I . Дидактические игры и их роль в развитии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

I . Дидактические игры и их роль в развитии

2022-01-17 21
I . Дидактические игры и их роль в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИГРЫ и ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ для СЛЕПЫХ и СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

I. Дидактические игры и их роль в развитии

Слепых и слабовидящих детей

Одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к знаниям. Реализация этой задачи проходит как в учебной работе, так и во внеклассное время. Среди средств и методов, используемых педагогами, большое место принадлежит дидактическим играм.

Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам. Это отмечает А. В. Запорожец: «Участвуя в дидактических играх, ребенок уже мень­ше увлекается процессуальной и сюжетной стороной деятельности, а начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения».

В ходе дидактических игр у детей развивается внимание, воля, воспитываются активность, уверенность в себе, честность и справедливость. Дети приучаются соблюдать правила игры, избегать подсказок, не нарушать ход игры, воздерживаться от ненужных и навязчивых движений.

Дидактические игры построены на совокупности приемов зрительной, слуховой, двигательной наглядности, включают занимательные вопросы, загадки, в них используются момен­ты неожиданности: удивления, соревнования. Все это способствует активизации мыслительной деятельности детей.

Учение, труд и игра в младшем школьном возрасте тесно связаны. Впечатления и знания, полученные на занятиях, дети используют в игре, а игра, в свою очередь, помогает закрепить знания и лучше усвоить учебный материал.

Арсенал дидактических игр слепых и слабовидящих детей в значительной степени зависит от умелого и творческого подхода к этому вопросу со стороны педагогов, воспитателей, родителей. В подавляющем большинстве возможно применение дидактических игр зрячих с изменением какого-либо условия, связанного с использованием зрения. Можно по аналогии создавать специальные игры для слепых детей. Ставя задачу развития слепых и слабовидящих детей в игре, упражнения сохранных анализаторов, педагог или родитель старается использовать разнообразные игры. Например, в играх «Определи форму», «Опре­дели величину», «Из чего они сделаны?», «Путешествие по комнате» и др. дети упражняются в определении предметов, их формы, величины и материала.

Необычайно важно учить слепых детей ориентироваться во времени и в пространстве, и наиболее успешно это происходит в таких играх, как «Ищи по заданию», «Каравай», «Холодно—жарко!» и др. Временные представления формируются в различных играх со стихами, где требуется определить, было это событие или будет, в играх о временах года, играх с часами, где имеется Брайлевский циферблат.

Упражнение слуха слепых происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Дети любят играть в игру «Узнай по голосу», «Посидим в тишине»; сюда же включаются и музыкальные игры, способствующие развитию слуха. Многие игры-считалки, развивающие навыки счета, формирующие понятия о геометрическом материале, также исполь­зуются и на уроке и во внеклассной работе.

Много разделов дидактических игр способствуют активизации речи и словаря слепых школьников, познаванию ими окружающей природы, занятий людей, иностранного языка и т. п.

Все разновидности дидактических игр имеют определенное значение для развития слепого ребенка и должны быть использованы целенаправленно. Проводя эти игры, тифлопедагог вооружает детей знаниями и способствует формированию у слепых школьников умения активизировать, организовывать и регулировать свои психические функции.

Учителя и воспитатели должны помнить о том, что дидактическая игра направлена на формирование познавательной потребности, активного интереса к знаниям и может быть использована как одно из ведущих средств воспитания, готовящее слепого ребенка к правильному восприятию и осознанию окружающего мира.

Коррекционные упражнения для детей

ИГРЫ В СЛОВА

“КУЗОВОК”

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет “кузовок”. Ведущий передает “кузовок” одному из играющих и говорит:

- Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься – дашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:

- Я положу в кузовок грибок.

- А я – платок!

- Я – замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.).

Если кто-то ошибся, все говорят:

- Не клади в кузовок пенек. Он оканчивается на “-ёк”! Давай фант!

По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:

- Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например, попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.

“ЛЮБОПЫТНЫЙ

1-й вариант:

Играющие садятся в круг. Один водящий – “любопытный” – становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем?

Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д.

Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится “любопытным”, а прежний “любопытный” садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.

2-й вариант:

Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может – штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например: теле… Играющие продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телевизор, телеграф и т.п.

