Асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжш щ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжш щ

2021-10-05 39
Асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжш щ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжш щ

З е м а в ч ц б р.т и а с к ь л р ю д з р ь т м к л ю э з ь м

квуфрнкртчызэюркимр е'к уырьбдтюхзк

  ртвечкитьбджзщроктьдзрьнкмасблдж

Юркамиьбюджщгнкптраемжэзъртимкв

Сакртьоркмитьблркраклшорыцфркмит ьорн.ек

 

• проележивание взглядом линии от начала до концаэ когда она переплетается с другими линиями. Напри­мер, лабиринты, нарисованные американским худож­ником Айзеком Тэйером, которые приводятся ниже,

 


Коррекционно-развивадощая техника «Скорая помощь*

Цель:

— элиминация эмоционального напряжения;

— развитие межполушарных связей;

—  развитие внимания, самоконтроля;

—  улучшение работоспособности. Инструкция,

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Ниж­няя буква обозначает движение руками: Л—левая рука поднимается в левую сторону; П — правая рука поднимается в пра­вую сторону; В — обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последовательности от пер­вой буквы к последней, а затем от последней буквы к пер­вой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточ­ки с буквами:

А Б в г д Е ж 3 и
Л П п в л в л п в
К Л м н о п р с т
Л л п л л п в п л
  У ф X ц ч ш я  
  п в л в в п л  

ПРОГРАММА

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а так­же родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режи­ма проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения — 50—60 минут. Оптимальное число участников группы — 4—6 человек, возрасг — 6—12 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной кор­рекции сдвг.

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Го­рячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сироткж,А.С. Султановой, Л. П.Успенской, К. Фоп-пелем и др.

 

Структура занятия:

—    растяжка — 4—5 минут;

—- дыхательное упражнение — 3—4 минут;

~- глазодвигательное упражнение — 3—4 минуты;

—       упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;

i — функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и ког­нитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 20— 25 минут;

—     релаксация — 4—5 минут.


Занятие 1

1.          Растяжка «Половинка».

Цель: оптимизация тонуса мышц.

  И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Рас­слабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правосторон­нее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

Дыхательное упражнение.

  Цель:развитие произвольное-ти и самоконтроля, ритмирование организма.

  И.п. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох, Детям предлагается втянуть живот как можно силь­нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

3.        Глазодвигательное упражнение.

  И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предше­ствующему движению. При отработке глазодвигательных уп­ражнений для привлечения внимания ребенка рекоменду­ется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребе-нокдолжен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскпльзывание» взгляда, следует уделить дополнительное имимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержа­ние не станет устойчивым.

Занятие 2

1.                          Растяжка «Лучики»,

 И. п. — сидя на полу. Поочеред­ное напряжение и расслабление:

—                   шеи, спины, ягодиц;

—                            правого плеча, правой руки, правой кисти, правого Ыжа, правого бедра, правой ноги, правой стопы;

—                          левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, леного бедра, левой ноги, левой стопы,

2.                    Дыхательное упражнение.

И.п. — сидя на полу. Вдох, ннуш, выдох, па>за. Ребенку предлагается во

на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и их сочетания.

3.          Глазодвигательное упражнение. То же.

  И. п. — сидя на полу.

4.     Упражнения для развития мелкой моторики рук.

И. п. — сидя на полу.

•     «Колечко».

     «Кулак—ребро—ладонь».

    «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разво­рачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла­донью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорос­ти смены положений.

атем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ла­дошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение тре­угольника руками).

5. Функциональное упражнение «Колпак мой треуголь­ный» (старинная игра). Цель:развитие концентрации вни­мания и двигательного контроля, элиминация импульсивнос­ти.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не тре угольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяет ся, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

6.          Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализа­ция).

Цель: эмоциональное развитие.

  И.п. — сидя на полу. Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чу­жую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доб­роты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас по­смотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с дру­гими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. От­кройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

7.           Когнитивное упражнение «Визуализация цвета».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

  И.п. — сидя на полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цве­том (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или раз­личии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого 1 шета можно подобрать телесную позу, которая поможет ви-чуализировать цвет.

