В воспитании детей младшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

В воспитании детей младшего дошкольного возраста

2022-01-17 26
В воспитании детей младшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Пояснительная записка

                                                          3-4

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы

1.1. Цель Программы воспитания                                                                               5-6

 

                               

1.2. Методологические основы и принципы построения программы воспитания

6-7                                

1.2.1. Уклад образовательной организации

7-8

1.2.2. Воспитывающая среда ДОО

8 -9

1.2.3. Общности (сообщества) ДОО

9-11

1.2.4. Социокультурный контекст

11

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО

11

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы

11 -12

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого возраста и раннего возраста (до 3 лет)

12

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

13-14

Раздел 2.Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

14

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

14-15

2.1.2. Социальное направление воспитания

15-16

2.1.3. Познавательное направление воспитания

16

2.1.4. Физическое и оздоровительное направления воспитания

16 -17

2.1.5. Трудовое направление воспитания

17

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

17-18

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

19-21

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

22-23

Раздел 3. Организационный

3.1.Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

23-27

3.2.Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО

27-28

3.3.Организация предметно-пространственной среды

28-29

3.4.Кадровое обеспечение воспитательного процесса

29-30

3.5 Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

30-31

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

31-32

3.7.Примерный календарный план воспитательной работы

32-33

3.7.1.Проект ежегодного календарного плана воспитательной работы

33-39      

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примерный календарный план воспитательной работы в рабочих программах педагогов                                                                                          40-51

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания, реализующая образовательные программы дошкольного образования,  составлена на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г.

№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в МДОУ предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО).

Программа воспитания является структурной компонентой основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ. В связи с этим в структуру Программы воспитания включены три раздела – целевой, содержательный и организационный, предусмотрев в каждом из них обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, его воспитание, обучение и развитие.

Реализация Программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса.

В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями.

С учѐтом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания отражаются образовательные отношения сотрудничества МДОУ с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе,  возможно,  воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они отражены в основных направлениях воспитательной работы МДОУ.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.      Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

 Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

 Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

 Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

 Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

МДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации.  Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

В разработке Программы воспитания принимали активное участие родители воспитанников.

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы

Цель Программы воспитания

Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 2 мес. до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.

Воспитывающая среда ДОО

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса

реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

· «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая

 

ее ценностями и смыслами;

· «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;

· «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.

Конструирование воспитательной среды образовательной организации строится на основе следующих элементов: социокультурный контекст, социокультурные ценности, уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих категорий обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач воспитания и становления личности ребенка

1.2.3. Общности (сообщества) ДОО

Профессиональная общность – это единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

– быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

– побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

– поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

– заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

– содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;

– воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

– учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;

– воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая общность.

Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

 

 Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка,  как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать нормы профессиональной этики и поведения:

· педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;

· улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

· педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;

· педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;

· тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

· уважительное отношение к личности воспитанника;

· умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

· умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

· уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

· умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

· умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

· умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

· соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада;

· знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 

Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки зрения возрастной психологии и педагогики.

Социокультурный контекст

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

Раздел II. Содержательный

Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

 

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.

Групповые формы работы:

· Родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей.

· Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем воспитания детей дошкольного возраста.

· Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернет-сайте ДОУ, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные консультации психологов и педагогов.

Раздел III. Организационный

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Программа воспитания МДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад МДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.

2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.

3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.

 

4. Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

В данном разделе представлены решения на уровне ДОУ

по разделению функционала, связанного с организацией и реализацией воспитательного процесса; по обеспечению повышения квалификации педагогических работников ДОУ

по вопросам воспитания, психолого-педагогического сопровождения талантливых детей, детей с ОВЗ, сирот и опекаемых, с этнокультурными особенностями и т.д

Также здесь представлена информация о возможностях привлечения специалистов других организаций (образовательных, социальных и т.д.).

Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств, происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Воспитательному процессу присущи  значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние  могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как:

- постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности;

- создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками;

- применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса;

- обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания;

- использование необходимых приемов стимулирования активности обучающихся;

- установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.

Воспитательная деятельность педагога проявляется, прежде всего, в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой). Содержание, формы и методы воспитательной деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. О ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность обучающихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы дошкольников. Однако основной продукт воспитательной деятельности всегда носит психологический характер. Деятельность педагога-психолога, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации.     Важнейшей является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда воспитательная деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия. Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех педагогов ДОУ направленная на развитие личности ребенка, социального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой.

При организации воспитательных отношений необходимо использовать потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на:

- формирование у детей гражданственности и патриотизма;

- опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- приобщение к системе культурных ценностей; - готовности к осознанному выбору профессии;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетическое отношение к окружающему миру;

- потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции.

Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.

Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации.

