Культурная политика Королевства Нидерланды — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Культурная политика Королевства Нидерланды

2022-05-08 191
Культурная политика Королевства Нидерланды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство культуры Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

 культуры и искусств»

 

Факультет культурологии и социокультурной деятельности

 

Кафедра межкультурных коммуникаций

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурная политика зарубежных стран»

 

 

на тему: «Культурная политика Королевства Нидерланды»

 

Исполнитель:

 

студент 202 группы

Баранова Диана Дмитриевна

 


 

Оглавление

Введение. 3

Культурная политика Королевства Нидерланды.. 5

Заключение. 16

 

 

 


 

Введение

 

Культурная политика – это специфический вид деятельности (поэтому к ней приложим только функциональный аспект определения культуры) по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее "картины мира", то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. Таким образом, целью культурной политики является не что иное, как стремление сохранить или изменить картину мира людей таким образом, чтобы это соответствовало интересам субъекта культурной политики. А это предполагает наличие у упомянутого субъекта некоего интереса в этой области (или в определенном ее секторе), связанного с ним представления о должном состоянии системы культуры, (может быть, в виде более или менее разработанной концепции) о стратегических и приоритетных целях и задачах, а также об адекватных методах осуществления соответствующих задач культурной политики. И, что очень важно, такой субъект должен располагать ресурсами (материальными, финансовыми, кадровыми или информационными) для осуществления своей культурной политики. Тем самым культурная политика вводится в рамки вполне определенной теории: культурная жизнь предстает как поле борьбы различных субъектов – групп населения (носителей различных субкультур), создателей культурных ценностей, различных общественных институтов, занятых их сохранением и распространением, и государства. Отсюда вытекает вывод, что культурная политика – это борьба интересов различных субъектов культурной жизни, в которой самую существенную роль играет распределение различных ресурсов – финансовых, материальных, кадровых и информационных.

Нидерла́нды — государство, состоящее из основной территории в Западной Европе и островов Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба в Карибском море (называемых также Карибскими Нидерландами). В Западной Европе территория омывается Северным и граничит с Германией и Бельгией. Вместе с островами Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен, имеющими особый, Нидерланды входят в Короле́вство Нидерла́ндов. Отношения между членами королевства регулируются Хартией Королевства Нидерландов, принятой в 1954 году.

Нидерланды дали миру известные фамилии живописцев и философов, спортсменов и математиков. Культура Нидерландов богата наследием, которое доступно для восхищения всему миру. Каждый школьник знает из курса математики про систему Декарта, но никто не делал акцент, что этот француз – физик и математик – делал научные открытия в Нидерландах. Живопись Ван Гога и Рембрандта оценивается в миллионах евро и хранится в музейных галереях Амстердама. Философские работы Спинозы являются предметом изучения в университетах, а оригиналы его работ хранятся в центральной библиотеке Амстердама. Можно сказать, что культура этой страны принадлежит всему миру.

С Нидерландами как правило ассоциируются ветряные мельницы, тюльпаны, деревянные башмаки сабо (в Нидерландах их именуют «кломпы»), глиняная посуда из Делфта, сыр (прежде всего, гауда).

На протяжении всей своей истории Нидерланды отличались социальной терпимостью и сегодня рассматриваются как либеральное государство, учитывая их политику в отношении наркотиков и легализацию эвтаназии. 1 апреля 2001 года Нидерланды стали первой страной, узаконившей однополые браки.


 

Муниципальные сцены

Муниципальные власти традиционно отвечают за содержание театров и их репертуарные планы. В программах каждого сезона фигурирует до 250 представлений различных трупп и разных видов искусств. Многие постановки покупаются еще до премьеры, и здесь инвесторам приходится доверять имени, репутации, предварительной информации и интуиции. Многие из этих сцен и площадок построены в 50-60-х годах, они достаточно вместительны, но дороги в обслуживании и зачастую нуждаются в ремонте. Кроме них, существует целый ряд небольших залов на 80-250 мест, и многие артисты предпочитают выступать именно в них. Иногда муниципалитеты начинают строить новые площадки или расширять уже существующие, не особенно задумываясь о том, какие театры нужны будут артистам и публике будущего, и возникают ситуации, когда художественные вкусы, потребности желания и зрителей становятся инструментом политических амбиций.