Релаксация «Кулачки».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

  И.п. — сидя на полу. Инст­руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло­жи 1 е на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ-к и побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис-i и рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, k.ik я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».


Занятие 3

1.       Растяжка.

Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько се­кунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельно­сти — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «вол­не» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

2.        Дыхательное упражнение.

И.п. — сидя на полу. Дыха­ние только через левую, а потом только через правую нозд­рю (при этом для закрытия правой ноздри используют боль­шой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой р

уки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только че­рез левую ноздрю активизирует работу правого полушарияголовного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

3.               Глазодвигательное упражнение.

 И. п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Про­должается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

4.       Упражнения для развития мелкой моторики рук.

  И.п. — сидя на полу.

•       «Колечко».

       «Кулак—ребро—ладонь».

        «Лезгинка».

•            «Ухонос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Занятие 4

1.         Растяжка «Половинка»,

 И. п. — сидя на полу. Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и пра­вую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.

2.      Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо­кий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задер­жать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

3.          Глазодвигательное упражнение.

То же. И.п. — сидя на полу.

4.    Упражнения для развития мелкой моторики рук.

И.п. — сидя на полу.

•      «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигать­ся-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ла­дони сначала «смотрят» от ребенка, потом—друг на друга. При этом сначала прорабатываются одно­именные пальцы рук, а затем разноименные (напри­мер, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

•      «Кулак—ребро—ладонь».

      «Лезгинка».

       «Ухо—нос».

Релаксация «Загораем».

Цель:расслабление мышц ног.

  Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу) Подними ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мыш­цы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опу­стите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим.. Держим... Напрягаем...

 

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены».


Занятие 5

1.          Растяжка «Половинка».

  И.п. — сидя на полу.

2.       Дыхательное упражнение.

  И.п. — сидя на полу. Ребе­нок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует вни­мание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он пока­зывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).

3.         Глазодвигательное упражнение.

То же. И.п. — сидя на полу. Усложнение — упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.

4.      Упражнения для развития мелкой моторики рук.

  И.п. — сидя на полу.

«Змейки».

       «Кулак—ребро—ладонь».

      «Лезгинка».

      «Ухо—нос».

Релаксация «Штанга».

  Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. И.п. — стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьми­те ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туло­вища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом(наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно: Расслабление приятно.


Занятие 6

1.      Растяжка «Медуза». Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

2.    Дыхательное упражнение. И. п. — сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задер­жать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).

3.        Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу.

4.     Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — сидя на полу.

•     «Колечко».

     «Кулак—ребро—ладонь».

      «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ла­дошка). Одновременно (реципрокно) менять поло­жение рук. Усложнение упражнения состоит в ус­корении.

•      «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сце­пить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Дви­гать пальцем, который укажет ведущий. Палец дол-

7жен двигаться точно и четко, не допуская сикинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последователь но в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

5.              Когнитивное упражнение «Визуализация трехмерного объекта».

И.п. — сидя на полу, глаза закрыть. Детям пред­лагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, пред­ставить ее целиком. Затем необходимо мысленно изменить размер, форму, цвет.

6.         Коммуникативное упражнение «Головомяч».

Цель:раз­витие навыков сотрудничества и двигательного контроля. Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол голова к голове. Между головами находится мяч, который необходимо поднять при помощи голов и подняться самим. Некоторое время можно передвигаться по комнате, удер­живая мяч головами.

7.          Функциональное упражнение «Руки—ноги». Цель:раз­витие концентрации внимания и двигательного контроля, эли­минация импульсивности, развитие навыков удержания про­ граммы.

  И. п. — стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями рука-иогами.

Левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука назад + правая нога впе­ред, левая нога вперед.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Релаксация «Кораблик».

