III. Цели и задачи воспитания — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

III. Цели и задачи воспитания

2022-01-17 20
III. Цели и задачи воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве ценностно-целевой основы составляемой Программы выступает Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая даёт представления о современном национальном воспитательном идеале: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Данный идеал выступает в роли идеальной цели программируемого процесса воспитания учащихся образовательного учреждения.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Исходя из воспитательного идеала, учитывая приоритетные ценности детско- взрослого сообщества школы, а также учитывая требования ФГОС и особенности учебного заведения определяется общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:

личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);


2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Методической целью разработанной Программы является «Формирование у педагогического коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися».

Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия                        личности  обучающегося   единому   уровню   воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

2.2. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся, соответствующие трем уровням общего образования

Уровни образования Целевые приоритеты

Уровень начального общего образования (воспитание детей младшего  школьного  возраста (1- 4 классы) Выделение данного приоритета         связано         с особенностями          обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться               соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Полученные знания станут базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте Целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: Ø быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим; Ø быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; Ø знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; Ø беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными   растениями   в   классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); Ø проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; Ø стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; Ø быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; Ø соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; Ø уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной      принадлежности,       иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; Ø быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть

  в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Уровень основного общего В воспитании обучающихся подросткового
образования                 (воспитание возраста    приоритетом является создание
обучающихся среднего возраста (5-9 благоприятных условий для развития социально
классы).    Выделение    данного значимых отношений обучающихся, и, прежде
приоритета     в     воспитании всего, ценностных отношений:
обучающихся на ступени основного Ø к семье как  главной опоре в  жизни
общего образования связано с человека и источнику его счастья;
особенностями          обучающихся Ø к труду как основному способу
подросткового возраста: с их достижения    жизненного    благополучия
стремлением утвердить себя как человека,      залогу      его      успешного
личность в системе отношений, профессионального    самоопределения    и
свойственных взрослому  миру. В ощущения уверенности в завтрашнем дне;
этом возрасте особую  значимость Ø к своему отечеству, своей малой и
для  обучающихся  приобретает большой Родине как месту, в котором человек
становление    их    собственной вырос и познал первые радости и неудачи,
жизненной позиции, собственных которая завещана ему предками и которую
ценностных                  ориентаций. нужно оберегать;
Подростковый возраст – наиболее Ø к природе как источнику жизни на Земле,
удачный возраст для развития основе самого ее существования, нуждающейся
социально значимых отношений в защите и постоянном внимании со стороны
обучающихся. человека;
  Ø к миру как главному принципу
  человеческого общежития, условию крепкой
  дружбы, налаживания отношений с коллегами
  по  работе  в  будущем  и  создания
  благоприятного микроклимата  в  своей
  собственной семье;
  Ø к знаниям как интеллектуальному
  ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
  как     результату      кропотливого,     но
  увлекательного учебного труда;
  Ø к культуре как духовному богатству
  общества и важному условию ощущения
  человеком полноты проживаемой жизни,
  которое дают ему чтение, музыка, искусство,
  театр, творческое самовыражение;
  Ø к здоровью как залогу долгой и активной
  жизни человека, его хорошего настроения и
  оптимистичного взгляда на мир;
  Ø к окружающим людям как безусловной и
  абсолютной                                         ценности,
  как равноправным социальным партнерам, с
  которыми       необходимо       выстраивать
  доброжелательные и взаимоподдерживающие
  отношения, дающие человеку радость общения
  и позволяющие избегать чувства одиночества;

  Ø к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7) организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;

8) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

9) организовывать профориентационную работу со школьниками;

10) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;

12) развивать социальное партнерство школы и организаций, учреждений г.Сибай Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе

интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

 


 

IV. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Системообразующим и системоинтегрирующим фактором организации воспитательного процесса в школе выступает деятельность по обеспечению самореализации учащихся.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.

Инвариантные модули

4.1. Модуль «Классное руководство и наставничество» Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями,

преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

 

Блоки Виды деятельности Формы работы, мероприятия
Работа    с классом Ø инициирование  и    поддержка участия класса в общешкольных проектах и мероприятиях, оказание необходимой помощи детям в их              подготовке, Ø выбор актива класса (распределение обязанностей по секторам),

