалима

На полях моей родной страны».


А Царство Небесное, как известно, завоёвывается страданиями и подвигом!

Как и в «Заблудившемся трамвае», появляется образ, скорее всего, Страшного Суда, - образ «Страшного Света», который «прольётся с неба».

А далее образ Млечного Пути, часто встречающийся в духовной поэзии разных времён:

«Это Млечный Путь процвёл нежданно

Садом неожиданных планет».

И вот в финале возникает образ «Неведомого Путника», о котором было много споров:


«Предо мной предстанет, мне неведом,

Путник, скрыв лицо, но я пойму,

Видя льва, стремящегося следом,

И орла, летящего к нему».


Орёл и лев - символы евангелистов, здесь они вместе, значит, этот образ, скорее всего, - Образ Христа, как утверждал один из дискутирующих писателей.

Невольно вспоминаются и слова из известной песни, написанной уже во второй половине 20-го века:


 «Тебя там встретят огнегривый лев

 И синий вол, «исполненный очей»

С ними золотой орёл небесный,

 Чей так светел взор незабываемый».


Может быть, поэтому образы высшего ангельского чина – серафимов, «облака рая» встречаются во многих произведениях Н.С.Гумилёва, даже в стихах о любви к женщине, например, в сборнике, изданном после смерти поэта. В упоминаемых выше произведениях является ему чистая, светлая возлюбленная, спасая от сомнений и грехов. (Это – один из ярких и распространённых образов классической русской литературы).

   Но всё же, наверное, следует обратиться к образу любви божественной.

В одном из неопубликованных при жизни произведений «На далёкой звезде Венере…», созданном в год смерти поэта, показан образ Рая, очевидно, в противоположность «земному аду», в который превращена Россия:


                           «На далёкой звезде Венере

                            Солнце пламенней и золотистей…»

Это – взор, обращённый в Вечность. Поэтому там и «вольные, звонкие воды», которые «распевают песнь свободы» и «пламенеют, как лампады».

Потому там и «нету слов, обидных иль властных». И, наконец, там «нету смерти, терпкой и душной».                                         

А «золотые дымы в синих, синих вечерних кущах» - отражение цветовой гаммы иконографии, которая подчёркивает образ «грядущего прославленного мира», как писал князь Е.Н.Трубецкой в знаменитых «Трёх очерках о русской иконе».

И один из изданных не очень давно сборников поэта называется «Я свет у тебя за плечами». Это – воплощение немеркнущего света, воплощение вечной любви, без которой нельзя ни жить, ни творить.

   Стихи Николая Степановича Гумилёва преисполнены света, они потрясают при первом знакомстве, а потом погружают в размышления о Вечном. А жизнь его – пример жертвенного служения Богу и России, верность присяге офицера и долгу христианина.              


Есть Бог, есть мир – они живут вовек

А жизнь людей мгновенна и убога -

Но всё в себя вмещает человек,

 Который любит мир и верит в Бога.


Это – жизненное кредо нашего великого соотечественника Николая Степановича Гумилёва!

P.S. Николай Степанович Гумилёв вместе со многими лучшими людьми России был

расстрелян в Левашовской пустоши, недалеко от Петербурга.

      Это – место трагедии, как Бутовский полигон, находящийся ныне в черте Москвы.

Но на Бутовском полигоне вскоре были построены храмы и поставлены кресты над всеми убиенными как символ памяти, символ покаяния, а в Левашовской пустоши – нет. Серьёзный повод для размышления. Всё же очень хотелось надеяться…И вот, наконец, свершилось!        


                                Литература.

1. Сборник произведений Н.С.Гумилёва «Я свет у тебя за плечами». Ярославль 1994.

2. Сборник произведений М.И.Цветаевой «Лебединый стан». Москва 1997

3. Сборник духовной поэзии «Слово и дух». Москва 2008

4. А А.Блок поэма «Двенадцать» и др. произведения

5. Е.Н.Трубецкой «Смысл жизни». Соловьёв В.С. Москва 1998

6. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе». Москва 1998

7. Программа цикла «Библейский сюжет» канала «Культура», посвящённая творчеству Н.С.Гумилёва под названием «Блудный сын»

8. Программа канала «Культура», показанная на Пасху в 2003 году, 27 апреля, посвящённая Н.С.Гумилёву.

9. Программа цикла «Ленинградское дело», посвящённая Н.С.Гумилёву июль 2004г.

10. Рапацкая Л.А. «Искусство Серебряного века»изд. «Владос» Москва 1996

11. И.А.Ильин «Основы христианской культуры» Москва, Хранитель», 2007 г

12. «Свобода любви или идол блуда» Митрополит Илларион (Алфеев) и др. Издательство Московской Патриархии 2011.

13. В.С.Соловьёв «Русская идея». Париж 1888. Стенографический отчёт.