Цель: расслабление мышц рук, Ног, корпуса. Инструктор: «Представьте себе, что вы на Корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напря­жена, левая расслаблена, немного согнута в колене, нос­ком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качну­ло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпря­митесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслаблен­ные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени, А теперь немного лени... Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко...».


Занятие 7

1.           Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу. Ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаб

лять левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу. За­тем правое плечо, правую руку, правый бок, правую ногу.

2.             Дыхательное упражнение.

И. п. — сидя на полу. Вы­дох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, вьщыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза пол­ностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо от­мечать то, что видите. Замечайте все изгибы и формы, ли­нии и углы. Сначала замечайте только темное, затем толь­ко светлое.

3.           Глазодвигательное упражнение.

И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движения глаз по четырем основ­ным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомога­тельным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыхани­ем. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном по­ложении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Услож­нение — упражнение выполняется с легко прикушенным языком.

Растяжка «Лучики».

 И.п. — сидя на полу.

Дыхательное упражнение.

И.п. — сидя на полу. Глубо­ко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. I la выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

3.          Глазодвигательное упражнение»

То же. И.п. — сидя на полу.

4.      Упражнения для развития мелкой моторики рук,

И.п. — сидя на полу. Усложнениеупражнения выполняются с лег­ко прикушенным языком.

•       «Волна».

       «Лягушка».

•       «Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть паль­цами к себе. Правой рукой прямой ладонью в гори­зонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положе­ние правой и левой рук в течение 6—8 смен пози­ций. Добиваться высокой скорости смены положе­ний. Для усложнения выполнения упражнения добав­ляются движения глаз и языка. Сначала однонаправ­ленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глазав сторону кулач­ка, язык — в сторону ладошки).

•       «Замок». В последующем возможно выполнение упраж­нения в парах.

5.       Когнитивное упражнение «Ритм по кругу».

Дети садятся полукрутом. Инструктор отстукивает несложный ритм. Дети внимательно слушают и по команде инструктора его повто-ряют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду. «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом». Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончите», следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры. Возможные пути усложнения зада­чи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки раз­ной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие и громкие.

6.             Функциональное упражнение «Парад».

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элимина­ция импульсивности, развитие навыков удержания програм­мы

. И.п. — стоя. Марширование на счет «Раз-два-три-че-тыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в чет­вертом — на счет «четыре».

Раз (хлопок)-два-три-четыре. Раз-два (хлопок)-три-четыре, Раз-два-три (хлопок)-четыре. Раз-два-три-четыре (хлопок).

Повторить несколько раз.

7.         Функциональное упражнение «Каратист».

Цель:разви­тие двигательного контроля, элиминация импульсивности.

  Участники образуют круг, в центре которого на полулежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...», помогая иг­року выплеснуть агрессивную энергию интенсивными дви­жениями.

8. Функциональное упражнение «Пчелка».

Цель:развитие щпсльного контроля и элиминация импульсивности.

  Все участники превращаются в пчелок, которые «летают» и громко жужжат. По сигналу инструктора: «Ночь» — «пчелки» садятся и замирают. По сигналу инструктора: «День» — ^Пчелки» снова летают и громко «жужжат».

  1. Релаксация «Шарик».

  Цель: расслабление мышц живота. Инструктор: «Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать неболышое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох, воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко... ровно... глубоко...»


Занятие 9

Релаксация «Огонь и лед».

  Цель: развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности.

Упражнение вклю­чает в себя попеременное напряжение и расслабление все­го тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде ин­структора «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Занятие 11

Растяжка «Подвески».

 И. п. — сидя на полу. Детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Инструктор: «Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано к одной точке, все остальное — расслаблено, болтается». Уп­ражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с зак­рытыми глазами. Инструктор следит за степенью расслаб­ленности тела у детей, акцентируя внимание на напряжен­ных местах.

Дыхательное упражнение.

И.п. — сидя на полу. Пря­мые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом — левая кисть вниз, правая вверх.

Занятие 12

1.          Растяжка «Снеговик».