Новые альянсы и партнерства

Под давлением городских властей муниципальные театры часто вынуждены заниматься коммерческой деятельностью: проводить различные конгрессы, торговые шоу, любительские представления, при этом предполагается, что они должны предлагать публике обширную программу художественных выступлений. На практике многим театральным директорам приходится балансировать между коммерчески успешными массовыми шоу и высокохудожественной продукцией, адресованной более узкому кругу зрителей. Для молодых талантов, ищущих возможность воплотить в жизнь свои первые профессиональные работы, существуют специальные мастерские, которые обеспечивают организационную поддержку перспективным режиссерам и их командам. Традиционное разделение, где национальное правительство финансировало создание продукта, а муниципальные власти заботились о его распространении, уже не действует, хотя довольно долгое время национальное финансирование нескольких крупных трупп в Амстердаме и Роттердаме дополнялось муниципальными субсидиями. Многие труппы предпочитают иметь собственные площадки, зачастую просто адаптированные для театров. Это делается для того, чтобы обеспечить большую репертуарную гибкость и более тесные отношения со зрителем. В поисках собственной базы некоторые труппы постоянно гастролируют, как внутри страны, так и за ее пределами. Многие муниципальные театры уже не удовлетворяются только ролью сценической площадки, но начинают действовать как продюсеры и сопродюсеры на национальном и международном уровне. Создавая консорциумы, партнерства и альянсы, они ломают традиционное разделение функций и ответственности. Можно сказать, что вся институциональная инфраструктура голландской культуры вошла в период переоценки ценностей и осознанной реструктуризации.

Профессиональные артисты

Около 15.000 человек в стране профессионально работают в сфере исполнительских искусств, на постоянной основе или как «свободные художники» («фрилансеры»). Это артисты, исполнители, художники, техники, администраторы и все люди смежных специальностей. Телевидение, реклама, школы и даже общественные организации привлекают профессионалов исполнительских искусств для работы над специальными проектами. Многие продюсерские компании имеют небольшой артистический и административный штат, но привлекают множество людей для сотрудничества на ограниченное время. Обычно постановка играется от 20 до 60 раз в течение нескольких месяцев, в соответствии с расписанием, продуманным заранее. Лишь немногие труппы, имеющие постоянную площадку, могут позволить себе возобновлять постановку после окончания проекта. Поскольку множество молодых артистов не может зарабатывать себе на жизнь только этой работой, с недавних пор была введена специальная схема, по которой они получают пособие по безработице все время, пока их заработок минимален, что освобождает их от необходимости немедленно искать работу в иной сфере — но лишь на ограниченный период времени, около года после выпуска из школы.

Иностранцы в затруднении

Среди артистов есть множество иностранцев, особенно среди танцовщиков. Раньше у них не было проблем с тем, как обосноваться в Нидерландах и найти свой путь в артистическом обществе. По новым правилам Евросоюза и новому закону Нидерландов, граждане стран Евросоюза могут обосноваться в стране лишь при условии, что могут доказать способность полностью себя обеспечить. Для граждан из стран, которые не являются членами Евросоюза, стало практически невозможно получить работу и вид на жительство. Студенты из этих стран, участвующие в профессиональных образовательных программах, вынуждены платить гораздо больше.

Международная ориентация

Международный аспект исполнительских искусств в Нидерландах выражается в почти полутора десятках фестивалей разных жанров с международным составом участников и гастролями иностранных трупп, а также в более чем 1.000 выступлений голландских трупп за рубежом ежегодно. Многие артисты постоянно работают на международном уровне. Помимо гастролей, отмечается явный рост интереса к международному сотрудничеству. К примеру, компания QUANGO получила финансирование из частного фонда, от министерства культуры, а также четырехлетнюю государственную поддержку. Существуют специальные статьи финансирования для совместных предприятий, курсов повышения квалификации, образовательных поездок за рубеж, оплаты дорожных расходов для приглашенных из-за рубежа трупп. Министерство иностранных дел и министерство культуры внедрили специальную программу интенсификации международного культурного сотрудничества, по которой 7,27 миллионов евро в год выделяется на исполнительские искусства.

Финансовая политика

Финансирование культуры и отдыха в Нидерландах регламентировано следующими документами:

— Акт о культурной политике (целевое финансирование);

— Указ о культурных проектах (проектное финансирование);

— Правила культурных проектов (субсидии и гранты);

— Акт об исторических зданиях и памятниках старины;

— Акт об архивах;

— Акт о средствах информации.

