Методика проведения обследования и критерии его оценки — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Методика проведения обследования и критерии его оценки

2022-01-17 43
Методика проведения обследования и критерии его оценки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» под ред.Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2009)

 

Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей считаются:

• принятие задания;

• способы выполнения задания;

• обучаемость в процессе обследования;

• отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Способы выполнения задания. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки.

Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции.

Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.

Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи:

• выполнение действия по подражанию;

• выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов;

• выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

- количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

- речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка;

- обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий кадекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели (низкий уровень).

2 балла ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания (уровень ниже среднего).

3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать совзрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания (средний уровень).

4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения (высокий уровень).

Задания для обследования детей 4-5 лет

1. Поиграй (набор сюжетных игрушек)

2.Коробка форм

3.Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)

4.Дом животного (адаптированный вариант методики В.Венгера)

5. Сложи разрезную картинку (из четырех частей)

6.Угадай, чего не стало (сравнение картинок)

7.Посчитай

8.Построй из палочек

9.Нарисуй человека

10.Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)

 

Задания для обследования детей 5—6 лет

1. Включение в ряд (методика А.А.Венгера )

2. Коробка форм

3.Построй из палочек (лесенка)

4.Сложи разрезную картинку

5.Сгруппируй картинки(по цвету и форме)

6.Количественные представления и счет

7.Сравни(сюжетная картинка «летом»

8.Найди время года

9.Нарисуй целое

10. Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»)

Задания для обследования детей 6—7 лет

1.Сложи (разрезная картинка «Клоун»)

2.Представления об окружающем (беседа)

3.Представления о временах года

4.Количественные представления и счет

5.Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)

6.Дорисуй

7.Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»)

8.Звуковой анализ слова

9.Продолжи ряд (письмо)

10. Узнавание фигур (тест Бернштейна)

 

 

Педагог обрабатывает полученные результаты. Данные заносятся в индивидуальный профиль познавательного развития ребенка, а также в сводную таблицу по группе с построением диаграммы, что дает возможность проследить динамику развития всей группы и каждого ребенка.

 

                                   II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Комплексно-тематическое планирование

Месяц Учебная неделя Период Тема недели

Сентябрь

1 02.09. – 06.09. Обследование
2 09.09. – 13.09.  Лето
3 16.09. – 20.09. Детский сад, семья
4 23.09. – 27.09. Части тела, внутренние органы

Октябрь

5 30.09. – 04.10. Мой город
6 07.10 – 11.10. Наш край
7 14.10. – 18.10. Осень
8 21.10 – 25.10. Хлеб
Октябрь-ноябрь 9 28.10. – 01.11. Овощи, фрукты, ягоды

Ноябрь

10 05.11. – 08.11. Домашние животные (млекопитающие)
11 11.11. – 15.11  Дикие звери
12 18.11. – 22.11.  Экзотические животные
13 25.11. – 29.11. Домашние птицы

 

Декабрь

14 02.12. – 06.12.  Спорт
15 09.12. – 13.12. Зима
16 16.12. – 20.12. Рождество
17 23.12. - 31.12. Новый год Посуда

Январь

18 09.01. – 17.01  Посуда
19 20.01 - 24.01 Продукты
Январь-февраль 20 27.01. – 31.01. Транспорт

Февраль

21 03.02. – 07.02. Профессии (орудия труда)
22 10.02. – 14.02. День защитника Отечества
23 17.02. – 21.02. Восьмое Марта
Февраль – март 24 25.02. – 28.02. Мебель

 

Март

25 02.03. – 06.03. Одежда, обувь, головные уборы
26 10.03. – 13.03. Весна
27 16.03. – 20.03. Дикие птицы
28 23.03.- 27.03. Насекомые

Апрель

29 30.03. – 03.04. Моя страна, росписи
30 06.04. – 10.04. Предметы быта
31 13.04. – 17.04. Растения
32 20.04. – 24.04. Повторение
33 27.04. – 30.04. Обследование

Май

34 06.05. – 15.05. Лето
35 18.05. – 22.05. Детский сад
36 25.05. – 29.05. Семья

Содержание коррекционной работы

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная цель –овладение навыками коммуникации иобеспечениеоптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь

При реализации задач данной образовательной области у детей с ЗПР формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с ЗПР общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ЗПР занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников. Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

- в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

- в процессе хозяйственно- бытового труда и различных видах деятельности. Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение. В работе по формированию социальных умений у детей с ЗПР важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков. Потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления. Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма. Дети с ЗПР могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, учитель-дефектолог может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.

Основные направления работы по формированию навыков безопасного поведения:

- усвоение детьми с ЗПР первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;

-формирование у детей качественно новых двигательных навыков, внимательного восприятия окружающей обстановки;

- развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

- использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту, или иную сторону правил.

Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, быстроту реакции и т.д. Эти качества нужны и для безопасного поведения.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ЗПР учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ЗПР осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей. Освоение социально-коммуникативных умений для ребенка с ЗПР обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации –это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения. Для дошкольников с ЗПР образовательная работа должна строиться на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом должно проводиться на доступном детям уровне. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, это реальное использование в условиях общения, является организация слухоречевой среды в группе и семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, специалисты, родители и сверстники.

Особое место в образовательной области по формированию социально-коммуникативных умений занимает обучение детей с ЗПР элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами. Такая работа включает:

- организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;

- ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитание уважения к труду;

- обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

- обучение элементарным простейшим навыкам ручного труда (работа с бумагой, ножницами, клеем и т.д.).

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:

- не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке, в быту;

- Педагоги и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже очень важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке.

Цели:

- формировать у ребенка представление о себе;

- учить называть свое имя, половую принадлежность (я девочка, я Оля);

- смотреть на себя в зеркало, показывать на себя рукой и говорить: «Я Лена».

-формировать представление о своих частях тела и зонах лица, их назначении (например, играть в игру» Где носик, где ротик?, в которой уточняется функция носа: «да. Это носик, мы им дышим» и т.д;

- добиваться называния себя в первом лице, побуждать говорить о своих желаниях и потребностях: «Я хочу, я буду, я поела, я устала, я хочу пить, я хочу есть, дай мне пить» и т.д.;

- обращать внимание ребенка на просьбы, в том числе других людей (Никита хочет пить, дай ему чашку с водой»);

- формировать способы взаимодействия со сверстниками: побуждать здороваться привстрече,задавать вопросы

«Какая у тебя игрушка?», «Как тебя зовут?»;

-указывать ребенку на состояние других людей и сюжетных игрушек (кукла плачет, мишка радуется, тетя устала);

- формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться со словами: «тетя, дай», «спасибо, Наташа».  

Образовательная область «Речевое развитие».

«Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Основная цель – обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становленияразных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).

Формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам). Способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения- монолога, умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельные высказывания разных типов. Формирование элементарного опознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений. Развитие речи у детей с ЗПР осуществляется во всех видах деятельности: игры, занятия по физическому развитию, изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) музыка и др.; в свободной деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы, Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей с ЗПР с окружающими людьми, расширить их кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Детские художественные произведения обогащают эмоциональную сферу ребенка. Чтение детям художественной литературы имеет коррекционно-развивающую направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности и речевой деятельности.

Включенность в эту работу детей с ЗПР, у которых отмечается низкий уровень речевых умений, будет эффективной, если выполнять соблюдать ряд условий:

- выбирать речевой материал с учетом степени его доступности и близости содержания жизненному опыту детей;

- предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию произведений для детей и проводить беседы с детьми для выяснения степени усвоения материала, осмысления причинно-следственной зависимости;

- подбирать иллюстрации, картинки к произведениям;

- организовать драматизации, инсценировки;

- проводить словарную работу;

- адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития ребенка (для детей с нарушениями речи и интеллектуальными нарушениями);

- предлагать детям отвечать на вопросы и т.д. Все это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ЗПР. Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ЗПР всех категорий. Для развития связной речи, освоения грамматических форм у детей с ЗПР создаем специальные условия – разработки грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности и др.

Цели:

1.Развитие понимания речи:

- расширять запас понимаемых слов; расширять пассивный словарь детей за счет слов, обозначающих: предметы, находящиеся в комнате и за ее пределами (во дворе, на улице и т.д.); некоторых животных (кошка, собака, курица, петух, корова, лошадь и др., их действия); игрушки: (зайка, кукла, рыбка, птичка и др.);

- учить понимать простые инструкции с предлогами «НА», «В»; (положи шарик в ведерко, а кубик на стол), выполнять несложные поручения (возьми мишку, посади на стул и т.п.)

- учить понимать несложный рассказ по сюжетной картинке (кошка играет с мячом и т.п.), а затем простой рассказ (без показа картинок и действий) о событиях из личного опыта ребенка (о празднике о собачке, которую видели на прогулке и т. п.)

- учить ребенка по слову взрослого находить и показывать (на картинке и в естественных условиях) игрушки, некоторые предметы одежды, посуды, овощи, фрукты и т д.

- учить детей понимать слова, обозначающие части тела человека: (руки, ноги, голова). Части лица (рот глаза, уши); бытовые и игровые действия(умываться, есть, пить, спать, гулять и т.д.)

- учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми учитель-дефектолог сопровождает показ игрушек, свои действия;

-учить детей понимать и выполнять просьбы, выраженные простым предложением;

- учить понимать небольшие инсценировки с игрушками, состоящие из нескольких простых знакомых ребенку действий.