План работы с педагогами на год

№ п/п   Содержание работы   Срок   Ответственные  
1. Повышение уровня педагогической грамотности педагогов Консультации для педагогов: - «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду» - «Дошкольникам о юных защитниках Отечества» В течение года октябрь февраль Заведующий
2. Проведение серии открытых интерактивных мероприятий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста по блокам: Моя малая Родина. Моя Родина-Россия. Москва- столица нашей Родины. Города-герои Культура и традиции русского народа. Защитники Отечества. Дошкольникам о Великой Отечественной войне. В течение года.   воспитатели групп  
3.
Проведение смотров, конкурсов: Смотр уголков патриотического воспитания Конкурс чтецов на тему «Помнит сердце, не забудет никогда» (песни на патриотические темы)

 

 

 

 

       

 

февраль, май   воспитатели  
4. Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания.   сентябрь апрель   воспитатели групп  
5. Цикл НОД с использованием интерактивных технологий   В течение года   Воспитатели групп  
6. Выставка рисунков «Моя мама» «Я и моя семья» «Космические приключения» «Любимый поселок» ноябрь февраль-март июнь Воспитатели, воспитанники, родители  
7. Проведение тематических праздников   В течение года   Воспитатели групп  

(Темы и формы работы могут меняться в зависимости от календарного планирования, лексических тем и рабочих программ педагогов)

Приложение 1.

Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как и воспитание патриотических чувств не ограничивается,  временными отрезками они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

Примерные задачи для воспитательной работы с детьми (можно изменить и дополнить)

Группа второго раннего возраста (2-3 года)

Задачи:

- Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям;

- Поощрять умение называть имена членов своей семьи;

- Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.).

- Напоминать детям название города, в котором они живут. Вызвать интерес к труду близких взрослых.

Младшая группа (3-4 года) Задачи:

- Формировать доброжелательные отношения к друг другу, умение делиться с товарищем.

- Приучать детей к вежливости.

- Закреплять знания ребенка о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и др.).

- Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду,

напоминать их имена и отчества.

- Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города, в котором они живут. Побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, по улицам и пр.)

Средняя группа (4-5 лет) Задачи:

- Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг руга.

- Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. - Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении.

- Познакомить городом, в котором мы живем, с его особенностями, достопримечательностями.

- Воспитывать в детях бережное отношение к родному городу.

- Познакомить с помещениями детского сада, рассказать об их назначении. - Расширить знания о профессиях людей, работающих в детском саду.

- Воспитывать уважение к старшим, учить ценить труд и заботу.

Старшая группа (5-6 лет)

Задачи:

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

- Учить заботиться о младших, помогать и защищать их.

- Побуждать к использованию в речи фольклора. Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

- Углублять представления ребенка о семье и еѐ истории, о том, где работают родители, как важен их труд для общества.

- Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях города, культуре, традициях Костромского края, о замечательных людях, прославивших родной город.

- Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. - Воспитывать любовь к Родине.

- Формировать представление о том, что Российская Федерация – многонациональная страна, Москва – главный город, столица нашей Родины.

- Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Задачи:

- Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны. - Рассказывать детям о воинских наградах дедушек и бабушек, родителей.

- Закреплять знание об имени и отчестве родителей, их профессий.

- Привлекать участие детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеи, выставки и др.).

- Формировать у детей представление о себе, как об активном члене коллектива. - Расширять представления о родном городе. Продолжать знакомить с достопримечательностями Симбирского края.

- Углублять и расширять представления о Родине – России.

- Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за еѐ достижения.

- Закреплять представления о символике России.

- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

- Расширять представления о Москве – столице России, о государственных праздниках. - Знакомить с выдающимися космонавтами России. - Углублять знания о Российской армии.

- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших воинов.

Глоссарий

Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.

Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.

Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).

Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.

Субъектность – социальный, деятельностно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственные поступки, размышлять о своих действиях и их последствиях.

Уклад – это договор субъектов воспитания, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

 


Приложение 1.

Календарный план воспитательной работы

МДОУ Расловский ДС на 2021-2022 учебный год

«Трудовое воспитание и ранняя профориентация»

Срок проведения Формы работы Ранний возраст Младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный возраст
Сентябрь Беседа Беседа «Всему свое место» «В гостях у Мойдодыра» «Разговор о профессиях» Почему родители ходят на работу? Все работы хороши
Октябрь Трудовые поручения Привлечение детей к помощи воспитателю Убираем игрушки Труд в уголке природы Помоги накрыть на стол Уборка на участке

Ноябрь

Наблюдение за трудом взрослых Наблюдение за трудом няни Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом дворника Наблюдение за трудом кастелянши Наблюдение за трудом медсестры
Дидактические игры   «Кто что делает?» Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» Чудесный мешочек «Кому что нужно для работы» Лото «Профессии»
Декабрь Экскурсия Кто работает в нашей группе? Кто работает в детском саду? В магазин В Сбербанк В Макдоналдс
Январь Игровые обучающие ситуации «Помоги кукле Кате накрыть на стол» «Вымоем посуду» «Купаем кукол» «Покажем малышам как ухаживать за растениями» «Покажем малышам как ухаживать за растениями»
Ф

Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.