ПЯТЬ СЛОВ

Ведущий диктует слово, состоящее из трех-четырех букв. Его записывают в строчку, далеко отставляя одну букву от другой.

Задача играющих – как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с букв, входящих в это слово. Например, дано слово сова. Запись может быть такой:

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай;

О – облако, окно, огород, орех, окунь;

В – вилка, вата, воск, ворот, венок;

А – арфа, арба, арбуз, анкета, алмаз.

Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

ДВЕ БУКВЫ

Есть много слов (имен существительных), начинающихся с буквы О и оканчивающихся буквой К и наоборот. Пусть каждый из играющих постарается написать как можно больше тех и других слов. Например, огарок, окурок, остаток, отросток и т.п.; кольцо, колесо, колено, копыто и т.п. Тот, кто в условленное время напишет больше слов, выигрывает. Можно договориться так: выигрывает тот, кто первым напишет по десять тех и других слов.

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

“КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ

Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово – колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом – слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.

Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.

НАШИ ПОДАРКИ

1-й вариант:

Ведущий: Сегодня в порт корабль придет, груженный:

- веерами (обмахивается одной рукой, как веером);

- ножницами (правой рукой, двумя пальцами, указательным и средним, стрижем, как ножницами);

- ножными швейными машинками (ногами качаем, словно управляя швейной машинкой);

- часами с “кукушкой” (все говорят: Ку-ку, ку-ку).

Повторяем снова.

2-й вариант:

Ведущий: Дед Мороз под Новый год принес нам подарки:

- Папе – расческу (”причесываем” волосы левой рукой);

- Маме – мясорубку (крутим “мясорубку” правой рукой);

- Брату – лыжи (ногами вперед-назад);

- Сестре – куклу с закрывающимися глазами, которая говорит: “Мама” (закрываем и открываем глаза и говорим: Мама).

- Все рады подаркам:

Папа (показываем движения, относящиеся к его подарку), мама, брат, сестра (все показывают соответствующие движения).

АТТРАКЦИОНЫ

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА ПАЛКАХ

Двое играющих садятся на землю один против другого, упершись друг в друга ступнями. Взявшись руками за палку, каждый из играющих старается по сигналу поднять своего противника с земли. Сгибать ноги в коленях и отпускать палку не разрешается.

СБОР “ГРИБОВ”

В этом аттракционе участвуют два человека. У обоих завязаны глаза, а в руках – мешочки или корзины. На полу в разных местах расставляются игрушечные грибы. По сигналу ведущего начинается сбор “грибов”. Тот, кто наберет “грибов” больше и при этом быстро, получает приз.

ГЛАВНОЕ – НЕ РАССМЕЯТЬСЯ!

Одного из играющих объявляют “скульптором”, а остальные становятся вокруг и по его сигналу превращаются в “статуи”: каждый принимает какую-нибудь выразительную позу и замирает в ней.

“Скульптор” прохаживается между играющими и с глубокомысленным видом рассматривает их, всячески стараясь рассмешить. Но “статуя” должна быть бесстрастной – ни шевелиться, ни улыбаться ей нельзя. Нужна выдержка, чтобы не рассмеяться, а у кого ее не хватает, того “скульптор” “бракует” – удаляет из круга. Кто дольше всех продержится – тот и победитель в игре.

СЛЕПОЙ УДАР

Играющий стоит с закрытыми глазами на расстоянии одного шага от нитки, протянутой между двумя палками (деревьями). Повернувшись спиной к нитке, он должен сделать пять шагов вперед, повернуться направо, потом – еще раз направо, потом сделать полный оборот на 360 градусов. Если играющий проделал все эти повороты точно, то, следовательно, он находится в данный момент как раз напротив натянутой между палками (деревьями) нитки. Играющему остается только сделать пять обратных шагов на прежнее место, откуда он начал свой путь. После этого играющему дается палка и он должен, размахнувшись, как следует, разорвать натянутую нитку.

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Все играющие садятся на стулья. Водящий сидит отдельно, глаза у него завязаны, он начинает петь какую-нибудь знакомую всем песню.

Спев один куплет, водящий замолкает. Второй куплет песни поет кто-нибудь из ребят. Водящий должен сказать, кто пел. Если водящий угадал – игра продолжается, но водящим становится уже тот, кто пел второй куплет.