2. Развитие активной речи:

- развивать активную речь как средство общения с окружающими;

- обогащать словарь детей:

Существительными, обозначающими названия транспортных средств (машина, автобус), растений (дерево, цветок, трава), фруктов (яблоко, груша), овощей (морковка, огурец), домашних животных (кошка, собака), их детенышей, глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия (мыть, гладить, стирать). прилагательные, обозначающие цвет, величину, вкус предметов, наречиями (высоко, быстро).

- побуждать детей использовать эти слова в свободной речи.

- развивать активную речь детей, используя различный стимулирующий материал (правильный образец);

- формировать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарный запас словами, обозначающими близких людей (мама, папа, бабушка, дедушка), знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, стол, стул, мишка, кукла, машина и т.д.), известные действия (возьми, встань и т.д.);

- учить детей отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?» и задавать их.

- учить детей произносить по подражанию не только звукосочетания, отдельные слова, но и фразу из 2х-, а затем из 3 слов;

- учить заменять звукоподражательные слова общеупотребительными (например, вместо «би-би»- машина и т.п.;

- учить детей употреблять слова, понимаемые ребенком и доступные для произношения, обозначающие названия часто встречающихся предметов, свойств, явлений действительности;

- учить называть предметы, обобщенные по наиболее существенным признакам (куклы, мячи, машины и т.д.);

-учить детей пользоваться местоимениями (я, мы, мне, наречиями: туда, там;

- учить отвечать словом или короткой фразой на вопросы по демонстрации знакомых предметах («Кто это?» - «Кукла», «Что делает Миша?» - «Кушает»;

- научить выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее.

- формировать фонетико-фонематический слух (повторяя за учителем-дефектологом звуки, слоги, простые слова, сопровождать по необходимости игровыми приемами, действиями (отхлопывание, отстукивание)

- петь песенки со звукоподражанием;

- прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи;

- читать простые стишки, потешки, побуждать ребенка к воспроизведению недостающих слогов и слов потешки, обыгрывать содержание стишка или потешки с игрушкой;

- по возможности постановка звуков по традиционным методикам;

Образовательная область «Познавательное развитие».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основная цель – формирование познавательных процессов испособов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ЗПР развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. При организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ЗПР. Это находит отражение в способах предъявления учебного материала детям (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций, при планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести, развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятие пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Учитывая быструю утомляемость детей с ЗПР, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнить задание. Формирование элементарных математических представлений предполагает формирование у детей умений сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствия, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ЗПР необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию речевых и других учебных навыков, и представлений нужно продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников, это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала.

Цели:

- способствовать развитию мелкой мускулатуры рук:

- скатывать по желобу шарики, прокатывать шарики различной величины через воротики различной высоты;    

- нанизывать крупные бусы на бечевку с деревянным наконечником, втыкать втулки (грибки) в отверстия, открывать и закрывать различные коробочки;

Формировать у детей умения различать предметы по форме (вначале методом соотнесения, а затем по слову – дид. игра «Подбери такой же»);

- учить различать контрастные размеры;

- учить детей в своей деятельности использовать вспомогательные средства (веревочки, палочки);

- учить различать четыре основных цвета, вначале методом соотнесения, затем называя;

- формировать умение отбирать предметы одного цвета;

- учить различать основные признаки предметов (цвет, величину, форму);

- учить детей группировать предметы по цвету (путем соотнесения к цветовому фону);

- учить подбирать предметы по величине (вначале методом проб, примериваний, а затем используя зрительный ориентир (собирать пирамидку на конусной основе из 4-6 колец, чашки- вкладыши из постепенно увеличивающегося количества чашек);

- формировать у детей с ЗПР умение подбирать предметы по форме: подбирать крышки соответствующей формы к коробочкам (круглые, квадратные, овальные, прямоугольные).

- учить различать предметы по размеру, (выбирая самый большой из них, самый маленький, называя «большой», «маленький»);

- учить собирать 2х-3х-4х местные матрешки, бочата;

- учить детей по словесному указанию учителя-дефектолога находить предметы по цвету и размеру (принеси красный кубик, спой песенку маленькому медвежонку);

- различать местоположения предмета (поставь матрешку на верхнюю полочку, поставь рядом);

- продолжать знакомить детей с основными формами строительного материала, развивать простейшие конструктивные умения;

- знакомить детей с формой, величиной деталей строительного материала (кубик, кирпичик, пластина);

- учить комбинировать разное размещение кирпичиков, образуя простейшие постройки- перекрытия;

- учить накладывать кубик на кубик, кубик на кирпичик, кирпичик на кубик;

- учить ставить вертикально кирпичики в ряд вначале на длинное ребро, а затем на короткое, делать простые постройки (стол, башенку, диван, скамейку, кровать, стол, заборчик, дорожка), делать перекрытия;

- учить детей аккуратно разбирать постройки и складывать детали в ящик.

- учить детей действовать с предметами – орудиями: (выталкивать палочкой из трубочки предмет, вылавливать сачком игрушки из таза с водой;


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.