14. В.С.Соловьёв «Смысл любви». Соловьёв В.С. Москва 2000

15. В.С.Соловьёв «Красота в природе». Соловьёв В.С. Москва 2000

16. В.С.Соловьёв – «Бескрылый дух…» и др. стихотворения Соловьёв В.С. Москва 2000

17. М.А.Волошин – сборник поэзии. Минск 1993

18. Э.С.Менднлевич «Пойми простой урок моей земли» о творчестве М.А.Волошина Орёл 2001

19. Бехтеев С.С. «Двуглавый орёл» и др. произведения. «Православное христианство в интернете».

20. Несмелов А.И. «Суворовское знамя» и др. произведения «Православное христианство в интернете».

21. Пастернак Б.Л. «Ожившая фреска», «Неоглядность» и др. произведения. Сборник «Вальс с чертовщиной» Москва 1993

22. Песни Белой Гвардии. Сборники песен равных лет в исполнении Жанны Бичевской

23.  Н.И.Рышковский «Шествие разрушителя». Сборник «Тайны беззакония» Москва 1995

24.  Н.А.Колосов «Не может быть». Сборник «Тайны беззакония» Москва 1995

25. Журнал «Русский дом» - статьи разных лет.

26. Журнал «Фома» - статьи разных лет.

27. Журнал «Православная беседа» - статьи разных лет.

28. Материалы музея Серебряного века в г. Москва.

29. Лекции Музея им. Андрея Рублёва с 1996 по 2013г

30. «Левитан» из серии «Белый город». Москва 2000

31. Собственная сертифицированная статья «Жертвенное служение Богу и России, причастность вечности Николая Степановича Гумилёва» из собственного изданного в 2013г. сборника «Боговдохновенная русская литература» Москва 2013

32. Собственная сертифицированная статья «Духовная преемственность русской литературы. «Сверхвременное» в творчестве русских писателей» из собственного изданного в 2013г. сборника «Боговдохновенная русская литература» Москва 2013

33. Собственная сертифицированная статья «Россия, «чающая движения воды» Москва 2013

34. Теоретическая часть собственной сертифицированной творческой методической разработки «Бранная слава Святой Руси и Великой России»

 

Как облаком сердце одето
         И камнем прикинулась плоть,
          Пока назначенье поэта
           Ему не откроет Господь

            (О.Э.Мандельштам)

          От любомудрия к Истинному Христианству.

                              (На примере творчества О.Э.Мандельштама).

Вступление.

Данное исследование стало результатом работы с произведениями поэзии Серебряного века. Творчество О.Э.Мандельштама, к сожалению, слишком мало известно большинству студентов, если известно вообще, как показывает практика. В то же время особого внимания заслуживает в его творчестве очень многое. Во-первых, Серебряный век как таковой – связан прежде всего с главной русской трагедией; с забвением, а после возвращением многих имён, независимо от того, покидал поэт Россию или нет.          Во-вторых, «великую тройку» акмеистов - О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматову                     и Н.С.Гумилёва можно считать почти что новомучениками. (О творчестве Н.С.Гумилёва у автора есть сертифицированная статья «Служение Богу и России, причастность вечности Н.С.Гумилёва». Похожая мысль заложена и в данном исследовании). Все они отказались покинуть мятежную Россию и разделили «Русскую Голгофу». В-третьих, сама жизнь О.Э.Мандельштама - яркий пример того, что понятие «русский» - прежде всего духовное. Еврей по национальности, поэт через «тернии» духовных исканий пришёл к Православию и разделил Крестный путь России – умер            в пересыльном лагере. Наконец, все истинно русские поэты Серебряного века во многом продолжали традиции лирики века девятнадцатого – и это во много раз важнее любых направлений. Поэтому в исследовании отразилась преемственность творчества О.Э.Мандельштама с поэзией века девятнадцатого, а так же некоторое единство образов и тем с творчеством других поэтов Серебряного века – в т.ч. и других направлений. И произведения выбраны не самые известные – самым известным, таким, как: «Ленинград», «Век» хотелось бы посвятить продолжение.

Произведения О.Э.Мандельштама вместе с произведениями других поэтов Серебряного века читаются преподавателем и студентами во время проведения литературно-музыкальных композиций, чаще по дисциплине «Русский язык и культура речи» на втором курсе, иногда по дисциплине «Литература». (У автора исследования есть сертифицированная методическая разработка творческого занятия «Русский путь», которая в составе конкурсной работы «Страдание, возводящее к небесам» получила диплом Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества»). Надеюсь продолжить исследование, тем более в преддверии столетия Октябрьского переворота.

Считаю, что данное исследование может помочь глубже постичь творчество замечательного русского поэта. А также преклониться перед теми, чья жизнь стала ежедневным подвигом и искупительной жертвой. 


 Как облаком сердце одето

И камнем прикинулась плоть,

Пока назначенье поэта

Ему не откроет Господь:

 Какая-то страсть налетела,

Какая-то тяжесть жива;

 И призраки требуют тела,

И плоти причастны слова.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.