Особенности социальной ситуации развития — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности социальной ситуации развития

2022-01-17 26
Особенности социальной ситуации развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Расширяются возможности вхождения ребенка в социум, поэтому событийная общность «взрослый-ребенок» преобразуется. Усиливается стремление к автономности и самостоятельности, но ребенок по-прежнему нуждается в участии взрослого в его жизни и деятельности. Появляется потребность в поддержке, признании, одобрении, похвале. Противоречие между стремлением к самостоятельности и объективной зависимостью от взрослого (начало кризиса 3-х лет) разрешается в совместной деятельности ребенка и взрослого. Форма взаимодействия – сотрудничество, которое активно развивается в предметной деятельности как ведущей в этом возрасте и в складывающемся «ансамбле» других видов деятельности (познание, исследование, конструирование и др.).

Предметная деятельность зарождается в ситуативно-деловом общении еще в младенчестве и становится ведущей на втором году жизни. Содержание предметной деятельности – передача взрослым и освоение ребенком культурных норм и образцов (способов) употребления предметов. Мотив предметной деятельности ребенка – интерес к миру людей и миру вещей.

Речь становится средством познания окружающего мира и общения. Быстро развивается понимание речи других людей и связная речь самого ребенка. К концу второго года жизни дети уже воспринимают все звуки родного языка, у них активно развивается слуховое восприятие и фонематический слух. Двухлетний ребенок владеет активным словарем запасом из 300 слов, может строить предложения из 3-4 и более слов, начинает задавать свои первые вопросы, обращается к близким взрослым за помощью.

Ребенок выражает разные эмоции и чувства – радость, удивление, огорчение, тревогу, страх, обиду, смущение, удовлетворение собой и своими «успехами». На основе складывающегося представления о себе начинает формироваться отношение к себе самому (самой), что в последующем станет основой образа «Я». Ребенок начинает осваивать элементарные правила поведения в социуме и правила позитивных взаимоотношений с другими людьми. Проявляет чувство привязанности и доброжелательности к близким людям, выражает их разными способами: мимикой (сопереживание, нежность, сочувствие, сострадание); жестом (заглядывает в глаза, гладит по голове, обнимает); словом, фразой или даже вопросом («хороший», «не надо плакать», «тебе больно?»). К концу второго года жизни появляется интерес ребенка к другим детям. Он стремится привлечь к себе внимание, выражает желание играть такой же игрушкой, выполнять такие же действия. Наблюдаются элементарные взаимодействия (обмен игрушками, подражание действиям), но это деятельность «рядом».

Социальная ситуация развития расширяется, переходит на новый уровень взаимодействия с близкими взрослыми и обогащается зарождающимися отношениями в детском сообществе.

 

Общие образовательные задачи

Ø Содействовать развитию основных движений и физических качеств с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка; знакомить с элементарными правилами здоровьесохранного и безопасного для жизни поведения; дать начальное представление о своем теле.

Ø Формировать первоначальные представления об окружающем мире.

Ø Развивать восприятие, наглядно-действенное мышление и предпосылки наглядно-образного.

Ø Обеспечить дальнейшее развитие предметной деятельности (инициативные действия и операции, перенос освоенных способов в новые ситуации, осмысление достигнутых результатов).

Ø Поддерживать освоение форм и способов взаимодействия в разных видах деятельности; замечать и поддерживать инициативу в предметно-деловом общении с близким взрослым; поощрять стремление к самостоятельности.

Ø Создавать условия для развития речи как средства общения, обозначения, управления своими действиями и поведением; способствовать становлению языковой личности.

Ø Предоставлять возможность для освоения различных культурных практик (в том числе самообслуживания), экспериментирования, самостоятельной деятельности; поддерживать свободный выбор игрушек и материалов.

Ø Побуждать детей к управлению своими действиями, поведением на основе элементарных правил: здороваться, прощаться, благодарить, убирать игрушки на место, не отбирать игрушки у других детей, уступать игрушку.

Ø Содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические особенности природы, предметы ближайшего окружения, на литературные, музыкальные и изобразительные художественные образы.

 

Планируемые результаты освоения программы на конец раннего возраста

§ Активно познает окружающий мир, интересуется бытовыми и природными объектами, разнообразно действует с ними, исследует их свойства и функции, апробирует способы действий, экспериментирует; проявляет настойчивость в достижении результата своих действий.

§ Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение предметов (ложки, расчески, зубной щетки, карандаша, кисти и пр.) и умеет пользоваться ими.

§ Стремится к общению с другими людьми (взрослыми и детьми), активно подражает им, осваивая культурные способы и нормы; умеет согласовывать свои действия и поведение с принятыми нормами и действиями других людей; начинает проявлять интерес к сверстникам.

§ Понимает речь взрослых, обращается к ним с вопросами и просьбами, участвует в диалогах (может выступить инициатором разговора).

§ Владеет связной речью, может выразить мысль, желание, чувство; знает названия знакомых игрушек и бытовых предметов; называет признаки, функции, действия с ними.

§ В игре воспроизводит действия и речь взрослого, использует не только игрушки, но и предметы-заместители.

§ Проявляет самостоятельность в бытовых ситуациях и разных видах деятельности.

§ Владеет простейшими навыками самообслуживания.

§ Любит слушать потешки, стихи, песни, народные и авторские сказки, рассматривать иллюстрации, двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на эстетические объекты (красивые игрушки, бытовые предметы, объекты и явления природы).

§ Охотно включается в конструирование и разные виды изобразительной деятельности (лепку, аппликацию, рисование), экспериментирует.

§ С удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится самостоятельно осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание, ходьба по лестнице и пр.); пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых предлагаемых условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях).

§ Знает и называет членов своей семьи; ориентируется в отношении возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети) и гендерных представлений о себе и других людях (мальчик, девочка, тетя, дядя); имеет начальные представления о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, водитель).

Особенности мониторинговых измерений динамики образовательных достижений воспитанников:

Мониторинг динамики образовательных достижений воспитанников группы осуществляется два раза в год: стартовая диагностика (проводится в сентябре) и итоговая диагностика (проводится в мае). Для осуществления мониторинговых измерений разработаны показатели освоения по каждой образовательной области:

 

Образовательная область Показатели Критерии

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Социально-коммуникативное развитие

Адаптация к условиям детского сада

Расставание с родителями
Прием пищи
Сон
Поведение в течение дня

Социальные отношения

Со взрослыми
Со сверстниками

Представления о себе

Имя
Внешний вид
Пол

Игровая деятельность

Отобразительные игровые действия, основанные на свойствах предмета
Игровые действия, отображающие смысловые связи между предметами
ОБЖ Отношения с миром природы
Трудовая деятельность Самообслуживание

Познавательное развитие

Развитие познавательных действий

Игра рядом с другими детьми
Умение выполнять инструкцию из двух действий
Действие в воображаемом плане
Игра с мячиком
Знание имен близких людей

Речевое развитие

Развитие компонентов речи

Развитие понимания речи
Развитие активной речи

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальная деятельность

Слушание музыки
Различение звуков и музыкальных инструментов
Подпевание
Ритмические движения
Игровые действия под музыку

Физическое развитие

Основные движения

Ползание, лазание
Ходьба и бег
Катание, бросание
Самостоятельные игры

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора

Понимание смысла литературного произведения
Интерес к книге
Проявление эмоционального отклика на литературное произведение

Познавательное развитие

Предметная деятельность

Действия с предметами
Действия с развивающими игрушками
Социально ориентированные действия с куклой

Художественно-эстетическое развитие

Изодеятельность

Интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами
Степень освоения способов обследования предметов и объектов
Проявление своего отношения к изображаемым образам
Установление сходства между реальным предметом и его изображением
Умение передать форму и цвет изображаемого предмета
Способность к обыгрыванию созданных изображений

Критерии динамики образовательных достижений:

3 балла – развитие большинства компонентов соответствует возрастным показателям, ребенок самостоятельно выполняет все задания без помощи взрослого;

2 балла – отдельные компоненты развиты недостаточно, ребенок не может самостоятельно выполнить задание, ему требуется помощь взрослого;

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты, даже с помощью взрослого ребенок затрудняется выполнить задание.

Средний балл по уровням:

от 2,5 до 3 – высокий уровень развития;

от 2 до 2,5 – средний уровень развития;

от 0 до 1,9 – низкий уровень развития.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.719 с.