 

Указ о культурных проектах различает три вида финансирования:

— Годовые или многолетние субсидии учреждениям;

— Субсидии на проекты;

— Целенаправленные гранты.

Финансирование организаций в области кино, архитектуры, дизайна, театральных и самодеятельных искусств, а также образования в области искусства включено в бюджет под заголовком «Искусство».

Центральное правительство сосредоточено на так называемой снабженческой стороне искусства, а именно на улучшении качества продукции кинематографа и мультипликации и мастерства артистов. Оно финансирует отдельных артистов, организации визуального искусства, в том числе так называемые мастерские и показательные организации, как напрямую, так и через культурные фонды и региональные и местные власти. В рамках новой политики было осознано, что инвестиции во «взгляды» молодежи крайне необходимы для жизнеспособности искусств и развития молодого поколения, для чего и были приняты конкретные меры, а именно — был увеличен объем гуманитарных и культурных предметов в программе среднего и профессионального образования. Политика в области культурного наследия охватывает музеи, исторические здания, памятники, объекты, археологические и общественные документы.

В музейном секторе основная обязанность министерства и правительства заключается в управлении и обращении с национальными коллекциями. Эти полномочия были переданы наполовину приватизированным национальным музеям и контролируются Инспекторатом за культурным наследием. Институт культурного наследия Нидерландов (INC) оказывает услуги и предоставляет информацию всему мировому музейному сообществу. В 1999 г. был основан Музыковедческий фонд по закупкам, целью которого является покупка произведений искусства в рамк культурного наследия и приобретении для музеев через Фонд Мондриана.

Работа в секторе исторических зданий и объектов сосредоточена на обязанности сохранить исторические здания и объекты, а также защитить городские заповедные зоны. Данные полномочия были переданы Департаменту защиты и сохранения исторических зданий и объектов (RDMZ). В соответствии с Актом о памятниках и исторических зданиях предоставляются субсидии на реставрационные и обслуживающие работы.

На примере Нидерландов, где сейчас апробируются новые принципы финансирования культуры и искусства, мы можем проследить тенденции, свидетельствующие о смене государственных приоритетов в этой сфере. В июне 1999 года правительство Нидерландов опубликовало меморандум «Культура как конфронтация» — документ, в котором конкретизировались основы культурной политики на 2001–2004 годы. В соответствии с меморандумом с 2000 года Министерство образования, культуры и науки Нидерландов осуществляет постепенный переход к бюджетированию, ориентированному на результат.

В рамках реформы финансирования культуры министерство объявило приоритетом культурной политики стимулирование спроса на товары и услуги, производимые в сфере культуры, а не непосредственную поддержку организаций культуры (т. е. производителей). В меморандуме предложен комплексный план действий, осуществляемых под девизом: «Новый ассортимент для новой аудитории». План нацелен на увеличение объема рынка культурной продукции и расширение круга ее потребителей — привлечение в этот сектор рынка инвалидов, пенсионеров, представителей культурных меньшинств и др. Рост спроса и расширение аудитории — измеряемые показатели, которые позволяют контролировать социальную и экономическую эффективность инвестиций в культуру. Чтобы содействовать инициативам, исходящим от культурных меньшинств, организации культуры, фонды и консультативные органы получили задание включить в свои советы и комитеты представителей названных групп. Эта мера должна способствовать, с одной стороны, появлению новых предложений на рынке культуры, а с другой — гармонизации межкультурных взаимодействий.

Для поощрения молодых талантов было принято решение о приоритетном субсидировании проектов, представленных талантливыми молодыми музыкантами и художниками, молодежными оркестрами и хорами, молодежным обществом истории Нидерландов и т. д. Социально значимой «инвестицией в мировоззрения» молодежи, а значит и в культуру нации, стало расширение программ по гуманитарным предметам в средних и профессиональных школах, а также в университетах. Принципы бюджетирования, ориентированного на результат, были сначала апробированы на университетах. Теперь университет получает деньги за обучение студента сразу на 4,5 года (расчетный срок обучения в Нидерландах). Выпуск специалиста — это и есть результат, под который отпускаются средства. Если студент переходит из одного университета в другой, то «деньги следуют за студентом». С 2005 года новая бюджетная политика начинает распространяться и на финансирование культуры. Основной формой финансовой поддержки культуры и искусства в Нидерландах стали не годичные, как прежде, а четырехлетние единовременные или блоковые субсидии учреждениям культуры. Они распределяются на конкурсной основе и предоставляются сразу на четыре года (а не траншами по годам).