ДОСТАВАЛКИ (ЧЕХИЯ)

Эта игра требует ловкости. В ней одновременно могут участвовать 3, 5, 10 человек. У каждого играющего в руках мячик, который он кладет на землю около правой ноги на расстоянии 1-2 см.

Играющие стоят, расставив ноги на ширину плеч, и по сигналу судьи должны наклониться и достать положенный на землю мячик из-за правой ноги. Оказывается, это не так-то просто сделать. Надо не один раз потренироваться, чтобы скоординировать работу рук, корпуса и достать быстро мяч. Кто первым это сделал, тот и победил.

СЕСТЬ, ВСТАТЬ, СЕСТЬ!

Участник игры садится на стул. На глаза ему надевают повязку. Упражнение на первый взгляд несложное: встать, сделать пять шагов вперед, повернуться направо, сделать еще пять шагов, еще раз повернуться направо и отмерить такое же количество шагов, наконец, сделать еще поворот направо, пройти пять шагов и с поворотом направо сесть на стул.

Только обладающие хорошим чувством пространства и умением четко

ЛАБИРИНТ

Делать лабиринт на снегу, топтать снег ногами и плющить его ведром. Бегать по снегу кругом, чтобы он стал твердым. Когда все это сделано, создать на двух концах лабиринта базы, например, А и Б. Разделить участников игры на две группы – каждая группа занимает одну базу. После сигнала игроки из каждой группы (А-1 и Б-1) двигаются со своей базы бегом и встречаются где-то в лабиринте. Далее встретившиеся ребята играют в “Цзянь-чуй-бао”, и если, например, А-1 выигрывает, то он ведет на свою базу побежденного противника, но если по ходу вращения А собьется с пути, то Б-1 может возвратиться к себе. Игра повторяется многократно.

ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПО ЦВЕТУ

Эта игра подходит слабовидящим детям. Сначала избрать одного игрока. Он рассказывает о каком-нибудь цвете, и другие трогают какую-то вещь этого цвета. Игроку, рассказавшему о цвете, нельзя ловить тех, кто тронул вещь этого цвета; можно ловить лишь тех, кто до нее еще не дотронулся.

ИГРАТЬ РОЛЬ ЖИВОТНЫХ

Все садятся в круг. Один из игроков подражает крикам животных, а другие отгадывают. Например, можно изобразить крики петуха, кошки, вороны и др.

ТЯНУТЬ ВЕРЕВКУ

Для этой игры нужно десять веревок, длина каждой – один метр. На одну из веревок вешается маленький колокольчик. Веревки связываются вместе с одного конца, узел – на земле, а свободные, то есть не связанные концы веревок раздаются (или кладутся на землю). Каждый игрок тянет одну веревку. Тот, кому досталась веревка с колокольчиком, будет победителем.

“ВАМ ЧАЙ?”

Все стоят в кругу. Заранее избранный игрок стоит в центре круга и спрашивает: “Вам чай?” – а другие отвечают по очереди (например: “Мне чаю, пожалуйста”, “Спасибо”).

Спрашивающий отгадывает по голосу, кто из игроков отвечает. Если отгадал, то вместо него в центр круга встает тот, кого угадали. Игра продолжается.

НЕПРИЯТНЫЙ ОТВЕТ

Играют пять или шесть детей. Все садятся в круг. Первый избранный игрок А пишет на бумаге рельефно-точечным шрифтом для слепых. Например: “Какая прекрасная погода, как хорошо нам пойти в поле!”. Следующий игрок Б пишет: “Пошел дождь”. Участник В продолжает: “Непогода! Сильный ветер”, – а игрок Г пишет: “Мне придется купить зонт”. То есть каждый последующий игрок должен “разочаровывать” игрока А.

ПЕРЕДАТЬ ПЛАТОК

Приготовить несколько больших платков. Игроки садятся в круг и начинают передавать платки одновременно, пропуская одного - двух человек. По сигналу все останавливаются. Если кто-то не успел передать платок, а возможно, у него в руках окажется два-три платка, то он должен придумать что-то такое, чтобы развеселить остальных.

Рекомендации для родителей, воспитывающих

Ребенка с нарушением зрения

1. Не игнорируйте рекомендации врачей.

2. Следите, чтобы ребенок носил очки и окклюзию, если это назначил врач-офтальмолог.

3. Создайте благоприятный климат в семье.