  проведении и анализе; Ø выработка       совместно       со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе   Ø сплочение коллектива класса     Ø организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно- нравственной          творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; Ø проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; членов  актива              органа ученического самоуправления; планирование общеклассных дел   Ø игры и тренинги на сплочение                      и командообразование; однодневные                                   и многодневные   походы и экскурсии,                  организуемые классными руководителями                             и родителями;                                    организация праздников,                    вечеров досуга;   Ø 1 неделя духовно-нравственное развитие Ø 2 неделя правовой                              всеобуч, патриотическое воспитание Ø 3 неделя ЗОЖ, правила дорожного движения,                             правила пожарной безопасности Ø 4 неделя самосовершенствование и личностное      развитие, профориентация
Индивидуаль ная работа с обучающими ся Ø изучение особенностей личностного развития обучающихся класса Ø индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с Ø через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка       в        мир человеческих  отношений, в организуемых педагогом

  классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи; Ø поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.) Ø коррекция поведения ребенка беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед                классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также - со школьным психологом Ø через            частные беседы с     ним,     его родителями                  или законными представителями,          с другими        учащимися класса; через включение в проводимые      школьным психологом        тренинги общения;                           через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа    с учителями, Ø привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам Ø регулярные консультации классного
преподающи ми в классе возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, руководителя с учителями- предметниками,
  отличной от учебной, обстановке; Ø привлечение учителей к участию в направленные             на формирование единства
  родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и мнений и              требований педагогов по ключевым
  воспитания детей. вопросам воспитания, на предупреждение                                        и
    разрешение конфликтов между   учителями              и
    учащимися, участие в заседаниях      школьной
    Службы медиации; Ø проведение      МО
    классных                руководителей, направленных на решение
    конкретных       проблем класса  и             интеграцию
    воспитательных                            влияний на школьников
Работа    с Ø регулярное          информирование Ø организация
родителями родителей о школьных успехах и родительских  собраний,
учащихся проблемах их детей, о жизни класса в происходящих в режиме
или        их целом; обсуждения       наиболее

законными представите лями Ø помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками; острых проблем обучения и воспитания школьников; Ø создание          и организация                   работы родительских        комитетов классов,       участвующих     в управлении образовательной организацией и        решении вопросов        воспитания и обучения их детей; Ø привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; Ø организация на базе класса             семейных праздников,       конкурсов, соревнований, направленных              на сплочение семьи и школы.

 

В образовательной организации функционируют МО классных руководителей. Методическая работа в школе ориентирована на будущее состояние школы, поэтому ее результаты так важны для всего как образовательного, так и воспитательного процессов. Методические объединения классных руководителей - структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно - методическую и организационную работу классных руководителей, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной группы.

Основные задачи работы методического объединения классных руководителей:

• повышать уровень профессионализма классного руководителя в сфере его педагогической компетенции;

•создавать условия для развития и совершенствования педагогического мастерства каждого классного руководителя;

• развивать информационную культуру классных руководителей и использование информационных технологий на этапе усвоения ФГОС второго поколения;

• осваивать классным руководителям новые подходы к оценке образовательных достижений учащихся;

• обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий (в т.ч. внеурочной деятельности, классных часов);

• систематически отслеживать работу  по  накоплению  и  обобщению актуального педагогического опыта классных руководителей через систему научно - практических семинаров, методических дней, взаимопосещения уроков, конкурсов педагогического мастерства, участия в педагогических чтениях и конференциях;

• организовывать информационно-методическую  и  практическую  помощь классным руководителям в воспитательной работе с обучающимися;

• формировать у классных руководителей теоретическую и практическую базу для моделирования системы воспитания в классе;

• оказывать помощь классным руководителям в овладении  новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса;

• повышение            творческого            потенциала            педагогов            с


учетом их индивидуальных способностей;

 

• создавать информационно-педагогический банк собственных достижений, обеспечивать популяризацию собственного опыта через открытые внеурочные мероприятия, самопрезентации, выступления, портфолио.

 

Модуль Школьный урок

  Основные направления и темы воспитательной работы, формы, средства, методывоспитания реализуются через использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) и отражаются в рабочих программах педагогов. Реализация                    школьными педагогами воспитательногопотенциала   урока предполагает                     ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными

особенностями их воспитанников, ведущую деятельность:

 

Целевые приоритеты Методы и приемы
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками Поощрение, поддержка, похвала, просьба Учителя
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения Обсуждение правил общения со старшими (учителями)          и          сверстниками (школьниками),   принципы                               учебной дисциплины и самоорганизации
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование      ее       обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней Отношения
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета Демонстрация       детям       примеров ответственного, гражданского поведения, проявления         человеколюбия         и добросердечности,      через      подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, групповая работа или работа в Парах
Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками Наставничество

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников Реализация  ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык   самостоятельного           решения теоретической            проблемы,                        навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает:

• установление взаимоотношений субъектов деятельности на уроке как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;

• организацию на уроках активной деятельности учащихся, в том числе поисково- исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей);

• использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.