Основные направления в современной этике XX века — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные направления в современной этике XX века

2022-01-17 21
Основные направления в современной этике XX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В конце XIX - первой половине ХХ века в рамках различных философских школ возникли этические концепции, основанные на принципах релятивизма, волюнтаризма и скептицизма.

Прагматизм (Дж. Льюи, Ч. Пирс и др.) отрицает теоретический аспект морали и сводит ее к рассмотрению утилитарных жизненных проблем, к "практической науке". Человек должен руководствоваться принципом наличной моральной ситуации, поступать, исходя из настоящего и самого ближайшего будущего. Основу морали составляет достижение выгоды любой ценой и любыми средствами, что, по существу, означает оправдание какой угодно цели и характера деятельности.

Неопозитивизм (эмотивистская этика) - субъективно-идеалистическая теория морали. Ее представители (Б. Рассел, Р. Карнап, А. Айер и др.) отрицают основания морали, исходят из того, что личность может сама их определять. Моральные суждения - это эмоции говорящего. Они могут быть случайными, произвольными, импульсивными, но не связаны с жизнью, и мораль не может быть проверена опытным путем. Айер критикует предшествующие этические теории за то, что они считают нравственные принципы и изречения достоверными.

Другие философы-неопозитивисты в своих выводах идут еще дальше, отрицая возможность теоретического овладения областью нравов. Р. Карнап прямо утверждает, что оценочные высказывания не несут ни малейшего теоретического смысла, но их нетеоретичность позволяет им сохранять неповторимую ценность для индивидуальной и общественной жизни. С точки зрения Б. Рассела, плохое и хорошее существует само по себе, независимо от последствий. Этика не может определяться нормативностью и не решает никаких моральных проблем.

Экзистенциализм определяет нравственность как не подлинное бытие, а лишь как средство общественного манипулирования личностью. У Камю окружающий мир - это мир абсурда, с которым человек находится в постоянном конфликте. С точки зрения Сартра, человек абсолютно свободен, он волен сам распоряжаться своей судьбой, и в каждом поступке совершает свободный выбор. Однако абсолютная свобода человека означает и его абсолютную ответственность за совершенный выбор и его последствия. Человек не свободен от свободы, он фактически "осужден быть свободным". Осознание этой свободы вызывает страх, и человек бежит от нее в мир социальной организации, рациональности и целесообразности, где принимает на себя социальную роль и становится винтиком машины, зато освобождается от ответственности.

По мнению Хайдеггера, попытка бегства человека от свободы и ответственности мстит обострением мучений от утраты своей личности и смысла жизни. Поэтому необходимо открыто осознавать свое одиночество и заброшенность, свободу и ответственность, бессмысленность и трагизм собственного существования, набраться сил и мужества жить и действовать в самых неблагоприятных обстоятельствах бесперспективности и безнадежности. От человека не зависит, в какие ситуации он может попасть, но от него зависит, как он из них выйдет: сломавшись и отказавшись от своего "я", или сохранив величие духа и достоинство даже ценой физической гибели.

В наиболее крайних формах экзистенциализм заявляет, что в жизни люди могут делиться только на две категории: палачей и жертв, так что если не хочешь быть палачом, то не остается ничего другого, как сознательно всегда становиться на сторону жертв.

Натуралистическая этика имеет основание в виде теории Дарвина. Основоположниками эволюционной этики были Спенсер и Кропоткин. Г. Спенсер рассматривал общественную и нравственную жизнь с точки зрения органической эволюции. Общественная эволюция- процесс приспособления биологической природы человека к природной и социальной среде. Критерием поведения - является удовлетворение - своих потребностей, а так как это возможно в благополучном и стабильном обществе, то нравственным поведением является поведение, ведущее к общественной гармонии и солидарности.

П. Кропоткин считал главным фактором органической эволюции принцип взаимопомощи, которая вместе с общительностью служит естественным основанием для развития морали. Из этой общительности рождается привычка не делать другим того, чего не желаешь себе, которая означает признание равноправия всех людей и представления о справедливости.