  И.п. — стоя. Ребенку предлагается представить, что он только что слепленный снеговик Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Пришли весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко па­дает на пол и лежит как лужица воды. Необходимо рассла­биться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облач­ко по небу.

2.          Дыхательное упражнение.

И.п. — сидя на полу. Вды­хать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдо­хе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая энергия» проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При вьдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выды­хать левой. Циклы повторить по 3 раза.

3.           Глазодвигательное упражнение.

То же. И.п. — сидя на полу.

4.        Упражнения для развития мелкой моторики рук.

  И.п. — сидя на полу. Усложнение — упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.

•       «Волна».

•       «Лягушка».

· «Лезгинка».

        «Змейка».

          «Массаж ушных раковин».

         «Паровозик».

        «Рисующмйслон».

•         «Сова». С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворо­та головы. Повторить то же для другого плеча. До­бавить вокализацию: голова у плеча — вдох, голова на груди — выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча — вдох и т.д.

5. Функциональное упражнение «Что слышно?».

  Цель:раз­витие концентрации внимания.

  И.п. — сидя на полу. Инст­руктор предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит в комнате, за дверью, на улице. Затем он про­чит рассказать, какие звуки они слышали. Можно подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя.

6.       Когнитивное упражнение «Визуализация Волшебника».

 И.п. — сидя на полу. Детям предлагается представить передсобой доброго и мудрого человека, которому можно зада­вать любые вопросы. Необходимо внимательно «слушать» ответы Волшебника. Он может рассказать необычайную историю.

7.          Функциональное упражнение «Рубка дров».

Цель: злиминация агрессии.

  И.п. — стоя. Каждый участник должен Представить себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, вы­соко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: «Ха!» Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник го­ворит, сколько чурок он разрубил.

8.        Коммуникативное упражнение «Тачка».

 Дети разбива­ются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа»,другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

Занятие 13

1.              Растяжка «Кошка».

  Каждый участник должен встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый шаг правой руки и левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый шаг левой руки и правой ноги делать выдох, шипеть, опускать подбо­родок к груди, выгибать спину вверх.

2.   Дыхательное упражнение.

  И.п. — сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. За­держать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки мед­ленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком о~о-о, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком у-у-у. Руки опустить вниз, голову на грудь.

3.              Глазодвигательное упражнение.

  И.п. ~ сидя на полу. Голова фиксирована. Выполнять движения глаз по траекто­рии лежащей восьмерки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:

-- глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмерки; Вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;,

-- глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;

-- глаза вправо по траектории лежащей восьмерки, язык

влево: вдох — пауза — в исходное положение — выдох —

пауза;

-- глаза влево по траектории лежащей восьмерки, язык

вправо: вдох — пауза — в исходное положение — выдох —Пауза;

Релаксация «Парусник».

Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать ни колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рун сплести в замок за спиной. Инструктор: «Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад) Ветер утих и парус «сник» (на выдохе голову опутить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой)»

Усложнение —ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобра­зить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.


Занятие 15

1.     Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу.

2.    Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Выдох­нуть, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза пол­ностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что видите, — все изгибы и формы, линии и углы. Сначала по­пробуйте замечать только темное, затем — только светлое.

3.          Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу.

4.   Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — сидя на полу. Усложнениена каждое движение пальцем или рукой ребенок должен произносить «хве» и «фи», чередуя их.

•     «Волна».

    «Лягушка».

     «Лезгинка».

     «Змейка». У сложнение— упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.

•     «Массаж ушных раковин».

      «Паровозик».

      «Рисующий слон».

      «Сова».

Занятие 16

1.      Растяжка «Звезда». И.п. — сидя на полу. Это упражне­ние выполняется в позе «звезды». Ребенку предлагается изоб­разить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем — выполнить растяжки. Ребенок должен выполнить сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.

2.    Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание»

Инструктор: «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо Положите руки на колени так. чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что и и иыдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А ког-1.1 им вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т.д.). Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

Асчкльдркбюжхрьоауйчбъхзрсярбюжш щ


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.193 с.