Такая форма субсидирования дает учреждениям культуры больше свободы в проведении их художественной и коммерческой политики. Они могут сохранять любую операционную прибыль для дополнительной деятельности или для покрытия операционного дефицита, компенсировать дефицит отдельного года или сезона за счет других лет (сезонов) в течение всего четырехлетнего периода субсидии. Учреждения культуры получают возможность, например, в течение первых двух лет копить средства, чтобы на третий год начать развивать новое направление деятельности — если это направление было заявлено в проекте, под который получены средства. Таким образом, учреждения культуры вправе свободно распоряжаться всей суммой субсидии, но только в рамках проекта, на который она была отпущена.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, — итеративный процесс, рассчитанный на достаточно длительный переходный период, в течение которого будут уточняться критерии экономической оценки результатов некоммерческих гуманитарных проектов. К концу этого периода основным объектом внешнего контроля станет результативность, т. е. социальная и экономическая эффективность расходования бюджетных средств.

 

Заключение

 

В соответствии со сложившимися представлениями о культурной политике, наиболее сильным ее субъектом является государство, располагающее наибольшими ресурсами и возможностями воздействия на культурную жизнь. Это воздействие осуществляется через управление религией, наукой, искусством, через выработку и транслирование государственной идеологии с помощью системы образования и средств массовой коммуникации.

Наряду с государством влиять на культурную жизнь в соответствии со своими интересами и ресурсными возможностями могут и другие субъекты культурной жизни - создатели культурных ценностей, их пропагандисты и пользователи в своих политических, национальных, конфессиональных или иных интересах, вплоть до отдельных физических лиц, имеющих в этой сфере свои интересы и располагающих соответствующими ресурсами. Таким образом, культурная политика - это вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (т.е. на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некоей субкультуры.

Голландская культурная система уникальна благодаря сочетанию нескольких факторов: это четырехлетний цикл финансирования, сбалансированная оценка, организационная автономия, небольшой штат организаций, гибкость и мобильность, наличие множества источников финансирования и дополнительная поддержка государства. Многие зарубежные коллеги часто завидуют Нидерландам. Однако эта система небезупречна. Новые постановки появляются и исчезают слишком быстро, необходимость постоянно гастролировать усложняет процесс формирования постоянной аудитории, значителен финансовый разрыв между уже известными и молодыми начинающими артистами. В основе сложных и тщательно выверенных механизмов культурной политики лежит традиция художественного разнообразия и инноваций, но ничего нельзя считать само собой разумеющимся, особенно в период, когда все сильнее ощущается общественное равнодушие к искусству. Хотя голландское общество обладает прирожденной способностью избегать скандалов, острых конфронтаций и радикальных перемен, культурная политика сегодня, в период экономического расцвета, является предметом постоянной переоценки, улучшений, инноваций. Даже то, что кажется знакомым и предсказуемым, может преподносить сюрпризы.

 

 

Министерство культуры Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

 культуры и искусств»

 

Факультет культурологии и социокультурной деятельности

 

Кафедра межкультурных коммуникаций

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурная политика зарубежных стран»

 

 

на тему: «Культурная политика Королевства Нидерланды»

 

Исполнитель:

 

студент 202 группы

Баранова Диана Дмитриевна

 


 

Оглавление

Введение. 3

Культурная политика Королевства Нидерланды.. 5

Заключение. 16

 

 

 


 

Введение

 

Культурная политика – это специфический вид деятельности (поэтому к ней приложим только функциональный аспект определения культуры) по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее "картины мира", то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. Таким образом, целью культурной политики является не что иное, как стремление сохранить или изменить картину мира людей таким образом, чтобы это соответствовало интересам субъекта культурной политики. А это предполагает наличие у упомянутого субъекта некоего интереса в этой области (или в определенном ее секторе), связанного с ним представления о должном состоянии системы культуры, (может быть, в виде более или менее разработанной концепции) о стратегических и приоритетных целях и задачах, а также об адекватных методах осуществления соответствующих задач культурной политики. И, что очень важно, такой субъект должен располагать ресурсами (материальными, финансовыми, кадровыми или информационными) для осуществления своей культурной политики. Тем самым культурная политика вводится в рамки вполне определенной теории: культурная жизнь предстает как поле борьбы различных субъектов – групп населения (носителей различных субкультур), создателей культурных ценностей, различных общественных институтов, занятых их сохранением и распространением, и государства. Отсюда вытекает вывод, что культурная политика – это борьба интересов различных субъектов культурной жизни, в которой самую существенную роль играет распределение различных ресурсов – финансовых, материальных, кадровых и информационных.

