Допросные речи протопопа Троицкого собора Алексея Иродионова, допрошенного вместе с другими — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Допросные речи протопопа Троицкого собора Алексея Иродионова, допрошенного вместе с другими

2022-01-17 31
Допросные речи протопопа Троицкого собора Алексея Иродионова, допрошенного вместе с другими 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

саратовскими священнослужителями в Саратове по повелению генерал-аншефа П. И. Панина 1

22 сентября 1774 года.

 

Бывшие в саратовском духовном правлении2 судьи3 и протопопы4 Троиц- кого собора Алексей Иродионов.

Во время де нападения и раззорения города Саратова от нашедшаго злодея государственного вора и разбойника Пугачева, то есть августа 6-го числа находился он, по силе насланнаго от бывшаго в Саратове лейб- гвардии господина порутчика Державина сообщения и данной по нем под- писки, при Троицкой соборной церкви с протчими священно и церковно- служителями неотлучным из Саратова, а как ворвавшияся в город злодейской толпы казаки чинили многим людем в городе смертное убивст- во за непослушание, то все от церьквей были отлучены и выгнаны с прот- чими города Саратова жителями пленными за город, в которое время убили из них Веденския церкви священника Дмитрия Афанасева, да и протчих разного звания людей побили ж до смерти при них немало. А по-


 

утру на другой день, то есть 7 августа за караулом, причем приказывано от казаков той пугачевской злодейской партии, чтоб шли к тому злодею Пу- гачеву в стан с образами. И как от всех церквей, кроме отлучных, но по- имянно всех припамятовать не можно, собрались в соборную Троицкую церковь и в наипервых намерение положили, чтоб не ходить, но между тем от него, злодея присыланы были казаки троекратно, чтоб неотменно со об- разами шли, и напоследок казаки с таким прещением, естли не пойдут, то не точию все священно и церковнослужители, но и жены и дети их будут преданы смерти. И видя их такое прещение, не имея уже к защищению жизни способности, принуждены зделать в колокол к збору позыв, и взяв икону Богоматери с крест*, Евангелие, под превождением тои злодейской партии казаков к нему, Пугачеву в стан, состоящей в Нижних Улешах5, яко пленныя ходили и стояли при входе в стану часа с полтора без всякого пе- ния и никакого произношения в поминовение ему, самозванцу не происхо- дило, отлучитца ж и возврату оттуда зделать за состоящим тогда при них злодейским караулом было не можно. Однако ж по проходе несколко вре- мяни, выехав из шатра тот злодей Пугачев верхом, коего они, по сказыва- нию ево партии казаков признали, и приближась к ним, не слазя с лошеди, а толко сняв немного з головы шапку, поцеловав крест, после того он с протчими священно и церковнослужителями возвратясь в город, и с того 6 даже до 9 числа в церквах службы не происходило, но 8 числа после пол- ден Веденския церкви диакон Илья Алексеев, пришед к нему в дом один и

объявил записку, сказывая, что оная послана с ним из ставки пугачевской для точнаго по ней исполнения, в которой написано поминать на литиях6 имя государя Петра Третьяго и назначенную по той записке супругу неве- домо какую Устинью. И сочтя сие за важное, ходил с тем диаконом к това- рышу своему духовнаго саратовскаго правления судье протопопу Анисиму Герасимаву, обявил оную и ему, но как всего того они исполнять не хоте- ли, и от взятья той записки отговаривались, то оной диакон сказал, естли оне не возмут, и по ней исполнять не будут, то увидят, что им за то после-

дует, почему, устрашась грозящей от злодея Пугачева всегда смерти, при- звав к себе они бывшаго духовнаго привления канцеляриста Чеснокова, и ту записку, а чьею она рукою писана была, не знает, отдали того ж 8 числа для списывания и роздали по церквам. А в какие именно церкви были им, Чесноковым, разосланы и кому отдаваны, того он, Родионов, не знает и тех записок не подписывал. А 9 и 10 на обеднях, також и в 9-х числах на бла- годарном о взятье города Нарвы молебне, страха ради, боясь смерти, и что той злодейской толпы казаки часто в церков приезжали, поминаемо было

* Так в тексте.


 

на литиях толко имя государя Петра Третьяго, а потом наследника госуда- ря цесаревича и великаго князя Павла Петровича и супругу ево благовер- ную государыню и великую княгиню Наталью Алексеевну, а имя означенное по записке неведомой Устиньи оставляли. Да и на болшом вы- ходе с Святыми Дарами7 поминаемо равно и на многолетии при окончании обедни от дьячков пение чинено то же, что и выше описано. А с 11 числа того ж августа, когда все злодеи той толпы люди вышли, то ту и записку, и поминовение совсем оставил. Что ж он в краткой подписки8 подписался, якоб поминовение и моление полное по записке чинил, и то утвердил от робости. Началствующему ж в городе Саратове генерал-аудитору лейте- нанту Савельеву о сей записке из своего преступления не объявлял просто- тою. Что ж по 2 подписке и № 249 Веденской церкви диакон Илья Алексеев чинит запирательство, якобы он Пугачевым в неисполнении по изданной записке не застращивал, и то показует неделно, а толко в запира- тельство всем, и на очной ставке на своем допросе утверждаетца.

К подлинному допросу Алексей Иродионов руку приложил.

 

ГАСО, ф. 407, оп. 2, д. 1333, л. 1–3. Копия. Документ датирован по вводной записи, объединяющей допросные речи.

 

 

Примечания

1 Панин Петр Иванович – генерал-аншеф, с 29 июля 1774 г. – главнокомандующий войсками, направленными на подавление восстания Пугачева.

2 Духовное правление – коллегиальное учреждение, подчиненное консистории.

3 Судьи – здесь: члены духовного правления, которые составляли низшую инстан- цию церковного суда. Судьи назначались епископом.

4  Протопопы – обиходное название протоиерея, старшего православного свя-

щенника.

5 Нижние Улеши, улеши – заливные луга по правому берегу Волги.

6 Лития – в православном богослужении часть всенощного бдения накануне празд- ников, совершаемая обычно вне храма и соединенная с молебнами, а иногда и с крест-

ным  ходом,  отпевание  умершего  при  выносе  тела  из  дома,  в  ходе  погребальной процессии и на могиле.

7  Святые Дары – в православной церкви так называют хлеб (частицы просфор) и

вино в таинстве евхаристии после пресуществления их в тело и кровь Христа.

8  Краткия подписка – здесь идет речь о показаниях при первом допросе Алексея Иродионова.

9 2-я подписка – здесь упомянут текст речей на втором допросе, где показания дья- кона Ильи Алексеева значатся под номером 24 (см. документ № 4).


 

4

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.