4. Создайте дома офтальмо-гигиенические условия для зрительного восприятия:

· Организуйте уголки игрушек и книжек, отведите им определенное и постоянное место, чтобы ребенку было легче ориентироваться в комнате.

· По возможности повесьте на стенку несколько объемных и плоскостных игрушек, они будут служить не только эстетическим оформлением, но и способствовать развитию зрительного восприятия и ориентировки, а также снятию зрительного утомления.

· Подберите мебель (стол и стульчик) по росту ребенка.

· Лучшим видом освещения является дневной свет, при искусственном освещении комната должна быть хорошо освещена. Лампу мощностью в 60 ватт следует располагать слева и несколько спереди, так, чтобы во время письма или рисования рука не заслоняла свет.

· Помните, что при выполнении домашних заданий игрушки и иллюстрации ребенку легче рассматривать на расстоянии не менее 30-35см. а если необходимо, то ближе,

· Для рисования лучше использовать мольберты, доска для рисования должна быть зеленого цвета без бликов. Бумага, используемая для рисования, не должна просвечивать и быть глянцевой. Рекомендуются карандаши с мягкими стержнями ручки, дающие четкий штрих.

· Помните о том, что занятия в домашних условиях не должны превышать 15-20 минут (в индивидуальном порядке).

· Позволяйте ребенку чаще заниматься любимым делом

· Соблюдайте режим дня в целом.

 

9. Словарь специальных терминов и понятий

(нарушение зрения)

Адаптация - приспособление организма к изменившимся условиям существования, изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителей.

Адаптация зрительная - изменение световой чувствительности глаза при изменении освещенности.

Альбинизм - врожденная аномалия, характеризующаяся отсутствием пигмента в коже, волосах, оболочках глаза.

Аккомодация - приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него.

Амблиопия - понижение зрения без видимой анатомической основы.

Анизометрия - неодинаковая по виду и по степени рефракция правого и левого глаза.

Аномалии рефракции - отклонение в преломляющей способности глаза.

Анофтальм - отсутствие глаз - редкая врожденная аномалия органа зрения.

Астенопия - зрительный дискомфорт, возникающий во время зрительной работы, особенно на близком расстоянии.

Астигматизм - сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции.

Атрофия зрительного нерва - деструкция волокон зрительного нерва с его атрофией, обусловленная воспалительным или дегенеративным процессом, проявляется снижением или утратой зрения.

Афакия - отсутствие в глазном яблоке хрусталика, проявляется дальнозоркостью и неспособностью аккомодации глаза.

Ахромазия - тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризуется полной потерей способности различать цвета.

Бельмо - стойкое, интенсивное, обширное помутнение роговицы.

Бинокулярное зрение - объединенное зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно, единое, что обеспечивает объемное восприятие.

Близорукость (миопия) - вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой, при этом на сетчатке образуется расплывчатое изображение и предметы различаются неясно.

Буфтальм (бычий глаз) - поздняя стадия врожденной глаукомы.

Всероссийское общество слепых (ВОС) - общественная организация,, занимающаяся воспитательной, культурно-массовой, общеобразовательной работой.

Вторичные дефекты у слепых и слабовидящих - дефекты, обусловленные нарушениями зрения и препятствующие развитию личности ребенка.

Гемералопия («куриная слепота») - расстройство сумеречного зрения.

Гидрофтальм - врожденная глаукома.

Гиперметропия (дальнозоркость) -вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от отдельных предметов, соединяются за сетчаткой.

Глаукома - хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва.

Диоптрия - единица измерения оптической силы линз.

Дихромазия - частичная цветовая слепота преимущественно на один из трех цветов: красный, зеленый, синий.

Зрачок - отверстие в радужной оболочке глаза, которое, сужаясь или расширяясь, соответственно уменьшает или увеличивает количество попадающего в глаз света.

Ирит - воспаление радужной оболочки.

Катаракта - стойкое помутнение хрусталика.

Колобома - дефект радужки или сосудистой оболочки.

Конвергенция - сведение зрительных осей глаз до их пересечения при рассматривании близких предметов.

Коррекция зрения - исправление аномалий рефракции глаза оптическими линзами.

Люкс - единица освещенности.

Микрофтальм - значительное уменьшение в размере глазного яблока (аномалия развития).