Нидерла́нды — государство, состоящее из основной территории в Западной Европе и островов Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба в Карибском море (называемых также Карибскими Нидерландами). В Западной Европе территория омывается Северным и граничит с Германией и Бельгией. Вместе с островами Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен, имеющими особый, Нидерланды входят в Короле́вство Нидерла́ндов. Отношения между членами королевства регулируются Хартией Королевства Нидерландов, принятой в 1954 году.

Нидерланды дали миру известные фамилии живописцев и философов, спортсменов и математиков. Культура Нидерландов богата наследием, которое доступно для восхищения всему миру. Каждый школьник знает из курса математики про систему Декарта, но никто не делал акцент, что этот француз – физик и математик – делал научные открытия в Нидерландах. Живопись Ван Гога и Рембрандта оценивается в миллионах евро и хранится в музейных галереях Амстердама. Философские работы Спинозы являются предметом изучения в университетах, а оригиналы его работ хранятся в центральной библиотеке Амстердама. Можно сказать, что культура этой страны принадлежит всему миру.

С Нидерландами как правило ассоциируются ветряные мельницы, тюльпаны, деревянные башмаки сабо (в Нидерландах их именуют «кломпы»), глиняная посуда из Делфта, сыр (прежде всего, гауда).

На протяжении всей своей истории Нидерланды отличались социальной терпимостью и сегодня рассматриваются как либеральное государство, учитывая их политику в отношении наркотиков и легализацию эвтаназии. 1 апреля 2001 года Нидерланды стали первой страной, узаконившей однополые браки.


 

Культурная политика Королевства Нидерланды

 

Театрально-концертные площадки Нидерландов предлагают своим зрителям исключительно разнообразный репертуар. Публике предоставляется возможность увидеть около 60 000 представлений в год по всей стране, включая танцевальные, музыкальные, детские; каждый сезон театры дают более тысячи премьер. Ежегодно проводятся фестивали, гастроли зарубежных трупп в Голландии и голландских — за границей. Что касается обучения, несколько школ предлагают профессиональные тренинги университетского уровня в различных видах исполнительских искусств. Существуют также организации, предлагающие информацию, консультации, проводящие исследования, стимулирующие дискуссии и занимающиеся поиском и распределением работы. Такую масштабную инфраструктуру поддерживают многие артисты и профессионалы, но не менее важную роль играет активная политика правительства.

Традиционно исполнительские искусства в Нидерландах финансировались из частных источников и кассовых сборов, но с середины 40-х годов правительство стало занимать все более значимую позицию в систематической поддержке культуры. Основным соображением при внедрении новой системы субсидирования стало то, что важность благосостояния искусства и культуры не позволяет оставлять их на волю закона спроса и предложения. Должен быть найден необходимый баланс в распределении бюджетных средств между различными артистическими дисциплинами. Финансовая политика должна отражать многообразие искусств, при этом очевидно, что не все виды искусства требуют одинаковых вложений. Например, кабаре, не получая прямой финансовой поддержки от государства, вполне успешно выживает само по себе. Растет и доля спонсорских вложений, особенно в сфере зрелищных искусств и музыки, но она все же невелика по сравнению с национальными, региональными и муниципальными субсидиями. Основной принцип заключается в том, что искусство, финансируемое правительством, должно быть доступным для всех. Поскольку все граждане вносят свой вклад в его развитие посредством уплаты налогов, все должны получать какую-то отдачу, географически или экономически. При этом все слои населения должны иметь возможность наслаждаться искусством, как в активной, так и в пассивной форме. В результате воплощения этого принципа устанавливаются разумные цены на билеты и различные системы скидок для экономически более слабых слоев населения (студентов, безработных, престарелых). Кроме того, исполнительские коллективы получают субсидии на внутренние гастроли по стране. Эта обязанность, вызывающая рост негодования со стороны театральных компаний, в скором будущем может трансформироваться в своего рода дополнительное мероприятие, проходящее на нескольких избранных площадках и поощряемое отдельными субсидиями.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.