Социал-дарвинизм развивал идею, принципа биологической эволюции – где главенствуют естественный отбор и борьба за существование. Общественная жизнь стала рассматриваться как арена борьбы за выживание. Тем самым оправдывались социальное неравенство, агрессия и насилие как в общественной, так и в частной жизни.

З. Фрейд произвел радикальный пересмотр воззрений на природу человека. Он стремился понять природу человека, преодолевая иллюзии человека о самом себе. Фрейд опирался только на практику и пришел к открытию в человеке бессознательного. Позднее он добавил к ним инстинкт разрушения и смерти, стремящиеся вернуть материю в неорганическое состояние и другие компоненты его теории. Мораль, по Фрейду, изначально является сферой давления, принуждения и несвободы, с помощью которой общество стремится обезопасить себя от разгула стихии бессознательного. Природа человека эгоистична и антиобщественна, а в глубине души он противник культуры и морали, которые его сдерживают.

В ХХ веке получила развитие также христианская этика. Среди ее направлений особы выделяется неотомизм как официальное учение католической церкви. Этика неотомизма исходит из того, что источником морали является божественный разум, который вечен и определяет моральные требования к человеку. Главной причиной всех бед и несчастий является отступление от норм религиозной морали. Земная свобода является причиной греха и зла. Счастье человека состоит в подчинении "божественному закону", который представляет собой истинную этику.

Теологическое обоснование нравственности представлено также в неопротестантизме, который утверждает, что человек по природе своей греховен и порочен, а потому не способен осуществлять заповеди Христа в реальной жизни. Нравственность как божественное предначертание находится в сфере "отношения человека к Богу", что и составляет его подлинное бытие. Нравственность - это обращение и любовь к Богу, всепрощение и справедливость, тогда как мирская мораль - это утилитарные расчеты и материальные эгоистические интересы.

Метаэтика – это методологическая программа, предполагающая перевод всех этических проблем в область языка с последующим анализом языковых высказываний. В ней была поставлена задача построения формализованной, логически выверенной этической теории, отвечающей критерию верификации. Верификация предполагает, что суждение имеет смысл, если ему можно поставить в соответствие факт действительности. При этом выявилась специфика моральных высказываний (обнаруженная еще Юмом): это оценки и требования, а не суждения о фактах, а потому они не поддаются верификации и не имеют статуса научных высказываний.

Эмотивизм как одно из направлений метаэтики полагал, что моральные суждения отражают личные эмоциональные предпочтения. Опираясь на «аргумент Юма» они заняли антикогнитивистскую позицию, утверждая, что моральные суждения не имеют познавательной ценности. Следствием этого тезиса становилась толерантность к чужой нравственной позиции и невозможность построения обоснованных нравственных программ.

Интуитивизм как направление метаэтики представлен английским философом Дж. Э. Муром. В книге «Принципы этики» он произвел критику так называемой «натуралистической ошибки», которая, по его мнению, была присуща всей предшествующей этике. Ошибка состояла в том, что, пытаясь дать определение добра, этика отождествляла свойства добра со свойствами каких-либо натуральных объектов и переживаемых состояний.

«Этика ненасилия». Всякая этика считает отказ от насилия необходимым, специфика «этики ненасилия» в ХХ веке в том, что это не только теория, но и социальная практика. Примером соединения теории и практики ненасилия является деятельность М. Ганди по освобождению Индии от британского колониализма и борьба М.Л. Кинга за права негров в США.

Поскольку насилие порождает ответное насилие, оно является заведомо неэффективным методом решения каких бы то ни было проблем. Ненасилие – это не пассивность, а особые ненасильственные действия (сидячие забастовки, марши, голодовки, распространение листовок и выступления в СМИ для популяризации своей позиции – сторонники ненасилия выработали десятки подобных методов). К осуществлению подобных действий способны только нравственно сильные и мужественные люди, способные, благодаря вере в свою правоту, не отвечать ударом на удар. Мотивом ненасилия является любовь к врагам и вера в их лучшие моральные качества. Врагов следует убедить в неправоте, неэффективности и безнравственности силовых методов и достичь с ними компромисса. «Этика ненасилия» считает моральность не слабостью, а силой человека, способностью достигать целей.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.