Монокулярное зрение - процесс видения одним глазом.

Нистагм - непроизвольные ритмические движения глазных яблок.

Остаточное зрение - зрение, острота которого варьирует от светоощущения до 0,04 при использовании оптической коррекции.

Офтальмология - область медицины, занимающаяся изучением вопросов лечения, восстановления нарушенных функций зрения, профилактикой глазных болезней и аномалий развития органа зрения.

Офтальмотонус - внутриглазное давление.

Очки - устройство, предназначенное для коррекции зрения и применяемое при поражении зрения, обусловленном нарушениями клинической рефракции глаза.

Периметр - прибор для измерения поля зрения.

Периферическое зрение - зрение, осуществляемое посредством периферических частей сетчатки глаза.

Плеоптическое лечение - лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.

Поле зрения - пространство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде.

Поле взора - участок пространства, который может воспринимать глаз при своем движении и фиксированном положении головы.

Рельефный шрифт - специальный выпуклый шрифт, созданный для чтения и письма слепых.

Ретинобластома - злокачественная опухоль сетчатки, поражающая детей в первые годы жизни.

Ретинит - воспаление сетчатой оболочки глаза, сопровождающееся снижением зрения.

Рефракция глаза - преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях.

Сетчатка - внутренняя фоточувствительная оболочка глаза, находящаяся на задней стенке глаза. На ней фокусируется свет с помощью роговой оболочки и хрусталика.

Скотома - очаговый дефект поля зрения, не сливающийся полностью с его периферическими границами.

Слепое пятно - проекция в пространстве диска зрительного нерва.

Система Брайля - система чтения с помощью осязания рельефного шрифта.

Слабовидение - значительное снижение зрения, при котором острота зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) находится в пределах от 0,05 до 0,2, или меньшее снижение остроты зрения при значительном нарушении других зрительных функций.

Слабовидящие дети - дети, острота зрения у которых находится в пределах от 0,05 до 0,2 при применении коррекции обычными очками.

Слепота неполная - резкое понижение остроты зрения, при котором оно не превышает 0,04 на лучше видящем глазу, но светоощущение сохранено.

Трахома - хроническое инфекционное заболевание слизистой оболочки глаза, которое характеризуется её утолщением, развитием в ней фолликулов с последующим исходом в рубцевание.

Тифлопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание, политехническую и трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей и подростков с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.

Увеит - воспаление увеального тракта (сосудистой оболочки глазного яблока).

O. D.- сокращение от латинского oculus dexter, т.е. «правый глаз».

O. S. - сокращение от латинского oculus sinister, т.е. «левый глаз».

O. U. - сокращение от латинского oculi utri usguae, т.е. «оба глаза».

 

10. Список литературы:

1. Воспитание слабовидящего ребенка в семье. Сборник статей. [Текст] /Под ред. В.П.Ермакова. - Москва. ВОС. 1986.

2. Григорьева, Л.П., Сташевский, С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст] / Л.П. Григорьева – М.: Просвещение,1990.

3. Демирчоглян, Г.Г. Детское зрение. [Текст] /Г.Г. Демирчоглян - М.: 1998.

4. Дети с глубокими нарушениями зрения. [Текст] / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1967.

5. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения [Текст] / В.П. Ермаков. - М.: Владос. 2000.

6. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих. [Текст] /А.Г. Литвак. - С – Пб. 1998

7. Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. [Текст] / Д.М. Маллаев.- М.: «Советский спорт». 1992

8. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. [Текст] - СПб.: Образование, 1995.

9. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях. [Текст] М.: Просвещение. 1978.

10. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. [Текст] / Под ред. Солнцевой Л.И. М.: «Логос» ВОС 1990.

11. Плаксина, Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. [Текст] / Л.И.Плаксина – М.: 1998.

12. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах с нарушением зрения. [Текст] /Л.И. Плаксина. - М.: ГороД,1998.

13. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. [Текст] /Л.И.Плаксина Калуга: «Адель», 1998

14. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. [Текст] - М.: «Школа - Пресс» 2001.

15. Ремезова, Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала. [Текст] /Л.А.Ремезова- Самара. 2003.

16. Ремезова, Л.А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения. [Текст] /Л.А. Ремезова- Самара. 2002.

17. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства. [Текст] /Л.И.Солнцева - М.: «Полиграф сервис». 2000.

18. Солнцева, Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения. [Текст] /Л.И.Солнцева - М.: «Полиграф сервис» 1999.

19. Солнцева, Л.И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью [Текст] /Л.И.Солнцева- М.: «Полиграф сервис» 1998

20. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения. [Текст] / Под ред. Ремезовой Л.А. Тольятти. 2002.

21. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. [Текст] / Под ред. Ремезовой Л.А. Тольятти. 2002г.

22. Белецкая, А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. [Текст] / А.Н. Белецкая - Москва «Просвещение» 1982 С. 122-125

23.  Польских, А.Е. Как улучшить зрение без очков. [Текст]- Минск. Современный литератор.1999.

24.. Гнеушева, А.Н Об охране зрения слабовидящих и остаточного зрения слепых детей. Воспитание слабовидящего ребенка в семье. Сборник статей [Текст] / А.Н. Гнеушева. - Москва. 1986. С. 8-14.

 

 

ИГРЫ и ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ для СЛЕПЫХ и СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

I. Дидактические игры и их роль в развитии

Слепых и слабовидящих детей

Одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к знаниям. Реализация этой задачи проходит как в учебной работе, так и во внеклассное время. Среди средств и методов, используемых педагогами, большое место принадлежит дидактическим играм.

Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам. Это отмечает А. В. Запорожец: «Участвуя в дидактических играх, ребенок уже мень­ше увлекается процессуальной и сюжетной стороной деятельности, а начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения».

В ходе дидактических игр у детей развивается внимание, воля, воспитываются активность, уверенность в себе, честность и справедливость. Дети приучаются соблюдать правила игры, избегать подсказок, не нарушать ход игры, воздерживаться от ненужных и навязчивых движений.

Дидактические игры построены на совокупности приемов зрительной, слуховой, двигательной наглядности, включают занимательные вопросы, загадки, в них используются момен­ты неожиданности: удивления, соревнования. Все это способствует активизации мыслительной деятельности детей.

Учение, труд и игра в младшем школьном возрасте тесно связаны. Впечатления и знания, полученные на занятиях, дети используют в игре, а игра, в свою очередь, помогает закрепить знания и лучше усвоить учебный материал.

Арсенал дидактических игр слепых и слабовидящих детей в значительной степени зависит от умелого и творческого подхода к этому вопросу со стороны педагогов, воспитателей, родителей. В подавляющем большинстве возможно применение дидактических игр зрячих с изменением какого-либо условия, связанного с использованием зрения. Можно по аналогии создавать специальные игры для слепых детей. Ставя задачу развития слепых и слабовидящих детей в игре, упражнения сохранных анализаторов, педагог или родитель старается использовать разнообразные игры. Например, в играх «Определи форму», «Опре­дели величину», «Из чего они сделаны?», «Путешествие по комнате» и др. дети упражняются в определении предметов, их формы, величины и материала.

Необычайно важно учить слепых детей ориентироваться во времени и в пространстве, и наиболее успешно это происходит в таких играх, как «Ищи по заданию», «Каравай», «Холодно—жарко!» и др. Временные представления формируются в различных играх со стихами, где требуется определить, было это событие или будет, в играх о временах года, играх с часами, где имеется Брайлевский циферблат.

Упражнение слуха слепых происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Дети любят играть в игру «Узнай по голосу», «Посидим в тишине»; сюда же включаются и музыкальные игры, способствующие развитию слуха. Многие игры-считалки, развивающие навыки счета, формирующие понятия о геометрическом материале, также исполь­зуются и на уроке и во внеклассной работе.

Много разделов дидактических игр способствуют активизации речи и словаря слепых школьников, познаванию ими окружающей природы, занятий людей, иностранного языка и т. п.

Все разновидности дидактических игр имеют определенное значение для развития слепого ребенка и должны быть использованы целенаправленно. Проводя эти игры, тифлопедагог вооружает детей знаниями и способствует формированию у слепых школьников умения активизировать, организовывать и регулировать свои психические функции.

Учителя и воспитатели должны помнить о том, что дидактическая игра направлена на формирование познавательной потребности, активного интереса к знаниям и может быть использована как одно из ведущих средств воспитания, готовящее слепого ребенка к правильному восприятию и осознанию окружающего мира.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.